Итоговый урок по курсу географии 5 класс
методическая разработка по географии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Итоговый урок по курсу « Природоведение».
Цель:
- закрепить и повторить знания и умения, полученные при изучении природоведения;
- углубить и расширить знания по охране природы, животного и растительного мира;
- развивать творческий потенциал и экологическую культуру школьников;
- развивать навыки общения учащихся при групповой работе.
Оборудование:
- 6 цветных карточек с загадками по разным темам курса природоведения.
- По 10 звездочек трех цветов для оценки конкурсов разного достоинства:
оранжевые – 3 балла,
желтые – 2 балла,
синие - 1 балл.
- Табличка « Жюри», название команд
- Таблички на каждый стол с названием команд
- Бумага и ручки.
- Песочные часы.
- Мультимедийная установка, экран, компьютер
- Презентация
- Творческие работы учащихся 5 классов
- Магниты
- Правила «нельзя» на игре
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учащиеся настраиваются на игру, готовятся слушать учителя.
2. Постановка цели.
Закрепить, повторить и расширить знания и умения, полученные при изучении животного и растительного мира, охраны природы, экологии.
3. Игра «Конкурс знатоков». Объяснение правил игры.
1. При подготовке к игре формируются три команды.
2. В состав жюри входят учитель-предметник, 1-2 ученика, классный руководитель.
3. Команды заранее готовят для себя эмблемы и девиз, соответствующие тематике игры.
Смысл игры заключается в том, что командам предлагается для обсуждения ряд нестандартных вопросов по заявленной тематике.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| 1. Внимательно слушают. |
| |
| 1. Название, девиз (вся команда) 2. Капитан 3. Выступают по жребию Пегас (1 ряд) Девиз: «Команда лучшая у нас, потому что мы - Пегас!» Котопес (2 ряд) Девиз: « Мы команда «Котопес», Обыграем всех без слез, Кошки будут побеждать Псы нам будут помогать!» Гепард (3 ряд) Девиз: « Мы гепарды, мы все вместе, мы всегда на первом месте» |
4. Предлагается выбор карточки определенного цвета | 4. Выбирают карточку определенного цвета |
5.Задания на карточках 1. Экология (желтая) Все-все – На свете, На свете нужны! И мошки не меньше нужны, чем слоны… Нельзя обойтись без чудищ нелепых И даже без хищников злых и свирепых! Нужны все на свете! Нужны все подряд- Кто делает мед и кто делает яд. А если нам кто-нибудь лишним покажется, То это, конечно, ошибкой окажется. ( С. Михалков). Построить цепь питания из как можно большего числа компонентов. (Картинки на доске). Проверка задания Жюри выставляет баллы (по 3 балла за правильный и полный ответ) 2. Царства (оранжевая) Всего их существует 6. У каждого свой царь. И в мире все они живут, Служа примером нам. Определить царства и относящиеся к ним организмы, из предложенных рисунков на доске. ( Творческие работы учащихся). Проверка задания Жюри выставляет баллы (по 3 балла за правильный и полный ответ) 3.Охрана природы (зеленая) Мы приехали на речку Воскресенье провести. Мы купались, Загорали, Жгли костер, В футбол играли- Веселились, как могли! И остались на полянке У потухшего костра: Две разбитых нами склянки, Две размокшие баранки- Словом, мусора гора! Мы приехали на речку Понедельник провести, Только чистого местечка Возле речки не найти! 1.Правила поведения в лесу (желтая) 2.Правила разведения костра (красная) 3.Правили утилизации мусора в походе (фиолетовая) Проверка задания Жюри выставляет баллы (по 3 балла за правильный и полный ответ) 4.Что растет в лесу? (синяя) Весной веселит, Летом холодит, Осенью умирает, Весной оживает По 2 вопроса каждой команде(1-4, 2-5, 3-6)
Жюри выставляет баллы (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Стеклянный домик на окне С прозрачною водой, С камнями и песком на дне И с рыбкой золотой Изобразить пантомимой животное на карточке, а другие команды должны угадать его и сказать среду и место обитания. 1.Кит (желтая) 2.Кенгуру (зеленая) 3. Жираф (розовая) Жюри выставляет баллы (по 3 балла за правильный и полный ответ) 6.Разнообразие живого мира (голубая) Моря есть – плавать нельзя, Дороги есть – ехать нельзя, Земля есть – пахать нельзя. Что это? « Черный ящик» 3 животных обитающих в разных зонах Земли находятся в ящике. Можно задать 10 вопросов, на которые отвечают только « ДА» или « НЕТ». 1.Слон 2.Крокодил 3.Заяц Жюри выставляет баллы (по 3 балла за правильный и полный ответ) |
