Почвы России.
презентация к уроку по географии (8 класс) по теме

Зиновьева Елена Леонидовна

Презентация  к  уроку  географии в  8  классе раскрывает  строение  почв, их  изучение, знакомит  со  структурой  и  механическим  составом  почв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Pochvy_Rossii.zip2.92 МБ

Подписи к слайдам:


Презентация к уроку географии в 8 классе.

Автор: Зиновьева Е.Л., учитель географии ГОУ СОШ № 18 г. Москвы

Используя диаграмму «Структура земельных ресурсов», расскажите о структуре земельных ресурсов России.

Земельные ресурсы - земная поверхность, пригодная для проживания человека и для любых видов хозяйственной деятельности. Земельные ресурсы характеризуются величиной территории и ее качеством: релье-фом, почвенным покровом и комплексом других природных условий.

Почва - особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неоргани-ческой) природы.

Важнейшее свойство почвы - плодородие.

Составные части почвы:

твердая

жидкая

газообразная

живые организмы

минеральные и гумусовые вещества

вода с растворенными в ней органическими и минераль-ными соединениями ( почвенный раствор)

почвенный воздух, заполняет поры и пустоты в почве

прежде всего микроорганизмы, активно участвуют в формировании почвы

Гумус — наиболее ценная органическая и биологически активная часть почвы. Для растений гумус является основным источником питательных веществ, которые, растворяясь в воде, поступают в растение через корни и насыщают его, прежде всего азотом. Гумус образуется как результат процессов гумификации продуктов разложения органических остатков, осуществляемого почвенными бактериями и другими микроорганизмами.

Выдающийся русский ученый, основатель научного почвоведения, впервые объяснил причины различия почв и пути их происхождения. Назвал почву «зеркалом» природы, подчеркивая тем самым, что она является результатом взаимодействия всех компонентов природы.

Создал учение о географических зонах и установил совпадение зональности почвенного покрова с зональностью климата, растительности и животного мира.

горные породы

грунтовые воды

климат

рельеф

время

деятельность человека

животный мир

растительность

При изучении почв закладыва-ются почвенные разрезы.

В формировании почв принима-ют участие процессы:

выветривание;

образование гумуса;

передвижение органических и мине-ральных соединений.

Это процессы определяют образование в вертикальном разрезе нескольких связанных между собой слоев - почвенных горизонтов.

А1 – гумусовый горизонт

А2 - горизонт вымывания

В - горизонт вмывания

С - материнская порода

D - коренная порода

А1

А2

В

С

D

А0 – дернина

А1 – гумусовый, или перегнойный, горизонт накопления. Гумус накапливается ежегодно, а количество его зави-сит от количества и качества растительного опада, от-мерших животных и от интенсивности разложения. Чем больше гумуса, тем темнее цвет гороизонта.

А2 – горизонт вымывания, подзолистый горизонт, имеет цвет золы. Беден минеральными и органическими со-единениями, так как излишки почвенной влаги, проса-чиваясь, вымывают все, что может растворить вода.

В – горизонт вымывания, здесь накапливается все, что вымывается из верхних горизонтов, - соли, минераль-ные частицы. Обилие солей железа и алюминия прида-ет горизонту бурый, нередко красноватый оттенок.

С – материнская порода

В почвах содержится разное количество песка и глины. В зависимости от их соотношения почва может быть: песчаная, супесчаная, суглинистая, глинистая и торфяная (болото).




Песчаные и супесчаные почвы отлично пропускают влагу, но зато так же легко ее отдают. Полезная органика в них быстро разлагается, но питательные продукты распада вымываются из верхнего слоя, не поступая к корням растений. Эти почвы хорошо прогреваются и быстро охлаждаются - так что возможны резкие перепады температуры. И обрабатывать их легко (песчаные почвы также называют легкими).

80-95 % песка

Если почва собирается в шарик, но при легком надавливании рассыпа-ется ("блинчик" не получается) - значит она супесчаная (супесь) 

Суглинистые (60-80 % песка) прогреваются и набирают влагу медленнее, чем песчаные, но зато не так легко отдают воду и полезные минеральные вещества. Суглинки, в свою очередь, делятся на легкие, средние и тяжелые. Что касается обработки, то они считаются средними почвами.

2  Средний суглинок.  Почва раскатывается в шнурок и растрескивается на примерно равные части.

Если почва скатывается в шарик, из нее легко получа-ется "блинчик", края которого растрескиваются, - значит она суглинистая (суглинок).

1  Легкий суглинок.  Почва раскатывается в шнурок и растрескивается на несколько кусочков с рваными краями.

Глинистые почвы (более 50 % глины) наименее плодородны. Они чаще всего бывают кислыми, долго не просыхают, плохо прогреваются и покрываются коркой. В них достаточно питательных элементов, но очень мало воздуха; они с трудом пропускают воду и быстро накапливают различные вредные вещества. Обрабатывать такие почвы очень непросто, они считаются тяжелыми.

Легкие и средние суглинки являются самыми плодородными, но даже с ними садоводу придет-ся работать.

3  Тяжелый суглинок.

Раскатанная в шнурок почва плотная, ее легко свернуть в кольцо, которое само разламывается пополам.

Основные типичные структурные элементы почв

I тип:

1 - комковатая,

2- пылеватая,

3 - ореховатая,

4 - зернистая,

5 -порошистая.

II тип:

6 - столбовидная, столбчатая,

7 - призматическая.

III тип:

8 - сланцевая,

9 - пластинчатая,

10 - листоватая,

11 - чешуйчатая.

структурные

бесструктурные

Пользуясь материалом учебника географии (стр. 136), объясните, какие почвы, структурные или бесструктур-ные, обладают большим плодородием. Почему?

Домашнее задание.

§ 22, ответить на вопросы после текста.