Как решить проблемы курса "Природа России" (География, 8 класс)
статья по географии (8 класс) на тему
Кажется, как это должно быть интересно - изучать свою страну. Но, практика показывает, что далеко не всякий курс географии интересен для восприятия и вызывает интерес у школьников. Одна из причин - многолетняя тенденция повышения его научного уровня. Недостаточно учитываются возрастные особенности школьников. В статье рассказано именно о том, как преодолеть такие трудности и сохранить позитивный интерес к предмету География, в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_reshit_problemy_kursa.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как решить проблемы курса «Природа России»
Кажется, как это должно быть интересно – изучать разнообразную, неповторимую природу своей Родины! Однако практика свидетельствует о том, что далеко не всегда данный курс вызывает интерес у школьников. Именно на курс физической географии приходится снижение интереса к географии как к предмету. Обнаружено и такое феноменальное явление: даже в тех школах, где учителя-энтузиасты являются прекрасными краеведами, заядлыми походниками, популярность курса не возрастает.
В чем причина такого положения? Что следует сделать для изменения ситуации?
Одна из причин – многолетняя тенденция повышения его научного уровня. Недостаточно учитываются возрастные возможности школьников. А ведь именно ребята этого подросткового возраста наиболее требовательны к бережному и внимательному учету их возможностей, потребностей, интересов.
Мы стремимся на высоком теоретическом уровне освещать вопросы геологического развития территории, особенности формирования климата, почв и требовать от учащихся глубоких знаний. А это приводит к негативному отношению к предмету. Использование в качестве ведущих методов чаще всего рассказов в форме монолога тоже не способствует росту интереса школьников к изучаемому материалу.
Другой причиной можно назвать широкое распространение мнения, что применение разных нетрадиционных форм обучения, занимательных приемов – это преимущество «зарубежных» курсов. Поэтому сочетание научности и академизма ранее действовавших учебников с сухостью урока тоже не способствовали превращению курса физической географии в любимый школьниками курс.
Кроме того, нельзя не принять во внимание и такую сложную и реально существующую в методике обучения географии проблему, как соотношение общего и частного, особенно рельефно обозначенное именно в этом курсе.
Специфика географии – обилие фактов, необходимость иллюстрации общих положений на примере конкретных объектов и территорий – особенно обостряет проблемы отбора основного материала, соотношения разделов общих с региональными.
Работая в школе 12-тый год, обнаружила, что изучение общего обзора в курсе физической географии России слабо связана с последующим региональным обзором, искусственно отрывается от него. А если так преподносится материал, то в сознании школьников происходит еще большая путаница. И, наконец, с особой остротой встает проблема внутри – и межкурсовой преемственности. Курс Физической географии России завершает физико-географическое образование школьников, развивает и углубляет уже имеющиеся у ребят представления о природе Земли. В случае, когда у школьников не сформированы прочные географические знания и умения из предшествующих курсов, никакого развития не происходит. Более того, приходится вновь говорить об общих географических закономерностях, об отдельных компонентах природы и т.д. А это перегружает учащихся, теряется интерес к предмету.
Как справиться с перечисленными трудностями? Как сделать курс интересным? Прежде всего необходимо решить вопрос, чему и как следует учить 8-классников.
Требованием времени на сегодня является обеспечение всестороннего развития личности учащегося, усиление воспитывающей роли обучения, достижения социальной активности выпускников школы в трудовой деятельности. Возрастающий вклад географии в общее образование определяется, прежде всего, современным критическим этапом взаимодействия природы и общества. Школьная география, в частности курс физической географии, воспитывает у подрастающего поколения географическую культуру, составными компонентами которой являются: знания, научно-географическое мышление, географическая деятельность.
Определение уровня подготовки выпускников школы по географии (как и по любому предмету) особенно важны в условиях существования различных типов школ: с углубленным изучением различных предметов, гимназий, лицеев и т.д.
Работая в 8-х класса не первых год, уже четко начинаешь понимать, что вклад курса физической географии России в формирование базовых знаний и умений, весом. Именно он призван закрепить теоретические знания по физической географии на местном материале (от страны в целом до своего родного края), усилить момент объяснения причин тех или иных географических явлений, подчеркнуть связь состояния окружающей природы с деятельность человека. Опыт работы показал, что особо плохо обстоит дело с обучением школьников умению читать карту, анализировать текст к ней; составлять план, конспект; работать со справочными материалами. Особое внимание нужно уделять работе с различными источниками географической информации, показывать образцы выполнения тех или иных заданий для последующего закрепления материала.
Но, не все так плохо… В содержании курса много познавательного материала, например, о часовых поясах, о развитии форм рельефа страны, о природных богатствах, о стихийных явлениях природы, об экологических проблемах разных регионов. В связи с этим, организовываю активные формы обучения – семинары, пресс-конференции, дискуссии, игры и т.д., поскольку именно так можно научиться применять полученные знания, отстаивать свою точку зрения, формулировать мысль. Повышению интереса к данному курсу способствует организация игр.
В рамках предметной «Недели географии» обязательно необходимо привлекать 8-классников к участию в проведении географических мероприятий, оформлению стендовых материалов, а также проведению игр, викторин в 6-7 классах. Все это заметно стимулирует у них познавательную активность и приносит свои «плоды».
А, учителям можно пожелать с легкость преодолевать все трудность, связанные с преподаванием физической географии страны. Немного смекалки - и успех обеспечен, используйте самые необычные формы уроков, сигнальные загадки. А в помощь, конечно придет Интернет, в котором можно найти очень красивые фотографии географических объектов, от которых глаз нельзя отвести!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительный материал к уроку "Внутренние воды России", географии, 8 класс
Карточка-задание к теме: "Внутренние воды России"....
Презентация "Федеративное устройство России". География. 9 класс.
Данную презентацию можно использовать на уроках географии в 9 классе при изучении темы "Место России в мире" и в теме "Федеративное устройство России".Содержит информацию о федеративном делении России...
Экологическая ситуация в России. География, 9 класс
Цели и задачи урока: Систематизировать знания об антропогенном воздействии на природную среду. Показать важность решения экологических проблем в России. Дать знания о мониторинге. Совершенствовать уме...
Тесты по курсу "Природа России" география 8 класс.
Тесты по курсу "Природа России". География 8 класс....
ТЭК России (география 9 класс)
ТЭК России (география 9 класс)...
Итоговые уроки и тесты по теме Климат России география 8 класс
Набор тестов к повторению темы Климат России...
Практическая работа по номенклатуре географии России_география 8 класс
Практическая работа по номенклатуре географии России_география 8 класс. Задание выдается заранее, объекты учащиеся отмечают в контурных картах, на зачёте проверяется знание подчёркнутых объектов...