Итоговый урок по курсу географии 5 класс
методическая разработка по географии (5 класс) по теме

Третьякова Елена Александровна

Урок-игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovyy_urok_po_kurs1.doc109.5 КБ
Office presentation icon 22_aprelya.ppt2.35 МБ

Предварительный просмотр:

Итоговый урок по курсу « Природоведение».

Цель:

  1. закрепить и повторить знания и умения, полученные при изучении  природоведения;
  2. углубить и расширить знания по охране природы, животного и растительного мира;
  3. развивать творческий потенциал и экологическую культуру школьников;
  4. развивать навыки общения учащихся при групповой работе.

Оборудование:

  1. 6 цветных карточек с загадками по разным темам курса природоведения.
  2. По 10 звездочек трех цветов для оценки конкурсов разного достоинства:

оранжевые – 3 балла,

желтые – 2 балла,

синие     -  1 балл.

  1. Табличка « Жюри», название команд
  2. Таблички на каждый стол с названием команд
  3. Бумага и ручки.
  4. Песочные часы.
  5. Мультимедийная установка, экран, компьютер
  6. Презентация
  7. Творческие работы учащихся 5 классов
  8. Магниты
  9. Правила «нельзя» на игре

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

    Учащиеся настраиваются на игру, готовятся слушать учителя.

2.  Постановка цели.

    Закрепить, повторить и расширить знания и умения, полученные при изучении     животного и растительного мира, охраны природы, экологии.

3.   Игра «Конкурс знатоков». Объяснение правил игры.

1. При подготовке к игре формируются три команды.

2. В состав жюри входят учитель-предметник, 1-2 ученика, классный руководитель.

3. Команды заранее готовят для себя эмблемы и девиз, соответствующие тематике игры.

Смысл игры заключается в том, что командам предлагается для обсуждения ряд   нестандартных вопросов по заявленной тематике.

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

  1. Объяснение правил игры


  1. Команда выбирает по очереди цветную карточку на доске (жеребьевка заранее);


  1. Ведущий зачитывает загадку, команда отгадывает, на какую тему скрывается вопрос на карточке;


  1. После ответа зачитывается задание по указанной теме, отвечает команда через 1 минуту или сразу. Если нет ответ, то ход переходит следующей команде по часовой стрелке;


  1. Если ответ верный, то на экране появляется соответствующее изображение.



  1. Пять нельзя на игре (правила на доске)

1. Внимательно слушают.

  1. Представление жюри





  1. Представление команд




1. Название, девиз (вся команда)


2. Капитан


3. Выступают по жребию




Пегас (1 ряд)


Девиз: «Команда лучшая у нас, потому что мы - Пегас!»



Котопес (2 ряд)


Девиз: « Мы команда «Котопес»,

                Обыграем всех без слез,

                Кошки будут побеждать

               Псы нам будут помогать!»  


Гепард (3 ряд)


Девиз: « Мы гепарды, мы все вместе, мы всегда на первом месте»








4. Предлагается выбор карточки определенного цвета

4. Выбирают карточку определенного цвета



5.Задания на карточках


       1.   Экология (желтая)


    Все-все –

    На свете,

    На свете нужны!

    И мошки не меньше нужны, чем слоны…

    Нельзя обойтись без чудищ нелепых

    И даже без хищников злых и свирепых!

    Нужны все на свете!

    Нужны все подряд-

    Кто делает мед и кто делает яд.

    А если нам кто-нибудь лишним покажется,

    То это, конечно, ошибкой окажется.             ( С. Михалков).



Построить цепь питания из как можно большего числа  компонентов. (Картинки на доске).


Проверка  задания


Жюри выставляет баллы (по 3 балла за правильный и полный ответ)





2. Царства (оранжевая)


      Всего их существует 6.

У каждого свой царь.

И в мире все они живут,

Служа примером нам.



Определить царства и относящиеся к ним организмы, из предложенных рисунков на доске. ( Творческие работы учащихся).


Проверка  задания


Жюри выставляет баллы (по 3 балла за правильный и полный ответ)

















3.Охрана природы (зеленая)


      Мы приехали на речку

Воскресенье провести.

