Примерное поурочное планирование география 6 класс.
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) на тему
Примерное поурочное планирование по учебнику А.А. Летягина "География. Начальный курс".
Планирование составлено для двух вариантов учебного плана, в котором предусмотрено изучение географии в 6 классе в размере 70 часов (2 раза в неделю) и 35 часов ( 2 раз в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерное поурочное планирование
по учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс. 6 класс»
Примечания:
1. Планирование составлено для двух вариантов учебного плана, в котором предусмотрено изучение географии в 6 классе в объеме 70 (2 урока в неделю) или 35 часов (1 урок в неделю)
2. Для каждой темы конкретизированы требования к подготовке учащихся, дальнейшая конкретизация требований осуществляется в рекомендациях к каждому уроку географии отдельно.
3. Содержание поурочного планирования может уточняться и изменяться учителем в соответствии с конкретными условиями школы и особенностей преподавания географии в регионе.
4. Программные практические работы в поурочном планировании выделены полужирным шрифтом, остальные практические работы являются тренировочными.
5. Поурочное планирование включает наиболее распространенные типы уроков по дидактической цели, т.е. преимущественно уроки изучения нового материала и комбинированные уроки. Несмотря на традиционную структуру уроков необходимо ориентироваться на модель современного урока (сравнительная таблица признаков современного и традиционного уроков приводится ниже поурочного планирования). Рекомендации по проведению уроков будут даны отдельно в «Органайзере учителя».
6. При планировании уроков необходимо учитывать требования наглядности, которые предполагают не только демонстрацию средств обучения, но и организацию активной работы учащихся с ними. С этой целью рекомендуется использовать уже имеющиеся в кабинете географии средства обучения (карты, таблицы, слайды), а также – современные средства обучения (компакт-диски «Уроки географии КиМ», библиотеки наглядных электронных пособий по природоведению и географии). Для методической поддержки учителя и организации занятий развивающего характера на уроках географии предлагается использовать не только «Органайзер учителя» с поурочными рекомендациями и рабочую тетрадь для учащихся с вопросами и заданиями, но и научно-популярные тексты из книги для чтения, «Атлас облаков для школьников», иллюстративный материал в электронном виде (фотографии, в том числе – космические снимки, видеозаписи).
7. Внеурочная деятельность учащихся может быть организована в проектной форме. В помощь учителю географии в октябре–ноябре 2007 года специально для шестиклассников будет проводиться телекоммуникационный проект «Гео-Квест».
8. С первого урока географии необходимо организовать систематические наблюдения за погодой. Сначала учащиеся знакомятся с правилами наблюдений и оформлением дневника погоды. На втором уроке учащиеся сообщают о своих первых результатах. Через две недели учащиеся делают обзор погоды за первую половину сентября. В дальнейшем рекомендуется организовать групповую работу по наблюдению за погодой. Каждая группа (3-4 человека) в начале следующего (после проведения наблюдений) месяца готовит и сообщает обзор погоды за месяц.
