Разработка урока в 8 классе на тему:«Экологические проблемы и охрана природы Советско-Гаванского района. Ботчинский заповедник»
методическая разработка по географии по теме
Аннотация
В настоящее время, в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, важно уделять особое внимание формированию всесторонне развитой личности, которая должна обладать системой культурных и этнических принципов, современных мировоззренческих взглядов и ценностных ориентиров. В процессе обучения географии учащиеся должны научиться владеть ключевыми компетентностями, обладать качествами: патриотизмом; любовью к своей местности, региону, стране; необходимостью сохранения и рационального использования окружающей среды.
Урок по теме: «Экологические проблемы и охрана природы Советско-Гаванского района. Ботчинский заповедник» входит в состав курса региональной физической географии для учащихся 8 класса основной школы. На конкурс представлены следующие материалы: разработка урока, презентация учителя, фотографии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bautina_olga_vasilevna.doc | 232.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 рабочего поселка Майский Советско-Гаванского района Хабаровского края
Методическая разработка урока по географии в 8 классе по программе регионального компонента по теме: «Экологические проблемы и охрана природы Советско-Гаванского района. Ботчинский заповедник»
Номинация: «Люблю тебя, мой край родной!»
Конкурс по теме: «Реализация воспитательного потенциала географии в стандарте второго поколения основной школы», журнал «География и экология в школе XXI века», МАУГ России, Московский институт открытого образования, кафедра географии
Автор: Баутина Ольга Васильевна,
учитель географии МОУ СОШ №15
Баутина Ольга Васильевна,
учитель географии муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №15 рабочего поселка Майский Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края. 682846, РФ, Хабаровский край, Советско-Гаванский район, рабочий поселок Майский, улица Черемховская, д.23, кв.9. телефон: 89141885856, (42138)-91-440, VOLGA60_60@mail.ru
Место работы: МОУ СОШ №15 рабочего поселка Майский Советско-Гаванского района, стаж педагогической деятельности 26 лет, основные интересы в профессиональном аспекте – исследовательская работа с учащимися по географии и экологии, в личном – соционика, как отрасль психологической науки.
Аннотация
В настоящее время, в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, важно уделять особое внимание формированию всесторонне развитой личности, которая должна обладать системой культурных и этнических принципов, современных мировоззренческих взглядов и ценностных ориентиров. В процессе обучения географии учащиеся должны научиться владеть ключевыми компетентностями, обладать качествами: патриотизмом; любовью к своей местности, региону, стране; необходимостью сохранения и рационального использования окружающей среды.
Урок по теме: «Экологические проблемы и охрана природы Советско-Гаванского района. Ботчинский заповедник» входит в состав курса региональной физической географии для учащихся 8 класса основной школы. На конкурс представлены следующие материалы: разработка урока, презентация учителя, фотографии
Учебно-воспитательные цели:
1. Оценка экологического состояния Советско-Гаванского района
2. Развитие ключевых компетентностей на основе использования технологии критического мышления и коллективной мыследеятельности
3. Воспитание чувств: патриотизма; любви к своей местности, региону, стране. Формирование установки необходимости бережного отношения к окружающей среде
Для проведения урока использованы методы технологии критического мышления, которые позволяют активизировать познавательную активность, реализовать принцип деятельностного подхода.
Тип урока: изучение нового материала
Номинация: «Люблю тебя, мой край родной!»
Методическая разработка урока по географии в 8 классе по программе регионального компонента по теме: «Экологические проблемы и охрана природы Советско-Гаванского района. Ботчинский заповедник»
Учебно-воспитательные цели:
1. Оценка экологического состояния Советско-Гаванского района
2. Развитие ключевых компетеностей на основе использования технологии критического мышления и коллективной мыследеятельности
3. Воспитание чувств: патриотизма; любви к своей местности, региону, стране. Формирование установки необходимости бережного отношения к окружающей среде
Оборудование:
- Карта Хабаровского края
- Карта-схема Советско-Гаванского района
- Карта-схема Ботчинского заповедника
- Атласы «Люби и изучай свой край»
- Презентация «Ботчинский заповедник»
- Иллюстрации и фотографии охраняемых животных и растений Ботчинского заповедника
Ход урока:
Введение в урок
- Стадия вызова (прием: составление кластера)
Составление кластера «Экологические проблемы Советско-Гаванского района» при работе в группах. Группа экспертов (сильные ученики) готовятся оценить работу в рабочих группах.
