Транспорт - главный загрязнитель воздуха
методическая разработка по географии (9 класс) по теме
География. 9 класс тема "Транспорт России".
Цель урока: Определить способы улучшения экологического состояния нашей местности на примере транспорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Транспорт - главный загрязнитель воздуха | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Главный загрязнитель воздуха - транспорт.
9 класс Тема «Транспорт России».
Цель урока: Определить способы улучшения экологического состояния нашей местности на примере транспорта.
Задачи урока: 1. Рассмотреть влияние транспорта на территорию Фёдоровской волости. 2. Развивать навыки работы с различными источниками информации. 3. Формировать умения выступать перед аудиторией, слушать выступления своих товарищей, работать в группе. 4. Изменение потребительских стереотипов по отношению к использованию транспорта.
I. Организационный момент
(класс делится на группы: ведущий (руководит работой группы), помощник ведущего (формулирует и записывает выводы), секретарь (записывает любые, даже самые бредовые идеи), художник, докладчик (выступает от имени группы)
II. Изучение нового материала.
1. Введение.
- Сколько времени человек может прожить без воздуха? (Человек без воздуха может прожить всего несколько минут).
Воздух нужен для дыхания всем живым организмам на Земле. Медицина установила, что преждевременное старение начинается в значительной мере из-за недостатка кислорода в организме.
В результате хозяйственной деятельности человека в атмосферу попадают различные химические вещества. Здесь происходит смешивание загрязнителей между собой, и идут реакции этих загрязнителей с атмосферными газами.
- Что же является главными источниками загрязнения атмосферы? (фабрики, заводы, транспорт)
Известно, что 56% всего загрязнения атмосферы - влияние транспорта, 17% - отопление домов, 16% - промышленное загрязнение и 11% - другие причины.
- Тема нашего урока: «Главный загрязнитель воздуха – транспорт».
- Цель урока: определить способы улучшения экологического состояния нашей местности.
2. Введение в проблему. «В магазине».
Эта тема касается всех нас и водителя, и пешехода, потому что все мы потребители.
- Поэтому сейчас предлагаю, вам отправится в магазин за покупками.
- Вам нужно купить для семьи продукты: кому - сок, кому – чай, кому – йогурт…
- Что вы приобретёте из предложенных продуктов? Подумайте, почему вы сделали такой выбор? (обсудите в группе)
Выбор: 1. Сок: «Нико» СПБ и «Добрый» Москва.
2.Чай: «Липтон» Бельгия и «Гринфилд» СПб.
3.Йогурт: «Чудо» СПб и «Активиа» Москва.
4. Зубная паста: «Амвей» США и «Блендомет» Москва.
5. Кондитерские изделия: десерт «Капучино» Украина и вафельные пирожные «Шоколадный принц» СПб.
6. Мороженое: «Семейное» Пенза и «Вафельный стаканчик» СПб.
7. Шоколад: «Дав» Москва и «Киндер шоколад» Казахстан.
8. Кофе: «Нескафе» Краснодар и «Чибо» Германия.
9. Соль: «Экстра» Беларусь и «Зимушка краса» Дания.
Обсуждение.
- Ваше мнение. Почему вы так решили? Спасибо!
Запись ответов (критерии выбора: дальность перевозки, экологичность материала, состав, личные предпочтения, удобство).
- Кто правильно выбрал продукты?
Обсудим этот вопрос позже, а сейчас обратимся к цифрам.
Роль транспорта в воздействии на окружающую среду существенно недооценивается:
Виды воздействия транспорта на окружающую среду:
- Загрязнение воздуха: во всех крупных городах Европы фиксируется повышенное содержание в воздухе таких опасных загрязнителей, как оксиды азота и серы, угарный газ, бензол, фенолы, мелкая пыль.
- Выбросы парниковых газов и веществ, разрушающих озоновый слой.
- Загрязнение вод: ливневые стоки с проезжей части.
- Загрязнение почв: свинец, цинк, углеводороды, хлорид натрия.
- Ущерб живой природе при строительстве новых и расширении старых путей сообщения.
- Истощение запасов нефти.
Средний расход топлива на перевозку 1 человека на 1 км (см3 )
Виды транспорта | Средний расход топлива на перевозку 1 человека на 1 км (см3) |
Легковой автомобиль (1 водитель) | 80 |
Вертолёт | 70 |
Самолёт | 50 |
Легковой автомобиль (водитель и 3 пассажира) | 20 |
Теплоход | 8 |
Автобус | 4 |
Электропоезд | 0,5 |
Велосипед | 0 |
Транспорт потребляет 68% нефти и 44% энергии производимой в мире.
Транспорт производит: 1/2 всех загрязнений, 1/3 всех парниковых газов, 4/5 загрязнения воздуха в городах.