Мы купались,

Загорали,

Жгли костер,

В футбол играли-

Веселились, как могли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки-

Словом, мусора гора!

      Мы приехали на речку

      Понедельник провести,

      Только чистого местечка

      Возле речки не найти!

     



1.Правила  поведения в лесу (желтая)


2.Правила разведения костра (красная)


3.Правили утилизации мусора в походе (фиолетовая)


Проверка  задания


Жюри выставляет баллы (по 3 балла за правильный и полный ответ)




4.Что растет в лесу? (синяя)


      Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью умирает,

Весной оживает


      По 2 вопроса каждой команде(1-4, 2-5, 3-6)


  1. « Угадай по описанию»
  1. У этих грибов шляпки самого разного цвета - и синие, и красные, и фиолетовые. А название - одно. Какое?


  1. Живут эти грибы на деревьях или на пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать сразу чуть ли не целое лукошко!


  1. В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую блестят, будто смазанные маслом.


  1. Это кустарник или небольшое деревце, растущее по долинам рек в лесной и степной зонах. Один из важнейших православных праздников сопровождается церковным обрядом с ветками этого растения. Освященные в церкви пучки веток, по поверью, обретают очистительную силу. С их помощью приводили в порядок, выметали мусор. Мусор сжигали, а затем парились в бане, стегая себя этими ветками и приговаривали: «Здоровье – в хату, хворь - в лес!»


  1. Дерево это быстро оживает весной. Считается, что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе, которую люди надеялись перенести на поля. Поэтому оно стало символом праздника Колосяницы, а после принятия на Руси христианства-Троицы. Дерево это украшали лентами, вокруг водили хороводы, плели из его ветвей венки.


  1. Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. Их изображение есть на гербах, медалях и монетах многих стран. Дерево это является одной из лесообразующих пород Северного полушария. Древние славяне верили, что это дерево священное, посвящали его богу грома и молнии Перуну.


Жюри выставляет баллы (по 1 баллу за каждый  правильный ответ)



  1. Среда и место обитания (красная)


       Стеклянный домик на окне

 С прозрачною водой,

 С камнями и песком на дне

 И с рыбкой золотой


Изобразить пантомимой животное  на карточке, а другие команды должны угадать его и сказать среду и место обитания.


1.Кит (желтая)


2.Кенгуру (зеленая)


3. Жираф (розовая)


Жюри выставляет баллы (по 3 балла за правильный и полный ответ)


6.Разнообразие живого мира (голубая)


           Моря есть – плавать нельзя,

 Дороги есть – ехать нельзя,

 Земля есть – пахать нельзя.

 Что это?



« Черный  ящик»

3 животных обитающих в разных зонах Земли находятся в ящике.

Можно задать 10 вопросов, на которые отвечают только « ДА» или    « НЕТ».


1.Слон


2.Крокодил


3.Заяц


Жюри выставляет баллы (по 3 балла за правильный и полный ответ)


  1. Слушают, читают, отвечают


1. Слушают стих и дают ответ











- экология




  1. Составляют цепь питания из живых организмов    предложенных на доске ( на листочках)



  1. Один из команды зачитывает ответ и относит его  жюри








1.Слушают и дают ответ






-Царство


  1. Определяют царства и их представителей(1 мин.)



  1. Один из команды зачитывает ответ и относит его  жюри




















1.Слушают и дают ответ

















- Охрана природы


2.Капитан вытягивает карточку определенного цвета. Обсуждают правила(1 мин.)




3.Один из команды  отвечает







1.Слушают и дают ответ




      -Лес


  1. Отвечают сразу



Сыроежка



Опята



Маслята



Верба









Береза







Дуб









1.Слушают и дают ответ





-Аквариум

(Среда и место обитания)


2.Капитан вытягивает карточку определенного цвета, 1 минуту обсуждают и изображают пантомимой животное. Другие команды угадывают и называют среду и место обитания предложенного животного.









