Типы почв Казахстана
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Поурочное планирование по географии Казахстана в 8 классе. На уроке применяется региональный компонент (типы почв Восточно-Казахстанской области).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Типы почв Казахстана»
Учитель: Вютерих Ирина Талгатовна, учитель географии высшего уровня квалификации 2 категории.
Предмет: география Казахстана Класс: 8 «А»
Дата проведения: 9.02.2011года
Время проведения: 1 урок (45 минут)
Адрес: ВКО, г. Усть-Каменогорск, Воронина, 34, тел: 55-21-23, Государственное Учреждение «Средняя школа 42»,
Цель: Изучить типы почв, встречающихся на территории Казахстана.
Задачи:
- Образовательные:
- умение работать с картой, давать характеристику типу почвы;
- повышение мотивации в обучении;
- Развивающие:
-развитие навыка получения и обработки информации с помощью карт, сконструированного текста;
- развитие навыка изложения мыслей;
- умение разрешать проблемы;
-умение применять знания в новой ситуации;
- Воспитательные:
- умение работать самостоятельно, в паре;
-развитие чувства сплоченности, коллективизма, ответственности за общее дело.
Оборудование: интерактивная доска, карта Казахстана, карта Восточно-Казахстанской области, сконструированный текст, учебник «Физическая география Казахстана 8 класс» авторы Бейсенова А., Карпеков К., шаблон карты Казахстана и ВКО.
Ход урока:
- Организационный момент.
Ребята, обратите внимание, у вас на столах лежат оценочные фишки. После каждого правильного ответа, вы берете себе по одной фишке и в конце урока мы подведем итоги у кого сколько их будет.
- Актуализация знаний.
- Что необходимо растению для роста и развития?
(почва)
- Изучение нового материала.
Почва – одно из самых первых природных образований в геологической истории планеты.
- Как вы думаете, быстро или медленно образуется почва? ( медленно)
За 100 лет мощность почвы увеличивается только на 0,5-2 см.
- Как вы думаете, под воздействием чего образуется почва?( воды, человека, ветра, солнца)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Прочитайте текст учебника на странице 140-141 1-2 абзац и выпишете факторы, влияющие на образование почв. | читают, записывают факторы – микроорганизмы, животные почв, растения, климат, рельеф, человек,- заполняют схему, диктуют учителю для записи на интерактивной доске. |
Почвообразующие факторы
- Скажите, если почва образуется медленно, время будет почвообразующим фактором?(да)
Таким образом, учитывая почвообразующие факторы можно сказать что, почва – это особое природное образование, сформировавшееся в результате преобразований горных пород под воздействием живых и отмерших организмов, солнечного тепла и атмосферных осадков.(записывают в тетрадь под диктовку учителя)
- Если почва образуется в различных условиях, то будет ли она одинакова на различных территориях? (будет разной)
Рассматривать различные типы почв мы будем, заполняя таблицу. (шаблон таблицы на интерактивной доске)
Информацию о типах почв Казахстана мы возьмем из дополнительного источника. (раздается сконструированный текст) Прочитайте в парах текст и заполните 1 ряд- 1-2 колонку, 2 ряд- 3-4 колонку, 3 ряд – 5-6 колонку. Остальные колонки заполняются с учителем.(учитель на интерактивной доске, учащиеся в тетрадях)
Тип почвы | Где расположена, площадь | Содержание гумуса | Встречается в ВКО | Природная зона | Как используется |
Черноземы | северная часть республики, 25,5 млн га(9,5%) | 4-8% | Рудный, Южный Алтай, Калба до высоты 1500м. | лесостепная, степная | выращивают зерновые |
Каштановые | Центральный Казахстан, север Прикаспийской равнины, 90,6 млн га (34%) | 2-4,5% | равнины, предгорья Южного Алтая, Саура, Кокпектинско-Чарский мелкосопочник | Сухая степь, полупустыни | пастбища |
Бурые | южная часть Казахстана, 120 млн га (44%) | 1-2% | северное Прибалхашье, Зайсанская и Алакольская котловины | пустыни | Пастбища, земледелие при орошении |
- Какой процент территории Казахстана занимают эти типы почв? (87,5%)
Остальные 12,5% - это почвы горных областей.
- Практическая работа.
1. Изучение по карте размещения типов почв на территории Казахстана.
2. Нанести на контурную карту типы почв Казахстана и Восточно-Казахстанской области. (типы почв Восточно-Казахстанской области наносятся совместно с учителем, а Казахстана – самостоятельно, используя карту учебника страница 140)
- Подведение итогов.
Итак, сегодня на уроке, Вы узнали какие почвы распространены на территории Казахстана.
- Скажите, а для развития какой отрасли сельского хозяйства наиболее благоприятны почвы Казахстана? (животноводство, потому что большинство почв используются как пастбища)
Правильно, в своем ежегодном послании «Построим будущее вместе!» президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев заострил внимание на развитие мясного животноводства. Для этого будут выделены дополнительные кредитные средства, что позволит увеличить экспорт мяса и численность племенного скота, создать новые рабочие места. Что в итоге приведет к росту производства смежных отраслях – сельскохозяйственном машиностроении, химической и пищевой промышленности, кормопроизводстве – и позволит вывести Казахстан на новый уровень развития.
