исследовательская работа "Перепись учащихся школы № 42 города Читы"
творческая работа учащихся по географии (9 класс) по теме
Цель данной работы - провести перепись населения нашей школы.Задачи:
1. Изучить историю переписей населения мира и нашей страны.
2. Составить программу переписной компании в школе, перечень вопросов переписного листа.
3.Собрать команду и познакомить с элементами переписной компании и её значимости в обществе.
4.Собрать информацию, обработать данные.
Изучая литературу по данной тематике, статистические сборники, атласы, мы составили перечень вопросов переписного листа. Затем начался процесс проведения самой переписи (15.12.2009 - 1.02.2010), работа с учащимися разных классов, учителями и классными руководителями. В работе нам очень помогли ученики нашего класса. После все собранные материалы было необходимо обрабатывать, на что потребовалось около двух недель. Затем мы приступили к анализу полученных данных и написанию данной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перепись населения школы № 42 города Читы
Егорова Зоя и Шайахметова Наталья,
учащиеся 10 А класса
МОУ СОШ № 42 города Читы
Население, его характеристики непрерывно меняются через процессы рождаемости, смертности, формирования и распада союзов, миграции.… Меняется численность населения. Пока мы с вами рассуждаем, численность населения Земли увеличилась примерно на полторы сотни человек.
При изучении географии в прошлом учебном году в теме: «Население России» нас заинтересовала процедура переписи населения. Нынешний 2010 год для России – знаковый, в этом году будет проведена очередная всероссийская перепись населения. Поэтому мы решили провести миниперепись в нашей школе.
Для многих стран мира, несмотря на новые современные альтернативные подходы к "прогнозированию" статистических исследований, единственным и точным источником информации о состоянии населения по демографическим и социальным показателям остаётся крупномасштабная перепись населения, основанная на опросе каждого гражданина переписчиком. Организация Объединенных Нации направила во все страны мира предложения о проведении переписи населения на пороге третьего тысячелетия, рекомендовав составление подобных "фотопортретов населения" раз в десять лет. Известно, что за десять лет в обществе происходят значительные изменения, снижающие эффективность примененных в предыдущей кампании методов проведения переписи.
Начало учёта населения на территории Руси относится к IX веку. Всероссийская перепись населения 2010 года должна пройти с 14 по 25 октября 2010 года. Подготовка к проведению переписи начата в 2007 году.
Обычно в школе общение проходит в системах ученик—учитель, а времени на общение в системе ученик—ученик не так уж и много: ведь перемены такие короткие! И бывает, учишься с товарищем десять лет и почти ничего о нем не знаешь. Вот мы и решили провести «Перепись населения». В нашу перепись мы включили как «классические» переписные вопросы, так и вопросы, во взрослой жизни относящиеся, скорее, к сфере социологических анкетирований и опросов.
Мы решили получить и рассмотреть следующие сведения:
- как менялась численность населения школы за последние 5 лет;
- рейтинг мужских и женских имен;
- представители, каких национальностей учатся в нашей школе;
- какие религии исповедуют наши ученики;
- сколько детей в семьях наших учеников (являются ли их семьи многодетными)
- любимый школьный предмет;
- востребованность профессий (кем хотят стать);
- отношение к школе.
Наша перепись в средней школе №42 проводилась с 15 декабря 2009 по 1 февраля 2010 года. Все данные собирались и анализировались по состоянию ученического коллектива на 1 сентября 2009 года. В исследовании приняло участие 417 респондентов из 533 возможных. Сбор данных осуществлялся на основе самозаполнения форм анкеты. Учащимся и классным руководителям было выделено по одной анкете на человека. Учащимся 2-4 классов предлагалось заполнять анкеты вместе с родителями с целью получения достоверной информации.
1. Динамика численности учащихся.
Изменение численного состава населения России — одна из немаловажных проблем государственного уровня. По данным нашей статистики, количество учащихся нашей школы, за последние 5 лет, постоянно менялось, и зачастую не в лучшую сторону. На начало нынешнего учебного года в школе обучалось 533 человека.
2. Соотношение мальчиков и девочек.
Согласно полученным данным, в целом по школе процентное соотношение мальчиков и девочек составляет 47,5 и 52,5%. Это почти повторяет и ситуацию в стране. По данным переписи 2002 года в России женщины составляют 53%, а мужчины – 47% от общей численности населения. Такая картина в нашей школе сохраняется и по параллелям.