35 часов (1 час в неделю) | ||
Введение (3 часа) | Требования к подготовке учащихся: знать/понимать результаты выдающихся географических открытий и путешествий; уметь находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, уметь определять на местности, местоположение географических объектов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска географической информации о своей местности из разных источников (картографических, статистических, геоинформационных). | |
Урок 1 (1). География – одна из наук о планете Земля | 1. Что изучает географическая наука (8 мин.). 2. Практическая работа на местности: наблюдение географических объектов нашей местности (25 мин.). 3. Наблюдения – метод географической науки. Организация наблюдений за погодой (10 мин.). Домашнее задание: § 1, вопросы и задания, начать наблюдения за погодой, оформить «маршрутный лист» практической работы на местности (2 мин.). | 3-9.09 |
Урок 2 (2). Географическое познание Земли | Проверка домашнего задания: «маршрутный лист» практической работы на местности, результаты наблюдения за погодой (7 мин.). Актуализация знаний по вопросам 4 после § 1 и 1–3 в начале § 2 (4 мин.). 1. Древняя география и географы (7 мин.). 2. География в Средние века (6 мин.). 3. Великие географические открытия (7 мин.). 4. Практическая работа: 1) изучение правил работы с контурной картой; 2) нанесение на контурную карту названий материков, островов и полуостровов, океанов и морей, рек и озер, гор и равнин, известных учащимся (11 мин.). Домашнее задание: § 2, 3 вопросы и задания, нанести на контурную карту маршруты плаваний Христофора Колумба, Фернана Магеллана, Васко да Гамы и Афанасия Никитина, заполнить ленту времени «Великие географические открытия» (2 мин.). | 10-16.09 |
Урок 3 (3). Географические открытия и исследования в XVIII–XX веках | Проверка домашнего задания: рассказ об изученных плаваниях (задание 1 на с. 12), обсуждение вопроса 2 (с. 13), лента времени «Великие географические открытия» (8 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–3 в начале § 4 (3 мин.). 1. Зарождение современной географии (5 мин.). 2. Методы географической науки (наблюдение, картографический и экспедиционный) (5 мин.). 3. Изучение полярных областей Земли и Мирового океана (7 мин.). 4. Практическая работа: 1) нанесение на контурную карту маршрутов плаваний Джеймса Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, экспедиций Р. Скотта и Р. Амундсена к Южному полюсу, папанинцев на станции «Северный полюс», наибольшей глубины Мирового океана (10 мин.). 5. «Космическая география» (5 мин.). Домашнее задание: § 4, вопросы и задания, контурная карта, сообщения о древних и современных парусниках, о картинах маринистов по информации Интернета (2 мин.). | 17–23.09 |
Земля как планета Солнечной системы (3 часа) | Требования к подготовке учащихся: знать/понимать географические следствия движений Земли; уметь применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости уметь определять на местности местоположение географических объектов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения ориентирования на местности, самостоятельного поиска географической информации о своей местности из разных источников (картографических, статистических, геоинформационных). | |
Урок 1 (4). Земля среди других планет Солнечной системы. Движение Земли по околосолнечной орбите | Актуализация знаний по вопросам 1–6 в начале § 5 (6 мин.). 1. Земля в Солнечной системе (7 мин.). 2. Возникновение Земли, этапы ее развития (8 мин.). 3. Форма и размеры Земли. Решение задачи 4 (с. 21) (7 мин.). 4. Обращение Земли вокруг Солнца (8 мин.). 5. Времена года на Земле (7 мин.). Домашнее задание: § 5, 6 (до поясов освещенности), вопросы и задания (2 мин.). | 24–30.09 |
Урок 2 (5). Пояса освещенности. Суточное вращение Земли | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–4 в конце § 5 и § 6 (с. 21, 24) (8 мин.). 1. Пояса освещенности Земли (6 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–4 в начале § 7 (5 мин.). 2. Вращение Земли вокруг своей оси (5 мин.). 3. Время на Земле (5 мин.). 4. Практическая работа: 1) определение сторон горизонта по компасу и Солнцу; 2) наблюдение за высотой Солнца (14 мин.). Домашнее задание: § 6 (пояса освещенности), § 7, вопросы и задания, подписать на контурной карте географические полюса, тропики и полярные круги (2 мин.). | 1–7.10 |
