Почвы России.
презентация к уроку по географии (8 класс) по теме
Опубликовано 19.12.2010 - 20:35 - Зиновьева Елена Леонидовна
Презентация к уроку географии в 8 классе раскрывает строение почв, их изучение, знакомит со структурой и механическим составом почв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Pochvy_Rossii.zip | 2.92 МБ |
Подписи к слайдам:
Презентация к уроку географии в 8 классе.
Автор: Зиновьева Е.Л., учитель географии ГОУ СОШ № 18 г. Москвы
Используя диаграмму «Структура земельных ресурсов», расскажите о структуре земельных ресурсов России.
Земельные ресурсы - земная поверхность, пригодная для проживания человека и для любых видов хозяйственной деятельности. Земельные ресурсы характеризуются величиной территории и ее качеством: релье-фом, почвенным покровом и комплексом других природных условий.
Почва - особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неоргани-ческой) природы.
Важнейшее свойство почвы - плодородие.
Составные части почвы:
твердая
жидкая
газообразная
живые организмы
минеральные и гумусовые вещества
вода с растворенными в ней органическими и минераль-ными соединениями ( почвенный раствор)
почвенный воздух, заполняет поры и пустоты в почве
прежде всего микроорганизмы, активно участвуют в формировании почвы
Гумус — наиболее ценная органическая и биологически активная часть почвы. Для растений гумус является основным источником питательных веществ, которые, растворяясь в воде, поступают в растение через корни и насыщают его, прежде всего азотом. Гумус образуется как результат процессов гумификации продуктов разложения органических остатков, осуществляемого почвенными бактериями и другими микроорганизмами.
Выдающийся русский ученый, основатель научного почвоведения, впервые объяснил причины различия почв и пути их происхождения. Назвал почву «зеркалом» природы, подчеркивая тем самым, что она является результатом взаимодействия всех компонентов природы.
Создал учение о географических зонах и установил совпадение зональности почвенного покрова с зональностью климата, растительности и животного мира.
горные породы
грунтовые воды
климат
рельеф
время
деятельность человека
животный мир
растительность
При изучении почв закладыва-ются почвенные разрезы.
В формировании почв принима-ют участие процессы:
выветривание;
образование гумуса;
передвижение органических и мине-ральных соединений.
Это процессы определяют образование в вертикальном разрезе нескольких связанных между собой слоев - почвенных горизонтов.
А1 – гумусовый горизонт
А2 - горизонт вымывания
В - горизонт вмывания
С - материнская порода
D - коренная порода
А1
А2
В
С
D
А0 – дернина
А1 – гумусовый, или перегнойный, горизонт накопления. Гумус накапливается ежегодно, а количество его зави-сит от количества и качества растительного опада, от-мерших животных и от интенсивности разложения. Чем больше гумуса, тем темнее цвет гороизонта.
А2 – горизонт вымывания, подзолистый горизонт, имеет цвет золы. Беден минеральными и органическими со-единениями, так как излишки почвенной влаги, проса-чиваясь, вымывают все, что может растворить вода.
В – горизонт вымывания, здесь накапливается все, что вымывается из верхних горизонтов, - соли, минераль-ные частицы. Обилие солей железа и алюминия прида-ет горизонту бурый, нередко красноватый оттенок.
С – материнская порода
В почвах содержится разное количество песка и глины. В зависимости от их соотношения почва может быть: песчаная, супесчаная, суглинистая, глинистая и торфяная (болото).
Песчаные и супесчаные почвы отлично пропускают влагу, но зато так же легко ее отдают. Полезная органика в них быстро разлагается, но питательные продукты распада вымываются из верхнего слоя, не поступая к корням растений. Эти почвы хорошо прогреваются и быстро охлаждаются - так что возможны резкие перепады температуры. И обрабатывать их легко (песчаные почвы также называют легкими).
80-95 % песка
Если почва собирается в шарик, но при легком надавливании рассыпа-ется ("блинчик" не получается) - значит она супесчаная (супесь)
Суглинистые (60-80 % песка) прогреваются и набирают влагу медленнее, чем песчаные, но зато не так легко отдают воду и полезные минеральные вещества. Суглинки, в свою очередь, делятся на легкие, средние и тяжелые. Что касается обработки, то они считаются средними почвами.
2 Средний суглинок. Почва раскатывается в шнурок и растрескивается на примерно равные части.
Если почва скатывается в шарик, из нее легко получа-ется "блинчик", края которого растрескиваются, - значит она суглинистая (суглинок).
1 Легкий суглинок. Почва раскатывается в шнурок и растрескивается на несколько кусочков с рваными краями.
Глинистые почвы (более 50 % глины) наименее плодородны. Они чаще всего бывают кислыми, долго не просыхают, плохо прогреваются и покрываются коркой. В них достаточно питательных элементов, но очень мало воздуха; они с трудом пропускают воду и быстро накапливают различные вредные вещества. Обрабатывать такие почвы очень непросто, они считаются тяжелыми.
Легкие и средние суглинки являются самыми плодородными, но даже с ними садоводу придет-ся работать.
3 Тяжелый суглинок.
Раскатанная в шнурок почва плотная, ее легко свернуть в кольцо, которое само разламывается пополам.
Основные типичные структурные элементы почв
I тип:
1 - комковатая,
2- пылеватая,
3 - ореховатая,
4 - зернистая,
5 -порошистая.
II тип:
6 - столбовидная, столбчатая,
7 - призматическая.
III тип:
8 - сланцевая,
9 - пластинчатая,
10 - листоватая,
11 - чешуйчатая.
структурные
бесструктурные
Пользуясь материалом учебника географии (стр. 136), объясните, какие почвы, структурные или бесструктур-ные, обладают большим плодородием. Почему?
Домашнее задание.
§ 22, ответить на вопросы после текста.