- Оценочная деятельность.
Ребята, давайте подведем итоги по оценочным фишкам. У кого 5 фишек, 4фишки, 3 фишки получают оценки. Скажите, пожалуйста, на каком этапе выполнения практической работы вы остановились? Молодцы, а домашнее задание будет доделать практическую работу и прочитать $ 36 страница 142-145.
Анализ урока по географии Казахстана, который был проведен 9.02.2011 г с учащимися 8 «А» класса Государственного Учреждения «Средняя школа 42», по теме «Типы почв Казахстана».
Учитель: Вютерих Ирина Талгатовна, учитель географии высшего уровня квалификации 2 категории.
Данный урок был разработан в соответствии с требованиями Госстандарта образования РК. Выбранная тема соответствует календарно – тематическому планированию в 8 классе на основе программы Карбаева Ш.Ш., Бейсенова А.С., Бирмагамбетов А.Б., Мамирова К.Н., Абилмажинова С.А., Каймулдинова К.Д. утвержденной Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09.07.2010 г. № 367.
Была поставлена цель: Изучить типы почв, встречающихся на территории Казахстана.
Были определены задачи урока, направленные на развитие ключевых компетенций учащихся:
Развитие компетенций | По географии Казахстана через: |
Учебно-познавательной | - умение работать с картой, давать характеристику типу почвы; - повышение мотивации в обучении |
Информационной | - получение и обработку информации с помощью карт, сконструированного текста |
Коммуникативной | - умение работать самостоятельно, в паре, развитие чувства сплоченности, коллективизма, ответственности за общее дело; - умение излагать мысли. |
Разрешения проблем и самоменеджмента | - умение разрешать проблемы; -умение применять знания в новой ситуации; |
Урок учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся 8 класса. Проведенный урок с использованием интерактивной доски, шаблонов позволяет повысить уровень мотивации, развивает познавательный интерес.
На уроке используются различные источники учебного материала: карта Казахстана, карта Восточно-Казахстанской области, раздаточный материал с информацией о типах почв Казахстана, учебник «Физическая география Казахстана 8 класс» авторы Бейсенова А., Карпеков К.
Урок проходил с применением регионального компонента и ИКТ.
На этапе актуализации знаний использовался фронтальный опрос.
На этапе изучения нового материала использовался анализ сконструированного текста (с использованием материала из учебного пособия Егориной А.В. Физическая география Восточного Казахстана и ресурсов сети интернет) и заполнение таблицы, фронтальные, коллективные и индивидуальные формы работы.
На этапе проведения практической работы ребята работали самостоятельно и совместно с учителем.
Формирование компетентности разрешения проблем (самомененджмент) осуществлялось через умение определять проблему; умение применять приобретенные знания и умения в повседневной жизни; оценивать собственное продвижение.
Формирование информационной компетентности осуществлялась через планирование информационного поиска; извлечение первичной информации; обработку информации.
Формирование коммуникативной компетентности осуществлялась через письменную коммуникацию; публичное выступление; продуктивную парную деятельность.
Поставленные цели и задачи на уроке были достигнуты .
Урок проходил в атмосфере доброжелательности, взаимопомощи и взаимоуважении. Урок по содержанию насыщенный, проходил в быстром темпе. Учащиеся принимали активное участие на всех этапах урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/10/picture-859.jpg)
Главные типы почв России
Презентация к уроку географии в 8 классе (2-ой урок темы) показывает главные типы почв России, особенности их строен...
Главные типы почв России. Урок № 1
В содержании урока рассматриваются следующие вопросы: процессы почвообразования, почвобразующие факторы, главные типы почв России и Дальнего Востока. Теория перемежается отработкой практических умений...
Типы почв России
1.«Почвы – зеркало ландшафта». 2. Понятие «Тип почвы». 3. Закономерности размещения почв. 4. Главные типы почв России. 5. Почвенная карта. 6. Характеристика главных типов ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/03/picture-215110-1362310480.png)
Практическая работа Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности
8 класс Практическая работа № 10 Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/06/picture-828308-1488774340.jpg)
Тематическая проверочная работа по теме: Почвы и факторы их образования. Основные типы почв России. Почвы и человек для 8 класса
Тематическая проверочная работа по теме "Почвы и факторы их образования. основные типы почв России. почвы и человек"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/20/picture-387141-1390239292.png)
Материал к уроку географии в 8 классе "Почва. Зональные типы почв"
Данный материал представляет графическую основу для составления ментальной карты по теме "Почва". Материал включает также вопросы для самоконтроля по указанной теме....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/16/picture-280176-1376620779.jpg)
Рабочий лист учащегося по географии 8 класс. Тема "Основные типы почв России. Почвы и человек"
ПЛАН РАБОТЫ:Изучить информацию учебника стр 98 -99 (П. 35)Письменно ответить на вопросы стр 99 -рубрикм «Вопросы и задания» - 1,2,3Изучить информацию учебника стр 100 -103Записать определе...