Урок 3 (6). Взгляд на Землю из космоса | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–4 в конце § 7 (с. 26) (5 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–3 в начале § 8 (4 мин.). 1. Дистанционные методы исследования Земли (3 мин.). 2. Искусственные спутники Земли (7 мин.). 3. Практическая работа с космическими снимками (Что можно увидеть с околоземной орбиты) по группам: 1) здание МГУ; 2) сход селя в горном ущелье; 3) пожары в тайге; 4) ураган; 5) овраги и балки (15 мин.). 4. Обсуждение результатов практической работы (выступление групп) (9 мин.). Домашнее задание: § 8, вопросы и задания, летопись освоения космического пространства (2 мин.). | 8–14.10 |
План местности (5 часов) | Требования к подготовке учащихся: знать/понимать географические понятия «план местности», «азимут», «масштаб», «абсолютная и относительная высота»; уметь определять на местности, плане и карте расстояния, направления и высоты точек, местоположение географических объектов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания. | |
Урок 1 (7). Изображение поверхности Земли. Ориентирование на местности | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–4 в конце § 8 (с. 30), летопись освоения космического пространства, обзор погоды за сентябрь (5 мин.). Введение в следующую тему и актуализация знаний по тексту перед § 9 и по вопросам 1–5 в начале § 9 (8 мин.). 1. Способы изображения местности (10 мин.). 2. Практическая работа: сравнение аэрофотоснимка и плана (топографической карты) территории музея-заповедника «Поленово» и его окрестностей (7 мин.). 3. Ориентирование на местности (3 мин.). 4. Определение азимута и расстояний на местности (10 мин.). 5. Как подготовиться к практической работе на местности (7 мин.). Домашнее задание: § 9, вопросы и задания. По группам: подготовить для практической работы на местности бумагу, планшет, карандаш, визирную линейку, компас, рулетку и изготовить простейший дальномер (2 мин.). | 15–21.10 |
Урок 2 (8). Ориентирование на местности (практикум) | Практическая работа на местности: 1) ориентирование планшета; 2) визирование на ориентиры; 3) определение азимутов на ориентиры по результатам визирования и по компасу, сравнение результатов; 4) определение расстояний с помощью простейшего дальномера и рулетки, сравнение результатов (43 мин.). Домашнее задание: проанализировать результаты практической работы, сделать выводы о точности определения азимутов и расстояний различными способами (2 мин.). | 22–28.10 |
Урок 3 (9). Топографический план и карта | Проверка домашнего задания: выводы по результатам практической работы на местности (3 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–4 в начале § 10 и 1–3 в начале § 11 (9 мин.). 1. Масштаб топографического плана и карты (7 мин.). 2. Условные знаки топографических планов и карт (7 мин.). 3. Съемка местности (5 мин.). 4. Полярная съемка местности (6 мин.). 5. Составление плана местности на маршруте (6 мин.). Домашнее задание: § 10, 11, вопросы и задания. По группам: подготовить для практической работы на местности бумагу, планшет, карандаш, визирную линейку, компас, рулетку и простейший дальномер (2 мин.). (2 мин.). | 29.10–4.11 |
Урок 4 (10). Проведение полярной или маршрутной (по выбору учителя) глазомерной съемки местности (практикум) | Практическая работа на местности. Полярная съемка местности (например, пришкольного участка): 1) выбор масштаба съемки; 2) определение полюса съемки и ориентирование планшета; 3) визирование на объекты съемки и определение расстояний от полюса до выбранных объектов; 4) обозначение объектов на плане с помощью условных знаков (43 мин.). Маршрутная съемка местности (например, в микрорайоне школы): 1) выбор маршрута и масштаба съемки; 2) определение остановочных точек; 3) визирование на остановочные точки и определение расстояний между ними (43 мин.). Домашнее задание: по результатам глазомерной съемки составить план местности (2 мин.). | 12–18.11 |
Урок 5 (11). Рельеф местности. Относительная высота форм рельефа | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–5 в конце § 10 и вопросы (с. 40) и задания 1–4 в конце § 11 (с. 44), планы местности (6 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–3 в начале § 12 и по вопросам 1–2 в начале § 13 (5 мин.). 1. Рельеф и его формы (5 мин.). 2. Относительная высота (5 мин.). 3. Абсолютная высота (7 мин.). 4. Способы показа рельефа на топографических картах (5 мин.). 5. Практическая работа: чтение топографической карты Большого Соловецкого острова (или своей местности) (7 мин.). 6. Виды планов и их использование (3 мин.). Домашнее задание: § 12, 13, вопросы и задания (2 мин.). | 19–25.11 |
