9кл. Рабочая программа.
рабочая программа по географии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2005 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г. Новый образовательный стандарт. «Экзамен» 2005 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в IX классах —68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
УМК:
1.Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. - М.: Дрофа, 2006.
2. Географический атлас. 9 класс. - М.: Дрофа, 2007.
. Дополнительная литература:
1. Алексеев А.А. География России. Природа и население. - М.: Дрофа, 2007.
2. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2007.
3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая география России. 9 класс. - М.: Русское чтиво, 2008.
4. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2003.
5. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2004.
6. Родионова И.А. Экономическая география России. - М.: Московский лицей, 2001.
7. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. В 2-х т. - М.: АСТ-ПРЕСС КОЛА, 2002.
8. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2004.
9. Пятунин Б.Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 классы. - М.: Дрофа
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Количество часов
Всего 68часов; в неделю 2 час.
Оценочные практические работы
1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
2. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
4. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. J
5. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
6. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского юга и Поволжья.
7. Определение по картам географического положения своего региона.
8. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов своего региона.
9. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.
10. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района в жизни и быта человека.
11. Составление характеристики Норильского промышленного узла.
12. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона).
Творческие работы
Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых умельцев.
Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона.
Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.
Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её улучшению.
Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.
Описание народных помыслов Центральной России.
Разработка проекта “Золотой российский чернозём”.
Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.
Этническая культура народов Северного Кавказа.
Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.
Народные промыслы Урала.
Современные проблемы коренных народов Севера.
Научно-художественное описание уникальных ландшафтов Дальнего Востока.
Кол-во часов | Практические работы |
1 четверть | 18 | 1 |
2 четверть | 15 | 2 |
3 четверть | 20 | 6 |
4 четверть | 15 | 3 |
год | 68 | 12 |
Содержание программы
Границы и административно-территориальное
устройство
Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-гео-графическое. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и других государств.
Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория.
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Этапы и методы географического изучения территории России. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.
Население России
Человеческий потенциал страны. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизвед-ства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и его определяющие факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.
Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.
Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, их определяющие факторы.
Хозяйство России
Особенности развития хозяйства России. Предприятие — первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.
Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство. География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.
' Лесное хозяйство. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины — традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.
Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
, Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.
Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.
Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.
География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура, ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье — одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.
Регионы России
Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).
Зонирование России. Основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.
Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Россия в современном мире
Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
География своей республики (края, области)
Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
Критерии выставления оценок
Критерии оценки устного ответа:
Отметка «5» выставляется, если полно излагается изученный материал, дается правильное определение предметных понятий; обнаруживается понимание материала, обосновываются суждения, ученик демонстрирует способность применить полученные знания на практике, привести примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; ученик излагает материал последовательно с точки зрения логики предмета и норм литературного языка.
Отметка «4» выставляется, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки “5”, но допускаются 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» выставляется, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил, понятий; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» выставляется, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка “2” отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:
Отметка «5» выставляется , если работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно ,подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме
Отметка «4» выставляется, если практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы
Отметка «3» выставляется, если практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени(можно дать возможность доделать работу дома).Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами
Отметка «2» выставляется, если учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащихся
Тематическое планирование по географии.
Экономическая география России.
9 класс 68 ч.
Учебник: Экономическая география России.
Население и хозяйство.
В.Я. Ром, В.П. Дронов.