1. Слушают стих и дают ответ - экология
1.Слушают и дают ответ -Царство
1.Слушают и дают ответ - Охрана природы 2.Капитан вытягивает карточку определенного цвета. Обсуждают правила(1 мин.) 3.Один из команды отвечает 1.Слушают и дают ответ -Лес
Сыроежка Опята Маслята Верба Береза Дуб 1.Слушают и дают ответ -Аквариум (Среда и место обитания) 2.Капитан вытягивает карточку определенного цвета, 1 минуту обсуждают и изображают пантомимой животное. Другие команды угадывают и называют среду и место обитания предложенного животного. 1.Слушают и дают ответ - Карта Разнообразие живого мира
1.Слон 2.Крокодил 3.Заяц |
Жюри подсчитывает баллы Объявляет результаты | |
Построить цепь питания из как можно большего числа компонентов. (Картинки на доске). | 3.Царства Определить царства и относящиеся к ним организмы, из предложенных рисунков на доске. ( Творческие работы учащихся). | 5.Охрана природы 1.Правила поведения в лесу. 2.Правила разведения костра. 3.Правили утилизации мусора в походе. |
2.Что растет в лесу? « Угадай по описанию» ( Приложение) | 4.Среда и место обитания Изобразить пантомимой животное на карточке, а другие команды должны угадать его и сказать среду и место обитания. 1.Кит 2.Кенгуру 3.Жираф | 6.Разнообразие живого мира « Черный ящик» 3 животных обитающих в разных зонах Земли находятся в ящике. Можно задать 10 вопросов, на которые отвечают только « ДА» или « НЕТ». 1.Слон 2.Крокодил 3.Заяц |
1. Все-все –
На свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд-
Кто делает мед и кто делает яд.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется. ( С. Михалков).
( Экология)
- Мы приехали на речку
Воскресенье провести.
Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли-
Веселились, как могли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки-
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
( Охрана природы)
- « Угадай по описанию»
- У этих грибов шляпки самого разного цвета - и синие, и красные, и фиолетовые. А название - одно. Какое?
- Живут эти грибы на деревьях или на пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать сразу чуть ли не целое лукошко!
- В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую блестят, будто смазанные маслом.
- Это кустарник или небольшое деревце, растущее по долинам рек в лесной и степной зонах. Один из важнейших православных праздников сопровождается церковным обрядом с ветками этого растения. Освященные в церкви пучки веток, по поверью, обретают очистительную силу. С их помощью приводили в порядок, выметали мусор. Мусор сжигали, а затем парились в бане, стегая себя этими ветками и приговаривали: «Здоровье – в хату, хворь - в лес!»
- Дерево это быстро оживает весной. Считается, что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе, которую люди надеялись перенести на поля. Поэтому оно стало символом праздника Колосяницы, а после принятия на Руси христианства-Троицы. Дерево это украшали лентами, вокруг водили хороводы, плели из его ветвей венки.
- Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. Их изображение есть на гербах, медалях и монетах многих стран. Дерево это является одной из лесообразующих пород Северного полушария. Древние славяне верили, что это дерево священное, посвящали его богу грома и молнии Перуну.
- Сыроежка
- Опенок
- Маслята
- Верба
- Береза
- Дуб
- Всего их существует 6.
У каждого свой царь.
И в мире все они живут,
Служа примером нам.
( Царство)
- Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Что это? (Земля)
(Разнообразие живого мира)
- Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой (Аквариум)
(Среда и место обитания)
- Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью умирает,
Весной оживает (Лес)
(Что растет в лесу?)
- Зарыли Максимку в сырую могилку,
А он полежал, полежал да на волю побежал,
Стоит, красуется, на него люди любуются ( Семя)
( Размножение и распространение)
- Весь мир кормлю,
А сама не ем (Земля)
(Питание).
