методические рекомендации "плавание как фактор здорового образа жизни"
учебно-методический материал по физкультуре
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 102
664009, г. Иркутск, ул. Советская, 129, тел. 54-37-12, e-mail: m.u.ryazanceva@mail.ru
Малышева Светлана Николаевна, инструктор бассейна.
Плавание как фактор здорового образа жизни.
Методические рекомендации
Иркутск,2024
Содержание: Введение….………………………………………………….3
1. Особенности воздействия плавания на организм.…….…3-5
2. Польза плавания… ……….………………………………….6
3. Понятие здоровья и здорового образа жизни……..……7-10
4. Культура здорового образа жизни…….……………….10-11
5. Влияние занятий плаванием на нервную, иммунную систему
и психику……………………………………………………11-12
6. Влияние занятий плаванием на сердечно-сосудистую систему..12-13
7. Основные элементы здорового образа жизни………..…13-20
8. Вредные привычки, их искоренение………………………….20-21
Заключение…………………………………………………22
Литература…………………………………………………23-24
Введение
Плавание – самый лучший и безопасный способ аэробных упражнений, хотя при нем не сжигается столько калорий, как при беге. Но, несмотря на это, плавание поможет вам заметно укрепить и тонизировать мышцы.
Цель: создание необходимых условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья , посредством формирования и развития двигательных умений и навыков в воде.
Согласно многочисленным исследованиям во всём мире плавание является одним из наиболее щадящих видов спорта для нашего организма. Оно не имеет каких-либо побочных эффектов или противопоказаний, и заняться им может каждый, достаточно только найти подходящий бассейн или водоём. В жизни иногда случается так, что бег или какие-то силовые тренировки противопоказаны, и плавание в таком случае может прекрасно их заменить, не нанося вреда организму человека. Его роль в укреплении здоровья в любом возрасте действительно неоценима, но для получения именно пользы от плавания, а ни чего-то другого, необходимо соблюдать рекомендации по поведению в воде и правильно подобрать интенсивность и нагрузку во время занятий.
Задачи данной работы - изучить особенности воздействия на плавания на организм.
Польза плавания. Лечебное, прикладное и спортивное значение плавания. Влияние знаний плаванием на различные системы организма.
Актуальность: в процессе обучения плаванию формируется осознанное отношение к здоровью, снижается частота случаев заболеваемости, совершенствуются функции физиологической системы организма, улучшается общее физическое развитие, повышается устойчивость к утомлению и работоспособность.
Среди других массовых видов спорта, пожалуй только плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность, важное прикладное значение, эмоциональную притягательность водной среды .
1.Особенности воздействия плавания на организм
Одним из самых популярных видов спорта является плавание. Это тот редкий случай, когда занятия спортом одновременно приносят и удовольствие, и замечательный оздоровительный эффект. Плавание - умение, способность держаться на воде, находиться под водой и передвигаться в ней или по ней определённым способом. Плавание представляет собой идеальную форму мышечной нагрузки, так как в работу включается большая часть мускулатуры. Оно под силу людям любого возраста. Это отличный метод профилактики и лечения различных заболеваний .
Плавание по праву считается самым эффективным видом спорта, не имеющим конкурентов в оздоровительном воздействии на человеческий организм. Эти особенности так же обусловлены и физическими свойствами воды: ее плотностью, вязкостью, давлением, температурой, теплоемкостью.
Вязкость воды – это свойство жидкости оказывать сопротивление перемещению одной ее части относительно другой. При движении части воды относительно друг друга возникает сила трения, препятствующая движению. Эта сила и обусловливает возникновение вязкости. Поэтому, когда вода приходит в движение, то в ней возникает внутреннее сопротивление: в процессе плавания спортсмен увлекает за собой ближний слой воды, который захватывает, в свою очередь, соседний слой. При повышении температуры воды ее вязкость уменьшается. Если в воде растворены какие-либо вещества (морская вода), ее вязкость увеличивается.
Если сравнить плотность воды с плотностью воздуха, то вода оказывается в 800 раз плотнее воздуха и является основной причиной высокого сопротивления движению пловца.
Удельный вес. Удельным весом воды называется вес вещества в единице объема. Вода, насыщенная солями (морская вода), имеет удельный вес больше, чем пресная. Знание удельного веса позволяет судить о плавучести человека.
Давление воды. Как жидкость, она обладает свойством текучести, сохраняет свой объем и имеет свою поверхность. Вода при повышении на нее давления почти не сжимается. Однако по мере погружения тела в воду на него действует не только атмосферное давление (760 мм рт/ст), но также и собственный вес жидкости. Так, на тело, погруженное в воду всего на 1 м, оказывает воздействие дополнительное давление, которое весьма ощутимо для человека. Это проявляется в виде болевых ощущений в барабанной перепонке уха, околоносовых пазухах.