Экологические проблемы Советско-Гаванского района
Учащиеся каждой группы заполняют схему, в которой указывают основные экологические проблемы, среди которых назовут: сокращение видов животных и растений, загрязнение воздуха, вод, почв и др. Затем проводится обсуждение выявленных проблем. Школьники разных групп дополняют друг друга.
Объявляется конкурс для сформированных групп на выделение главной экологической проблемы района. Аргументируются все варианты. В ходе дискуссии эксперты выбирают наиболее весомые аргументы рабочих групп.
В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что наиболее уязвимыми в природном сообществе являются живые организмы, так как они не всегда могут себя защитить и противостоять антропогенному воздействию. Следующий шаг – выбор организмов, наиболее сильно подверженных влиянию антропогенного фактора. Управлять дискуссией при необходимости может учитель.
2. Стадия осмысления (прием «Фишбоун»)
Класс делится на три группы. Две группы получают задание: при работе с текстом статей местной газеты, составить схемы – рецензии в соответствии с приемом «Фишбоун». Третья группа учащихся на компьютере составляют презентацию «Охраняемые виды Ботчинского заповедника». (Приложение №1). Статья БаталоваА., газета «Советская звезда». Статья Е.ТУБЕЛЬ, Советская звезда, 30 декабря 2009 г.
Учащиеся составляют «Фишбоун». Примерный вариант схемы:
Организация подкорма
Вывод
Проблема: сокращение численности амурского тигра
Вырубки леса
Нехватка пищи
Нет строгого учета особей
Создание зон обитания, экологических коридоров
Координация действий с соседними странами, организация мониторинга
- Стадия рефлексии (приемы: элементы дискуссии, презентация учащихся и учителя, игра «Ресторан»)
Ученики читают заранее подготовленные стихотворения о тигре.
Следующий этап урока рефлексивный. Учащиеся добросовестно выполнили задания в группах и готовы к выступлениям.
Проводится заслушивание выступающих, обсуждение. Статьи содержат разную информацию и дают возможность учащимся обменяться ею в ходе дискуссии по обсуждению проблем и путей их решения. Предоставляется слово докладчикам в группах. Эксперты предлагают наиболее значимые проблемы и пути решения включить в единую схему. Предлагают вывод.
Учащиеся 3 группы демонстрируют презентацию, цель выполнения которой – совершенствовать навыки работы в программе «Power Point» и работы с информацией. Для учащихся демонстрируется презентация учителя о Ботчинском заповеднике. Учащимся всего класса предлагается методика составления «тонких» и «толстых» вопросов. Это задание позволяет закрепить полученные знания. Формируется умения работать с вопросами, демонстрируется понимание пройденного.
Возможные вопросы, составленные учащимися в ходе просмотра презентации
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто является директором Ботчинского заповедника? | Предположите, что будет, если тирг амурский исчезнет с лица Земли? |
Когда был основан заповедник? | Объясните, почему по мнению ученых, тигр обеспечивает равновесие экологических систем? |
В завершении урока используется метод «Ресторан», цель которого: получить обратную связь от учеников от проведенного урока. Для этого учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день проведен в ресторане и теперь директор ресторана просит ответить на несколько вопросов. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо уделить внимание на следующем уроке. В конце занятия учитель резюмирует итоги урока, дает домашнее задание и напоследок говорит хорошие слова.