1.Слушают и дают ответ




           - Карта

Разнообразие живого мира



  1. команда задает по 10 вопросов, дает ответ



     1.Слон


     2.Крокодил


      3.Заяц

  1. Подведение итогов

          Жюри подсчитывает баллы

          Объявляет результаты

  1. Экология


Построить цепь питания из как можно большего числа  компонентов. (Картинки на доске).

3.Царства


Определить царства и относящиеся к ним организмы, из предложенных рисунков на доске. ( Творческие работы учащихся).

5.Охрана природы


1.Правила  поведения в лесу.


2.Правила разведения костра.


3.Правили утилизации мусора в походе.



2.Что растет в лесу?


« Угадай по описанию»

( Приложение)


4.Среда и место обитания


Изобразить пантомимой животное  на карточке, а другие команды должны угадать его и сказать среду и место обитания.

1.Кит

2.Кенгуру

3.Жираф



6.Разнообразие живого мира


« Черный  ящик»

3 животных обитающих в разных зонах Земли находятся в ящике.

Можно задать 10 вопросов, на которые отвечают только « ДА» или « НЕТ».

1.Слон

2.Крокодил

3.Заяц

1. Все-все –                                                                                                                      

    На свете,

    На свете нужны!

    И мошки не меньше нужны, чем слоны…

    Нельзя обойтись без чудищ нелепых

    И даже без хищников злых и свирепых!

    Нужны все на свете!

    Нужны все подряд-

    Кто делает мед и кто делает яд.

    А если нам кто-нибудь лишним покажется,

    То это, конечно, ошибкой окажется.             ( С. Михалков).

( Экология)

  1. Мы приехали на речку

Воскресенье провести.

Мы купались,

Загорали,

Жгли костер,

В футбол играли-

Веселились, как могли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки-

Словом, мусора гора!

      Мы приехали на речку

      Понедельник провести,

      Только чистого местечка

      Возле речки не найти!

      ( Охрана природы)

  1. « Угадай по описанию»
  1. У этих грибов шляпки самого разного цвета - и синие, и красные, и фиолетовые. А название - одно. Какое?
  2. Живут эти грибы на деревьях или на пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать сразу чуть ли не целое лукошко!
  3. В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую блестят, будто смазанные маслом.
  4. Это кустарник или небольшое деревце, растущее по долинам рек в лесной и степной зонах. Один из важнейших православных праздников сопровождается церковным обрядом с ветками этого растения. Освященные в церкви пучки веток, по поверью, обретают очистительную силу. С их помощью приводили в порядок, выметали мусор. Мусор сжигали, а затем парились в бане, стегая себя этими ветками и приговаривали: «Здоровье – в хату, хворь - в лес!»
  5. Дерево это быстро оживает весной. Считается, что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе, которую люди надеялись перенести на поля. Поэтому оно стало символом праздника Колосяницы, а после принятия на Руси христианства-Троицы. Дерево это украшали лентами, вокруг водили хороводы, плели из его ветвей венки.
  6. Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. Их изображение есть на гербах, медалях и монетах многих стран. Дерево это является одной из лесообразующих пород Северного полушария. Древние славяне верили, что это дерево священное, посвящали его богу грома и молнии Перуну.

  1. Сыроежка
  2. Опенок
  3. Маслята
  4. Верба
  5. Береза
  6. Дуб

  1. Всего их существует 6.

У каждого свой царь.

И в мире все они живут,

Служа примером нам.

                         ( Царство)

  1. Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.

Что это? (Земля)

(Разнообразие живого мира)

  1. Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой (Аквариум)

(Среда и место обитания)

  1. Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью умирает,

Весной оживает (Лес)

(Что растет в лесу?)

  1. Зарыли Максимку в сырую могилку,

А он полежал, полежал да на волю побежал,

Стоит, красуется, на него люди любуются ( Семя)

( Размножение и распространение)

  1. Весь мир кормлю,

А сама не ем (Земля)

(Питание).

9. Основная структурная единица живого тела? (Клетка)

КИТ

КЕНГУРУ

ЖИРАФ

  1. Экология


Построить цепь питания из как можно большего числа  компонентов. (Картинки на доске).