Например, в СПб ежедневно от транспорта поступает более 600 т загрязняющих веществ.
3. - Посмотрите видеофрагмент. Подумайте: - Почему, несмотря на очевидный вред транспорта, мы не можем от него отказаться?
кино «Транспорт и окружающая среда» (1.24)
Обсуждение:
- Почему, несмотря на очевидный вред транспорта, мы не можем от него отказаться? (для передвижения, транспортировки продуктов, товаров и природных ресурсов; с развитием транспорта мир становится доступнее (попасть в любую точку планеты становится легче), транспортировка грузов занимает несколько часов, что способствует развитию торговли и экономических связей. Пассажирский транспорт обслуживает семейные, частные поездки. Транспорт удовлетворяет потребности промышленности и торговли в перевозке сырья и продукции).
- Вернёмся к нашим товарам, которые мы купили. Кто же правильно выбрал продукты?
- Почему вы так считаете? Да и предпочтения, и реклама, правильно, но…
- Но что мы должны учитывать при выборе продуктов и других товаров, осознавая вред транспорта для окружающей среды? (дальность перевозки)
- Обратите внимание на этикетки! Мы приклеили цифру, которая обозначает место производства.
- Поднимите руку, кто правильно? У кого ближе всего к нашей местности оказались товары? У кого дальше всего?
- Мы живём не в городе, а в сельской местности, но и мы страдаем от негативного влияния транспорта на окружающую среду?
- Как вы думаете почему? (дорога через посёлок, ездим на различных видах транспорта, есть личные автомобили).
4. Результаты исследовательской работы.
Все вы были участниками исследовательской работы «Влияния транспорта на окружающую среду на территории Фёдоровской волости». У нас работали три группы экспертов. Результаты, полученные во время исследования, были тщательно проанализированы и эксперты пришли к следующим выводам. Предлагаем вам, познакомиться с полученными результатами.
Слово представляется Соколовой Вале, которая представляет группу «Экспертов по парковке».
Эта группа посетила деревни Глинки, Аннолово, Федоровское и ответила на вопросы:
- Где и как припаркованы автомобили?
- Есть ли места, где парковка машин осуществляется с нарушениями парковки.
Выводы: В д. Глинки на Новой улице самый большой процент неправильно припаркованных автомобилей (41 %).
В д. Аннолово более всего неверно припаркованных машин мы обнаружили на улице Школьной (43%).
В д. Фёдоровское больше неправильно припаркованных машин обнаружено на Шоссейной у 5-х, 9, 11 домов. Всего в д. Глинки было обнаружено 25% с нарушениями парковки. В д. Аннолово – 27% с нарушениями. В д. Фёдоровское – 31% с нарушениями парковки. И это несмотря на то, что только в деревне Федоровское имеются правильно организованные автостоянки.
Многие люди не понимают степени вреда неправильной парковки для окружающей среды и, в конечном итоге, для нашего здоровья. Однако, при неправильной парковке автомобилей происходят изменения в зеленых зонах наших населенных пунктов. Почвы уплотняются, снижается её способность к удержанию влаги. Надземные органы растений травмируются. Повреждается подрост деревьев, у кустарников и взрослых деревьев начинают сохнуть верхушки. Растения поражаются грибными заболеваниями и вредителями. И погибают. А воздух, которым мы дышим, становится все грязнее.
- Кто работал в этой группе? Хочется отметить: Щербинин А, Яночкин С., Марусин Д. и Никоненко А. – эти ребята выполнили два исследования.
Результаты рабочей группы «Экспертов по отслужившим автомобилям» представит Митрохина Ира.
Эта группа побывала в Глинках, Аннолово, Федоровском и посмотрела:
- Имеются ли отслужившие свой срок и брошенные автомобили и какова их доля по сравнению с остальными автомашинами?
Выводы: В д. Глинки наибольшее количество 25% брошенных автомашин на улицах Песчаная, Новая и Садовая.
В д. Аннолово больше всего больше брошенных машин на улицах Молодежная, Центральная и Речная.
В д. Фёдоровское больше всего брошенных машин на Шоссейной улице между домами 5-х, 9 и 11.
В деревне Глинки общая доля брошенных машин составляет 14%. В деревне Фёдоровское - 25%. А в деревне Аннолово доля брошенных машин больше всего, она составляет - 30%.
Чем опасны отслужившие автомобили? Увеличивается количество твердых отходов. Отслужившие машины являются источником загрязнения почв, грунтовых вод. Особую проблему составляет отработанные аккумуляторы, утечка бензина и смазочных средств.
А ведь металлы можно плавить и перерабатывать в различные детали. Получение металлов из лома позволяет экономить энергию и Железную руду. Но в окрестностях нашей волости нет свалок для отслуживших автомобилей. Нет и предприятия, которое занимается вывозом и дальнейшей переработкой отслуживших своё автомобилей. А старые машины ржавеют, разрушаются, уродуют внешний вид наших деревень и загрязняют природу.