Давление воды препятствует выполнению вдоха и выдоха в воду, вследствие чего дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку. Однако давление воды оказывает и положительное влияние, так горизонтальное положение тела при плавании разгружает мышцы позвоночного столба, которые несут значительную нагрузку при вертикальном положении тела. При плавании отток крови от ног к сердцу и ее циркуляция существенно облегчены. Даже при максимальной нагрузке в воде частота сердечных сокращений (ЧСС) не достигает тех величин, которые фиксируются при выполнении упражнений на суше.
Рефракция воды – преломление световых лучей. Под водой предметы кажутся ближе и крупнее приблизительно на 25%. Помимо этого, световые лучи не только отражаются и поглощаются, но и частично рассеиваются. Рассеивание световых лучей приводит к постепенному снижению освещенности по мере увеличения глубины. Неодинаково происходит и поглощение водой цвета. Так, сначала исчезает красный цвет, затем оранжевый, а на глубине 18 м человек видит все в зелено-голубых тонах.
Звукопроницаемость – это скорость распространения звука. Человеку, погруженному под воду, не слышны звуки с поверхности (например, команды преподавателя). В то же время звуки, издаваемые под водой (моторной лодкой, дельфинами и др.), слышны очень хорошо. Но поскольку звуковые волны в воде распространяются во все стороны, то если не видно источника звука, определить место его нахождения невозможно .
Существенное значение имеют и такие свойства воды, как теплоемкость и теплопроводность. Теплоемкость воды в 4 раза, а теплопроводность в 25 раз больше, чем у воздуха, поэтому отдача тепла человеческим телом в воде происходит гораздо быстрее, чем на воздухе.
Воздействие воды на организм начинается с кожи, поверхность которой, как известно 1,5- 2 м2. Омывая тело пловца вода очищает кожу, улучшая тем самым ее питание и дыхание. Кроме того, кожа подвергается химическому воздействию содержащихся в воде микроэлементов.
При плавании основные мышечные группы выполняют динамическую работу и в зависимости от дистанции должны быть адаптированы к работе, как в аэробных, так и в анаэробных условиях.
Кроме того, горизонтальное положение тела при плавании облегчает работу сердца, улучшает расслабление мышц и функции суставов.
Так же необходимо остановиться на изменениях в крови. При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина. Это наблюдается даже после одноразового пребывания в воде. Через 1,5-2 часа после занятия состав крови фактически достигает нормального уровня. Однако уровень форменных элементов крови при регулярных занятиях повышается длительное время. Многие люди, для которых занятия на суше трудны, болезненны или даже опасны, спокойно и относительно комфортно занимаются в воде.
Врачи часто рекомендуют водные упражнения людям пожилым, полным, физически неразвитым и инвалидам, поскольку вода уменьшает вес тела, защищая слабые суставы от воздействия физических нагрузок, неизбежных в обычных условиях.
Благодаря амортизирующим свойствам воды физические упражнения для людей, страдающих артритом, и многих беременных женщин легки и приятны. Если вы выздоравливаете после болезни или травмы, врач может порекомендовать вам заниматься в воде упражнениями на растяжку и силовыми. Это поможет вернуть физическое здоровье.
Следует сказать, что занятия плаванием в виду воздействия на организм, как двигательной деятельности, так и водной среды, приводят к физиологическим изменениям практически во всех органах и системах человека .
2. Польза плавания
Польза плавания заключается в формировании красивой и гибкой фигуры. Во время плавания тренируются: мышцы живота, плечевого пояса, бедер, ягодиц, при этом, с одной стороны, не возникает чрезмерной нагрузки на какую-либо определенную группу мышц, а с другой, чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.
Плавание создает мышечный корсет, закрепляющий позвоночный столб в естественном прямом положении. У пловца прекрасно развиваются все группы мышц. Его фигура отличается стройностью линий - вода как бы «обтачивает» все углы, придает обтекаемость фигуре. Мышцы становятся сильными, очень работоспособными и в то же время не гипертрофированными. Благодаря отсутствию, при любом способе плавания, сдавливающей нагрузки, все суставы, в том числе и суставы позвоночника, действуют с высокой амплитудой в различных плоскостях. Поэтому человек может не только полностью восстановить подвижность суставов, но и расширить ее путем увеличения амплитуды движений .
Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека, начиная с первых месяцев жизни и до старости. Так известный американский специалист в области оздоровительных технологий Кеннет Купер, называет плавание вторым (после бега на лыжах) по эффективности видом аэробной нагрузки, которое также вовлекает в работу все основные мышцы.
