Практическая работа "Изучение снежного покрова"
методическая разработка (география, 6 класс) по теме

Засыпкина Марина Александровна

Практическая работа на местности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchenie_snezhnogo_pokrova.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа

«Измерение высоты снежного покрова, определение его плотности и расчет запасов воды»

        Мною разработаны экскурсии и практические работы на местности с учетом возможностей нашей школы. Одну из таких практических работ предлагаю вниманию.

          Природа зимой не спит, и снег может быть чрезвычайно интересным объектом для изучения. Жизнь снега коротка. Снежный покров в нашей лесостепной зоне Большереченского района Омской области лежит в течение 6-5 месяцев сплошным покровом.

Сне́жный покро́в — слой снега на поверхности Земли, образовавшийся в результате снегопадов и метелей. Снежный покров обладает малой плотностью, возрастающей со временем, особенно весной. Отражательная способность (альбедо) свежевыпавшего снега — 70-90 %, старого, тающего снега — 30-40 %.

Снежный покров сильно отражает солнечную радиацию, но предохраняет почву от чрезмерного выхолаживания, а озимые посевы от вымерзания; оказывает огромное влияние на климат, рельеф, питание рек и ледников, почвообразовательные процессы, жизнь растений и животных. В то же время, снеговой покров может приводить к выпреванию растений. Народные пословицы гласят: «Много снега – много хлеба», «Снег глубок – хлеб хорош».

Снежный покров - прекрасная возможность для исследования загрязнений природной среды. Он  обладает рядом свойств, делающих его удобным индикатором загрязнения  не только самих атмосферных осадков, но и атмосферного воздуха, а так же последующего загрязнение вод и почв. При образовании и выпадении снега концентрация  загрязняющих веществ в нем оказывается на 2-3 порядка выше, чем в атмосферном воздухе (Василенко В.Н и др. Мониторинг загрязнения снежного покрова- Л.Гидромет.,1985). Поэтому измерения содержания этих веществ могут производиться достаточно простыми методами и с высокой степенью надежности.

Ход работы

Цель: изучение условий сезонного промерзания и снегонакопления, установления причинно-следственных связей.

Задачи:

– выработка у учащихся представления о снежном покрове как о географическом факторе;

– развитие исследовательских умений и навыков;

– воспитание бережного отношения к природе, любви к малой родине и привитие навыков коллективного труда.

Средства обучения: полевой дневник.

Приборы: термометр, снегомерная рейка, саперная лопатка, цилиндрический мерный стакан, пружинные весы,  лупы, листы с темной матовой поверхностью.

Время проведения: 4-5-6 уроки, чтобы солнце землю обогрело; лучше всего – март.

Форма одежды учащихся: специальная (с учетом работы в глубоком снегу).

Форма работы: групповая.

Роль учителя: консультант.

Последовательность выполнения работы.

1. Актуализация знаний:

определение температуры с помощью термометра

определение высоты снежного покрова с помощью снегомерной рейки

определение запаса воды по формуле: S=10 d h

где S – запас воды

D – плотность снега

H – высота снега

2. Подготовка полевого дневника

3. Выбор точек (двор школы, ближайший лес, поле)

4. Работа в группах по маршруту:

Остановка №1-школа, остановка №2 – поле, остановка №3 –тополиный лес

       Загадки:

Я как песчинка мал,

А землю покрываю,

Я из воды, а с воздуха летаю,

Как пух лежу на полях,

Как алмаз блещу

При солнечных лучах.(Снег)

Замела я всё вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И надолго к вам пришла.(Зима)

Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады.
Ответ (Мороз)

Старик у ворот

Тепло уволок.

Сам не бежит,

Стоять не велит (Мороз)

С неба звёзды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много-много звёздочек
Тонких, как стекло;
Звёздочки холодные,
А земле тепло! (Снежинка)

Алгоритм выполнения работы.

Точки измерения:

  1. Результаты
  2. Мощность
  3. Глубина  промерзания
  4. Плотность  снега
  5. Запас воды
  6. Температура
  7. Ледяная  корка
  8. Форма снежинок        

1. Определение мощности снежного покрова

Задание 1. Определение мощности снежного покрова в выбранных точках с помощью снегомерной рейки.

Задание 2. Запись результатов в полевой дневник:

Построение профиля снежного покрова:

                

2. Определение глубины промерзания почвы.