2010-2011
ДАТА | № УРОКА | РАЗДЕЛ | Цели | Основной материал | ЗУН | Дом. Задание § | Оборудование | Межпред метные связи | Контроль |
ТЕМА УРОКА. ТИП УРОКА. |
Раздел I.Новое политико-государственное устройство на территории бывшего СССР (14 часов) Геополитическое положение России (3ч.) |
1. 2. 3. | Введение. Комбинированный урок. Географическое положение России. ЭГП и транспортно-географическое положение Урок применения знаний, умений и навыков. Политико-административное устройство России. Урок применения знаний, умений и навыков. | Выявить значимость географии в современном мире: осознать особенности и задачи экономической географии России. Развивать умение работать с текстом. Ввести понятие ЭГП, выявить особенности ЭГП России на карте. | Основные отлич. геоположения России от бывшего СССР. Образование СНГ. Изменения геополитического положения России. Приоритеты во внешнеполитич. Деятельности. Роль АТР во внешних связях. Политико-администр. устр-во России. Транзитность поло-жения территории между странами Европы и Азией. | Знать: Особенности ЭГП России, изменение её геополитического положения. Место России в СНГ. Административно-территориальное деление. Уметь: Называть и показывать субъекты РФ. Определять особенности ЭГП России. Сравнивать геоположение страны с положением других гос-в (США, Канада, Китай). | §1 карта, вопросы . §2 карта, вопросы §3 к\карта, вопросы. | Карта Полит. – администр. устройство России. Политич. карта мира. Атласы-9кл. Контурные карты. | История России. Обществознание. Черчение. | Устный опрос. Работа по карточкам. Отчёт по практической работе. Тестовые задания. |
Население России и новых независимых гос-в 5ч. |
4. 5. 6. 7. 8 | Население России: особенности заселения, численность и естественный прирост. РФ-многонациональная страна. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Миграции населения. Расселение населения Урок сообщения и усвоения новых знаний. Городское и сельское население. Расселение населения. Комбинированный урок. Рынок труда, занятость населения России. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Население России. Урок закрепления знаний, выработка умений и навыков. | Выяснить особенности заселения территории России. Установить когда в состав России вошли государства Закавказья, Балтии, Средней Азии. Определить численность населения России. Дать понятие: естественного прироста населения; Национального состава населения, миграций и их причин. | Основные ареалы расселения восточных славян. Этапы заселения территории России. Численность населения России и стран СНГ. Естественный прирост населения. Причины отрицательного естественного прироста. Миграция внутренняя и внешняя. Причины миграций. Основные зоны заселения. Проблемы межнациональных отношений. Районные различия в уровне урбанизации. | Знать: историю заселения и освоения территории России. Два ареала расселения. Национальный состав, миграции, трудовые ресурсы, городское и сельское население. Население своего края. Уметь: пользоваться картами населения. Определять закономерности размещения и объяснять их. Анализировать статистические материалы и делать выводы о занятости населения в различных отраслях. | §4 карта, вопросы §5 карта, вопросы, Зад.1,2. §6 карта, вопросы §7 карта, вопросы, зад.1 §8 карта, вопросы, таблица. | Карта: «Население России» Атлас. Карты учебника. Таблицы и схемы приложения учебника. Рабочая тетрадь. | История России. География ЯНАО. | Устный опрос. Работа с карточками. Отчёт по практической работе. Тестовые задания. |
Экономика РФ 6 ч. |
9. 10. 11. 12 13. 14 | Хозяйство России Комбинированный урок. Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии РФ. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Структура экономики России. Комбинированный урок. Проблемы ресурсной основы экономики России. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Научный комплекс-вершина экономики России. