Природная зональность.
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Конспект к уроку географии «Природная зональность».
Урок по теме «Природная зональность» входит в раздел «Географическая оболочка», занимает промежуточное место в курсе 7 класса. Урок основан на ранее изученном материале «Природный комплекс» и является его продолжением. Цели урока: сформировать понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность», познакомить с природными зонами, с особенностями их смены и причинами, вызывающими эту смену. В ходе данного урока учащиеся формируют знания о природных зонах Земли как зональных природных комплексах, выявляют закономерности размещения природных зон на Земле, продолжают формировать умения работы с географической картой. Объем нового материала достаточно большой, применены разные методы работы: объяснение учителя, работа с учебником, сообщения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.prirodnaya_zonalnost._7_klass.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект к уроку географии «Природная зональность».
Урок по теме «Природная зональность» входит в раздел «Географическая оболочка», занимает промежуточное место в курсе 7 класса. Урок основан на ранее изученном материале «Природный комплекс» и является его продолжением. Цели урока: сформировать понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность», познакомить с природными зонами, с особенностями их смены и причинами, вызывающими эту смену. В ходе данного урока учащиеся формируют знания о природных зонах Земли как зональных природных комплексах, выявляют закономерности размещения природных зон на Земле, продолжают формировать умения работы с географической картой. Объем нового материала достаточно большой, применены разные методы работы: объяснение учителя, работа с учебником, сообщения детей.
Природная зональность
7 класс
Мифтахова Эльмира Назировна
Учитель географии
МБОУ «СОШ №89 с углубленным изучением отдельных предметов»
Урок по географии в 7 классе.
Тема. Природная зональность.
Цель урока. Познакомить с природными зонами, с особенностями их смены и причинами
вызывающими эту смену.
Задачи урока. 1. Сформировать понятия «природная зона», «широтная зональность»,
«высотная поясность».
2. Продолжить формирование представления о взаимосвязи и взаимозависимости
компонентов природы.
3. Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.
Оборудование. Карта «Природные зоны мира», рисунки с изображением природных зон, таблички с терминами: «климат», «почва», «горные породы», «рельеф», «вода», «растения», «животные».
Тип урока. Комбинированный.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- объявление темы и цели урока; (Сегодня мы с вами продолжим изучение темы «Географическая оболочка. Природные комплексы». Попутешествуем по ПЗ на суше и в горах. Познакомимся с новыми понятиями: природная зона, широтная зональность, высотная поясность; с картой « Природные зоны мира»).
- запись темы урока в тетрадях.
II. Актуализация знаний.
- Понятие «Природный комплекс».
Учитель: Прежде чем начнем новую тему, нам необходимо вспомнить некоторые понятия. Для этого отгадайте определения. (учитель называет определение, ученики определяют понятие, тот, кто отвечает, выходит к доске, учитель дает табличку с названием понятия).
- многолетний режим погоды, характерный для данной территории (климат);
- все неровности земной поверхности (рельеф);
- может находиться в трех состояниях (вода);
- все вещества, залегающие к земной коре (горные породы);
- верхний плодородный слой (почва);
- организмы производители (растения);
- организмы потребители (животные).
- Климат, рельеф, воды, горные породы, почвы, растения и животные – чем они являются? (компоненты ПК).
- Образуйте природный комплекс (берутся за руки, образуют круг).
- А теперь дайте определение ПК. ( ПК – это участок земной поверхности, где все компоненты природы взаимодействуют друг с другом)
2. Определение ПК суши, океана и антропогенные ПК.
- На доске примеры ПК (лес, материк, город, океан, овраг, поля, залив, горная система, фруктовый сад, пролив, озеро, парк, море). Внимательно прочтите, на какие группы можно их распределить (ПК суши, океаны, антропогенные ПК)
- Первый ряд перечисляет ПК суши, второй ряд – океана, третий – антропогенные. (ПК суши: лес, материк, овраг, горная система, озеро.
ПК океана: океан, залив, пролив, море.
ПК антропогенные: город, поля, фруктовый сад, парк.)
III. Изучение новой темы.
1. Формирование понятия «природная зона» (ПЗ).
-ПК отличаются большим разнообразием. Крупным ПК являются ПЗ. Их образование обусловлено соотношением тепла и влаги, т.е. климата. Климат меняется от экватора к полюсам → меняется соотношение тепла и влаги → меняются почвы, растения и животные. Для каждой территории характерна своя взаимосвязь компонентов. Эта связь, прежде всего, отражается на растительности, поэтому внешне ПЗ отличается характером растительности и называется по преобладающему в них типу растительности. Например, ПЗ смешанных лесов, экваториальные леса, пустыни.
- Теперь давайте попробуем дать определение: что же такое ПЗ? (ответ учащихся).