Мы провели подсчет распространенности имен и выявили, что на первом месте среди мужских имен — Александр (15 человек), на втором месте - Андрей и Сергей (14 человек), на третьем – Дмитрий (12 человек), на четвёртом - Алексей и Никита (10 человек), затем Илья (8 человек), также Николай (7 человек), а среди женских первом месте - Анастасия (20 человек), на втором - Анна (13 человек), на третьем - Екатерина и Мария (12 человек), на четвёртом - Дарья (10 человек), затем Валерия (9 человек), а после - Алена и Татьяна (8 человек). Редкие мужские имена: Борис, Георгий, Григорий, Геннадий, Егор, Макар, Марат, Пётр, Руслан, Семён, Степан. Женские: Моника, Ламия, Лилия, Зарина, Серафима, Лала.
3. Национальный вопрос
Изменение национального состава населения России — одна из немаловажных проблем государственного уровня.
В нашей многонациональной стране живут 130 народов, каждый из которых отличается по языку, традициям, культуре. Русские являются титульной нацией нашего государства, а потому их доля в этом многообразии народов подавляющая – 81,5%. Нам интересно было узнать, насколько национальный состав нашей школы отражает ситуацию, сложившуюся в стране. По данным нашей статистики, около 95% учащихся нашей школы — русские. На втором месте — армяне, на третьем — украинцы, а далее евреи, татары, башкиры, афганцы и азербайджанцы. Изучая вопрос о национальной принадлежности родственников учащихся, мы выяснили, что среди них опять-таки преобладают русские (387 человек), на втором месте — армяне и киргизы (6 человек), на третьем — буряты (5 человек), затем азербайджанцы (4 человека). В родословной учащихся нашей школы есть и украинцы (3 человека), и евреи (1 человек), и таджики (1 человек), а также трое ребят которые не определились с национальностью.
4. Вероисповедание
Оказалось, что многие ребята в нашей школе недостаточно хорошо понимают, что такое религия и свобода совести. Анализ статистических данных показал следующее:
1. Православных 260 человек.
2. Некоторые не знают настоящего определения атеизма. Из-за этого многие считают, что неверующие и атеисты — одно и то же. Анкетирование показало, что 91 человек от общего числа учеников являются атеистами.
3. Кое-кто вообще не знает вероисповедания своих родителей и поэтому не может решить проблему выбора веры, таких оказалось 57 человек.
4. Мусульман 8 опрошенных
5. Некоторые школьники являются буддистами (2 человека).
Многие не знают ни значения обрядов, ни молитв, ни традиций церкви, но причисляют себя к православным. Некоторые считают, что «крестьянка» — это тоже определение принадлежности к вероисповеданию. В современном мире по радио, по телевидению часто слышатся слова: «исламский терроризм, исламский фундаментализм, мусульманский экстремизм», что наводит ребят на ложную мысль, что мусульмане заведомо агрессивны, враждебны.
Как же решить проблемы розни на религиозной почве? Один из путей — устранение невежества в этой сфере.
Нужно глубже изучать религии разных народов. Может быть, ввести в школе факультатив «Мировые религии». На уроках истории, географии, литературы, как нам кажется, надо больше рассказывать ученикам о языках, культурах, обычаях, традициях и вероисповеданиях народов России, чтобы показать, что каждая нация достойна уважения, неповторима, удивительна.
5. Почему дети любят или не любят ходить в школу?
(отношение к школе)
Почему ученики любят и не любят ходить в школу? Выяснилось, что большинству ребят нравится ходить в школу, потому что можно общаться с друзьями на переменах. Многие обосновывают положительное отношение к занятиям тем, что хотят стать образованными людьми. Некоторые школьники считают, что тут весело, интересно и приятно проводить учебное время. Но есть и такие ученики, которые полагают, что нужно ходить в школу для получения дотации и хороших оценок.
Многие дети просто не знают, как они относятся к обучению в школе, некоторые меняют свое отношение в процессе обучения. Иногда не хочется идти в школу. Ученикам не нравится, что занятия начинаются очень рано. Они жалуются на скучные уроки и сильную усталость в конце дня. А некоторым просто надоело учиться.
В ребятах с раннего детства нужно воспитывать пытливость, любопытство к познанию окружающего мира, тогда и появится интерес к школе, исчезнут прогулы.