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Экономический кризис в России. Пути экономических реформ. Урок сообщения и усвоения новых знаний. | Познакомить с видами экономических систем. Показать какую роль сыграли они в историческом развитии России. Выяснить, какие различия характерны для разных типов систем. Оценить, как изменилось распределение предприятий по формам собственности. Узнать структурные особенности экономики. Познакомиться с проблемами природно-ресурсной основы экономики. | Основные проблемы экономики её главная задача- достижение максимального удовлетворения потребностей. Сравнительные особенности видов экономики. Доля государственного сектора в системах экономики. Примеры государств с разными системами экономики. Проблемы природно-ресурсной основы экономики. Экономические системы в историческом развитии России. Достоинства и недостатки типов экономически сис-тем. Социально-экономические реформы в России. | Знать: особенности и место экономики России в хозяйстве бывшего СССР. Особенности экономики в странах содружества. Экономические системы в историческом развитии РФ. Общие понятия экономики, главную задачу, её черты. Основные эконо-мические системы. Причины экономи-ческого кризиса. Уметь: анализировать статистические данные, пользовать-ся картами для сравнения. Опреде-лять место России в экономике бывшего СССР. Характеризовать особенности экономики страны. | §9 карта, Термины. §10 карта, вопросы §11 вопросы §12 карта, вопросы, зад.1. §13 карта, вопросы §14 карта, вопросы, зад.1,2 §15 карта, вопросы | Набор карт в атласе-9кл. Политико-административная карта России. Схемы и таблицы учебника. Рабочие тетради. Дополнительный материал. | Экономика. История России. Экономика. Экономика. | Фронтальный опрос. Индивидуальные задания. Работа с карточками. Тестовые задания. |
Раздел II. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география 21ч. |
15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. | Машиностроительный комплекс-ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве. Комбинированный урок. Факторы размещения отраслей машиностроения. Урок применения знаний, умений и навыков. География машиностроения. Практическая работа№1 Урок применения знаний, умений и навыков. Военно-промышленный комплекс. Комбинированный урок. Научный комплекс. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Роль и особенности ТЭКа. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Топливная промышленность: угольная, нефтяная, газовая. Практическая работа№2 Урок применения знаний, умений и навыков. Электроэнергетика России. Комбинированный урок. Топливно-энергетический комплекс России. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Состав и значение металлургического комплекса. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Металлургический комплекс. Комбинированный урок. География металлургического комплекса. Комбинированный урок. Химико-лесной комплекс. Комбинированный урок. География химико-лесного комплекса. Урок применения знаний, умений и навыков. Комплексы конструкционных материалов. Комбинированный урок. АПК. Состав и значение. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Земледелие и животноводство. Практическая работа№3 Комбинированный урок. Пищевая и лёгкая промышленность. Урок применения знаний. Территориальная организация АПК. Комбинированный урок. Состав инфраструктурного комплекса. Связь, сфера обслуживания. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Роль транспорта. Виды транспорта. Комбинированный урок. | Познакомить учащихся с одним из главнейших межотраслевых комплексов России. Показать его роль и значение. Выяснить роль и значение машиностроительного комплекса. Выяснить его проблемы и перспективы развития. Показать роль и значение военно-промышленного комплекса. Выяснить состав и географию ТЭК. Проблемы комплекса. Выяснить основные топливные базы и бассейны. Назвать основные факторы , влияющие на размещения ТЭК. Познакомить с отраслевым составом комплекса конструкционных материалов, его географией размещения, основными проблемами и перспективами Сформировать знания об основных звеньях АПК и их составе. Показать ведущую роль сельского хозяйства, как одного из звеньев ПК. Выяснить причины, влияющие на территориальную организацию АПК. Показать значимость инфраструктурного комплекса. Узнать основной рисунок дорог России. Выяснить основные проблемы и перспективы развития комплекса. Развивать умение работать с картами. | Понятие научного комплекса, его роль и значение для России. Проблемы и перспективы разви-тия, география. Научный комплекс-вершина экономики. Главная задача машиностроительного комплекса его состав и связи, проблемы. Факторы размещения и геог-рафия. Основные проблемы машиностроительно-го комплекса. ВПК, центры основных отраслей. Его роль и место