Глобус и географическая карта – модели земной поверхности (4 часа) | Требования к подготовке учащихся: знать/понимать географические понятия «географическая карта», «абсолютная и относительная высота», «географические координаты»; уметь определять на карте расстояния, направления и высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания, проведения самостоятельного поиска географической информации о своей местности из картографических и геоинформационных источников. | |
Урок 1 (12). Глобус – модель Земли | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–3 в конце § 14 (с. 54), обзор погоды за октябрь (5 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–5 в начале § 15 (5 мин.). 1. Глобус Земли (5 мин.). 2. Масштаб глобуса. Школьный глобус (7 мин.). 3. Градусная сеть глобуса (10 мин.). 4. Практическая работа с глобусом и картой полушарий: 1) определение положения географических полюсов Земли; 2) нахождение экватора, параллелей и меридианов; 3) определение протяженности маршрута первого русского кругосветного плавания (задание 2 на с. 57) (10 мин.). Домашнее задание: § 15, вопросы и задания (3 мин.). | 26.11–2.12 |
Урок 2 (13). Географические координаты | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–4 в конце § 15 (с. 57) (7 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–3 в начале § 16 (3 мин.). 1. Географическая широта (5 мин.). 2. Географическая долгота (5 мин.). 3. Практическая работа с глобусом по определению географических координат 1) точки пересечения начального меридиана и экватора, 2) географического центра России, 3) горы Эверест, 4) своего населенного пункта (15 мин.). 4. Определение географических координат на местности по Полярной звезде и с помощью системы космической навигации (8 мин.). Домашнее задание: § 16, вопросы и задания (2 мин.). | 3–9.12 |
Урок 3 (14). Работа с глобусом. Географическая карта | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–5 в конце § 16 (с. 61) (5 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–3 в начале § 17 (4 мин.). 1. Изображение рельефа на глобусе. Шкала высот и глубин (7 мин.). 2. Практическая работа с глобусом по определению расстояний в градусной мере и в километрах: 1) Уральских гор и материка Южная Америка (по меридианам), 2) России и материка Африка (по параллелям) (13 мин.). 3. От глобуса к географической карте (7 мин.). 4. Масштаб географической карты (5 мин.). Домашнее задание: § 17, 18 (до работы с географической картой), вопросы и задания (4 мин.). | 10–16.12 |
Урок 4 (15). Работа с географической картой. Географические карты в жизни человека | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–5 в конце § 17 (с. 65) и вопросы и задания 1–3 в конце § 18 (с. 68) (7 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–4 в начале § 18 (5 мин.). 1. Практическая работа с картой полушарий и России по определению географических координат (1) и расстояний (2): 1) вулкан Килиманджаро, свой населенный пункт, г. Эльбрус и г. Народная (задание 4 на с. 68), 2) от Москвы до Белого и Азовского морей, (18 мин.). 2. Условные знаки мелкомасштабных карт (7 мин.). 3. Использование географических карт. Географический атлас (8 мин.). | 17–23.12 |
Литосфера (5 часов) | Требования к подготовке учащихся: знать/понимать основные географические понятия «литосфера», «земная кора», «горы», «равнины»; знать/понимать географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; знать/понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном уровне; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; уметь находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений; уметь приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды; уметь составлять краткую географическую характеристику разных географических объектов на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска географической информации о своей местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. | |
Урок 1 (16). Внутреннее строение Земли | Актуализация знаний по тексту перед § 20, по вопросам 1–3 в начале § 20 и по вопросам 1–3 в начале § 21 (8 мин.). 1. Недра Земли (7 мин.). 2. Земная кора и литосфера (5 мин.). 3. Строение литосферы (6 мин.). 4. Земная кора (7 мин.). 5. Нарушения слоев земной коры (5 мин.). 6. Колебательные движения земной коры (5 мин.). Домашнее задание: § 20, 21, вопросы и задания (2 мин.). | 7–13.01 |