- Кто работал в этой группе?
Слово представляется Остапчук Маше с выводами группы «Экспертов по дорожному движению».
Эта группа посетила оживленный перекресток д. Фёдоровское в будний и выходной день в 9.00, 15.00, 20.00 часов и в течение получаса наблюдала:
- Сколько всего автомашин (легковых, грузовых, автобусов и др.) проехало за это время?
Выводы: В будний день по исследуемому перекрёстку проехало больше легковых автомобилей. Их доля составила более 70%.
Доля легковых машин с одним водителем в будний день и в выходной более 50%.
Санитарные требования по уровню загрязнения допускают поток транспорта в жилой зоне интенсивностью не более 200 автомобилей в час. По нашим данным интенсивность движения на территории Федоровского составляет от 100 до 150 машин в час. Особенно хотим отметить, что по результатам исследований учеников нашей школы за последние 5 лет интенсивность движения увеличилась в Федоровском в 3 раза (с 50 машин в час в 2003 году до 150 в 2008 году). Значит, если сохранится прежняя скорость роста интенсивности движения, наша деревня выйдет на предельно допустимую санитарную норму уже через 2 года.
- Кто работал в этой группе?
5. Всем спасибо! Итак, мы подвели итоги исследовательской работы.
- А что может сделать каждый, чтобы уменьшить негативное влияние транспорта на природу и таким образом улучшить экологическое состояние нашей местности.
Сегодня полностью отказаться от транспорта, к сожалению, мы не можем. Но предпринять некоторые меры, чтобы уменьшить негативное влияние транспорта на природу, мы в состоянии.
Мы с вами узнали, как это можно сделать. Но хочется донести до каждого жителя нашего посёлка, что, покупая продукты местного производства, правильно паркуя машины, сдавая на металлолом отслужившие автомобили, мы сможем уменьшить негативное влияние транспорта.
- И сейчас я предлагаю в группах придумать обращение к жителям наших деревень в виде листовок, частушек, стихотворений, символов.
Переверните свои листочки. При выполнении работы вы можете пользоваться результатами исследований. В вашем распоряжении 7 минут. Не забудьте выставить каждому оценку.
Фронтальная работа:
(придумать листовку-обращение, частушку или стихотворение к одному из правил: правильная парковка, не бросать отслужившие автомобили и покупать продукты местного производителя).
- Пожалуйста, слово группам.
Автомобиль из средства передвижения
Стал средством природозагрязнения!
Наш любимый милый двор
Свалкой стал с недавних пор
Там машин стоит немало
И старья везде навалом
Ну, когда ж вы разберёте
И всё это уберёте?!
Наш урок был посвящён главному загрязнителю воздуха - транспорту. В течение этого урока мы пытались определить способы улучшения экологического состояния нашей местности.
Осознавая, что транспорт является главным загрязнителем лёгких нашей планеты, мы не можем избежать его негативного влияния на природу. Да и на это потребуется дополнительные средства и время.
Но если мы ничего не будем делать, то через некоторое время по огромной цене изредка будем покупать глоток воздуха, того чистого, свежего воздуха, который пока ещё достаётся нам бесплатно.
- Урок окончен. Спасибо!
Анимация «Сделаем транспорт чище»
Потатуева А.А.- учитель географии, Севостьянова О.В. – учитель биологии, МКОУ «Федоровская СОШ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения.Природоведение 5 класс.
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 КЛАССГлава ВОЗДУХ Тема: Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения.Тип урока: обобщающий.Цель: Расширить и обобщить знания учащихс...
Воздух – смесь различных газов. Охрана воздуха
Урок природоведения, изучения нового материала с элементами исследования в 5 классе. На этом уроке использую метод проектной деятельности. Урок требует предварительной подгот...
конспект урока природоведения "Погода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха".
Урок природоведения в 5 классеПогода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха....
Влажность воздуха. Способы измерения влажности воздуха.
Урок объяснения нового материала в 8 классе. Материал содержит вводную презентацию к уроку, которая позволяет сформулировать тему урока, конспект урока. На уроке используется образовательный рес...
Разработка урока физики в 8 классе по теме "Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 3 « Измерение относительной влажности воздуха с помощью психрометра»
Представлена разработка урока физики в 8 классе по теме "Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха"...
Практическая работа "Модельные загрязнители"
В наше время качество воды стало проблемой, волнующей всех. К сожалению, не все вещества, которые могут растворяться в воде, полезны или хотя бы безвредны для здоровья. Высокие концентрации веществ, с...
Практическая работа по географии «Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой» и «Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы оса
Пр. р. №5 «Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой».Пр.р. №6. «Составление графи...