Конспект урока "Озёра"
план-конспект урока (география, 6 класс) по теме
Классификация озёр по площади, происхождению котловин, сточности, солёности (к УМК изд. Просвещение ("Сферы"))
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ozyora-6_kl..doc | 51.5 КБ |
R_A_B_O_Ch_I_Y_L_I_S_T.doc | 41.5 КБ |
Informacionnaya_karta.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Озёра (6 класс)
Цели урока: сформировать представление у обучающихся о многообразии озёр.
Задачи урока:
- сформировать понятие «озеро»;
- сформировать представление о разнообразии озёр, их видах, особенностях, происхождении;
- рассмотреть значение озёр в жизни планеты;
- развивать умение работать с географической картой;
- продолжить формировать умение работать с различными источниками географической информации: картами, текстом учебника, диаграммами, литературными произведениями;
- продолжить воспитание бережного отношения к водным ресурсам.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: исследование
Средства обучения: физическая карта России, физическая карта полушарий, учебник «География. Планета Земля» А.А. Лобжанидзе, географический атлас для 6 класса, контурные карты (с.8 – 9), тетрадь-тренажёр, раздаточный материал: информационные карты, рабочий лист для учащихся, мультимедийная презентация (авт. Е.Н. Байраш ).
Ход урока
- Доброе утро. Я рада, что мой день начинается вместе с вами, ребята!
- (слайд 1- эпиграф)
-Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова М.В. Ломоносова - первого русского учёного-естествоиспытателя, астронома, географа, геолога, поэта:
«Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего ещё не видел свет…»
?Как вы думаете, почему именно это изречение является эпиграфом урока?
(география – наука исследователей, изучая, мы занимаемся исследованиями)
-Объект, о котором мы будем говорить сегодня, может быть литературным местом, поэтическим, заповедным, историческим, местом отдыха, источником богатства и вдохновения для создания прекрасной музыки и картин. Это детище уникального творца – природы.
(слайд 2 - видеоряд) «Как женщина усталая, оно,
Раскинулось внизу и смотрит в небо,
Туманится и даль поит туманом,
И отняло у неба весь закат…»
(А. Блок)
(слайд 3) – Итак, определите тему нашего урока. (Озёра)
? Что нам предстоит узнать на уроке? Каковы наши задачи?
(работа учащихся с рубрикой «Вы узнаете» с. 80 учебника)
? Какие ранее полученные знания вам помогут на уроке?
( работа учащихся с рубрикой «Вспомните» с. 80 учебника)
-Я уверена, что каждый из вас хотя бы раз в жизни видел озеро.
-Попробуйте самостоятельно ответить на вопрос «Что такое озеро?»
(высказывания ребят)
-Из всего сказанного вами выделите существенные признаки озера
(высказывания ребят – естественное, природное углубление)
-Запишите в рабочий лист определение понятия «озеро» - большое скопление воды в природном углублении на суше.
? Как же называется углубление, в котором находится озеро? Запишите определение понятия «котловина»
(работа с текстом учебника, с. 80)
? Ребята, а какие условия необходимы, чтобы образовалось озеро?
-Наука, изучающая природные воды, их взаимодействие с атмосферой и литосферой, а также явления и процессы, в них протекающие называется….(гидрология)
? Используя информационную карту, определите, как называется наука об озёрах и откуда произошло её название? Запишите определение понятия в рабочий лист.
(лимнология, греч.: лимнос- озеро, логос- учение)
(слайд 4)
-На Земле около 5 млн озёр, их общая площадь – 2,1 млн км2, что равно площади самого большого острова на планете.
? Назовите и покажите этот остров.
Задание: проанализируйте текст п. 26 (с. 80-81), выявите признаки, по которым учёные классифицируют озёра? Составьте схему «Классификация озёр»
Классификация озёр
по размерам по солёности
по происхождению по сточности
Давайте познакомимся с ними ближе.
(слайд 5-работа с диаграммами)
Задание: проанализируйте и сопоставьте графики на слайде и данные таблиц в информационной карте; выявите по 3 самых глубоких и самых больших озера, «лидеров» укажите в рабочем листе и отметьте на контурной карте (по площади: Каспийское, Верхнее, Виктория; по глубине: Байкал, Танганьика, Каспийское).
-Кто сможет показать эти озёра на карте?