Использованная литература:
- С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская, Развитие критического мышления на уроке. Москва, «Просвещение», 2011 год
- Г.Н.Паневина. А.Н.Махинов. Издательский дом "Приамурские ведомости" "Физическая география Хабаровского края" пособие для учащихся 8 класса, 2009 год
Приложения
Приложение №1. Статьи о тиграх
Статья БаталоваА., газета «Советская звезда». Александр Баталов - сотрудник Ботчинского заповедника, биолог и охотовед ведёт учёт и исследования амурского тигра. По словам ученого, в конце 2010 года в СМИ Хабаровского края появлялись сообщения о том, что тигрята, лишившись матери, выходили к населённым пунктам и в поисках еды расправлялись с домашними собаками. Хорошо, если охотоведы инспекторы быстро оказывались на месте происшествия и спасали животных от гибели. Но немало случаев, когда молодые тигры оставались без помощи. Недостаток добычи — кабанов, изюбрей, косуль – основных объектов охоты тигра – основная причина, которая вынуждает тигров переходить к преследованию домашнего скота. Они приближаются к посёлкам, что часто ведёт к их гибели. Мешают хищникам и вырубки леса в традиционных местах их обитания. Дело в том, говорит ученый, что тигры очень консервативны: они появляются с определённой периодичностью на тех местах, где отмечались раньше. А там уже ведутся лесозаготовки. Александр Баталов считает необходимым создать зону обитания тигра. Она должна состоять из особо охраняемых территорий — заповедников и примыкающих к ним территорий ограниченного природопользования. Их должны связать «экологические коридоры». В тех коридорах, которые должны сыграть роль основных троп прохода зверей, к сожалению, тоже ведутся заготовки леса, там тоже нарушается среда обитания животных. И то, что тигры выходят к населённым пунктам, подтверждает, что зверь – голодный, ослабленный. Тигры выходят к населённым пунктам, пытаясь найти корм. Мы инструктируем население, как вести себя в местах обитания тигра, чтобы он не напал на человека. Что касается сотрудников заповедника, они давно освоили «добрососедские» отношения с амурскими тиграми, продолжает биолог Баталов. Тигры, проходя мимо центральной усадьбы заповедника в тайге, сопровождают свой проход громогласным рыком. Собаки начинают лаять. И мы знаем – идут тигры. Они обходят нашу территорию и идут дальше своей дорогой. Если есть раненый тигр, мы оповещаем население. Если у тигра имеется добыча, мы стараемся его не тревожить. Когда он охотится, не мешаем. Если вести продуманно лесопользование, то можно надолго сохранить этого краснокнижного зверя в естественной среде обитания. Благополучие популяции тигра, по мнению специалистов, обеспечит равновесие экологических систем. Речь идёт о сохранении в дальневосточных лесах и других животных — кабанов, изюбрей, лосей, косуль, медведей, соболей. Россия – единственная в мире страна, которая в естественных условиях содержит и охраняет на своей территории амурского тигра, — говорит биолог Баталов. Это, конечно, предмет особой гордости ученых. Но будущее этого редкого зверя зависит также от осознания этой проблемы в соседних странах – Китае, Корейской Народно-Демократической Республике. Без объединения усилий с соседними государствами невозможно определить общую численность амурского тигра. Необходима координация действий по пресечению контрабандного вывоза и перепродажи продукции незаконной охоты. Необходима и координация научных программ, кооперирование ученых разных стран в изучении амурского тигра. Требуется также согласование законодательных норм и постоянный контроль за состоянием популяции амурского тигра, считает охотовед биолог Баталов.
2 группа. Статья Е.ТУБЕЛЬ, Советская звезда, 30 декабря 2009 г. Став символом года, тигр как бы в очередной раз напоминает о том, что он оказался в списках исчезающих с лика Земли животных. Может быть, вопросы охраны животных и растений заставят, наконец, нас обратить внимание на проблемы экологии. А пока о повадках и характере краснокнижной таежной кошки журналисту рассказывает директор заповедника « Ботчинский» СЕРГЕЙ КОСТОМАРОВ.
- Сергей Владимирович, у нас в районе полосатый хищник живет уже постоянно?
- В настоящее время в районе обитает шесть - восемь амурских тигров, выходцев из кедрово-широколиственных и широколиственных лесов маньчжурского типа. Те леса богаты изюбрем и кабаном, обычными пищевыми объектами этого хищника. Сменить ареал обитания его заставили лесные пожары и рубки кедра, нарушившие кормовую базу таежной кошки. Это потеснило тигра на север, в том числе в наш район. До середины прошлого века здесь было больше кабанов, которых тигру легче добыть для пропитания, чем изюбря.
- Что предпочитает наш полосатый герой себе на обед — сильного, здорового или ослабленного животного?
- Тигр в первую очередь - хищник, очень азартный и уверенный в себе охотник. За год он добывает себе на пропитание до пятидесяти крупных копытных животных. Но в охотничьем азарте заваливает иногда зверя просто ради победы. Охотится он в одиночку, выслеживает жертву, подкрадывается, короткий бросок и... Если преследуемое животное ослаблено, то ему уже не уйти от хищника. В этом плане тигра, как и волка, можно считать санитаром леса.
- А вам, Сергей Владимирович, приходилось встречаться с тигром?
- Впервые я встретился с тигром в районе имени Лазо, где в 1983 году начал свою трудовую деятельность биологом - охотоведом. Случилось это в марте в бассейне реки Хор. Я на снегоходе ехал по вопросам охраны природы по старой лесной трассе. Вот на этой наезженной снегоходами трассе я и настиг случайно тигра. Он шел впереди, и свежие следы зверя я уже успел приметить. Мне повезло: четвероногий путешественник остановился и как бы приглядывался ко мне. Потом лег поперек дороги. Я старался не упустить возможность понаблюдать за ним, даже уговаривать начал, уйди, мол, с дороги. Интересно было, как тигр реагирует на человеческий голос. Он никак не реагировал, был спокоен. Вообще - то тигры любопытны и могут пойти на короткое знакомство, подолгу сопровождая человека, чего я остерегался. Но мой нежданный попутчик отнесся ко мне без особого интереса, и мы мирно разошлись.
