Человечество в социосфере
методическая разработка по географии (9 класс) по теме
В ходе данного игрового проекта ребята учатся принимать и учитывать мнение каждого участника, наглядно видят различные взаимосвязи в обществе и понимают масштаб воздействия человечества на биосферу. Также ребятам понятно, что человек не может существовать изолированно от всего общества. Данный проект можно видоизменить и использовать, изучая связи, например, в своей области, районе, а не в масштабе всего мира. Довольно интересно и поучительно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovechestvo_v_sociosfere.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровой проект: "Человечество в социосфере".
Разработан учителем экологии Сотниковой С.В.
Цель:1.Увидеть разнообразие отношений между людьми и понять значение экономических, социальных и духовных взаимосвязей в обществе.
2.Научиться понимать и принимать мнение каждого при поиске.
Тип проекта: игровой, экологический, групповой, межпредметный (экология, география, обществознание), непродолжительный, в рамках класса.
Рассчитан на учеников 9х, 10х классов.
Представлен в виде: заполненных таблиц и контурных карт.
Источники информации: личные знания.
Ход занятия:
Учитель: Люди, как и другие живые организмы, потребляют энергию и вещества из окружающей среды. Это определяет их место в биосфере. Они взаимодействуют с источниками информации и преобразуют природу при помощи технических средств, созданных силой разума. Это определяет их место в ноосфере (сфера разума). Масштаб разумной человеческой деятельности велик благодаря тому, что люди обустраивают окружающий мир сообща, в ходе постоянных взаимодействий друг с другом. В результате этих взаимодействий человечество вместе с освоенной им частью природной среды формирует так называемую социосферу.
Участники разбиваются на группы 4 - 6 человек.
Каждый ученик самостоятельно выполняет 4 задания на отдельных листах.
Задание №1. Заполните таблицу отображающую экономические связи.
Мои личные вещи. | Страна-изготовитель (если Россия, укажите город) |
одежда быт.техника мебель пища | Китай, Белоруссия, Москва, Биробиджан Италия, Малайзия, Липецк, Фрязино (Моск. обл.) Благовещенск, Москва. Благовещенск, Новосибирск, Белогорск, Китай |
Задание №2. Отображает духовные связи.В таблице указаны виды деятельности, которые могут способствовать налаживанию отношений между людьми разных стран и городов. В соседней графе укажите свое отношение к данному виду деятельности. Варианты ответов: "Хотел бы участвовать", "хотел бы заниматься профессионально", "хотел бы следить со стороны", или свой вариант ответа.
Виды миротворческой деятельности | Мое отношение |
туризм журналистика "врачи без границ" "рок против наркотиков" Green peace |
Задание №3.Отображает духовные связи. Укажите три страны, которые вы бы хотели посетить в первую очередь.
Задание №4.Отображает социальные связи. Запишите те города России и страны мира, в которых проживают ваши родственники, с которыми вы поддерживаете связь (почта, телефон, интернет).
Совместная работа в каждой группе (на контурных картах мира).
Используя цветные карандаши, учащиеся обозначают на чистой контурной карте те города, страны и связи между ними, которые оказались в индивидуальных заданиях большинства участников групп.
Работа всего класса(на большой контурной карте мира).
Представители каждой группы отмечают данные своей группы на общей контурной карте. И рассказывают остальным участникам об экономических (задание№1), духовных (задание№2,3) и социальных (задание№4) связях своей группы, обращаясь к карте.
Представитель от каждой группы делает вывод согласно главной цели проекта. Выявляет, каким образом формируется социосфера.
Учитель: Под действием разных экологических факторов формировались разные типы и расы людей. К тому же внутреннее разнообразие человечества увеличивалось и за счет возникновения разных народов и типов обществ. По мере развития человечества возрастала плотность населения, а вместе с тем нагрузка на окружающую среду (биосферу). То есть успешное использование новых технологий, и эффективное извлечение природных ресурсов позволило человечеству быстро развиваться и укреплять связи внутри общества. Возрастающая нагрузка на окружающую среду приводит к разрушению связей внутри биосферы, и она теряет свою устойчивость. В этом мы и убедились на сегодняшнем уроке. Если связи в социосфере недостаточно развиты, то и влияние на биосферу меньше. Чем крепче связи внутри социосфере, тем больше влияния на биосферу.
