Конспект урока "Озёра"
план-конспект урока (география, 6 класс) по теме

Байраш Елена Николаевна

Классификация озёр по площади, происхождению котловин, сточности, солёности (к УМК изд. Просвещение ("Сферы"))

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ozyora-6_kl..doc51.5 КБ
Microsoft Office document icon R_A_B_O_Ch_I_Y_L_I_S_T.doc41.5 КБ
Microsoft Office document icon Informacionnaya_karta.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:                                 Озёра (6 класс)

Цели урока: сформировать представление у обучающихся о многообразии озёр.

Задачи урока:

- сформировать понятие «озеро»;

- сформировать представление о разнообразии озёр, их видах, особенностях, происхождении;

- рассмотреть значение озёр в жизни планеты;

- развивать умение работать с географической картой;

- продолжить формировать умение работать с различными источниками географической информации: картами, текстом учебника, диаграммами, литературными произведениями;

- продолжить воспитание бережного отношения к водным ресурсам.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: исследование

Средства обучения: физическая карта России, физическая карта полушарий, учебник «География. Планета Земля» А.А. Лобжанидзе, географический атлас для 6 класса, контурные карты (с.8 – 9), тетрадь-тренажёр, раздаточный материал: информационные карты, рабочий лист для учащихся, мультимедийная презентация (авт. Е.Н. Байраш ).

Ход урока

  1. Доброе утро. Я рада, что мой день начинается вместе с вами, ребята!
  2. (слайд 1- эпиграф)

-Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова М.В. Ломоносова  - первого русского учёного-естествоиспытателя, астронома, географа, геолога, поэта:

«Везде исследуйте всечасно,

Что есть велико и прекрасно,

Чего ещё не видел свет…»

?Как вы думаете, почему именно это изречение является эпиграфом урока?

(география – наука исследователей, изучая, мы занимаемся исследованиями)

-Объект, о котором мы будем говорить сегодня, может быть литературным местом, поэтическим, заповедным, историческим, местом отдыха, источником богатства и вдохновения  для создания прекрасной музыки и картин. Это детище уникального творца – природы.

(слайд 2 - видеоряд) «Как женщина усталая, оно,

Раскинулось внизу и смотрит в небо,

Туманится и даль поит туманом,

И отняло у неба весь закат…»

                                                                (А. Блок)

(слайд 3) – Итак, определите тему нашего урока. (Озёра)

? Что нам предстоит узнать на уроке?     Каковы наши задачи?

(работа учащихся с  рубрикой «Вы узнаете» с. 80 учебника)

? Какие ранее полученные знания вам помогут на уроке?

( работа учащихся с рубрикой «Вспомните» с. 80 учебника)

-Я уверена, что каждый из вас хотя бы раз в жизни видел озеро.

-Попробуйте самостоятельно ответить на вопрос «Что такое озеро?»

(высказывания ребят)

-Из всего сказанного вами выделите существенные признаки озера

(высказывания ребят – естественное, природное углубление)

-Запишите в рабочий лист определение понятия «озеро» - большое скопление воды в природном углублении на суше.

? Как же называется углубление,  в котором находится озеро? Запишите определение понятия «котловина»

(работа с текстом учебника, с. 80)

? Ребята, а какие условия необходимы, чтобы образовалось озеро?

-Наука, изучающая природные воды, их взаимодействие с атмосферой и литосферой, а также явления и процессы, в них протекающие называется….(гидрология)

? Используя информационную карту, определите, как называется наука об озёрах и откуда произошло её название? Запишите определение понятия в рабочий лист.

(лимнология, греч.: лимнос- озеро, логос- учение)

(слайд 4)

-На Земле около 5 млн озёр, их общая площадь – 2,1 млн км2, что равно площади самого большого острова на планете.

? Назовите и покажите этот остров.

Задание: проанализируйте текст п. 26 (с. 80-81), выявите признаки, по которым учёные классифицируют озёра? Составьте схему «Классификация озёр»

Классификация озёр

                                                

по размерам                                                по солёности                

                                по происхождению        по сточности

Давайте познакомимся с ними ближе.

(слайд 5-работа с диаграммами)

Задание:  проанализируйте и сопоставьте графики на слайде и данные таблиц в информационной карте; выявите по 3 самых глубоких и самых больших озера, «лидеров» укажите в рабочем листе и отметьте на контурной карте (по площади: Каспийское, Верхнее, Виктория; по глубине: Байкал, Танганьика, Каспийское).