? Обратите внимание на озёра: Верхнее, Мичиган, Онтарио, Гурон, Большое Медвежье, Большое Невольничье. На каком материке они находятся? (С. Америка).
-Ребята, озёра: Верхнее, Мичиган, Онтарио, Гурон – составляют самую большую озёрную систему нашей планеты. Это Великие Американские озёра. Зафиксируйте информацию в рабочем листе.
? По атласу (с.30-31) определите, какие ещё озёра относятся к системе Великих Американских озёр? Покажите озёра на карте полушарий и отметьте в контурной карте.
- На 7 месте по глубине располагается одно из самых высокогорных озёр мира.
? Назовите его, на каком материке оно располагается? Покажите на карте, зафиксируйте информацию в рабочем листе.
? Откуда у озера такое чудное название? (работа с информационной картой: Титикака (с яз. индейцев кечуа) – «рудная скала»)
(слайд 6).
Перейдём к рассмотрению происхождения озёр.
Задание: используя текст учебника (с.80) выявите, какие бывают озёра по происхождению.
Давайте поближе познакомимся с озёрами.
Задание: ваша задача, собранную информацию фиксировать в рабочем листе (таблица «Типы озёрных котловин»).
(слайд 7)
Задание: рассмотрите физическую карту мира. Озёр какой формы больше всего на карте?
Это озёра тектонического происхождения. Учебник подскажет вам путь образования этих озёр (находят и зачитывают информацию).
- Однако, тектонические озёра образовываются как в прогибах, так и в разломах земной коры. Как узнать где какое озеро? (анализ снимков на слайде, ответы учащихся)
- Правильно, озёра в прогибах широкие, а в разломах – узкие.
? Как вы считаете, какие будут глубже?
(в прогибах - менее глубокие, а в разломах имеют большую глубину).
-Самым глубоким озером является Байкал.
? Приведите примеры озёр, покажите на карте, на каких материках они расположены? Зафиксируйте информацию в таблице рабочего листа.
(слайд 8 - ознакомительно)
-На Земле есть озёра, происхождение котловин которых говорит само за себя – остаточные.
Задание: внимательно прочтите текст слайда и подумайте, о каком озере идёт речь?
(Каспийское море-озеро). Это самое большое по площади озеро Земли.
? Почему мы называем Каспийское море озером?
? Как же образовалось это озеро? (предположения учащихся)
-Ознакомьтесь со способом образования Каспия в таблице информационной карты.
- Но не только Каспий является остаточным озером. Недалеко от него располагается Аральское море-озеро. Эти озёра вместе с Чёрным и Азовским морями являются остатками древнего моря Тетис, территория которого показана на схеме слайда.
(слайд 9)
-Озёра может формировать и покровный ледник.
Задание: используя текст учебника, дайте ответ на вопрос «каким образом ледник формирует озёрную котловину?»
-Под тяжестью ледника земная кора прогибалась (испытывала опускания) и тогда мы говорим о ледниково-тектонических озёрах.
? Какие озёра: ледниковые или ледниково-тектонические более глубокие?
Задание: используя карты в атласе, приведите примеры ледниковых и ледниково-тектонических озёр; заполните соответствующие графы таблицы.
- Наиболее знакомым вам ледниковым озером является Ильмень-озеро, на берегах которого жил былинный герой Садко.
Задание: прослушайте четверостишие и ответьте на вопрос – в чём уникальность этого озера, известная людям с давних пор.
«Как пошёл Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горючь камень
И начал играть в гусельки яровчаты.
Как тут- то в озере вода всколыхалася,
Показался царь морской…»
? От чего «вода всколыхалася» и что это за царь морской живёт на дне озера?
(работа с информационной картой)
-Так вот он «царь» Ильмень-озера – выделение газов при гниении остатков водной растительности.
- Ледниково-тектоническое озёро - Ладожское – самое большое по площади в Европе. Чем оно известно вам? («дорога жизни» в Великую Отечественную войну).
(слайд 10)
-Озёрными котловинами могут являться кратеры вулканов.
? В каких вулканах образуются озёра?
? Почему в действующих не образовываются?
Задание: по карте России установите территории, на которых есть вулканические озёра. Покажите эти территории на карте.
- Озёра могут быть запрудными (завальными).
? Как образуются такие озёра? (работа с учебником с. 80)
-Такими озёрами являются Сарезское на Памире, Рица на Кавказе.