Урок 2 (17). Стихия землетрясений. Вулканы Земли | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–3 в конце § 20 (с. 76) и 1–5 в конце § 21 (с. 79) (7 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–3 в начале § 22 и по вопросам 1–3 в начале § 23 (5 мин.). 1. Землетрясения (5 мин.). 2. Сила землетрясения (3 мин.). 3. Образование и строение вулкана (5 мин.). 4. Вулканы мира (4 мин.). 5. Вулканические проявления (4 мин.). 6. Практическая работа по группам: определение и нанесение на контурную карту зон землетрясений на окраинах Тихого океана (1), от Гибралтара до Индонезии (2) и вулканов 1) Африки, 2) Евразии, 3) Северной Америки, 4) Южной Америки, 5) Австралии и Антарктиды, 6) на островах Мирового океана (10 мин.). Домашнее задание: § 22, 23, вопросы и задания (2 мин.). | 14–20.01 |
Урок 3 (18). Состав земной коры | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–6 в конце § 22 (с. 83) и 1–4 в конце § 23 (с. 86) (9 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–3 в начале § 24 (3 мин.). 1. Из чего состоит земная кора. Горные породы и минералы (9 мин.). 2. Образование горных пород (5 мин.). 3. Практическая работа: определение магматических, осадочных, метаморфических горных пород по образцам, описание условий их образования и использования в хозяйственной деятельности (12 мин.). 4. Полезные ископаемые (5 мин.). Домашнее задание: § 24, 25, вопросы и задания (2 мин.). | 21–27.01 |
Урок 4 (19). Выветривание и перемещение горных пород. Рельеф земной поверхности. Горы суши | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–7 в конце § 24 (с. 89) и 1–6 в конце § 25 (с. 93) (7 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–3 в начале § 26 (3 мин.). 1. Разрушение и изменение горных пород и минералов (6 мин.). 2. Деятельность ветра, воды и льда (8 мин.). 3. Деятельность человека (5 мин.). 4. Формирование рельефа земной поверхности (6 мин.). 5. Горный рельеф. Различия гор по высоте (8 мин.). Домашнее задание: § 26, 27 вопросы и задания (2 мин.). | 28.01–3.02 |
Урок 5 (20). Равнины и плоскогорья суши. Человек в горах и на равнине | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–5 в конце § 26 (с. 95–96) и 1–5 в конце § 27 (с. 99) (9 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–4 в начале § 28 (5 мин.). 1. Равнинный рельеф. Формы равнинного рельефа (4 мин.). 2. Разнообразие равнин по высоте (5 мин.). 3. Практическая работа: определение географического положения и описание Кавказских гор (задание 6 на с. 99) и Амазонской низменности (задание 6 на с. 103) (12 мин.). 4. Открытие и изучение форм рельефа океанического дна (3 мин.). 5. Строение дна Мирового океана (5 мин.). Домашнее задание: § 28, 29, вопросы и задания (2 мин.). | 4–10.02 |
Гидросфера (5 часов) | Требования к подготовке учащихся: знать/понимать основные географические понятия «географические координаты», «гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро»; знать/понимать географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; знать/понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном уровне; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; уметь находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений; уметь приводить примеры, использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды; уметь составлять краткую географическую характеристику разных географических объектов на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; уметь определять на местности, плане и карте расстояния, направления и высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; уметь применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска географической информации о своей местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. | |
Урок 1 (21). Вода на Земле. Мировой океан – главная часть гидросферы | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–4 в конце § 29 (с. 105), обзор погоды за декабрь (6 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–3 в начале § 30 (3 мин.). 1. Гидросфера – водная оболочка Земли (7 мин.). 2. Вода и ее свойства (7 мин.). 3. Мировой круговорот воды (6 мин.). 4. Мировой океан и его части. Береговая линия (9 мин.). 5. Суша в океане (5 мин.). Домашнее задание: § 30, 31, вопросы и задания (2 мин.). | 11–17.02 |
Урок 2 (22). Вода Мирового океана | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–3 в конце § 30 (с. 109) и 1–4 в конце § 31 (с. 112) (7 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–2 в начале § 32 (3 мин.). 1. Соленость морской воды (6 мин.). 2. Температура морской воды (6 мин.). 3. Движение морских вод. Теплые и холодные течения (7 мин.). 4. Приливы и отливы (4 мин.). 5. Практическая работа: определение географического положения и описание одного океана или моря (10 мин.). Домашнее задание: § 32, вопросы и задания (2 мин.). | 18–24.02 |
