Практическая работа "Изучение снежного покрова"
методическая разработка (география, 6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Практическая работа
«Измерение высоты снежного покрова, определение его плотности и расчет запасов воды»
Мною разработаны экскурсии и практические работы на местности с учетом возможностей нашей школы. Одну из таких практических работ предлагаю вниманию.
Природа зимой не спит, и снег может быть чрезвычайно интересным объектом для изучения. Жизнь снега коротка. Снежный покров в нашей лесостепной зоне Большереченского района Омской области лежит в течение 6-5 месяцев сплошным покровом.
Сне́жный покро́в — слой снега на поверхности Земли, образовавшийся в результате снегопадов и метелей. Снежный покров обладает малой плотностью, возрастающей со временем, особенно весной. Отражательная способность (альбедо) свежевыпавшего снега — 70-90 %, старого, тающего снега — 30-40 %.
Снежный покров сильно отражает солнечную радиацию, но предохраняет почву от чрезмерного выхолаживания, а озимые посевы от вымерзания; оказывает огромное влияние на климат, рельеф, питание рек и ледников, почвообразовательные процессы, жизнь растений и животных. В то же время, снеговой покров может приводить к выпреванию растений. Народные пословицы гласят: «Много снега – много хлеба», «Снег глубок – хлеб хорош».
Снежный покров - прекрасная возможность для исследования загрязнений природной среды. Он обладает рядом свойств, делающих его удобным индикатором загрязнения не только самих атмосферных осадков, но и атмосферного воздуха, а так же последующего загрязнение вод и почв. При образовании и выпадении снега концентрация загрязняющих веществ в нем оказывается на 2-3 порядка выше, чем в атмосферном воздухе (Василенко В.Н и др. Мониторинг загрязнения снежного покрова- Л.Гидромет.,1985). Поэтому измерения содержания этих веществ могут производиться достаточно простыми методами и с высокой степенью надежности.
Ход работы
Цель: изучение условий сезонного промерзания и снегонакопления, установления причинно-следственных связей.
Задачи:
– выработка у учащихся представления о снежном покрове как о географическом факторе;
– развитие исследовательских умений и навыков;
– воспитание бережного отношения к природе, любви к малой родине и привитие навыков коллективного труда.
Средства обучения: полевой дневник.
Приборы: термометр, снегомерная рейка, саперная лопатка, цилиндрический мерный стакан, пружинные весы, лупы, листы с темной матовой поверхностью.
Время проведения: 4-5-6 уроки, чтобы солнце землю обогрело; лучше всего – март.
Форма одежды учащихся: специальная (с учетом работы в глубоком снегу).
Форма работы: групповая.
Роль учителя: консультант.
Последовательность выполнения работы.
1. Актуализация знаний:
определение температуры с помощью термометра
определение высоты снежного покрова с помощью снегомерной рейки
определение запаса воды по формуле: S=10 d h
где S – запас воды
D – плотность снега
H – высота снега
2. Подготовка полевого дневника
3. Выбор точек (двор школы, ближайший лес, поле)
4. Работа в группах по маршруту:
Остановка №1-школа, остановка №2 – поле, остановка №3 –тополиный лес
Загадки:
Я как песчинка мал,
А землю покрываю,
Я из воды, а с воздуха летаю,
Как пух лежу на полях,
Как алмаз блещу
При солнечных лучах.(Снег)
Замела я всё вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И надолго к вам пришла.(Зима)
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады.
Ответ (Мороз)
Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит,
Стоять не велит (Мороз)
С неба звёзды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много-много звёздочек
Тонких, как стекло;
Звёздочки холодные,
А земле тепло! (Снежинка)
Алгоритм выполнения работы.
Точки измерения:
- Результаты
- Мощность
- Глубина промерзания
- Плотность снега
- Запас воды
- Температура
- Ледяная корка
- Форма снежинок
1. Определение мощности снежного покрова
Задание 1. Определение мощности снежного покрова в выбранных точках с помощью снегомерной рейки.
Задание 2. Запись результатов в полевой дневник:
Построение профиля снежного покрова:
2. Определение глубины промерзания почвы.
Задание 1.Глубину промерзания определяем путем пробивания стерни металлическим предметом.
Задание 2. Построение диаграммы зависимости глубины промерзания от мощности снежного покрова.