(Приложение № 1)

3.Царства


Определить царства и относящиеся к ним организмы, из предложенных рисунков на доске. ( Творческие работы учащихся).

(Приложение № 1)

5.Охрана природы


1.Правила  поведения в лесу.


2.Правила разведения костра.


3.Правили утилизации мусора в походе.



2.Что растет в лесу?


« Угадай по описанию»

( Приложение № 2)


4.Среда и место обитания


Изобразить пантомимой животное  на карточке, а другие команды должны угадать его и сказать среду и место обитания.

1.Кит

2.Кенгуру

3.Жираф


6.Разнообразие живого мира


« Черный  ящик»

3 животных обитающих в разных зонах Земли находятся в ящике.

Можно задать 10 вопросов, на которые отвечают только « ДА» или « НЕТ».

1.Слон

2.Крокодил

3.Заяц

  1. Размножение и распространение

Как распространяются и какие приспособления имеют плоды и семена изображенные на рисунке?

(Приложение № 3)

  1. Питание

1. Нарисуй схему поступления… веществ из корня к побегу. Опиши опыт

доказывающий содержание… веществ в почве.

2.Нарисуй поступление …веществ из листьев к корню. Благодаря чему…вещества образуются?

  1. Нарисуй клетку зеленого листа и назови ее основные части.
  1. Клетка

« Кто быстрей»

По 5 вопросов

( Приложение № 4)

Приложение № 4

  1. В каком году и кем было установлено, что растения состоят из клеток.(1665, Гук)
  2. Как определить увеличение микроскопа? (умножить значения окуляра и объектива)
  3. Клетки какой ткани придают прочность всему растению либо его отдельным частям? (Механическая)
  4. Назовите признаки живого организма.
  5. В какой ткани откладывается в запас пит. вещества у человека и животных? (жировой)
  6. Клетки какой ткани способны сокращаться? (мышечной)
  7. Когда дышит растение - ночью или днем? (всегда)
  8. Как называются щели для газообмена между клетками листа? (устьице)
  9. Под действием чего происходит в клетках обмен веществ? (кислорода)
  10. Как называется зеленый пигмент в клетках листа? (хлорофилл0
  11. Растения обеспечивают все живые организмы… и…? (орг. Веществами и кислородом)
  12. Что выделяется при фотосинтезе растений? (кислород)
  13. Как происходит газообмен у одноклеточных? (всей поверхностью тела)
  14. Для каких веществ проницаема клеточная оболочка? (растворимые)
  15. Как называется процесс слияния мужской и женской клеток? (оплодотворение)

Название команд и девиз

Пегас (1 ряд)

Девиз: «Команда лучшая у нас, потому что мы - Пегас!»

Котопес (2 ряд)

Девиз: « Мы команда «Котопес»,

                Обыграем всех без слез,

                Кошки будут побеждать

               Псы нам будут помогать!»  

Гепард (3 ряд)

Девиз: « Мы гепарды, мы все вместе, мы всегда на первом месте»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для итогового контроля по курсу географии материков и океанов 7 класс

Тест включает 24 задания. К каждому дается несколько вариантов ответов, из которых только один правильный. К учебнику В.А.Коринской и др."География материков и океанов 7 класс" (М., Дрофа). Программа ...

Итоговый контроль по курсу "География России. 8 класс"

Тест для проверки знаний по курсу "География России. 8 класс"...

Итоговый тест за курс географии материков и океанов 7 класс.

Эта итоговая работа проверяет знание общих особенностей материков, а также характерных черт, уникальных географических объектов каждого материка. Разработана в виде открытого теста...

Итоговое тестирование по курсу "География России" 9 класс

Итоговое тестирование  по курсу "География России" 9 класс...

Итоговое задание за курс географии 8 класса

Итоговое задание за курс географии 8 класса...

Итоговый тест за курс географии 10 класс

Тест для итоговой проверки знаний учащихся за курс 10 класса...

Техкарта урока физики «Итоговый урок за курс 7го класса»

Тип урока: урок повторения и обобщения пройденного материала, комбинированный урок.Цели урока: повторение основных понятий, изученных в курсе физики 7 класса и связанных с жизнедеятельностью человека....