Урок 3 (23). Воды суши. Реки | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–5 в конце § 32 (с. 117) (5 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–6 в начале § 34 (8 мин.). 1. Классификация вод суши (4 мин.). 2. Долина реки (3 мин.). 3. Питание реки и режим реки (6 мин.). 4. Горные и равнинные реки (4 мин.). 5. Практическая работа: 1) определение географического положения и описание крупной реки своей местности (13 мин.). Домашнее задание: § 34, 35, вопросы и задания (2 мин.). | 25.02–2.03 |
Урок 4 (24). Озера. Ледники | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–5 в конце § 34 (с. 124) и 1-3 в конце § 35 (с. 128) (10 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–4 в начале § 37 (4 мин.). 1. Что такое озеро (4 мин.). 2. Озерные котловины (4 мин.). 3. Питание озер. Озерная вода (5 мин.). 4. Рукотворные реки и озера (7 мин.). 5. Ледники. Покровные и горные ледники (11 мин.). Домашнее задание: § 37, 38 (до многолетней мерзлоты), вопросы и задания (2 мин.). | 3–9.03 |
Урок 5 (25). Вода в «земных кладовых». Человек и гидросфера | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–3 в конце § 37 (с. 136) (6 мин.). 1. Многолетняя мерзлота (7 мин.). 2. Подземные воды (8 мин.). 3. Хозяйственная деятельность человека в Мировом океане (7 мин.). 4. Живая» вода (4 мин.). 5. Энергия воды (5 мин.). 6. Отдых и лечение «на воде». Туризм (6 мин.). Домашнее задание: § 33, 39, вопросы и задания (2 мин.). | 10–16.03 |
Атмосфера (5 часов) | Требования к подготовке учащихся: знать/понимать основные географические понятия «атмосфера», «ветер», «атмосферные осадки», «погода», «климат»; знать/понимать географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; знать/понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном уровне; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; уметь находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений; уметь приводить примеры, использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды; уметь применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска географической информации о своей местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. | |
Урок 1 (26). Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Солнечные лучи в атмосфере | Актуализация знаний по вопросам 1–4 в начале § 40 (6 мин.). 1. Атмосфера Земли (5 мин.). 2. Состав атмосферного воздуха (6 мин.). 3. Размеры и строение атмосферы Земли (9 мин.). 4. Солнечные лучи в атмосфере (5 мин.). 5. Подстилающая поверхность (6 мин.). 6. Нагревание атмосферного воздуха (6 мин.). Домашнее задание: § 40, 41 вопросы и задания (2 мин.). | 17–23.03 |
Урок 2 (27). Атмосферное давление и движение воздуха | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–4 в конце § 40 (с. 147) и 1–5 в конце § 41 (с. 150) (9 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–3 в начале § 42 и 43 (4 мин.). 1. Что такое атмосферное давление и как его измеряют (9 мин.). 2. Давление атмосферы меняется с высотой (3 мин.). 3. Почему и как движется воздух (6 мин.). 4. Бризы и муссоны (7 мин.). 5. Направление и скорость ветра. Роза ветров (5 мин.). Домашнее задание: § 42, 43, вопросы и задания (2 мин.). | 31.03–6.04 |
Урок 3 (28). Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–4 в конце § 42 (с. 153) и 1–6 в конце § 43 (с. 156–157) (9 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–3 в начале § 44 (4 мин.). 1. Водяной пар и влажность воздуха (7 мин.). 2. Абсолютная и относительная влажность воздуха (8 мин.). 3. Туман и облака (5 мин.). 4. Образование и выпадение осадков (6 мин.). 5. Виды и измерение осадков (4 мин.). Домашнее задание: § 44, 45, 46, вопросы и задания (2 мин.). | 7–13.04 |
Урок 4 (29). Погода, описание погоды | Проверка домашнего задания: вопросы и 1–4 в конце § 44 (с. 159), 1–4 в конце § 45 (с. 162), 1–4 в конце § 46 (с. 164) (7 мин.). 1. Погода. Карта погоды (8 мин.). 2. Практическая работа по систематизации и анализу данных наблюдений за погодой в своей местности 1) анализ суточного и месячного хода температуры, 2) построение розы ветров, 3) составление «атласа» облаков, 4) построение и анализ диаграмм облачности и осадков (25 мин.). 3. Прогноз погоды (3 мин.). Домашнее задание: § 47 (часть о погоде и ее предсказании), вопросы и задания 1–3 на с. 167 (2 мин.). | 14–20.04 |