3. Определение плотности и запасов воды.
Задание 1. Для определения плотности и запасов воды пользуемся цилиндрическим мерным стаканом. Им измеряем объём всей толщи по вертикали от поверхности до почвы.
Расчет плотности снега ведется по формуле d = m/10 h,
где h – высота снежного покрова в см, m – масса снега в граммах.
Результаты вычислений занести в таблицу.
№ пробы | Плотность снега d(г/см3) | dср (г/см3) |
1 | ||
2 | ||
3 |
Задание 2 . Запас воды определяем по формуле: S=10 d h
где S – запас воды D – плотность снега H – высота снега
Расчет запасов воды в тоннах на 1 гектар: М = 10 S.
4. Определение температуры.
Задание 1. Определение температуры производится термометром. Защищаем его от падающих солнечных лучей.
Построить график изменения температуры снега на различной глубине.
5. Определения наличия и толщины ледяных корок.
Задание1. Определение количества и толщины ледяных корок.
Ледяные корки ухудшают дыхание растений.
6. Исследование снежной толщи. Зарисовка снежной толщи в одной из точек.
7. Определение формы и размеров снежинок.
Малый атлас снежинок.
8. Выявление загрязнений путем таяния снега и фильтрования воды (в условиях класса).
Задание 1. Взять пробы снега в разных точках.
Задание 2. Снег растопить и профильтровать.
9. Наблюдения за растениями и животными
1. Запас питательных веществ в корневищах
2. Появление многохвосток и комариков на поверхности свидетельствует об оттепели
3. Наблюдение приствольных воронок деревьев, распространения семян крылаток клена, заячьих следов.
10. Домашнее задание: оформление результатов работы.
11. Выводы: проведение зимних наблюдений способствует углубленному изучению родного края, развитию трудовых навыков и бережному отношению к природе. Если вести наблюдения из года в год, то можно делать сравнения и выполнять исследовательскую работу по наблюдениям за несколько лет.
Конечный результат работы - Выпуск информационных бюллетеней.
Приобретаемые навыки детей:
- Работа со снегомерной линейкой
- Умение правильно фиксировать результаты исследований
- Развивается наблюдательность, память, внимание
- Ответственность за точность измерений
- Умения работы с термометрами
- Аккуратность ведения полевого дневника
- Чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи
- Совершенствование вычислительных навыков
- Воспитание чувства любви к малой родине
- Практическая значимость результатов исследования
- Развитие исследовательских умений и навыков
- Укрепление и сохранение здоровья.
Литература: Г. М. Федюкин «Изучение снежного покрова». «География в школе»,1983 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование снежного покрова г.Санкт-Петербурга методом биотестирования
Исследовательская работа учащихся 10 класса по экологии...
Исследовательская работа« Оценка кислотности атмосферных осадков по результатам обследования дождевой воды и снежного покрова в микрорайоне СОШ №3 Староминского района.»
Исследовательская работа «Оценка кислотности атмосферных осадков по результатам обследования дождевой воды и снежного покрова в микрорайоне СОШ №3 Староминского района», выполненная ученицей СОШ...
Исследовательская работа« Оценка кислотности атмосферных осадков по результатам обследования дождевой воды и снежного покрова в микрорайоне СОШ №3 Староминского района.»
Исследовательская работа «Оценка кислотности атмосферных осадков по результатам обследования дождевой воды и снежного покрова в микрорайоне СОШ №3 Староминского района», выполненная ученицей СОШ...
Исследовательская работа : "Определение загрязнения воздуха по снежному покрову"
Исследовательская работа...
Научно-исследовательская работа: «Сравнительный анализ снежного покрова из разных источников с. Ийме»
Научно-исследовательская работа:«Сравнительный анализ снежного покрова из разных источников с. Ийме»...
«Оценка состояния снежного покрова методами количественного и качественного анализа»
Определение и сравнение физических свойств и степени загрязнённости снега твёрдыми примесями на разных участках....
Влияние загрязненной почвы и снежного покрова на прорастание кресс-салата, как биоиндикатора.
В промышленных городах одной из ведущих проблем становится экологическое состояние окружающей среды. Влияние угледобывающей и заводской промышленности негативно сказывается на состоянии растений, кото...