-Кто сможет показать эти озёра на карте?

? Обратите внимание на озёра: Верхнее, Мичиган, Онтарио, Гурон, Большое Медвежье, Большое Невольничье. На каком материке они находятся? (С. Америка).

-Ребята, озёра: Верхнее, Мичиган, Онтарио, Гурон – составляют самую большую озёрную систему нашей планеты. Это Великие Американские озёра. Зафиксируйте информацию в рабочем листе.

? По атласу (с.30-31) определите, какие ещё озёра относятся к системе Великих Американских озёр? Покажите озёра на карте полушарий и отметьте в контурной карте.

- На 7 месте по глубине располагается одно из самых высокогорных озёр мира.

? Назовите его, на каком материке оно располагается? Покажите на карте, зафиксируйте информацию в рабочем листе.

? Откуда у озера такое чудное название? (работа с информационной картой: Титикака  (с яз. индейцев кечуа) – «рудная скала»)

(слайд 6).

Перейдём к рассмотрению происхождения озёр.

Задание: используя текст учебника (с.80) выявите, какие бывают озёра по происхождению.

Давайте поближе познакомимся с озёрами.

Задание: ваша задача, собранную информацию фиксировать в рабочем листе (таблица «Типы озёрных котловин»).

(слайд 7)

Задание: рассмотрите физическую карту мира. Озёр какой формы больше всего на карте?

Это озёра тектонического происхождения. Учебник  подскажет вам  путь образования этих озёр (находят и зачитывают информацию).

- Однако, тектонические озёра образовываются как в прогибах, так и в разломах земной коры. Как узнать где какое озеро? (анализ снимков на слайде, ответы учащихся)

- Правильно, озёра в прогибах широкие, а в разломах – узкие.

? Как вы считаете, какие будут глубже?

(в прогибах - менее глубокие, а в разломах имеют большую глубину).

-Самым глубоким озером является Байкал.

? Приведите примеры озёр, покажите на карте, на каких материках они расположены? Зафиксируйте информацию в таблице рабочего листа.

(слайд 8 - ознакомительно)

-На Земле есть озёра, происхождение котловин которых говорит само за себя – остаточные.

Задание: внимательно прочтите текст слайда и подумайте, о каком озере идёт речь?

(Каспийское море-озеро). Это самое большое по площади озеро Земли.

? Почему мы называем Каспийское море озером?

? Как же образовалось это озеро? (предположения учащихся)

-Ознакомьтесь со способом образования Каспия в таблице информационной карты.

- Но не только Каспий является остаточным озером. Недалеко от него располагается Аральское море-озеро. Эти озёра вместе с Чёрным и Азовским морями являются остатками древнего моря Тетис, территория которого показана на схеме слайда.

(слайд 9)

-Озёра может формировать и покровный ледник.

Задание: используя текст учебника, дайте ответ на вопрос «каким образом ледник формирует озёрную котловину?»

-Под тяжестью ледника земная кора прогибалась (испытывала опускания) и тогда мы говорим о ледниково-тектонических озёрах.

? Какие озёра: ледниковые или ледниково-тектонические более глубокие?

Задание: используя карты в атласе, приведите примеры ледниковых и ледниково-тектонических озёр; заполните соответствующие графы таблицы.

- Наиболее знакомым вам ледниковым  озером является Ильмень-озеро, на берегах которого жил былинный герой Садко.

Задание: прослушайте четверостишие и ответьте на вопрос – в чём уникальность этого озера, известная людям с давних пор.

«Как пошёл Садко к Ильмень-озеру,

Садился на бел-горючь камень

И начал играть в гусельки яровчаты.

Как тут- то в озере вода всколыхалася,

Показался царь морской…»

? От чего «вода всколыхалася» и что это за царь морской живёт на дне озера?

(работа с информационной картой)

-Так вот он «царь» Ильмень-озера – выделение газов при гниении остатков водной растительности.

- Ледниково-тектоническое  озёро - Ладожское – самое большое по площади в Европе. Чем оно известно вам? («дорога жизни» в Великую Отечественную войну).

(слайд 10)  

-Озёрными котловинами могут являться кратеры вулканов.

? В каких вулканах образуются озёра?

? Почему в действующих не образовываются?

Задание: по карте России установите территории, на которых есть вулканические озёра. Покажите эти территории на карте.

- Озёра могут быть запрудными (завальными).