- А в Ботчинском заповеднике, Сергей Владимирович, вы с тигром не сталкивались?
- За 15 лет работы я видел четырех тигров, все они быстро скрывались от меня и подолгу наблюдать за ними не удавалось. К нашим зимовьям он подходит часто, однажды даже залез на крышу одного из них, правда, в избе никого не было.
- Почему же тогда популяция тигра не растет?
- Тигр на свободе живет 8 - 10 лет. Жизнь ему укорачивают суровые климатические условия нашего района и браконьерство. Ему присущ территориальный принцип, он закрепляется на определенном участке, площадью в 800 - 1200 квадратных километров. Рядом могут обитать самки на участках в 500-800 кв. километров. Участки самок и самцов могут частично накладываться друг на друга. А вот самца - чужака тигр встретит агрессивно. Один из них в результате территориального конфликта зачастую погибает.
- Ваш заповедник работает по каким-то специальным тигрозащитным программам?
- В течение двенадцати лет мы работаем в региональной программе мониторинга тигра. Изучаем его по единой для Дальнего Востока России методике. На основе полученной информации разрабатываем рекомендации по сохранению этого представителя дальневосточной фауны. Кстати, тигр в России обитает только на Дальнем Востоке, в том числе и в Ботчинском заповеднике. Сейчас ведутся работы по обновлению государственной стратегии охраны тигра. В ее разработке участвуют и наши дальневосточные ученые специалисты по тигру: доктор биологических наук Дмитрий Пикунов и Юрий Дунишенко. Очень серьезно занимаются мониторингом тигра и сами сотрудники заповедника.
Приложение №2. Стихотворения дальневосточных авторов о тигре.
Хозяин тайги
По сугробам амурского края, торопливо считая шаги,
Между кедров высоких ступая, важно ходит хозяин тайги.
Лапой с веткой еловой играет обитателей леса гроза.
Ярким блеском янтарным сияют у амурского тигра глаза.
Все свирепей декабрьская стужа, в небе зимние звезды горят,
Злая вьюга таежная кружит, снежный тигр согревает тигрят.
Автор: Я. Бубенец, г. Владивосток
Не трогайте тигров! Не трогайте тигров,
Дети, живущие в теплых квартирах!
Если вы вдруг попадаете в лес,
Можете петь и скакать до небес.
Только прошу вас: не трогайте тигров!
Договорились? Вы умные люди,
Знаете буквы, названия звезд.
Вы-то поймете, что тигры не любят,
Если их грубо таскают за хвост.
Не заплетайте тигрице косицы —
Это невежливо! И, говорят,
будет тигрица ужасно сердиться,
Если садиться верхом на тигрят!
Р. Добровенский, Хабаровск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока английского языка на тему: "Экологические проблемы нашей планеты"
Данная разработка предназначена для проведения урока обобщения и систематизации знаний по конкретной теме с использованием технологии метода проектов.Вид урока-дискуссия с элементами компьютерной през...
Методическая разработка урока по географии на тему "Экологические проблемы гидросферы Санкт_петербурга и Ленинградской области"
В материале представлен сценарий открытого урока по заявленной теме с методическими рекомендациями по организации, подготовке и проведению данного мероприятия. Подробно описаны этапы урока с указанием...
Методическая разработка урока английского языка по теме Экологические проблемы Краснодарского края. Природа и экология Черного моря
Экологическое образование в техникуме реализуется через экологизацию учебных дисциплин – формирование у студентов экологической культуры. Для экологизации английского языка были разработаны принципы о...
Методическая разработка урока английского языка по теме Экологические проблемы Краснодарского края. Природа и экология Черного моря
Экологическое образование в техникуме реализуется через экологизацию учебных дисциплин – формирование у студентов экологической культуры. Для экологизации английского языка были разработаны принципы о...
Урок географии "Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы"
Цель: Знакомство учащихся с животным и растительным миром Антарктики.Задачи: Формирование представлений о способах выживания животных в суровых условиях, обогащение актив...
План- конспект внеклассного мероприятия по английскому языку (8 класс) на тему "Экологические проблемы. Человек и природа"
Внеклассное мероприятие на тему "Экологические проблемы. Человек и природа"...
Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."
Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."...