Элективный курс "Новые независимые государства"
элективный курс по географии (9 класс) по теме
Сейчас издано много программ элективных курсов. Но когда-то все только начиналось. Для предпрофильной подготовки разработан элективный курс "Новые независимые государства", в котором я постаралась учесть особенности приграничного положения нашей области и тот факт, что многие ребята имеют родственников в соседней Республике Казахстан, часто выезжают туда в гости. Программа курса была опубликована в сборнике программ, изданном Департаментом образования города Омска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Elektivnyy_kurs_novye_nezavgos.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия № 43»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«НОВЫЕ НЕЗАВИСИМЫЕ ГОСУДАРСТВА»
(география, 9 класс)
Составитель:
Третьякова Т.Г., учитель географии
Омск
Пояснительная записка
С давних времен люди стремились создать единое, целостное представление об окружающем их мире, чтобы лучше знать прошлое, понять настоящее и предвидеть будущее. География – единственный школьный предмет, дающий целостное представление о Земле как планете людей. Географическое образование участвует в формировании общей культуры человека, знакомит с методами познания действительности, методами познания окружающего мира.
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с географическими особенностями соседних с Россией новых независимых государств, изменениями, происшедшими в них за период после распада СССР, определить место стран СНГ и Балтии в мире и их взаимодействие с Россией.
Главные цели данного курса: создать условия, позволяющие учащимся применить полученные знания при выполнении проектной работы; стимулировать желания учащихся получить дополнительные знания, необходимые для реализации проекта; воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Цели географического образования конкретизируются в задачах, решение которых обеспечивают реализацию целей. Как и цели, задачи широки и разнообразны.
Задачи:
- Сформировать географический образ соседних государств;
- Сформировать у школьников необходимые практические умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками географической информации;
- Создавая образ территории страны, научить сравнивать его с другими регионами России и соседних стран.
Курс «Новые независимые государства» представляется особенно актуальным, так как обеспечивает учащихся знаниями об экономико-географических и геополитических особенностях соседних стран, необходимыми для понимания основных направлений развития сотрудничества, добрососедских отношений между государствами. Основное внимание в данном курсе уделяется вопросам политических и межнациональных отношений между новыми независимыми государствами. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии, особенно в приграничной и многонациональной Омской области.
Содержание курса предполагает работу учащихся с разными источниками географической информации. Изучение каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или групповую) работу учащихся по созданию проекта.
При изучении курса предполагается сочетание лекционных, практических, семинарских занятий с использованием информационных ресурсов, материалов периодической печати, личных наблюдений учащихся, которые имеют родственников, проживающих в странах СНГ и Балтии.
Предполагаемый курс рассчитан на учащихся 9 классов, изучающих курс «Географии России» дополняя содержание темы «Россия в современном мире», не менее 1 часа в неделю (всего 14 часов). Он рассчитан для учащихся с разными учебными возможностями, так как предполагает сравнительно небольшой теоретический блок тесно связанный с программным материалом.
В качестве материальных ресурсов будут использоваться информационно-статистические материалы, географические карты и дополнительная литература по данным темам.
Курс опирается на знания, полученные учащимися в курсе истории с 6 класса и дополнительные знания по географии, а также создает основу для лучшего усвоения материала по истории России ХХ век в 9 классе.
Учащихся, предполагающих в будущем обучаться в классах социально-экономического или химико-биологического профиля должно заинтересовать знакомство с социально-экономическими и геополитическими особенностями стран, возможность применить опыт межнационального общения при выполнении проекта.
Содержание программы
Введение.
Тема 1. Геополитическое и экономико-географическое положение стран СНГ и Балтии, динамика развития и современное черты.
Лекция. Соседние государства, страны СНГ и Балтии. Изменение геополитического и экономико-географического положения стран после распада СССР. Интеграционные и дезинтеграционные процессы.
Практическая работа. Обозначение на контурной карте границ, столиц и особенностей экономико-географического и геополитического положения соседних с Россией стран.
Тема 2. Европейский Запад и Юго-Запад.
Лекция. Белоруссия, Украина и Молдавия. Геополитическое и экономико-географического положение, природные условия и ресурсы, основные черты населения, уровень социально-экономического развития.
Страны Балтии: геополитическое положение, история развития и современные черты населения и хозяйства.
Практическая работа. Используя предложенные источники географической информации составить устное комплексное описание одной из стран региона (работа выполняется в группах).
Практическая работа. По статистическим данным самостоятельно сравнить страны по обеспеченности природными ресурсами и сформировавшимся отраслям специализации хозяйства.