? Как образуются такие озёра? (работа с учебником с. 80)

-Такими озёрами являются Сарезское на Памире, Рица на Кавказе.

(слайд 11)

? Где ещё образуются озёра? (работа с текстом учебника).

? Приведите примеры легко растворимых горных пород (известняк, гипс и др.)

-Такие озёра называются карстовыми. Например, озеро Селигер на Валдайской возвышенности Европейской части России.

? Вспомните, что такое карст?

-Озёра могут быть и термокарстовыми.  Условия их образования вам подскажет таблица рабочего листа. Такие озёра встречаются на востоке России - в Якутии.

(слайд 12 - ознакомительно)

-Озёра образуются и в старых руслах рек – старицы.

? В руслах каких рек появляются старицы? Почему они не образуются на горных реках? Можно ли увидеть на карте старицы? Почему?

-Наша планета, как и другие во Вселенной, принимает и непрошенных гостей из космоса – метеориты. И тогда на теле Земли остаются большие ямы – основа для метеоритных озёр.

- А на побережье морей можно встретить прибрежные озёра.

? Как они образуются и называются? (работа с информационной картой).

(слайд 13)

-Ярославская область – край не богатый озёрами. Их всего 83.

Задание: используя таблицу в информационной карте, укажите самые крупные озёра нашей области (Неро, Плещеево).

? Какими по происхождению являются эти озёра? (ледниковые)

(слайд 14)

? По каким признакам ещё классифицируют озёра? (сточность, солёность)

Задание: перед вами на слайде 2 схемы. Укажите отличие схем друг от друга.

? На какой изображено сточное озеро, а где озеро не имеет стока?

? Как вы думаете, какие из озёр будут солёными: сточные или бессточные? Почему?

? Как на карте изображены солёные озёра?

- Самым солёным озером Земли является Мёртвое море на Аравийском полуострове. Его солёность 270 промилле. Оно же и самое низкое озеро планеты. Почему? (ниже уровня моря на 400 м).

Задание: прочтите вопросы на слайде и дайте на них аргументированный ответ.

? Озёра называют «голубыми глазами» Земли. Каково их значение для планеты и её жителей? (работа с текстом учебника с. 81)

Закрепление

(слайд 15, 16 – задания тренажёра)

-Итак, наше исследование подходит к финалу, и я предлагаю вам проверить свои знания.

Задание: выполните задания в тренажёре, указанные в рабочем листе. Время на работу – 10 мин.

Взаимопроверка.

- Поднимите руки, кто поставил одноклассникам оценку «5», а кому не пришлось положительно оценить работу одноклассников?

Молодцы, спасибо за работу.

Домашнее задание

(слайд 17)

(раскрыть выполнение домашнего задания)

Оценивание работы учащихся на уроке



Предварительный просмотр:

Р А Б О Ч И Й    Л И С Т

Тема урока «Озёра»

Озеро - ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Котловина -                                                                                                                                                                                                         

Лимнология -                                                                                                                                                                                                 

Типы озёрных  котловин

Типы котловин

Примеры озёр

Образование

Тектонические

В разломах земной коры

В прогибах земной коры

Остаточные

Заполненные водой углубления, оставшиеся от древних морей

Вулканические (кратерные)

Провальные:

- карстовые,

- термокарстовые

(термо – тепло, карст-растворение)

Ледниковые,

ледниково-тектонические

Запрудные (завальные)

Озёра-старицы

Маленькие, на географических картах не изображаются

Остаток старого русла реки; располагаются в поймах рек

Метеоритные

Прибрежные

(лиманы, лагуны)

Отделение песчаной косой небольшого морского залива

Озёра – рекордсмены

Самое большое по площади                                                                         

Самое глубокое                                                                                         

Высокогорное                                                                                         

Самое солёное                                                                                         

Самое низкое                                                                                         

Самая большая система озёр                                                                         

По расходу и приходу воды

(по сточности)

Сточные                                        Бессточные

                                                                                

                                                                                

                                            По солёности

        

        Пресные                        Солёные

                                            (до 1 %0)        (более 35 %0)

                                                                  _                                                         _                                                                                                                                                         _         _                                                                                                                                                                        

Озёра нуждаются в охране: Великие Американские озёра, Аральское море, Байкал, озёра Ярославской области …

Тренажёр

(Впиши только ответы)

Стр. 46 № 9 -                                 

1

2

3

4

Стр. 47 №  10 -  

Стр. 49 № 6 – Самое большое по площади озеро Земли - _________________________. Оно расположено на материке _____________________, так же как и самое солёное озеро - _______________________и самое глубокое - ______________. Самое высокогорное озеро мира ______________________ расположено на материке ___________________________.