Задание 1.Глубину промерзания определяем путем пробивания стерни металлическим предметом.

Задание 2. Построение диаграммы зависимости глубины промерзания от мощности снежного покрова.

3. Определение плотности и запасов воды.

Задание 1. Для определения плотности и запасов воды пользуемся цилиндрическим мерным стаканом. Им измеряем объём всей толщи по вертикали от поверхности до почвы.

Расчет плотности снега ведется по формуле d = m/10 h,

где h – высота снежного покрова в см,            m – масса снега в граммах.

Результаты вычислений занести в таблицу.

№ пробы

Плотность снега

d(г/см3)

dср (г/см3)

1


2

3

Задание 2 . Запас воды определяем по формуле: S=10 d h

где S – запас воды  D – плотность снега  H – высота снега

Расчет запасов воды в тоннах на 1 гектар: М = 10 S.

4. Определение температуры.

Задание 1. Определение температуры производится термометром. Защищаем его от падающих солнечных лучей.

Построить график изменения температуры снега на различной глубине.

5. Определения наличия и толщины ледяных корок.

Задание1. Определение количества и толщины ледяных корок.

Ледяные корки ухудшают дыхание растений.

6. Исследование снежной толщи. Зарисовка снежной толщи в одной из точек.

7. Определение формы и размеров снежинок.
Малый атлас снежинок.

8. Выявление загрязнений путем таяния снега и фильтрования воды (в условиях класса).

Задание 1. Взять пробы снега в разных точках.

Задание 2. Снег растопить и профильтровать.

9. Наблюдения за растениями и животными

1. Запас питательных веществ в корневищах

2. Появление многохвосток и комариков на поверхности свидетельствует об оттепели

3. Наблюдение приствольных воронок деревьев, распространения семян крылаток клена, заячьих следов.

10. Домашнее задание: оформление результатов работы. 

11. Выводы:  проведение зимних наблюдений способствует углубленному изучению родного края, развитию трудовых навыков и бережному отношению к природе. Если вести наблюдения из года в год, то можно делать сравнения и выполнять исследовательскую работу по наблюдениям за несколько лет.

Конечный результат работы - Выпуск информационных бюллетеней.

Приобретаемые навыки детей:

  1. Работа со снегомерной линейкой
  2. Умение правильно фиксировать результаты исследований
  3. Развивается наблюдательность, память, внимание
  4. Ответственность за точность измерений
  5. Умения работы с термометрами
  6. Аккуратность ведения полевого дневника
  7. Чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи
  8. Совершенствование вычислительных навыков
  9. Воспитание чувства любви к малой родине
  10. Практическая значимость результатов исследования
  11. Развитие исследовательских умений и навыков
  12. Укрепление и сохранение здоровья.

Литература: Г. М. Федюкин «Изучение снежного покрова». «География в школе»,1983 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование снежного покрова г.Санкт-Петербурга методом биотестирования

Исследовательская работа учащихся 10 класса по экологии...

Исследовательская работа« Оценка кислотности атмосферных осадков по результатам обследования дождевой воды и снежного покрова в микрорайоне СОШ №3 Староминского района.»

Исследовательская работа «Оценка  кислотности атмосферных осадков по результатам обследования дождевой воды и снежного покрова в микрорайоне СОШ №3 Староминского района», выполненная ученицей СОШ...

Исследовательская работа« Оценка кислотности атмосферных осадков по результатам обследования дождевой воды и снежного покрова в микрорайоне СОШ №3 Староминского района.»

Исследовательская работа «Оценка  кислотности атмосферных осадков по результатам обследования дождевой воды и снежного покрова в микрорайоне СОШ №3 Староминского района», выполненная ученицей СОШ...

Научно-исследовательская работа: «Сравнительный анализ снежного покрова из разных источников с. Ийме»

Научно-исследовательская работа:«Сравнительный анализ снежного покрова из разных источников с. Ийме»...

«Оценка состояния снежного покрова методами количественного и качественного анализа»

Определение и сравнение физических свойств и степени загрязнённости снега твёрдыми примесями на разных участках....

Влияние загрязненной почвы и снежного покрова на прорастание кресс-салата, как биоиндикатора.

В промышленных городах одной из ведущих проблем становится экологическое состояние окружающей среды. Влияние угледобывающей и заводской промышленности негативно сказывается на состоянии растений, кото...