Индивидуальная карточка. Фамилия__________________
Задание №1.Заполните таблицу, отражающую экономические взаимосвязи.
Мои личные вещи | Страна – изготовитель (если Россия, укажите город) |
Пища Одежда Быт.техника мебель |
Задание№2.Выявление духовной взаимосвязи. Укажите три страны, которые вы бы хотели посетить в первую очередь, или уже посетили. _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Задание№3.Выявление социальной и духовной взаимосвязи. Запишите те города России и страны мира, в которых проживают ваши родственники, с которыми вы поддерживаете связь (почта, телефон, Интернет).
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Совместная работа в группе.
Проанализировав работу каждого участника в группе, выявите те города и страны и связи между ними, которые оказались в индивидуальных заданиях большинства участников вашей группы.
Задание№1. Экономические взаимосвязи.
Задание№2. Духовная взаимосвязь.
Задание№3.Социальная и духовная взаимосвязь.
ПРБЛЕМАТИЗАЦИЯ | В мире происходят необратимые процессы между человечеством и биосферой. Принимаю ли я лично в этом участие? Могу ли я оказать влияние на биосферу? |
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | Выявить зависимость между биосферой и социосферой.(Достижение этой цели позволит доказать, что укрепление и развитие взаимосвязей в обществе увеличивает воздействие на биосферу) |
НАЗВАНИЕ | Человечество в социосфере |
ПРОЕКТНЫЙ ПРОДУКТ | Заполненные контурная карта и таблицы. (Данный проектный продукт позволит увидеть степень развития социальных взаимосвязей внутри одного класса и степень влияния этих связей на биосферу) |
ПЛАНИРОВАНИЕ | 1.Работа на индивидуальной карточке.-5мин. (Исследование своих экономических, духовных и социальных связей) 2.Работа в группе-5-7мин. (Анализ индивидуальных исследований) 3.Коллективная работа-10мин. (Нанесение результата работ в группе на общую контурную карту при помощи условных знаков). 4.Проанализировать карту и сделать выводы о степени развития связей класса.5мин. 5.Сделать выводы о влиянии степени развития социосферы на биосферу.7мин. |
РЕАЛИЗАЦИЯ | Проект рассчитан на один урок. Используются только личные знания и умения учеников. Индивидуальная и групповая работа на заранее подготовленных карточках. Коллективная работа на заранее подготовленной контурной карте. Запись выводов в учебную тетрадь. Представление заполненной контурной карты и сделанных выводов. |
РЕФЛЕКСИЯ | Осмысление полученного опыта. Выявление допущенных ошибок, определение перспектив работы. Самооценка работы- обзор трудностей, с которыми учащийся столкнулся в ходе работы, и способов, которыми он эти трудности преодолел. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "На пользу всему человечеству"к году космонавтики
Классный час: «На пользу всему человечеству» Задачи:- воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотв...
Урок экологии 9 класс "Возможности человечества к адаптации"
Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа "Биосфера и человечество", автор - И.М.Швец....
Урок экологии 9 класс "Потребность человечества в питании"
Урок экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....
Урок экологии 9 класс "Потребность человечества в дыхании и ее влияние на биосферу"
Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....
Урок экологии 9 класс "Влияние человечества на эволюцию биосферы"
Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....
Урок экологии 9 класс "Современный масштаб деятельности человечества"
Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....
Публикация в сборнике журнала «Социосфера»
Портфолио обучающегося начальной школы представляет интерес с позиции изучения особенностей восприятия социальных ролей и отношений учащимися начальной школы, организуемой совместной работы родителей ...