Самая большая система озёр расположена на материке _____________________________.

Стр. 53 № 10 -         1 - __________________________

                        2 - __________________________

                        3 - __________________________

                        4 - __________________________

                        5 - __________________________

Оценка                                                 Подпись: ________________

Возможные рекомендации:                                                                                                                                                                 

Домашнее задание:        1. Прочитать п. 30, устно ответить на вопросы.

        2.*** Проведите анализ таблицы «Озёра Ярославской области» в

        информационной карте урока. Объясните, почему наибольшее

        количество озёр располагается в Некрасовском районе? Какие это

        озёра по происхождению?

        3. ** Творческое исследовательское задание:

        3.1. Докажите или опровергните правильность выражения:

        «Титикака – близнец Байкала»

        3.2. Найдите озеро России, которое можно назвать «младшим

        братом» Байкала и приведите доказательства этому.



Предварительный просмотр:

Информационная карта

Лимнология (греч. Лимнос- озеро, логос – учение) – наука об озёрах, их образовании, происходящих в них процессах.

Самые большие по площади озёра

Озеро

Площадь, тыс км2

Материк

Каспийское море

376

Евразия

Верхнее

82,4

Северная Америка

Виктория

68

Африка

Гурон

59,6

Северная Америка

Мичиган

58

Северная Америка

Аральское

37

Евразия

Танганьика

34

Африка

Байкал

31,5

Евразия

Ньяса (Малави)

30,8

Африка

Большое Медвежье

30,2

Северная Америка

Большое Невольничье

28,6

Северная Америка

Чад

10-26*

Африка

Эри

25,7

Северная Америка

Виннипег

24,3

Северная Америка

Балхаш

17-22*

Евразия

*Озёра Чад и Балхаш находятся в областях с засушливым климатом, поэтому в сухой сезон года часто пересыхают.

Самые глубокие озёра Земли

Озеро

Глубина, м

Материк

Байкал

1637

Евразия

Танганьика

1470

Африка

Каспийское

1025

Евразия

Ньяса

706

Африка

Иссык-Куль

668

Евразия

Верхнее

393

Северная Америка

Титикака

304

Южная Америка

Мичиган

281

Северная Америка

Маракайбо

250

Южная Америка

Онтарио

236

Северная Америка

Происхождение озёрных котловин (дополнение)

Тип котловины

Способ образования

Примеры озёр

Остаточные

Заполненные водой углубления, унаследованные от древних морей (океанов); морская вода

Каспийское, Аральское

Старицы

Остаток старого русла реки; располагаются в поймах рек

Озёра в долинах равнинных рек

Прибрежные (лиманы, лагуны)

Отделение сплошной песчаной косой небольшого залива от моря или океана

Маракайбо (Венесуэла)

Метеоритные

Столкновение метеоритов с поверхностью Земли

Сунгур (Россия), Саарема (Эстония)

Ильмень озеро. Озеро неглубокое, максимальная его глубина 10 м, берега низкие, заболоченные. На дне озера происходит накопление и гниение остатков водной растительности, поэтому идёт выделение газов. Зимой, когда озеро покрывается льдом, газы накапливаются в нём особенно в большом количестве. Поэтому, если к лунке во льду поднести зажженную спичку, вспыхивает огонь. Местные рыбаки часто греются около таких «костров».

Наиболее крупные озёра Ярославской области

Озеро

Площадь, га

Наибольшая

глубина, м

Административный район

Неро

5130

3,5

Ростовский

Пдещеево

5002

25

Переславский

Вашутинское

272

3,5

Ростовский

Яхробольское

258

2,0

Некрасовский

Согожское

199

2,0

Некрасовский

Великое

175

1,5

Некрасовский

Рюмниковское

160

6,5

Ростовский

Ловецкое

122,6

1,0

Ростовский

Сомино

85

4,0

Переславский

Савельевское

75

8,0

Переславский

Искробольское

73

0,8

Некрасовский

Шачебольское

72

7,2

Некрасовский

Чачино

72

5,0

Ростовский

Дунаговское

67

2,0

Большесельский

Чашницкое

60

8,5

Ростовский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...