Любой вид спортивных занятий полезен для здоровья человека, укрепляя его, но плавание занимает особое место. Может именно потому, что все мы развивались когда-то именно в воде, пока не появились на свет. У человека связь с водой особая, даже если человек боится или не умеет плавать. Регулярные занятия плаванием увеличивают выносливость организма, укрепляют мышцы, повышают гибкость суставов и восстанавливают их подвижность. Оно помогает нормализовать работу всех органов и систем нашего организма за достаточно короткий промежуток времени. Плавая, вы учитесь правильно дышать, в ваш организм начинает поступать ещё больший объём кислорода, а это напрямую влияет на иммунитет, состояние кровеносной системы, питание и жизнедеятельность клеток. Во время погружения в воду и совершения плавательных движений, человек ощущает воздействие массажа, появляющийся благодаря сопротивлению, которое оказывает вода на тело человека, а это помогает активизировать кровообращение просто необходимое для процесса омоложения организма.
При помощи плавания вы можете укрепить сердечно-сосудистую и дыхательную систему, улучшить подвижность позвоночника, усилить приток полезных веществ ко всем органам. Плавание влияет на организм человека наиболее благотворно, чем любой другой вид спорта. Плавание – одно из
самых эффективных природных средств против бессонницы и различных заболеваний нервной системы. Раздражительных людей плавание
успокаивает, а слишком сонных взбадривает.
3. Понятие здоровья и здорового образа жизни
Понятие и определение слова «здоровья» в современной науке достаточно сложно. Существует множество определений о здоровье. Самое распространенное понимание слова «здоровье» базируется на отсутствии болезни. Индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма. Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни, здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Безусловно данные утверждения имеют право на жизнь, однако в современном мире их приходится считать устаревшими и недостаточными. В двадцатом веке в определении слова «здоровья» человечество стало опирается не только на биологические факторы, но и на социальные. Здоровье – это такое состояние организма и такая форма жизнедеятельности, которая обеспечивает продолжительную жизнь и социальную дееспособность. Здоровье человека – гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врождёнными и приобретёнными биологическими и социальными воздействиями, а болезнь нарушение этой гармонии и этого единства. В подтверждение социальной составляющей можно опереться на тот факт, что Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), являющаяся несомненным авторитетом в вопросах здоровья, кроме отсутствия болезни в понятие «здоровье» включает «полное физическое, психическое и социальное благополучие», а также способность и возможность «вести социально и экономически продуктивную жизнь». Принято говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).
- Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальной жизнедеятельностью всех его органов и систем. Если хорошо функционируют все органы и системы, то и весь организм человека правильно действует и развивается.
- Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
- Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если
он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается
высшей мерой человеческого здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:
- наследственность - 20%;
- окружающая среда - 20%;
- уровень медицинской помощи - 10%;
- образ жизни - 50%.
В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:
- человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое здоровье - 15%);
- экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);
- социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);
· медицинский фактор - 10%.
Наследственность необходимо учитывать как объективный фактор воздействия на здоровье. Это свойство любого организма повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы раз вития из них новых особей. Но, основным фактором сохранения здоровья является образ жизни, а именно «здоровый образ жизни». Что же является основой здорового образа жизни? Прежде всего, каждый человек должен любить и уважать самого себя. Именно это стимулирует человека к ведению здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, грамотно организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Он позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Формирование здорового образа жизни — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей. Таким образом, здоровый образ жизни можно определить как повседневное личностно-активное поведение людей, направленное на сохранение и улучшение здоровья. На практике при определении индивидуальных критериев и целей здорового образа жизни существуют два подхода. Так называемый традиционный подход направлен на достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным. Это отказ от употребления алкоголя и курения, повышение двигательной активности, ограничение потребления высококалорийной
