Типы почв Казахстана
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Поурочное планирование по географии Казахстана в 8 классе. На уроке применяется региональный компонент (типы почв Восточно-Казахстанской области).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pourochnoe_planirovanie_tipy_pochv_kazahstana.docx | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Типы почв Казахстана»
Учитель: Вютерих Ирина Талгатовна, учитель географии высшего уровня квалификации 2 категории.
Предмет: география Казахстана Класс: 8 «А»
Дата проведения: 9.02.2011года
Время проведения: 1 урок (45 минут)
Адрес: ВКО, г. Усть-Каменогорск, Воронина, 34, тел: 55-21-23, Государственное Учреждение «Средняя школа 42»,
Цель: Изучить типы почв, встречающихся на территории Казахстана.
Задачи:
- Образовательные:
- умение работать с картой, давать характеристику типу почвы;
- повышение мотивации в обучении;
- Развивающие:
-развитие навыка получения и обработки информации с помощью карт, сконструированного текста;
- развитие навыка изложения мыслей;
- умение разрешать проблемы;
-умение применять знания в новой ситуации;
- Воспитательные:
- умение работать самостоятельно, в паре;
-развитие чувства сплоченности, коллективизма, ответственности за общее дело.
Оборудование: интерактивная доска, карта Казахстана, карта Восточно-Казахстанской области, сконструированный текст, учебник «Физическая география Казахстана 8 класс» авторы Бейсенова А., Карпеков К., шаблон карты Казахстана и ВКО.
Ход урока:
- Организационный момент.
Ребята, обратите внимание, у вас на столах лежат оценочные фишки. После каждого правильного ответа, вы берете себе по одной фишке и в конце урока мы подведем итоги у кого сколько их будет.
- Актуализация знаний.
- Что необходимо растению для роста и развития?
(почва)
- Изучение нового материала.
Почва – одно из самых первых природных образований в геологической истории планеты.
- Как вы думаете, быстро или медленно образуется почва? ( медленно)
За 100 лет мощность почвы увеличивается только на 0,5-2 см.
- Как вы думаете, под воздействием чего образуется почва?( воды, человека, ветра, солнца)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Прочитайте текст учебника на странице 140-141 1-2 абзац и выпишете факторы, влияющие на образование почв. | читают, записывают факторы – микроорганизмы, животные почв, растения, климат, рельеф, человек,- заполняют схему, диктуют учителю для записи на интерактивной доске. |
Почвообразующие факторы
- Скажите, если почва образуется медленно, время будет почвообразующим фактором?(да)
Таким образом, учитывая почвообразующие факторы можно сказать что, почва – это особое природное образование, сформировавшееся в результате преобразований горных пород под воздействием живых и отмерших организмов, солнечного тепла и атмосферных осадков.(записывают в тетрадь под диктовку учителя)
- Если почва образуется в различных условиях, то будет ли она одинакова на различных территориях? (будет разной)
Рассматривать различные типы почв мы будем, заполняя таблицу. (шаблон таблицы на интерактивной доске)
Информацию о типах почв Казахстана мы возьмем из дополнительного источника. (раздается сконструированный текст) Прочитайте в парах текст и заполните 1 ряд- 1-2 колонку, 2 ряд- 3-4 колонку, 3 ряд – 5-6 колонку. Остальные колонки заполняются с учителем.(учитель на интерактивной доске, учащиеся в тетрадях)
Тип почвы | Где расположена, площадь | Содержание гумуса | Встречается в ВКО | Природная зона | Как используется |
Черноземы | северная часть республики, 25,5 млн га(9,5%) | 4-8% | Рудный, Южный Алтай, Калба до высоты 1500м. | лесостепная, степная | выращивают зерновые |
Каштановые | Центральный Казахстан, север Прикаспийской равнины, 90,6 млн га (34%) | 2-4,5% | равнины, предгорья Южного Алтая, Саура, Кокпектинско-Чарский мелкосопочник | Сухая степь, полупустыни | пастбища |
Бурые | южная часть Казахстана, 120 млн га (44%) | 1-2% | северное Прибалхашье, Зайсанская и Алакольская котловины | пустыни | Пастбища, земледелие при орошении |
- Какой процент территории Казахстана занимают эти типы почв? (87,5%)
Остальные 12,5% - это почвы горных областей.
- Практическая работа.
1. Изучение по карте размещения типов почв на территории Казахстана.
2. Нанести на контурную карту типы почв Казахстана и Восточно-Казахстанской области. (типы почв Восточно-Казахстанской области наносятся совместно с учителем, а Казахстана – самостоятельно, используя карту учебника страница 140)
- Подведение итогов.
Итак, сегодня на уроке, Вы узнали какие почвы распространены на территории Казахстана.
- Скажите, а для развития какой отрасли сельского хозяйства наиболее благоприятны почвы Казахстана? (животноводство, потому что большинство почв используются как пастбища)
Правильно, в своем ежегодном послании «Построим будущее вместе!» президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев заострил внимание на развитие мясного животноводства. Для этого будут выделены дополнительные кредитные средства, что позволит увеличить экспорт мяса и численность племенного скота, создать новые рабочие места. Что в итоге приведет к росту производства смежных отраслях – сельскохозяйственном машиностроении, химической и пищевой промышленности, кормопроизводстве – и позволит вывести Казахстан на новый уровень развития.