- Теперь найдем по учебнику и запишем в тетрадь определение ПЗ (запись в тетради). ( Природная зона – это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.)
2. ПЗ океана.
Учитель: ПЗ есть и в океане. Они различаются водными массами, но внешне не отличаются. Называются, как и климатические пояса.
3. Размещение ПЗ.
- Как же размещаются ПЗ на суше? Для этого попутешествуем вдоль 20-ого меридиана восточной долготы. Но сначала вспомним и напишем в тетрадях в столбик климатические пояса от экватора к северу (запись в тетрадях).
- Начнем путешествие от экватора. На экваторе жарко и очень влажно → здесь формируются влажные экваториальные леса. Что же из себя представляет эта зона, послушаем сообщение… (Заранее детям дается задание) (так по каждому климатическому поясу и природной зоне, сопровождается рисунками)
Климатические пояса Природные зоны
- экваториальный - влажные экваториальные леса
- субэкваториальный - саванны
- тропический - пустыни
- субтропический - жестколистные вечнозеленые леса
- умеренный - тайга, смешанные леса, широколиственные леса
- субарктический - тундра, лесотундра
- арктический - арктическая пустыня
-Итак, мы закончили наше путешествие. Попробуем сделать вывод. Что вы увидели в размещении природных зон? (размещение ПЗ находится в тесной связи с климатическими поясами. Как и климатические пояса ПЗ тоже сменяют друг друга к северу и югу от экватора в связи с уменьшением солнечного тепла и неравномерностью увлажнения)
3.1. Широтная зональность.
- Смена ПЗ на равнинах от экватора к полюсам называется широтной зональностью. Зональность – это основная географическая закономерность.
3.2. Высотная поясность.
- Смена ПЗ происходит и в горах. Почему? (с высотой меняется температура и увлажнение).
- Смена ПЗ в горах называется высотной поясностью, так как, сменяя друг друга, ПЗ, как бы опоясывают горы на разных высотах. Смена ПЗ в горах происходит быстрее. Первый (нижний) пояс гор всегда соответствует природной зоне, в которой находится гора. Например, гора находится в тайге:
1. тайга;
2. горная тундра;
3. снега.
- Количество ПЗ от чего будет зависеть? (от высоты гор, от широты)
IV. Закрепление.
1. - Чем мы с вами сегодня познакомились?
2. Географический диктант.
- Крупный ПК, обладающий общностью температурных условий почв, увлажнений, растительности и животного мира – это… (Природная зона)
- Главная причина образования различных ПЗ …(Соотношение тепла и влаги)
- ПЗ внешне отличаются…(Растительностью)
- Смена ПЗ на равнинах при движении от экватора к полюсам называется –… (широтная зональность)…
- Смена в горах…(высотная поясность)
- Самый нижний высотный пояс в горной системе расположенной в ПЗ степей является …(степи)
3. Самопроверка (ответы и баллы для оценок на доске).
Природная зона
Соотношение тепла и влаги 6 –«5»
Растительность 5--- «4»
Широтная зональность 3-4 ---«3»
Высотная поясность
Степи
V. Домашнее задание.
- § 15
- перечислить и объяснить размещение ПЗ вдоль 40º с.ш. на материке Евразия с запада на восток.
Литература.
- О. В. Крылова «Уроки географии, 7 класс». «Просвещение», Москва 1990
- Н. А. Никитина «Поурочные разработки по географии, 7 класс». «Вако», Москва 2005
- И. И. Нагорная «Поурочные планы. География, 7 класс». «Учитель», Волгоград 2003
- Н. В. Яковлева, А.Б. Моргунова, Т. К. Торопова и другие «География. Уроки учительского мастерства. 6-11 классы» «Учитель», Волгоград 2008
- Энциклопедия для детей «Аванта +» География. Москва 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект к уроку географии «Природная зональность». 7 класс
Урок по теме «Природная зональность» входит в раздел «Географическая оболочка», занимает промежуточное место в курсе 7 класса. Урок основан на ранее изученном материале «Природный комплекс» и яв...
Конспект к уроку географии «Природная зональность». 7 класс
Урок по географии в 7 классе.Максимова Н.М Слобода-Бешкильская сош, Тюменская область Тема. Природная зональность. Цель урока....
Урок географии на тему"Природные комплексы. Географическая зональность"
Технологическая карта открытого урока географии в 7 классе.Открытый урок-исследование по теме "Природные комплексы. Географическая зональность"...
Природная зональность
Презентация...
Природная зональность
Иллюстративно-текстовый материал....
Природная зональность
Меиодичка к уроку в 7 классе при изучении данной темы....
Разарботка урока по географии 7 класс по теме "Природная зональность"
Разаработка включает описание УУД и технологическую карту...