Семинар. Расширение НАТО на восток.
Тема 3. Азиатский Юг.
Лекция. Среднеазиатские республики и Закавказье. Геополитическое и экономико-географического положение, природные условия и ресурсы, основные черты населения, уровень социально-экономического развития.
Практическая работа. Заполнение сравнительной таблицы по занятости населения в основных отраслях экономики в данных странах.
Семинар. Казахстан – пограничное с Омской областью государство. Проблемы и перспективы дальнейших отношений.
Тема 4. Место и роль стран СНГ и Балтии.
Лекция. 10 лет СНГ: социально-экономическое взаимодействие. Перспективы дальнейшего сотрудничества.
Практическая работа. Доработка проектов, индивидуальные консультации.
Тема 5. Итоговое занятие. Защита проектов.
Практическая работа. Защита проектов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
лекции | практич. | семинары | ||||
Введение | 1 | 1 | Начало ра-боты над проектом | |||
1. | Геополитическое и экономико-географическое положение стран СНГ и Балтии, динамика развития и современное черты. | 2 | 1 | 1 | Выполнение практической работы | |
2. | Европейский Запад и Юго-Запад. | 4 | 1 | 2 | 1 | Заполнение таблицы, участие в семинаре |
3. | Азиатский Юг. | 3 | 1 | 1 | 1 | Участие в семинаре |
4. | Место и роль стран СНГ и Балтии. | 2 | 1 | 1 | Завершение работы над проектом | |
5. | Итоговое занятие. Защита проектов. | 2 | 2 | Защита проектов | ||
14 | 5 | 7 | 2 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,
ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны знать:
- геополитическое и экономико-географическое положение соседних государств;
- исторические особенности развития соседних стран;
- природные условия и ресурсы стран СНГ и Балтии;
- основные черты населения и структуру занятости по отраслям;
- специализацию хозяйства и крупные промышленные центры государств.
Учащиеся должны уметь:
- составлять учебные проекты с заданным содержанием и уметь предложить пути реализации своего проекта;
- использовать личный опыт межнационального общения при работе на семинарских занятиях и в ходе реализации проекта;
- самостоятельно получать информацию по заданной теме, работать с разными источниками географической информации;
- обозначать на контурной карте социально-экономические и природные объекты;
- выделять признаки для сравнения, сравнивать государства по признакам и оформлять результаты в виде таблицы.
ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
- «Место стран СНГ и Балтии во внешнеэкономических связях России»;
- «Страны СНГ и Балтии: вчера, сегодня и завтра»;
- «Современное состояние и перспективы развития стран СНГ и Балтии»;
- «Российско-казахстанские отношения (на примере Омской области)»;
- Возможны другие варианты тем проекта, предложенные учащимися.
Методические рекомендации
В разделе Введение определяются цели и задачи курса, учащиеся узнают о содержании элективного курса, видах работ. На этом занятии учащиеся определяют тему проекта из предложенных.
Тема 1. Проследить изменения в геополитическом и экономико-географическом положении всех стран СНГ и Балтии, отметить общую дезинтеграцию стран. Рассмотреть изменения взаимного экспорта и импорта стран – членов СНГ. Познакомиться с тенденциями прироста населения в новых независимых государствах. На основе статистических таблиц и дополнительных карт проследить различия между странами по рассматриваемым вопросам.
Практическая работа: обозначение на контурной карте границ, столиц и особенностей экономико-географического и геополитического положения соседних с Россией стран.
Тема 2. Познакомить с особенностями геополитического и экономико-географичес-кого положения Белоруссии, Украины, Молдавии и стран Балтии. Особое внимание следует обратить на страны Балтии, не входящие в СНГ, политика которых направлена на усиление связей со странами Запада, а не России. Также необходимо обратить внимание на решении территориального вопроса о пограничных территориях. Выполняя практическую работу, учащиеся самостоятельно, работая в шести группах, готовят характеристику природных условий и ресурсов, населения и отраслей хозяйства одной из стран (по заданию учителя).
В данной теме целесообразно проведение практической работы, где учащимся предлагается по статистическим данным самостоятельно сравнить страны по обеспеченности природными ресурсами и сформировавшимся отраслям специализации.
Проблемы взаимоотношений со странами Балтии выносятся на более глубокое обсуждение на семинарском занятии.
Тема 3. Познакомить с особенностями геополитического и экономико-географичес-кого положения Казахстана, республик Средней Азии и Закавказья. Статистические таблицы позволят более наглядно и широко представить обеспеченность стран природными ресурсами и познакомить с условиями для формирования отраслей специализации. Особо следует обратить внимание на проблемы хлопкового комплекса республик Средней Азии. В данной теме можно предложить учащимся практическую работу, развивающую умения сравнивать, делать выводы и оформлять результаты сравнения в виде таблицы.
