Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке физической культуры
методическая разработка по физкультуре

Лобова Ольга Владимировна

Реализуемый стандарт ставит во главу угла развитие и формирование личности обучающихся. Основным результатом образовательного процесса становится формирование универсальных учебных действий школьника, которые могут позволить ему решать широкий круг задач не только в образовательном пространстве, но и за его пределами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг метапредметных и личностных достижений

учащихся на уроке физической культуры МАОУ «СОШ № 51».

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта, преподавание физической культуры в школе выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемый стандарт ставит во главу угла развитие и формирование личности обучающихся. Основным результатом образовательного процесса становится формирование универсальных учебных действий школьника, которые могут позволить ему решать широкий круг задач не только в образовательном пространстве, но и за его пределами. Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.  Овладение универсальными учебными действиями (УУД) – залог успешного освоения предмета физической культуры, как любого другого учебного предмета. Так как основная черта универсальных учебных действий –их метапредметность.

Выделяют четыре блока в составе УУД, которые связаны с основными задачами образования: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

1 Личностные –самоопределение и смыслообразование.

2 Регулятивные – соотношение известного и неизвестного, планирование, оценка, способность к волевому усилию.

3 Познавательные – формулирование цели, выделение необходимой информации, структурирование, выбор эффективных способов решения учебной задачи, рефлексия, анализ и синтез, сравнение, классификация, действия постановки и решения проблемы.

4 Коммуникативные – умение строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами, постановка вопросов, разрешение конфликтов.

Универсальными компетенциями обучающихся по физической культуре являются:

 --- Умение организовать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

  --- Умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

 --- Умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения   и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Метапредметными результатами освоения, учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • характеризовать действия и поступки, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможность и способы их улучшения;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой соревновательной деятельности.

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.

Для формирования универсальных учебных действий необходимо научиться их обнаруживать в процессе учебной деятельности на уроках физической культуры, что должно составлять содержание методической работы учителя физкультуры. Перед учителем физической культуры остро стоит вопрос мониторинга и диагностики сформированности универсальных учебных действий у обучающихся. Мониторинг индивидуальных образовательных достижений, обучающихся осуществляется мною в соответствии с ФГОС НОО. Современная система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как учителя, так и обучающихся. В своей практике на уроках физкультуры часто применяю игровые технологии, как групповые, так и игры в паре, поскольку эти технологии позволяют в естественной и непринужденной обстановке формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. На уроках физкультуры дети учатся взаимодействовать друг с другом не только в игре, но и вне игры – в повседневной жизни. Принимая участие в играх и соревнованиях дети расширяют круг друзей, приобретают опыт общения с малознакомыми людьми. Во время урока отслеживаю формирование учебной деятельности у детей. У учащихся всех классов в которых я веду уроки есть тетрадь по предмету «Физическая культура», в которой они выполняют самостоятельно теоретическое домашнее задание, рисуют и составляют комплексы общеразвивающих упражнений, комплексы утренней зарядки, расписывают распорядок своего дня – режим дня, ведут дневник самонаблюдения. Через тетрадь, я даю рекомендации по здоровому образу жизни и двигательной активности учащегося, поддерживаю связь с родителями, рекомендую выбор спортивной секции.

На уроках отслеживаю формирование УУД методом наблюдения за учащимися:

1 Включение учащегося в работу в начале урока.

2 Ведение тетради по предмету физическая культура.

3 Активность при проведении устного опроса.

4 Проявление интереса у учащихся на этапе знакомства с новым учебным материалом и его закрепление.

5 Активность у детей во время соревновательной деятельности.

6 Деятельность ученика при работе в группах.

7 Самостоятельность учеников, самооценка при выполнении заданий на повторение.

8 Активность при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий.

9 Умение ставить цель и делать выводы.

10 Умение давать самооценку своей деятельности на уроке.

При оценке универсальных учебных действий применяю диагностическую карту.

Метапредметные умения и личностные качества

Уровни

2 класс за 2022-2023 учебный год

3 класс за 2023-2024 учебный год

Начало уч.года %

Конец уч.года %

Начало уч.года %

Конец уч.года %

Познавательные УУД

высокий

40

43

40

40

средний

50

50

48

52

низкий

10

7

12

8

Регулятивные УУД

высокий

18

16

21

21

средний

60

68

65

68

низкий

22

16

14

11

Коммуникативные УУД

высокий

65

67

64

67

средний

28

30

30

31

низкий

7

3

6

2

Личностные качества

высокий

3

4

4

5

выше среднего

43

47

47

46

средний

48

47

47

47

низкий

4

2

2

2

Наблюдение за учащимися на уроке показывают: что учащиеся стали лучше выполнять задания данные на уроке, повысился уровень физической подготовленности учащихся, самостоятельно занимаются вне школы совершенствованием своей физической подготовкой, учащиеся стали более грамотно отвечать на вопросы учителя, свободнее стали вступать в диалог , не просто воспроизводят теоретический материал данный учителем, но и умеют рассуждать, делать выводы, научились работать в паре, группах, научились видеть ошибки у одноклассников и помогают исправить их показывают навыки самоорганизации в группах, направленной на  решение  учебной задачи, учатся планировать пути к достижению цели.

Список литературы

1Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2010. – 31 с. Стандарты второго поколения.

2 Науменко Ю.В. Содержательные характеристики проявления личностных и метапредметных результатов образования младших школьников по годам обучения /Ю. В. Науменко// Физическая культура в школе. – 2015. -№ 2-3.

3 Баранов А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурно- оздоровительных занятий / А. А. Баранов, М.Ю. Зайцева // Физическая культура. 2006. - №5. – С. 15-18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке физической культуры.

Основным результатом образовательного процесса становится формирование универсальных учебных действий школьника, которые могут позволить ему решать широкий круг задач не только в образовательном прост...

Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке физической культуры

Преподавание физической культуры в школе, согласно Федерального государственного образовательного стандарта, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемый стандарт ставит во главу угл...

Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке физической культуры

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной...

Мониторинг метапредметных и личностных результатов на уроках физической культуры

Мониторинг метапредметных и личностных результатов на уроках физической культуры...

Мониторинг метапредметных и личностных достижений на уроках физической культуры

Преподавание физической культуры в школе, согласно Федерального государственного образовательного стандарта, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемый стандарт ставит во главу угл...

Мониторинг метапредметных и личностных достижений на уроках физической культуры

Преподавание физической культуры в школе, согласно Федерального государственного образовательного стандарта, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемый стандарт ставит во главу угл...

Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке физической культуры.

Мониторинг личностных и метапредметных результатов по физической культуре. Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной прг...