- Оценочная деятельность.
Ребята, давайте подведем итоги по оценочным фишкам. У кого 5 фишек, 4фишки, 3 фишки получают оценки. Скажите, пожалуйста, на каком этапе выполнения практической работы вы остановились? Молодцы, а домашнее задание будет доделать практическую работу и прочитать $ 36 страница 142-145.
Анализ урока по географии Казахстана, который был проведен 9.02.2011 г с учащимися 8 «А» класса Государственного Учреждения «Средняя школа 42», по теме «Типы почв Казахстана».
Учитель: Вютерих Ирина Талгатовна, учитель географии высшего уровня квалификации 2 категории.
Данный урок был разработан в соответствии с требованиями Госстандарта образования РК. Выбранная тема соответствует календарно – тематическому планированию в 8 классе на основе программы Карбаева Ш.Ш., Бейсенова А.С., Бирмагамбетов А.Б., Мамирова К.Н., Абилмажинова С.А., Каймулдинова К.Д. утвержденной Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09.07.2010 г. № 367.
Была поставлена цель: Изучить типы почв, встречающихся на территории Казахстана.
Были определены задачи урока, направленные на развитие ключевых компетенций учащихся:
Развитие компетенций | По географии Казахстана через: |
Учебно-познавательной | - умение работать с картой, давать характеристику типу почвы; - повышение мотивации в обучении |
Информационной | - получение и обработку информации с помощью карт, сконструированного текста |
Коммуникативной | - умение работать самостоятельно, в паре, развитие чувства сплоченности, коллективизма, ответственности за общее дело; - умение излагать мысли. |
Разрешения проблем и самоменеджмента | - умение разрешать проблемы; -умение применять знания в новой ситуации; |
Урок учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся 8 класса. Проведенный урок с использованием интерактивной доски, шаблонов позволяет повысить уровень мотивации, развивает познавательный интерес.
На уроке используются различные источники учебного материала: карта Казахстана, карта Восточно-Казахстанской области, раздаточный материал с информацией о типах почв Казахстана, учебник «Физическая география Казахстана 8 класс» авторы Бейсенова А., Карпеков К.
Урок проходил с применением регионального компонента и ИКТ.
На этапе актуализации знаний использовался фронтальный опрос.
На этапе изучения нового материала использовался анализ сконструированного текста (с использованием материала из учебного пособия Егориной А.В. Физическая география Восточного Казахстана и ресурсов сети интернет) и заполнение таблицы, фронтальные, коллективные и индивидуальные формы работы.
На этапе проведения практической работы ребята работали самостоятельно и совместно с учителем.
Формирование компетентности разрешения проблем (самомененджмент) осуществлялось через умение определять проблему; умение применять приобретенные знания и умения в повседневной жизни; оценивать собственное продвижение.
Формирование информационной компетентности осуществлялась через планирование информационного поиска; извлечение первичной информации; обработку информации.
Формирование коммуникативной компетентности осуществлялась через письменную коммуникацию; публичное выступление; продуктивную парную деятельность.
Поставленные цели и задачи на уроке были достигнуты .
Урок проходил в атмосфере доброжелательности, взаимопомощи и взаимоуважении. Урок по содержанию насыщенный, проходил в быстром темпе. Учащиеся принимали активное участие на всех этапах урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Главные типы почв России
Презентация к уроку географии в 8 классе (2-ой урок темы) показывает главные типы почв России, особенности их строен...
Главные типы почв России. Урок № 1
В содержании урока рассматриваются следующие вопросы: процессы почвообразования, почвобразующие факторы, главные типы почв России и Дальнего Востока. Теория перемежается отработкой практических умений...
Типы почв России
1.«Почвы – зеркало ландшафта». 2. Понятие «Тип почвы». 3. Закономерности размещения почв. 4. Главные типы почв России. 5. Почвенная карта. 6. Характеристика главных типов ...
Практическая работа Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности
8 класс Практическая работа № 10 Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с ...
Тематическая проверочная работа по теме: Почвы и факторы их образования. Основные типы почв России. Почвы и человек для 8 класса
Тематическая проверочная работа по теме "Почвы и факторы их образования. основные типы почв России. почвы и человек"...
Материал к уроку географии в 8 классе "Почва. Зональные типы почв"
Данный материал представляет графическую основу для составления ментальной карты по теме "Почва". Материал включает также вопросы для самоконтроля по указанной теме....
Рабочий лист учащегося по географии 8 класс. Тема "Основные типы почв России. Почвы и человек"
ПЛАН РАБОТЫ:Изучить информацию учебника стр 98 -99 (П. 35)Письменно ответить на вопросы стр 99 -рубрикм «Вопросы и задания» - 1,2,3Изучить информацию учебника стр 100 -103Записать определе...