В связи с тем, что Омская область является приграничной территорией с Казахстаном, многие учащиеся имеет родных или знакомых в этой стране, многочисленные представители этого народа живут на территории города и области, по данной теме предлагается провести семинарское занятие «Казахстан – пограничное с Омской областью государство. Проблемы и перспективы дальнейших отношений». На этом занятии учащиеся могут использовать свои личные наблюдения.
Тема 4. На данном занятии проводится обобщение знаний о новых независимых государствах за последние 10 лет, определяются перспективы дальнейшего сотрудничества. Предполагается знакомство с «Концепцией экономического интеграционного развития Содружества Независимых государств». Особое внимание уделяется тенденциям принципиального совпадения интересов государств Содружества.
На основе изученного материала учащиеся доделывают свои проекты, получают необходимые консультации и уточнения.
Тема 5. В заключительной части курса предполагается завершение учащимися проектной работы, которая включает характеристику отдельных государств или отдельные проблемы их развития с последующей защитой проекта. Проект может быть выполнен с использованием информационных технологий. При оценке проекта следует руководствоваться критериями.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА:
В проекте должны быть отражены следующие положения:
- Исторические черты страны, влияние их на экономику и геополитическое положе- ние государства.
- Анализ предпосылок для развития хозяйства.
- Структура экономики и оценка ее развития.
- Проблемы и предполагаемые пути развития экономики страны и развития внешнеэкономического сотрудничества с Россией.
- Полнота раскрытия темы.
- Глубина проведенного анализа темы.
- Использование информационных технологий для представления проекта.
ЛИТЕРАТУРА
- Бабурин В.Л., Даньшин А.И., Елховская Л.Н. География Российского порубежья: мы и наши соседи. 8-9 класс. М., «Просвещение», 1999.
- Голубчик М.М. Региональные аспекты геополитической стратегии России. Журнал «География в школе» № 1, 2001 год.
- Голубчик М.М. Политико-географические проблемы в постсоветском пространстве на рубеже XXI века. Журнал «География в школе» № 6, 1999 год.
- География в таблицах 6-10 класс. М., «Дрофа», 1997 г.
- Замятин Д.Н. Закавказье. Журнал «География в школе» № 8, 1999 год.
- Мясников В.А. 10 лет СНГ: социально-экономическое взаимодействие. Журнал «География в школе» № 8, 2003 год.
- Мясников В.А. Социально-экономическая ситуация в постсоветском пространстве. Журнал «География в школе» № 4, 2003 год.
- Родзевич Н.Н. Эколого-географические последствия разрушения Советского Союза. Журнал «География в школе» № 3, 1998 год.
- Ром В.Я. Новое в России: цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «География России. Население и хозяйство. 9 класс». М., «Дрофа», 1998.
- Сдасюк Г.В., Мокрушина Л.С. Устойчивое развитие приграничных территорий (на примере Российско-Белорусского сотрудничества). Журнал «География в школе» № 4, 1999 год.
- Хомяков В.Г. Экономика Белоруссии в новых условиях хозяйствования. Журнал «География в школе» № 7, 1999 год.
- Хомяков В.Г. Население Белоруссии на пороге III – го тысячелетия. Журнал «География в школе» № 4, 2001 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содружество Независимых Государств
Цель: показать учащимся значение сотрудничества стран, входящих в состав Содружества Независимых Государств, в духовной, экономической, политической и социальных сферах Задачи: Познакомить учащих...
Единый урок, посвященный Содружеству независимых государств.
Материал посвящен Содружеству независимых государств, истории создания, особенностям, толерантности....
Содружество независимых государств
классный час Содружество независимых государств...
Программа элективного курса "Новые независимые государства"
элективный курс...
Презентация к классному часу "Содружество независимых государств"
"Содружество независимых государств"...
Тематические уроки и внеклассные мероприятия, посвященные Великой Победе 9 мая 1945 г. и Содружеству Независимых Государств
Тематические уроки и внеклассные мероприятия, посвященные Великой Победе 9 мая 1945 г. и Содружеству Независимых Государств....
Классный час, посвященный Великой Победе 9 мая 1945 года и Содружеству Независимых Государств «Мы были вместе и победили!» (10 класс)
Цель: Расширение знания учащихся о вкладе народов СССР в победу над фашизмом и нацизмом, о составе Содружества Независимых Государств и его отношении ко Дню Победы 1945 года. ...