в системе межотраслевых комплексов, география ВПК, проблемы конверсии. ТЭК, роль и значение. Проблемы Топливно-энергетич. баланс. Основные нефтяные, газовые и угольные базы России. Энергетические ресурсы России. Конструкционные материалы и химические вещества. Их классификация. Основные металлургические базы страны. Факторы размещения. Значение химико-лесного комплекса. Особенности и факторы размещения. Базы. Лесопромышленные комплексы. Значение АПК, его главная задача. Звенья АПК. Основ- ные направления развития АПК. Рай- оны выращивания зерновых и районы животноводства. Коммуникационная система и сфера обслуживания. Услуга-особый вид продукции. Классификация. Виды транспорта и их роль. Транспортные системы России. Виды транспорта и их роль в хозяйстве страны. Рекреационное хозяйство. Классификация услуг. Жилищно-коммунальное хозяйство. Проблемы. | Знать: важнейшие межотраслевые комплексы России: машиностроительный, научный, военно-промышленный, топливно-энергетический, металлургический, химико-лесной, агропромышленный (АПК), инфраструктурный. Географию этих комплексов. Роль, значение, состав, факторы размещения, перспективы развития. Социальные и экологические проблемы. Влияние НТР на сдвиги географии отраслей комплексов. Перспективы развития отраслей. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рынку. Уметь: объяснять существенные признаки понятий «ТЭК», «энергосистема», «металлургическая база», «АПК». Объяснять влияние факторов размещения производства на географию отраслевых и межотраслевых комплексов. Называть состав отраслей и межотраслевых комплексов. Показывать на карте крупные месторождения полезных ископаемых, электростанции разных типов, центры и районы машиностроения, металлургии, химической и лесной промышленности. Главные районы земледелия и животноводства, главные транспортные магистрали. Показать роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Называть преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. | §16 карта, вопросы §17,18 карта, вопросы §19 карта, вопросы §20 к\карта, вопросы §21 карта, вопросы §22 к/к, вопросы §23 карта, вопросы §24 карта, вопросы, таблица. §25 карта, вопросы §26к\к, вопросы §27 карта, вопросы §28 карта, вопросы §29 карта, вопросы, таблица. §30 к/к, карта, §31 карта, вопросы §32 карта, вопросы §33 карта, вопросы, зад 3,4. §34 карта, вопросы §35к/к карта, вопросы §36 карта, вопросы §37 карта. | Таблицы. Карта машиностроения. Атлас 9 кл. Карта ТЭК. Рабочая тетрадь. Контурные карты. Карта металлургии. Рабочие тетради. Атласы 9 кл. Контурные карты. Атласы 9кл. Рабочие тетради. Карта транспорта России. Рабочие тетради. Атласы 9 кл. | Экономика. География Ямала. Экономика. Химия. Физика. Химия. Химия. Физика. Химия. Химия. Биология. Химия. Биология. Экология. География Ямала. Биология. Технология Физика. Физика. Математика. Экономика. | Устный опрос. Задания по карточкам. Отчёт по практической работе. Работа на контурной карте. Урок-диалог. Устный опрос. Работа на контурной карте. Тестовый опрос. Проверка номенклатуры. Круглый стол. Защита творческих проектов. Семинарское занятие. Тестовые задания. Урок- практикум. Тесты. |
Раздел III. Регионы России (28ч.) Территориальная организация и районирование России (2ч.) |
36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. | Районирование территории России. Комбинированный урок. Проблемы экономич. районирования России. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Центральная Россия ЭГП. Население и трудовые ресурсы. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Экономика Центральной России. Узловые районы Центральной России. Практическая работа№4 Комбинированный урок. Народные промыслы Центральной России. Практическая работа №5 Комбинированный урок. Общая хар-ка Северо-Западной России. Урок применения знаний, умений и навыков. Европейский Север: ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения. Комбинированный урок Хозяйство Европейского Севера. Комбинированный урок. Северный Кавказ. особенности геоположения, природные условия и ресурсы. Урок применения знаний, умений и навыков. Население. Хозяйство района . Урок применения знаний, умений и навыков. Поволжье. ЭГП, природные условия и ресурсы. Урок закрепления знаний, выработка умений и навыков. Население. Хозяйство. Практическая работа№6 Комбинированный урок. Урал. Геоположение, природные условия и ресурсы. Комбинированный урок. Население. Хозяйство района. Практическая работа№7 Урок применения знаний, умений и навыков. Восточный макрорегион-азиатская Россия. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Западная Сибирь. Практическая работа№8 Комбинированный урок. Восточная Сибирь Практическая работа№9 . Комбинированный урок. Дальний Восток: особенности развития. Комбинированный урок. Практическая работа№10 Урок применения знаний, умений и навыков. Обобщающий урок. Восточный макрорегион Урок закрепления знаний, выработка умений и навыков. | Знакомство с экономическим районированием России, с его вариантами.. Западный Дать понятие основных терминов (географическое разделение труда, ТПК, экономическое райониро-ие). Познакомить с экономическими районами России. Дать понятие узловым районам. Выявить основные особенности природных условий, ресурсов, населения, экономики Центральной России Европейского Севера. Сформировать основные понятия об особенностях положения Северного Кавказа. Выявить основные проблемы и перспективы развития. Продолжить формировать представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы на примере Поволжья и Уральского экономического района. Углубить знания учащихся о природных особенностях Урала. Восточный Рассмотреть особенности экономики Восточного макрорегиона. Выяснить особенности природных условий и ресурсов Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока. формировать представления и знания об особенностях и главных чертах природы макрорегиона. | Районирование- важнейший метод географии. Узловое и однородное районирование. Географическое разделение труда. Макрорегион- Экономические районы. Специализация районов. Центральная Россия -это огромный межрайонный комплекс в составе нескольких районов. Общие географические особенности региона. Отличия ЭГП районов Центральной России. Главное в хозяйственной специализации районов. Экономика и её территориальная структура. Узловые районы России, их особенности, перспективы и проблемы развития. Европейский Север-самый крупнейший по территории в Западном макрорегионе. Важная топливно-энергетическая база. Две зоны концентрации ресурсов. Значение района во внешне-экономических связях России. Европейский Юг-самый южный ииблагоприятный для жизни людей. Проблемы и перспективы развития района. Особенности АПК. Особенности гео. положения Поволжского экономического района и Урала. Разнообразие природных ресурсов. Макрорегион- Особенности ЭГП Восточного макрорегиона. Общая характеристика населения региона. Роль региона в экономике страны. ТПК Западной Си-бири, Восточной и Дальнего Востока. Разнообразие природных ресурсов. Значение района во внешне-экономических связях России. | Знать: экономическое районирование России. Европейская Западный макрорегион- Европейская Россия-Центральная Россия. Узловые районы Центральной России. Географическое положение природные условия и ресурсы, население Европейского Севера, Европейского Юга-Северного Кавказа, Поволжья, Урала, восточного макрорегиона-азитской России. Населения изучаемых регионов и проблемы с ним связанные. Отрасли специализации хозяйства. экологические проблемы районов. Историко-культурные ценности. Уметь: анализировать карты атласа и статистические материалы учебника с целью составления характеристики хозяйства региона. Характеризовать состав и экономико-географическое положение района. Давать оценку природных и трудовых ресурсов Центральной России, Европейского Севера, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока. Выявлять ведущие отрасли хозяйства. Азиатская Составлять характеристику по типовому плану. Выяснять причины сходства и различия изучаемых районов. Объяснять причины внутрирайонных различий. Определять влияние этих различий на специализацию сельского хозяйства и промышленности, развитие транспорта. Характеризовать крупные промышленные узлы районов по типовому плану. Составлять схемы внутрирайонных межотраслевых связей изучаемых территорий. | §38 карта, вопросы §39 карта, вопросы Россия §40 карта, вопросы §41 карта, вопросы §42 карта, Вопросы §43 карта, вопросы §44 карта, вопросы §45карта, вопросы §46 карта, вопросы §47-48 карта, вопросы § 49 карта, вопросы §50-51 карта, вопросы §52карта, вопросы §53 карта, вопросы §54 карта, вопросы Россия §55 карта, вопросы §56 карта, вопросы §57карта, вопросы §58карта, вопросы §59 