Зпадный макрорегион. Обобщение знаний.
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Колганова Людмила Михайловна

Обобщающий урок по теме: Западный макрорегион.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapadnyy_makroregionobobshchenie.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

                            Тема: Западный макрорегион. Обобщение знаний.

Цели:

Обобщить знания учащихся об экономических районах европейской части России, определить общие черты и черты различий экономических районов. Повторить термины и понятия, закрепить знания номенклатуры по районам европейской части. Проверить уровень усвоения знаний по западной зоне.

Продолжить формирование умения самостоятельной работы с различными источниками географической информации: с тематическими картами, статистическими материалами, типовыми планами; реализовать способность сравнивать, обобщать, развивать познавательную активность.

 Способствовать формированию эмоционально – ценностного отношения к миру.

Учебно-наглядный комплекс:    карты экономических  районов,

                                                       атласы, дидактический материал.

Тип учебного занятия:     урок повторения и обобщения знаний

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

                                                        Ход урока.

I Организационный момент:  формирование темы урока, постановка целей и задач.

II Обобщение знаний

    1 Какие экономические районы мы изучили?

    С какими географическими объектами связано у вас восприятие районов, какие ассоциации возникают?

   2 Работаем парами.

Учащиеся получили контуры районов, по ним они определяют, какой это район

   (приложение I)

   3 Каждый район имеет свои особенности. Начали изучение  с Центральной России.

              Какие районы включает Центральная Россия?

Каждая пара получает карточку с характеристикой района, по которой определяется район (приложение 2).

    4 Решение творческих задач.

Что, по-вашему, целесообразно добывать в Центрально – Чернозёмном районе?

                      Железную руду открытым способом, что приводит к уничтожению

                      чернозёмных почв на огромных территориях, или заниматься развитием

                      АПК?

                        ( свою точку зрения обосновать)

         5 Каждая пара получает схему ТПК. Учащиеся определяют, к какому району относятся данные территориальные комплексы (приложение 3)

         6 Мы вспомнили Центральную Россию.  В предыдущем задании на одной из схем –

                                                                               ТПК Европейского Севера.

 Следующий этап  – «Выбери из перечня»  (приложение 4)

                      Европейский Север –    суровый климат

                                                               военные базы

                                                               ядерные испытания

Что можно сказать о положительном образе района?

        7 Следующее задание: «Найди соответствие» (приложение 5)

        8 «Найди лишнее»  (приложение 6)

       9  Заключительный этап (приложение 7)

      10 Подведение итогов.

     

               

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1 Центральный экономический район

а) В состав района входит 12 областей и город федерального значения

б) Центр района -  порт пяти морей

в) По этому району проходит известный туристический маршрут «Золотое кольцо»

г) Промышленность района специализируется на материалоемкой продукции, не требующей квалифицированного труда

д) Главные отрасли специализации – машиностроение, металлургия, лёгкая промышленность.

е) Сельское хозяйство специализируется на выращивании зерновых, льноводстве, молочно-мясном животноводстве

2 Северо-Западный район

а) В состав района входят 4 области, город федерального значения.

б) Район имеет выгодное ЭГП

в) Большая часть населения проживает в сельской местности

г) На территории района находятся СЭЗ

д) Район богат полезными ископаемыми

е) Отрасли специализации района: машиностроение, целлюлозно-бумажная, химическая, цветная металлургия

3 Центрально-Чернозёмный район

а) В состав района входят 5 областей

б) Район имеет выгодное транспортно-географическое положение

в) Главные богатства района: черные руды, чернозёмы

г) Отрасли специализации района: пищевая промышленность, черная металлургия, машиностроение, химическая промышленность, текстильная промышленность.

д) АПК специализируется на выращивании зерновых, технических культур.

е) 80% электроэнергии производится на АЭС

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Мурманск        

Горнодобывающий и         Вологда

рыбоперерабатывающий        ТЭК

комплекс

Мончегорск        Ухта

                                машины, продовольствие,

        химические продукты

        Череповец        Вологда

        

                                                            Тамбов

                                              Липецк

           Курск                Воронеж  АЭС

КМА           Старый Оскол

      Белгород

Балтийское море        

                                                                    Литва

                                                             

               Калининград

Польша

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Выберите из общего перечня пять любых объектов, которые наиболее полно создают «образ» Европейского Севера.

1 На территории района находится незамерзающий порт Мурманск.

2 Отраслью специализации района является АПК.

3 КМА – крупнейшее месторождение железной руды.

4 На западе граничит с развитыми странами Европы – Норвегией, Финляндией.

5 Район имеет полуанклав – Калининградскую область.

6 Самый южный район.

7 Транспортная сеть редкая, в навигацию используются судоходные реки.

8 Липецк, Старый Оскол – центры чёрной металлургии.

9 Самый многонациональный район.

10 Отсюда начинается Северный морской путь.

11 Гидроэнергетика – отрасль специализации.

12 На территории района ведётся добыча алмазов.

13 Главный центр района – второй по значению и численности город России.

14 В состав района входят Карелия, Коми.