Урок 5 (30). Климат. Человек и атмосфера | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–3 в конце § 47 (с. 167) (4 мин.). Актуализация знаний по вопросам 2–3 в начале § 47 (4 мин.). 1. Климат. Почему климат на Земле различный (9 мин.). 2. Практическая работа: 1) анализ метеорологических величин с целью выявления наиболее важных климатических особенностей своей местности (10 мин.). 3. Влияние атмосферы на человека (8 мин.). 4. Влияние человека на атмосферу (8 мин.). Домашнее задание: § 47 (часть о климате), 4–5 на с. 168, § 48, вопросы и задания (2 мин.). | 21–27.04 |
Почвенный покров (1 час) | Требования к подготовке учащихся: знать/понимать результаты выдающихся географических открытий и путешествий; знать/понимать географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; знать/понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном уровне; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; уметь приводить примеры, использования и охраны природных ресурсов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска географической информации о своей местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. | |
Урок 1 (31). Почва – уникальный природный объект | Актуализация знаний по вопросам 1–5 в начале § 49 (6 мин.). 1. Почва и ее образование (6 мин.). 2. Плодородие почв(9 мин.). 3. Почва – место обитания живых организмов (5 мин.). 4. Изучение и описание почвенного профиля своей местности (17 мин.). Домашнее задание: § 49, вопросы и задания (2 мин.). | 28.04–4.05 |
Биосфера (3 часа) | Требования к подготовке учащихся: знать/понимать результаты выдающихся географических открытий и путешествий; знать/понимать географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; знать/понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном уровне; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; уметь приводить примеры, использования и охраны природных ресурсов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска географической информации о своей местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. | |
Урок 1 (32). Биосфера | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–5 в конце § 49 (с. 175) (5 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–3 в начале § 50 (4 мин.). 1. Биосфера – оболочка жизни на Земле (8 мин.). 2. Границы биосферы (6 мин.). 3. Появление и развитие жизни на Земле (12 мин.). 4. Биологический круговорот веществ (8 мин.). Домашнее задание: § 50, вопросы и задания (2 мин.). | 5–11.05 |
Урок 2 (33). Жизнь в тропическом, умеренных, арктическом и антарктическом поясах | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–4 в конце § 50 (с. 179) (5 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–3 в начале § 51 (4 мин.). 1. Практическая работа по группам: сравнить растительный и животный мир 1) влажных тропических лесов, саванн и тропических пустынь, 2) степей и лесов умеренных широт, 3) тундры, арктические и антарктические пустынь, 4) океанов и морей (по глубинам) (22 мин.). 2. Обсуждение результатов практической работы (выступление групп) (12 мин.). Домашнее задание: описать растения и животных своей местности (2 мин.). | 12–18.05 |
Урок 3 (34). | Проверка домашнего задания: описание растений и животных своей местности (4 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–4 в начале § 54 (5 мин.). 1. Происхождение человека (7 мин.). 2. Расселение человека (7 мин.). 3. Практическая работа по группам: описание представителей разных рас и составление по описаниям «фотороботов» людей, относящимся к 1) европеоидной, 2) монголоидной, 3) негро-австралоидной расам (8 мин.). 4. Обсуждение результатов практической работы (выступление групп) (7 мин.). 5. Природа и человек (5 мин.). Домашнее задание: § 54, вопросы и задания (2 мин.). | 19–25.05 |
Географическая оболочка Земли (1 час) | Требования к подготовке учащихся: знать/понимать результаты выдающихся географических открытий и путешествий; знать/понимать географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; знать/понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном уровне; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; уметь приводить примеры, использования и охраны природных ресурсов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска географической информации о своей местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. | |
Урок 1 (35). Взаимосвязь оболочек Земли | Проверка домашнего задания: вопросы и задания 1–5 в конце § 54 (с. 190) (6 мин.). Актуализация знаний по вопросам 1–3 в начале § 55 (4 мин.). 1. В природе все взаимосвязано (4 мин.). 2. Природный комплекс (4 мин.). 3. Практическая работа построение модели природно-территориального комплекса своей местности (12 мин.). 4. Географическая оболочка Земли, ее состав и строение (6 мин.). 5. Природное окружение человека (5 мин.). 6. Красная книга. Природные особо охраняемые территории (8 мин.). | 26–31.05 |
