Зпадный макрорегион. Обобщение знаний.
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме
Обобщающий урок по теме: Западный макрорегион.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapadnyy_makroregionobobshchenie.docx | 28.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Западный макрорегион. Обобщение знаний.
Цели:
Обобщить знания учащихся об экономических районах европейской части России, определить общие черты и черты различий экономических районов. Повторить термины и понятия, закрепить знания номенклатуры по районам европейской части. Проверить уровень усвоения знаний по западной зоне.
Продолжить формирование умения самостоятельной работы с различными источниками географической информации: с тематическими картами, статистическими материалами, типовыми планами; реализовать способность сравнивать, обобщать, развивать познавательную активность.
Способствовать формированию эмоционально – ценностного отношения к миру.
Учебно-наглядный комплекс: карты экономических районов,
атласы, дидактический материал.
Тип учебного занятия: урок повторения и обобщения знаний
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
Ход урока.
I Организационный момент: формирование темы урока, постановка целей и задач.
II Обобщение знаний
1 Какие экономические районы мы изучили?
С какими географическими объектами связано у вас восприятие районов, какие ассоциации возникают?
2 Работаем парами.
Учащиеся получили контуры районов, по ним они определяют, какой это район
(приложение I)
3 Каждый район имеет свои особенности. Начали изучение с Центральной России.
Какие районы включает Центральная Россия?
Каждая пара получает карточку с характеристикой района, по которой определяется район (приложение 2).
4 Решение творческих задач.
Что, по-вашему, целесообразно добывать в Центрально – Чернозёмном районе?
Железную руду открытым способом, что приводит к уничтожению
чернозёмных почв на огромных территориях, или заниматься развитием
АПК?
( свою точку зрения обосновать)
5 Каждая пара получает схему ТПК. Учащиеся определяют, к какому району относятся данные территориальные комплексы (приложение 3)
6 Мы вспомнили Центральную Россию. В предыдущем задании на одной из схем –
ТПК Европейского Севера.
Следующий этап – «Выбери из перечня» (приложение 4)
Европейский Север – суровый климат
военные базы
ядерные испытания
Что можно сказать о положительном образе района?
7 Следующее задание: «Найди соответствие» (приложение 5)
8 «Найди лишнее» (приложение 6)
9 Заключительный этап (приложение 7)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1 Центральный экономический район
а) В состав района входит 12 областей и город федерального значения
б) Центр района - порт пяти морей
в) По этому району проходит известный туристический маршрут «Золотое кольцо»
г) Промышленность района специализируется на материалоемкой продукции, не требующей квалифицированного труда
д) Главные отрасли специализации – машиностроение, металлургия, лёгкая промышленность.
е) Сельское хозяйство специализируется на выращивании зерновых, льноводстве, молочно-мясном животноводстве
2 Северо-Западный район
а) В состав района входят 4 области, город федерального значения.
б) Район имеет выгодное ЭГП
в) Большая часть населения проживает в сельской местности
г) На территории района находятся СЭЗ
д) Район богат полезными ископаемыми
е) Отрасли специализации района: машиностроение, целлюлозно-бумажная, химическая, цветная металлургия
3 Центрально-Чернозёмный район
а) В состав района входят 5 областей
б) Район имеет выгодное транспортно-географическое положение
в) Главные богатства района: черные руды, чернозёмы
г) Отрасли специализации района: пищевая промышленность, черная металлургия, машиностроение, химическая промышленность, текстильная промышленность.
д) АПК специализируется на выращивании зерновых, технических культур.
е) 80% электроэнергии производится на АЭС
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Мурманск
Горнодобывающий и Вологда
рыбоперерабатывающий ТЭК
комплекс
Мончегорск Ухта
машины, продовольствие,
химические продукты
Череповец Вологда
Тамбов
Липецк
Курск Воронеж АЭС
КМА Старый Оскол
Белгород
Балтийское море
Литва
Калининград
Польша
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Выберите из общего перечня пять любых объектов, которые наиболее полно создают «образ» Европейского Севера.
1 На территории района находится незамерзающий порт Мурманск.
2 Отраслью специализации района является АПК.
3 КМА – крупнейшее месторождение железной руды.
4 На западе граничит с развитыми странами Европы – Норвегией, Финляндией.
5 Район имеет полуанклав – Калининградскую область.
6 Самый южный район.
7 Транспортная сеть редкая, в навигацию используются судоходные реки.
8 Липецк, Старый Оскол – центры чёрной металлургии.
9 Самый многонациональный район.
10 Отсюда начинается Северный морской путь.
11 Гидроэнергетика – отрасль специализации.
12 На территории района ведётся добыча алмазов.
13 Главный центр района – второй по значению и численности город России.
14 В состав района входят Карелия, Коми.