(слайд 11)
? Где ещё образуются озёра? (работа с текстом учебника).
? Приведите примеры легко растворимых горных пород (известняк, гипс и др.)
-Такие озёра называются карстовыми. Например, озеро Селигер на Валдайской возвышенности Европейской части России.
? Вспомните, что такое карст?
-Озёра могут быть и термокарстовыми. Условия их образования вам подскажет таблица рабочего листа. Такие озёра встречаются на востоке России - в Якутии.
(слайд 12 - ознакомительно)
-Озёра образуются и в старых руслах рек – старицы.
? В руслах каких рек появляются старицы? Почему они не образуются на горных реках? Можно ли увидеть на карте старицы? Почему?
-Наша планета, как и другие во Вселенной, принимает и непрошенных гостей из космоса – метеориты. И тогда на теле Земли остаются большие ямы – основа для метеоритных озёр.
- А на побережье морей можно встретить прибрежные озёра.
? Как они образуются и называются? (работа с информационной картой).
(слайд 13)
-Ярославская область – край не богатый озёрами. Их всего 83.
Задание: используя таблицу в информационной карте, укажите самые крупные озёра нашей области (Неро, Плещеево).
? Какими по происхождению являются эти озёра? (ледниковые)
(слайд 14)
? По каким признакам ещё классифицируют озёра? (сточность, солёность)
Задание: перед вами на слайде 2 схемы. Укажите отличие схем друг от друга.
? На какой изображено сточное озеро, а где озеро не имеет стока?
? Как вы думаете, какие из озёр будут солёными: сточные или бессточные? Почему?
? Как на карте изображены солёные озёра?
- Самым солёным озером Земли является Мёртвое море на Аравийском полуострове. Его солёность 270 промилле. Оно же и самое низкое озеро планеты. Почему? (ниже уровня моря на 400 м).
Задание: прочтите вопросы на слайде и дайте на них аргументированный ответ.
? Озёра называют «голубыми глазами» Земли. Каково их значение для планеты и её жителей? (работа с текстом учебника с. 81)
Закрепление
(слайд 15, 16 – задания тренажёра)
-Итак, наше исследование подходит к финалу, и я предлагаю вам проверить свои знания.
Задание: выполните задания в тренажёре, указанные в рабочем листе. Время на работу – 10 мин.
Взаимопроверка.
- Поднимите руки, кто поставил одноклассникам оценку «5», а кому не пришлось положительно оценить работу одноклассников?
Молодцы, спасибо за работу.
Домашнее задание
(слайд 17)
(раскрыть выполнение домашнего задания)
Оценивание работы учащихся на уроке
Предварительный просмотр:
Р А Б О Ч И Й Л И С Т
Тема урока «Озёра»
Озеро - ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Котловина -
Лимнология -
Типы озёрных котловин
Типы котловин | Примеры озёр | Образование |
Тектонические | В разломах земной коры В прогибах земной коры | |
Остаточные | Заполненные водой углубления, оставшиеся от древних морей | |
Вулканические (кратерные) | ||
Провальные: - карстовые, - термокарстовые (термо – тепло, карст-растворение) | ||
Ледниковые, ледниково-тектонические | ||
Запрудные (завальные) | ||
Озёра-старицы | Маленькие, на географических картах не изображаются | Остаток старого русла реки; располагаются в поймах рек |
Метеоритные | ||
Прибрежные (лиманы, лагуны) | Отделение песчаной косой небольшого морского залива |
Озёра – рекордсмены
Самое большое по площади
Самое глубокое
Высокогорное
Самое солёное
Самое низкое
Самая большая система озёр
По расходу и приходу воды
(по сточности)
Сточные Бессточные
По солёности
Пресные Солёные
(до 1 %0) (более 35 %0)
_ _ _ _
Озёра нуждаются в охране: Великие Американские озёра, Аральское море, Байкал, озёра Ярославской области …
Тренажёр
(Впиши только ответы)
Стр. 46 № 9 -
1 | 2 | 3 | 4 |
Стр. 47 № 10 -
Стр. 49 № 6 – Самое большое по площади озеро Земли - _________________________. Оно расположено на материке _____________________, так же как и самое солёное озеро - _______________________и самое глубокое - ______________. Самое высокогорное озеро мира ______________________ расположено на материке ___________________________.
Самая большая система озёр расположена на материке _____________________________.