6. Рейтинг предметов
У каждого школьника есть любимый предмет. Из проведенного опроса выяснилось, что 47% учеников считают своим любимым предметом математику, алгебру, геометрию. У 36,7% школьников любимый предмет — физкультура, во многом благодаря тому, что не нужно ничего записывать в тетрадь и решать задачи. 26,9% учеников в качестве любимого предмета назвали русский язык. А ведь это один из самых серьезных предметы из школьной программы! 23,5% ребят выбрали литературу. А 22% приходится на уроки труда. Мы знаем, что многие школьники занимаются в музыкальных и художественных школах, именно по этому 21,6% детей считают увлекательными уроки ИЗО, но музыка заняла в этом списке лишь 15 место.
7. Профориентация учащихся на современном этапе.
Одним из вопросов нашей переписи был: «Кем вы хотите стать в будущем?», оказалось, что большинство учеников уже определилось с выбором профессии. Профессий оказалось довольно много, и мы сгруппировали некоторые из них.
Проанализировав эту информацию, мы можем сделать вывод, что большинство школьников следуют не зову сердца и творческому порыву, а коммерческим целям. Мы увидели, что интерес к той или иной профессии вызван высокой оплатой труда, а обществу, в первую очередь, необходимы такие профессии, как врач, учитель, строитель, военный. Проблема состоит в том, что очень немногие люди хотят овладеть ими из-за того, что оплата труда в этих сферах ниже прожиточного минимума.
8. Количество детей в семье.
Для естественной смены поколений, то есть простого замещения родителей без увеличения численности населения, необходимо, чтобы половина семей в стране воспитывала двух детей, другая половина – трех (компенсация бездетных и одиноких). В России средний размер семьи составляет 3,2 человека, т.е. подавляющая часть семей имеют не более 2 детей. Результаты школьной переписи это подтверждают.
Перепись – это специальная статистическая операция сбора, обобщения и анализа демографических, экономических и социальных данных. Миниперепись населения школы № 42 дала возможность более тесно познакомиться с процедурой переписи, помочь нашим педагогам в сборе статистической информации. В ходе работы, мы узнали много новой информации о учениках и о школе в целом, нас поразила активность и энтузиазм, с которыми ребята рассказывали о своей жизни, семье, увлечениях, спортивных интересах и победах; давали ценные рекомендации и советы. Конечно, не обошлось и без курьезных случаев: некоторые школьники ради шутки придумывали новые имена и писали их в анкету. Но это было в большей степени смешно, чем обидно, в конце - концов, шутники понимали всю важность проекта, приходили с поникшей головой и исправлялись.
Использованная литература
- Атлас Забайкалья (Бурятская АССР и Читинская область) Москва-Иркутск, СОАН, ГУГК,1967.
- Атлас Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. – Москва, Роскартография, 1997.
- География Забайкальского края.- Чита, экспресс-издательство,2009.
- Дибирдеев В.И. Тенденции демографического развития России и Читинской области.- Чита, Читастат,2005.
- Медков В.М. Демография. – Москва, ИНФРА – М,2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
исследовательская работа "Перепись учащихся школы № 42 города Читы"
Цель данной работы - провести перепись населения нашей школы.Задачи: 1. Изучить историю переписей населения мира и нашей страны.2. Составить программу переписной компании в школ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/06/picture-65962-1586158545.jpg)
Выступление на районном семинаре методического объединения учителей биологии Московского района города Нижнего Новгорода по теме "Роль школьных экологических экспедиций в развитии проектно-исследовательских компетенций учащихся".
В рамках проекта «Наша школьная страна», ДОО «Зелёная планета» и экологического кружка «Эколог» в июне 2014 года была организована летняя экологическая экспедиция на базе учебно-исследовательского пол...
"ГТО - летний фестиваль учащихся школ города"
quot;ГТО - летний фестиваль учащихся школ города"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/13/picture-1174640-1570985313.jpg)
Особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся школы на уроках иностранного языка в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов
Современная государственная образовательная политика ориентирует школу, учителя на новый результат их деятельности. Для решения задач воспитания и образования школьников важны сегодня не только содерж...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/08/picture-1236916-1586343477.jpg)
Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при использовании объектов зелёной зоны города Кронштадта"
Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при использовании объектов зелёной зоны города Кронштадта"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/24/picture-795234-1585029059.png)
Представление опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению видового разнообразия домашних животных в городе Новокузнецке
Представленный опыт работы по организации исследовательской деятельности детей естественнонаучной направленности может быть интересен педагогам и учителям при организации мониторинговых исследов...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/02/picture-1350866-1633201035.jpg)
Методическое руководство по выполнению и оформлению проектно-исследовательских работ учащимися школ на уроках биологии
Данное методическое пособие позволит оказать помощь школьникам в подготовке и оформлению проектно исследовательских работ по биологии и является обобщением требований различных руководств и методическ...