15 Центры металлургии – Череповец, Мончегорск, Надвоицы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Найди соответствие города и производимой продукции:
Иваново а) автобус
Ликино-Дулево б) локомотивы
Москва в) вагоны
Коломна г) шины
Ярославль д) автозавод «ЗИЛ»
Брянск е) производство тканей
Найди соответствие города и производимой продукции:
Курск а) горно-обогатительные машины
Липецк б) станкостроение
Старый Оскол в) химическое оборудование
Тамбов г) чугун, сталь
Воронеж д) металлургический завод
Найди соответствие города и производимой продукции:
Плесецк а) космодром
Мурманск б) черная металлургия
Череповец в) незамерзающий порт
Костомукша г) угольная промышленность
Воркута д) добыча железной руды
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Найди лишнее:
Центральный район – главная научная база, на территории находится столица страны,
природные условия благоприятные, богатая ресурсная база.
Центрально-Чернозёмный район – АПК является отраслью специализации,
Старый Оскол – крупный центр металлургии, район имеет
пограничное положение, металлургия работает на
привозном сырье.
Северо-Западный – имеет приморское положение, на территории района находится
северная столица РФ, богат природными ресурсами,
развито судостроение.
Европейский Север – на территории расположены крупные месторождения руд,
космодром, развита топливная промышленность,
благоприятные природные условия.
Уральский район – сухопутный район, богат полезными ископаемыми,
имеет избыток водных ресурсов, сложная экологическая
ситуация.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
1 на востоке района находятся месторождения нефти, угля, газа;
имеются крупные запасы лесных ресурсов;
на юге района – область, которая славится производством масла;
на северо-западе района находится незамерзающий порт.
2 отрасль специализации – гидроэнергетика;
АПК – имеет большое значение;
машиностроение специализируется на выпуске автомобилей, троллейбусов, самолётов;
на юге района открыто крупное газоконденсатное месторождение.
3 район имеет выгодное ЭГП;
район беден природными ресурсами;
основная отрасль – машиностроение;
значительная часть населения района проживает в городе-миллионере.
4 район отличается многонациональным составом;
население размещается неравномерно;
высокая плотность сельского населения;
АПК и рекреационное хозяйство – ведущие отрасли.
5 богатые минеральные ресурсы;
металлургическая база – старейшая в стране;
развито тяжелое машиностроение;
основная проблема – экологическая.
6 в 18 веке район был «диким полем»;
находится крупное месторождение железной руды;
АПК – отрасль специализации;
проблема рекультивации почвы.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии.
( выступление на заседании МО учителей естественно-математического цикла)
Общеизвестно, что характер урока определяется в первую очередь его содержанием. Вторая важная сторона – организация деятельности учащегося. Сочетание изложения учителя со средствами наглядности повышает эффективность обучения. В процессе обучения географии давно применяется технология листов опорных сигналов (ЛОС, ЛОК).
Н.Н. Баранский писал, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок».
Компактность и ёмкость этого вида наглядных пособий помогает учащимся одновременно охватить большой объём информации и улучшает её усвоение.
Рассматривая с позиций обучения географии идею опоры, Л.М. Панчешникова рекомендует ввести ЛОК как схематическую форму записи основного содержания обучения для всех тем школьного курса географии и подчеркивает необходимость поиска оптимального содержания, форм и приёмов использования ЛОК на уроках географии.
Задача ЛОК – в сжатой и чёткой форме передать главное содержание темы. При такой записи информация «организует»: из словесной формы удаляется всё лишнее, остаётся только главное. Содержание урока раскрывается в логической последовательности с выделением основных положений. Это позволяет весь изучаемый материал представить в системе, сосредоточить внимание на главном. Для учеников такие конспекты являются прежде всего средством, с помощью которого приобретаются знания. Кроме того, они могут применяться в процессе закрепления и повторения.
Возможно постепенное, поэтапное составление ЛОКа, в процессе изложения нового материала. После многократного применения ЛОКов на основе объяснительно – иллюстративного метода учащиеся самостоятельно составляют конспект или его фрагмент. ЛОК способствует обобщению и систематизации знаний. По мере того, как учащиеся овладевают умением помещать информацию в форму ЛОКа, им предлагаются задания:
- разработать структуру ЛОКа;
- прорецензировать разные варианты ЛОК, составленные по одной схеме;
- озвучить ЛОК, подготовленный товарищами;
- обсудить конспекты других, составить оптимальный вариант.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения знаний по теме "Воды суши"
Использование групповой формы работы на уроке обобщения и закрепления знаний....
Урок закрепления и обобщения знаний по теме «Механическая работа и мощность» 7 класс.
Завершающий урок работы над минипроектами по теме....
открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся по темам: «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Междометия», проверка знаний уч-ся.
Открытый урокПо русскому языкуУчитель :Леденёва Светлана МБОУСОШ №4 г. СветлоградТема: Закрепление темы: «Предл...
Урок физики в 10 классе «Электрический ток в различных средах» Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний Дидактическая цель: создать условия для активного структурирования систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Электриче
Урок физики в 10 классе«Электрический ток в различных средах»...
Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)
Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное". Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...
Открытое мероприятие на тему:"Pets and Other Animals"Тема: “Animals”. Тип урока: систематизации и обобщение знаний Цели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных; •систематизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знан
Тема: “Animals”.Класс: 2Тип урока: систематизации и обобщение знанийЦели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных;•систематизировать и о...