Стр. 53 № 10 - 1 - __________________________
2 - __________________________
3 - __________________________
4 - __________________________
5 - __________________________
Оценка Подпись: ________________
Возможные рекомендации:
Домашнее задание: 1. Прочитать п. 30, устно ответить на вопросы.
2.*** Проведите анализ таблицы «Озёра Ярославской области» в
информационной карте урока. Объясните, почему наибольшее
количество озёр располагается в Некрасовском районе? Какие это
озёра по происхождению?
3. ** Творческое исследовательское задание:
3.1. Докажите или опровергните правильность выражения:
«Титикака – близнец Байкала»
3.2. Найдите озеро России, которое можно назвать «младшим
братом» Байкала и приведите доказательства этому.
Предварительный просмотр:
Информационная карта
Лимнология (греч. Лимнос- озеро, логос – учение) – наука об озёрах, их образовании, происходящих в них процессах.
Самые большие по площади озёра
Озеро | Площадь, тыс км2 | Материк |
Каспийское море | 376 | Евразия |
Верхнее | 82,4 | Северная Америка |
Виктория | 68 | Африка |
Гурон | 59,6 | Северная Америка |
Мичиган | 58 | Северная Америка |
Аральское | 37 | Евразия |
Танганьика | 34 | Африка |
Байкал | 31,5 | Евразия |
Ньяса (Малави) | 30,8 | Африка |
Большое Медвежье | 30,2 | Северная Америка |
Большое Невольничье | 28,6 | Северная Америка |
Чад | 10-26* | Африка |
Эри | 25,7 | Северная Америка |
Виннипег | 24,3 | Северная Америка |
Балхаш | 17-22* | Евразия |
*Озёра Чад и Балхаш находятся в областях с засушливым климатом, поэтому в сухой сезон года часто пересыхают.
Самые глубокие озёра Земли
Озеро | Глубина, м | Материк |
Байкал | 1637 | Евразия |
Танганьика | 1470 | Африка |
Каспийское | 1025 | Евразия |
Ньяса | 706 | Африка |
Иссык-Куль | 668 | Евразия |
Верхнее | 393 | Северная Америка |
Титикака | 304 | Южная Америка |
Мичиган | 281 | Северная Америка |
Маракайбо | 250 | Южная Америка |
Онтарио | 236 | Северная Америка |
Происхождение озёрных котловин (дополнение)
Тип котловины | Способ образования | Примеры озёр |
Остаточные | Заполненные водой углубления, унаследованные от древних морей (океанов); морская вода | Каспийское, Аральское |
Старицы | Остаток старого русла реки; располагаются в поймах рек | Озёра в долинах равнинных рек |
Прибрежные (лиманы, лагуны) | Отделение сплошной песчаной косой небольшого залива от моря или океана | Маракайбо (Венесуэла) |
Метеоритные | Столкновение метеоритов с поверхностью Земли | Сунгур (Россия), Саарема (Эстония) |
Ильмень озеро. Озеро неглубокое, максимальная его глубина 10 м, берега низкие, заболоченные. На дне озера происходит накопление и гниение остатков водной растительности, поэтому идёт выделение газов. Зимой, когда озеро покрывается льдом, газы накапливаются в нём особенно в большом количестве. Поэтому, если к лунке во льду поднести зажженную спичку, вспыхивает огонь. Местные рыбаки часто греются около таких «костров».
Наиболее крупные озёра Ярославской области
Озеро | Площадь, га | Наибольшая глубина, м | Административный район |
Неро | 5130 | 3,5 | Ростовский |
Пдещеево | 5002 | 25 | Переславский |
Вашутинское | 272 | 3,5 | Ростовский |
Яхробольское | 258 | 2,0 | Некрасовский |
Согожское | 199 | 2,0 | Некрасовский |
Великое | 175 | 1,5 | Некрасовский |
Рюмниковское | 160 | 6,5 | Ростовский |
Ловецкое | 122,6 | 1,0 | Ростовский |
Сомино | 85 | 4,0 | Переславский |
Савельевское | 75 | 8,0 | Переславский |
Искробольское | 73 | 0,8 | Некрасовский |
Шачебольское | 72 | 7,2 | Некрасовский |
Чачино | 72 | 5,0 | Ростовский |
Дунаговское | 67 | 2,0 | Большесельский |
Чашницкое | 60 | 8,5 | Ростовский |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...