карта, вопросы §60 карта, вопросы §61 карта, вопросы §62 карта, вопросы §63 карта, вопросы | Карта России. (12 ч.) Атласы 9 кл. Контурные карты. Рабочие тетради. Карта Европейского Севера. Карта Северного Кавказа. Атласы 9кл. Контурные карты. Рабочие тетради. (6ч.) Карта Урала. Карта Западной Сибири. Карта Восточной Сибири. Карта Дальнего Востока. | Экономика. Биология. Экономика. Литература. История Литература. Экономика. История. История. Литература История. География Ямала. Литература История. | Пресс-конференция. Тестовый опрос. Работа на контурной карте. Блицтурнир. Тест. Устный опрос. Тест. Работа с карточками. Тест. Тестовый опрос. Работа с картами. Отчет по практической работе. Тестовый контроль. Отчёт по практической работе. Зачёт. |
География своего региона (используется региональный учебник) (8ч.) |
56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. | Особенности ЭГП территории. Практическая работа№11 Комбинированный урок. Население и хозяйственное освоение. Комбинированный урок. Особенности хозяйства. Промышленность. Практическая работа№12 Комбинированный урок. АПК региона. Комбинированный урок. Особенности транспорта. Комбинированный урок. Города. Комбинированный урок. Социально-экономические проблемы региона. Урок обобщения и повторения. География своего региона. Урок закрепления знаний, выработка умений и навыков. | Продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации. Выяснить особенности природных условий и ресурсов Западной Сибири Выявить основные проблемы и перспективы развития своего региона. | Природные условия и ресурсы региона. Проблемы и перспективы развития районов. Главное в хозяйственной специализации района. Особенности ЭГП Важная топливно-энергетическая база. Особенности АПК. Экономика и её территориальная структура. Роль региона в экономике страны. Значение района во внешне-экономических связях России. | Знать: Отрасли специализации хозяйства. экологические проблемы района. Историко-культурные ценности. Уметь: анализировать карты атласа и статистические материалы учебника с целью составления характеристики хозяйства региона. Характеризовать состав и экономико-географическое положение района. Характеризовать крупные промышленные узлы | Конспект Таблица Конспект Доп. материал. Таблица к/карта Доп. материал. | Карта Западной Сибири Карта ЯНАО Атласы ЯНАО Карта ЯНАО Атласы ЯНАО | География Ямала. Литература История. История. | Тестовый контроль. Отчёт по практической работе. |
Раздел IY Россия и мир2ч. |
64. 65. | Место России среди стран мира. Комбинированный урок. Место России среди стран мира. Урок закрепления знаний, выработка умений и навыков. | Продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации. | Изменения геополитического положения России. Приоритеты во внешнеполитич. деятельности. | Уметь: анализировать карты атласа и статистические материалы учебника с целью составления характеристик. | Доп. материал. | Атласы 9кл. Карта мира. | История. Экономика. | Устный опрос. |
Страны ближнего Зарубежья 2ч. |
66. 67. | Страны СНГ. Белоруссия. Европейский Юго-Запад. Страны Балтии. Закавказье. Комбинированный урок. Азиатский Юго-Восток. Место России в экономике стран СНГ и Балтии | Сформировать представление о особенностях развития стран нового зарубежья. Выяснить перспективы их развития. | Геополитические векторы развития. Взаимоотношения между новыми независимыми гос-ми. Главные особен-ти гео.положения. природные условия, население и хоз-во. | Знать: новые независимые государства, их экономику и её территориальную структуру. Уметь: составлять характеристику государств. | §64-65,67 карта, вопросы §66 карта, §68 карта, §69карта, вопросы | Карта стран СНГ. Рабочие тетради. | История. Экономика. | Тест. Творческий отчёт |
Обобщающее повторение1ч. |
68. | География России. Обобщающий урок. | Рабочие тетради. |
Использованная литература
Стандарт основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
Примерная программа для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2005 г. М.: Издательство «Экзамен».
Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
Рабочие программы по географии. 6-9 классы. Авт.-сост. Н.В. Болотников. М.: Издательство «Глобус», 2008. ( Образовательный стандарт).
Учебник «География России. Население и хозяйство. Дронов В.П., Ром В.Я.» - М.: Дрофа, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...