9. Основная структурная единица живого тела? (Клетка)
КИТ
КЕНГУРУ
ЖИРАФ
Построить цепь питания из как можно большего числа компонентов. (Картинки на доске). (Приложение № 1) | 3.Царства Определить царства и относящиеся к ним организмы, из предложенных рисунков на доске. ( Творческие работы учащихся). (Приложение № 1) | 5.Охрана природы 1.Правила поведения в лесу. 2.Правила разведения костра. 3.Правили утилизации мусора в походе. | |
2.Что растет в лесу? « Угадай по описанию» ( Приложение № 2) | 4.Среда и место обитания Изобразить пантомимой животное на карточке, а другие команды должны угадать его и сказать среду и место обитания. 1.Кит 2.Кенгуру 3.Жираф | 6.Разнообразие живого мира « Черный ящик» 3 животных обитающих в разных зонах Земли находятся в ящике. Можно задать 10 вопросов, на которые отвечают только « ДА» или « НЕТ». 1.Слон 2.Крокодил 3.Заяц | |
Как распространяются и какие приспособления имеют плоды и семена изображенные на рисунке? (Приложение № 3) |
1. Нарисуй схему поступления… веществ из корня к побегу. Опиши опыт доказывающий содержание… веществ в почве. 2.Нарисуй поступление …веществ из листьев к корню. Благодаря чему…вещества образуются?
|
« Кто быстрей» По 5 вопросов ( Приложение № 4) |
Приложение № 4
- В каком году и кем было установлено, что растения состоят из клеток.(1665, Гук)
- Как определить увеличение микроскопа? (умножить значения окуляра и объектива)
- Клетки какой ткани придают прочность всему растению либо его отдельным частям? (Механическая)
- Назовите признаки живого организма.
- В какой ткани откладывается в запас пит. вещества у человека и животных? (жировой)
- Клетки какой ткани способны сокращаться? (мышечной)
- Когда дышит растение - ночью или днем? (всегда)
- Как называются щели для газообмена между клетками листа? (устьице)
- Под действием чего происходит в клетках обмен веществ? (кислорода)
- Как называется зеленый пигмент в клетках листа? (хлорофилл0
- Растения обеспечивают все живые организмы… и…? (орг. Веществами и кислородом)
- Что выделяется при фотосинтезе растений? (кислород)
- Как происходит газообмен у одноклеточных? (всей поверхностью тела)
- Для каких веществ проницаема клеточная оболочка? (растворимые)
- Как называется процесс слияния мужской и женской клеток? (оплодотворение)
Название команд и девиз
Пегас (1 ряд)
Девиз: «Команда лучшая у нас, потому что мы - Пегас!»
Котопес (2 ряд)
Девиз: « Мы команда «Котопес»,
Обыграем всех без слез,
Кошки будут побеждать
Псы нам будут помогать!»
Гепард (3 ряд)
Девиз: « Мы гепарды, мы все вместе, мы всегда на первом месте»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для итогового контроля по курсу географии материков и океанов 7 класс
Тест включает 24 задания. К каждому дается несколько вариантов ответов, из которых только один правильный. К учебнику В.А.Коринской и др."География материков и океанов 7 класс" (М., Дрофа). Программа ...
Итоговый контроль по курсу "География России. 8 класс"
Тест для проверки знаний по курсу "География России. 8 класс"...
Итоговый тест за курс географии материков и океанов 7 класс.
Эта итоговая работа проверяет знание общих особенностей материков, а также характерных черт, уникальных географических объектов каждого материка. Разработана в виде открытого теста...
Итоговое тестирование по курсу "География России" 9 класс
Итоговое тестирование по курсу "География России" 9 класс...
Итоговое задание за курс географии 8 класса
Итоговое задание за курс географии 8 класса...
Итоговый тест за курс географии 10 класс
Тест для итоговой проверки знаний учащихся за курс 10 класса...
Техкарта урока физики «Итоговый урок за курс 7го класса»
Тип урока: урок повторения и обобщения пройденного материала, комбинированный урок.Цели урока: повторение основных понятий, изученных в курсе физики 7 класса и связанных с жизнедеятельностью человека....