15 Центры металлургии – Череповец, Мончегорск, Надвоицы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Найди соответствие города и производимой продукции:

Иваново                                                            а) автобус

Ликино-Дулево                                                б) локомотивы

Москва                                                              в) вагоны

Коломна                                                            г) шины

Ярославль                                                         д) автозавод «ЗИЛ»

Брянск                                                               е) производство тканей

Найди соответствие города и производимой продукции:

Курск                                           а) горно-обогатительные машины

Липецк                                        б) станкостроение

Старый Оскол                            в) химическое оборудование

Тамбов                                         г) чугун, сталь

Воронеж                                      д) металлургический завод

Найди соответствие города и производимой продукции:

Плесецк                                        а) космодром

Мурманск                                    б) черная металлургия

Череповец                                    в) незамерзающий порт

Костомукша                                 г) угольная промышленность

Воркута                                        д) добыча железной руды

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Найди лишнее:

Центральный район – главная научная база, на территории находится столица страны,      

                                      природные условия благоприятные, богатая ресурсная база.

Центрально-Чернозёмный район – АПК является отраслью специализации,

                                       Старый Оскол – крупный центр металлургии, район имеет

                                       пограничное положение,  металлургия работает на

                                       привозном сырье.  

Северо-Западный – имеет приморское положение, на территории района находится

                                       северная столица РФ, богат природными ресурсами,

                                       развито судостроение.

Европейский Север – на территории расположены крупные месторождения руд,

                                     космодром, развита топливная промышленность,

                                     благоприятные природные условия.

Уральский район – сухопутный район, богат полезными ископаемыми,

                                       имеет избыток водных ресурсов, сложная экологическая

                                        ситуация.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

1 на востоке района находятся месторождения нефти, угля, газа;

   имеются крупные запасы лесных ресурсов;

   на юге района – область, которая славится производством масла;

   на северо-западе района находится незамерзающий порт.

2 отрасль специализации – гидроэнергетика;

   АПК – имеет большое значение;

   машиностроение специализируется на выпуске автомобилей, троллейбусов, самолётов;

   на юге района открыто крупное газоконденсатное месторождение.

3 район имеет выгодное ЭГП;

   район беден природными ресурсами;
  основная отрасль – машиностроение;

   значительная часть населения района проживает в городе-миллионере.

4 район отличается многонациональным составом;

   население размещается неравномерно;

   высокая плотность сельского населения;

   АПК и рекреационное хозяйство – ведущие отрасли.

5 богатые минеральные ресурсы;

   металлургическая база – старейшая в стране;

   развито тяжелое машиностроение;

   основная проблема – экологическая.

6 в 18 веке район был «диким полем»;

   находится крупное месторождение железной руды;

   АПК – отрасль специализации;

   проблема рекультивации почвы.

 

   

 

   

   

 

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии.

( выступление на заседании МО учителей естественно-математического цикла)

Общеизвестно, что характер урока определяется в первую очередь его содержанием. Вторая важная сторона – организация деятельности учащегося. Сочетание изложения учителя со средствами наглядности повышает эффективность обучения. В процессе обучения географии давно применяется технология листов опорных сигналов (ЛОС, ЛОК).

Н.Н. Баранский писал, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок».

Компактность и ёмкость этого вида наглядных пособий помогает учащимся одновременно охватить большой объём информации и улучшает её усвоение.

Рассматривая с позиций обучения географии идею опоры, Л.М. Панчешникова рекомендует ввести ЛОК как схематическую форму записи основного содержания обучения для всех тем школьного курса географии и подчеркивает необходимость поиска оптимального содержания, форм и приёмов использования ЛОК на уроках географии.

Задача ЛОК – в сжатой и чёткой форме передать главное содержание темы. При такой записи информация «организует»: из словесной формы удаляется всё лишнее, остаётся только главное. Содержание урока раскрывается в логической последовательности с выделением основных положений. Это позволяет весь изучаемый материал представить в системе, сосредоточить внимание на главном. Для учеников такие конспекты являются прежде всего средством, с помощью которого приобретаются знания. Кроме того, они могут применяться в процессе закрепления и повторения.

Возможно постепенное, поэтапное составление ЛОКа, в процессе изложения нового материала. После многократного применения ЛОКов на основе объяснительно – иллюстративного метода учащиеся самостоятельно составляют конспект или его фрагмент. ЛОК способствует обобщению и систематизации знаний. По мере того, как учащиеся овладевают умением помещать информацию в форму ЛОКа, им предлагаются задания:

    - разработать структуру ЛОКа;

    - прорецензировать разные варианты ЛОК, составленные по одной схеме;

    - озвучить ЛОК, подготовленный товарищами;

    - обсудить конспекты других, составить оптимальный вариант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения знаний по теме "Воды суши"

Использование групповой формы работы на уроке обобщения и закрепления знаний....

открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся по темам: «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Междометия», проверка знаний уч-ся.

Открытый урокПо русскому языкуУчитель :Леденёва Светлана МБОУСОШ №4 г. СветлоградТема:              Закрепление темы: «Предл...

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

Открытое мероприятие на тему:"Pets and Other Animals"Тема: “Animals”. Тип урока: систематизации и обобщение знаний Цели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных; •систематизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знан

Тема: “Animals”.Класс:  2Тип урока: систематизации и обобщение знанийЦели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных;•систематизировать и о...