пищи, сохранение массы тела в рекомендуемых границах. Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового укрепления здоровья оценивается по количеству лиц, придерживающихся рекомендованного поведения. Но показывает практика, что заболеваемость неизбежно оказывается различной при одинаковом поведении людей с разными генотипами. Явный недостаток такого подхода в том, что он может привести к равенству поведения людей, но не к равенству конечного здоровья. Другой подход имеет совершенно иные ориентиры. В качестве здорового рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Здоровый образ жизни в принципе не может и не должен быть идентичным. Любое поведение можно считать как здоровое, если оно приводит к достижению желаемого оздоровительного результата. При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на, казалось бы, разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как здоровое. Для оценки количества здоровья в этом подходе разработана методика, дающая человеку возможность с учетом индекса здоровья и его положения по шкале здоровья самому принимать решение, какое поведение считать здоровым. Итак, в рамках этого подхода здоровый образ жизни определяется, исходя из индивидуальных критериев, личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления и контроля за их эффективностью. Следовательно, для лиц с большим количеством здоровья любой образ жизни, являющийся для них обычным, будет вполне здоровым. Таким образом, при выполнении общих рекомендаций по формированию здорового образа жизни, человек должен проявлять и творческий подход к своему здоровью. Для здорового образа жизни очень важно безопасное поведение в быту, на улице и в школе. Оно обеспечит предупреждение травматизма и отравлений. К сожалению, не все понимают свою ответственность за сохранение здоровья. В современном мире в большинстве развитых стран государство поощряет ответственность по отношению к своему здоровью. В ряде европейских стран предусмотрены доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса и регулярно занимается физкультурой. Затрачиваемые средства быстро окупаются, так как уменьшаются пропуски по болезни, улучшаются отношения людей в коллективе. Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого человека. В нашей же стране больше основываются на так называемых «полицейских мерах», таких как запрет продавать алкогольную и табачную продукцию на расстоянии ближе 100 метров от образовательных учреждений, запрет продажи алкогольной продукции в ночное время и так далее. Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:
- социальный – пропаганда, информационно-просветительская работа;
- инфраструктурный – конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности, профилактические учреждения, экологический контроль;
- личностный – система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.
4. Культура здорового образа жизни
В настоящее время многие педагоги говорят о повышении роли здорового образа жизни в системе воспитания школьников и дошкольников. Однако образовательные программы предоставляют недостаточное количество часов на предметы, связанные со здоровым образом жизни, что снижает возможности педагогов в области воспитания культуры здорового образа жизни. Культура здорового образа опирается на систему важных принципов, воспитание которых помогает формировать здоровый образ жизни молодого поколения:
- Принцип природосообразности. Данный принцип включает в себя учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности.
- Принцип формирования ценностных установок учащихся на здоровый образ жизни. Следование этому принципу культуры здорового образ жизни обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни.
- Принцип народности. Принцип народности культуры здорового образа жизни предполагает учёт в процессе воспитания национальной культуры, традиций и родного языка.
- Принцип культуросообразности. Данный принцип обозначает процесс включения в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьеориентированной творческой деятельности.
- Принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья. Данный принцип базируется на признании учащегося субъектом процесса здоровьетворческой деятельности.
- Принцип здоровьетворческой активности. Данный принцип культуры здорового образа жизни базируется на активной личностной позиции учащихся в формировании и соблюдении здорового образа жизни.
- Принцип интеграции воспитательного воздействия. Данный принцип предполагает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка, рамках воспитания культуры здорового образа жизни.
- Принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении. Этот принцип важен в процессе формирования культуры здорового образа жизни учащегося. Он выражается в создании условий для развития одарённых детей, детей физически слабых, с отклонениями в поведении, детей – сирот, детей – инвалидов, детей – мигрантов, детей, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в попечительстве. Рассмотрев вышеуказанные принципы, нельзя не отметить, что большинство из них имеют широкую область охвата и напрямую не относятся к формированию культуры здорового образа жизни учащихся. Однако, их совокупность может считаться методологической основой для реализации задачи по организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности учащихся, обеспечивающие сохранение и укрепление их здоровья, полноценное образование и развитие.
- цикловые и эпизодические публикации в прессе и радио, телепередачи кинопропаганда;
- отдельные кинопоказы, тематические кинодекадники, кинофестивали, театрально-зрелищная пропаганда;
- занятия типа урока в рамках учебной программы, инструктажи, консультации, лекции;
- курсовые и семинарские занятия, цикловые лекции, очно-заочные формы обучения, цикловые лекции и беседы;
- различные конкурсы, выездные соревнования школьников
5. Влияние занятий плаванием на нервную и имунную систему
Регулярные занятия плаванием являются мощным фактором воздействия на нервную высшую деятельность человека.
Нервная система
Занятия плаванием оказывают положительное влияние на состояние центральной нервной системы, способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности. Плавание тонизирует нервную систему, уравновешивает процессы возбуждения и торможения, улучшает кровоснабжение мозга. Приятные ассоциации, связанные с плаванием, поддержкой равновесия тела в воде, благотворно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона. Плавание помогает побороть водобоязнь, снимает утомление, помогает при нервном перенапряжении и депрессии, поднимает настроение. улучшает сон, внимание и память. Регулярные занятия плаванием дисциплинируют и повышают волевые качества.