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ[1]
Признаки | |
Современного урока | Традиционного урока |
1. Направлен прежде всего на формирование личности учащегося | 1. Внимание сосредоточено на усвоении знаний и умений, а воспитание и развитие школьников зачастую осуществляется спонтанно, вне руководства учителя |
2. Учитель выступает прежде всего как организатор учебной познавательной деятельности учащихся, как их помощник и консультант | 2. Главная функция учителя состоит в передаче учащимся информации и создании условий для ее усвоения |
3. Сотрудничество между учителем и учащимися, большое внимание к мотивации, деятельности школьников | 3. Преобладание авторитарного стиля в общении учителя с учениками |
4. Центральное место занимает применение знаний и умений в процессе решения учебных задач на всех этапах урока (усвоение нового учебного материала, его закрепление и проверка уровня знаний и умений). В результате происходит как бы слияние различных этапов и функций урока, их синтез, направленный на активизацию учебного процесса | 4. Четкое разграничение этапов проверки, изучения нового материала и его закрепления. В результате этого применение знаний и умений не становится центром учебного процесса |
5. Происходит общение между учащимися в процессе учебной работы, организуется коллективная учебная деятельность | 5. Общение между учащимися в учебном труде отсутствует. Преобладает общение: учитель – класс или учитель – ученик. |
6. Современные подходы не исключают межпредметных уроков, проводимых двумя-тремя учителями разных учебных предметов | 6. Урок строго ограничен рамками учебного предмета и расписанием |
7. Наряду с содержанием образования важную роль в воспитании и развитии учащихся играют методы обучения (например, исследовательский, проблемное обучение) и организационные формы (особенно коллективные) | 7. Развивающим и воспитывающим фактором служит главным образом содержание образования |
8. Урок тесно связан с такими формами организации обучения, как экскурсии, полевые практикумы, работа на экологической тропе, в микрозаповедниках | 8. Урок представляет собой весьма замкнутую систему |
9. Ассимилирует некоторые элементы, которые традиционно считались признаком других форм и противопоставлялись уроку. В результате возникли такие противоречивые с точки зрения формальной логики образования, как урок-семинар, урок-зачет, урок-игра, урок-конференция и пр. | 9. Сохраняет привычную форму |
10. Характерна передача учащимся части функций учителя: проверка и оценка знаний и умений, консультирование, элементы планирования работы | 10. Учитель сохраняет все свои функции |
[1] Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии. Л.М. Панчешникова, И.В. Душина, В.П. Дронов и др.; Под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1997. С. 179–180.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное поурочное планирование учебного материала по математике в 6 классе по Виленкину Н. Я.
Поурочное планирование по математике для 6 класса составлено на основе Примерной программы основного общего образования по математике в соответствии с федеральным компонентом государственного...
Примерное поурочное планирование учебного материала по математике в 5 классе по Виленкину Н. Я.
Поурочное планирование по математике для 5 класса составлено на основе Примерной программы основного общего образования по математике в соответствии с федеральным компонентом государственного...
Примерное поурочное планирование по информатике и ИКТ для 8 класса
Примерное поурочное планирование по информатике и ИКТ для 8 класса по программе Н.Г.Угриновича 34 часа...
Примерное поурочное планирование для 9 класса по информатике и ИКТ
Примерное поурочное планирование для 9 класса основной школы по информатике и ИКТ по учебнику Н.Г.Угриновича 68 часов...
Примерное поурочное планирование 1-четверть 9 кл. швейное дело
Примерное планирование уроков швейного дела в 9 классе школы 8 вида...
Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс
Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...
Поурочное планирование География 5 класс. УМК «Полярная звезда». Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В.
Поурочное планирование География 5 класс. УМК «Полярная звезда». Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В....