Иммунная система
Всем известно, что плавание - эффективное средство закаливания, оно повышает устойчивость к воздействию низких температур, и следовательно делает организм менее восприимчивым к простудным заболеваниям. В результате изменения состава крови при занятиях плаванием повышаются защитные свойства иммунной системы, что увеличивает сопротивляемость инфекциям .
Влияние плавания на психику
Регулярные занятия плаванием полезны не только для физического здоровья, но и для здоровья психологического.
Аквафобия или водобоязнь – это форма страха, характеризующаяся повышением чувствительности к водной среде, которая проявляется в обостренной реакции на ощущения от попадания воды на лицо, в глаза, в страхе потерять твердую опору. Страх воды, как правило, связан с необычными физическими ощущениями в водной среде (давление и температура воды вызывают особенности в дыхании и движении). Водобоязнь может быть вызвана психологической травмой, связанной с водой. Обучение плаванию с помощью опытного тренера помогает устранить боязнь воды как у детей, так и у многих взрослых.
Некоторые люди боятся не собственно воды как таковой, а ее толщи, глубины. Это явление называется батофобией. Рассматривание дна, подводных обитателей, водорослей, кораллов и рыб помогают справиться с таким страхом. Существуют и другие связанные с водой фобии, справиться с которыми помогает обучение и умение плавать. Также необходимо отметить, что при занятиях плаванием практически отсутствует опасность травмирования опорно-двигательного аппарата.
По своим динамическим характеристикам плавание является одним из доступных средств физической культуры занимающихся различного возраста и подготовленности
Действие температуры воды уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, улучшает кровоснабжение мозга. Вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, благоприятно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания человек легче засыпает, крепче спит, у него улучшаются внимание, память.
Следует отметить, что приятные ассоциации, связанные с плаванием, положительно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, так необходимого в повседневной жизни.
Итак, в результате занятий плаванием на организм человека оказывается разностороннее положительное воздействие. В оздоровительных целях плавание доступно и полезно практически всем возрастным категориям .
6. Влияние занятий плаванием на сердечно-сосудистую систему Сердечно-сосудистая система обеспечивает циркуляцию крови и лимфы в организме человека. Трофическая функция сердечно сосудистой системы выражается в доставке питательных веществ к органам и тканям, дыхательная – в переносе кислорода и углекислого газа, экскреторная функция – в доставке конечных продуктов обмена веществ к органам выделения. Кроме того сердечно-сосудистая система выполняет регуляторную функцию (путем доставки гормонов, медиаторов и др. веществ, а также путем изменения кровоснабжения), интегративную функцию (объединяя органы и системы), участвует в иммунных процессах.В состав сердечно-сосудистой системы входят: сердце, кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры), лимфатическая система.
Если сердечно-сосудистая система начинает "барахлить", то это неизменно влечет за собой нарушение работы всех систем организма, так как нездоровые сердце и сосуды не могут обеспечить доставку достаточного количества кислорода и питательными веществами для всего организма [3].
Нетрудно сделать вывод о том, как важно поддерживать здоровье и укреплять свою сердечно-сосудистую систему. Для этой цели нужны систематические физические нагрузки, и лучшая такая нагрузка – плавание.
Плавание благоприятно влияет на сердечно-сосудистую систему. Горизонтальное положение тела, а также циклические движение, связанные с работой мышц, давление воды на подкожное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела - все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работы. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца.
У систематически занимающихся плаванием отмечается физиологическое урежение пульса до 60 и менее ударов в минуту. При этом сердечная мышца работает мощно и экономно.
Таким образом, в результате занятий плаванием в сердечно-сосудистой системе происходят положительные изменения (в виде усиления сократительной способности мышечной стенки сосудов и улучшение работы сердца), которые ведут к более быстрому транспортированию крови, насыщенной кислородом, к периферическим участкам тела и внутренним органам, что способствует активизации общего обмена веществ.
Механизм положительного воздействия плавания на органы дыхания заключается в активной тренировке дыхательной мускулатуры, увеличении подвижности грудной клетки, легочной вентиляции, жизненной емкости легких, потребления кислорода кровью. При плавании в дыхании участвуют самые отдаленные участки легких, и в результате исключаются застойные явления в них. Кроме того, плавание с задержкой дыхания, ныряние, погружение под воду тренируют устойчивость к гипоксии.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что плавание является эффективным средством укрепления и развития дыхательной системы.
7. Основные элементы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, благоприятный режим труда и отдыха, оптимальный двигательный режим, отказ от вредных привычек, личную гигиену, рациональное питание, закаливание и т. п. 7.1 Сон. Для поддержания нормальной деятельности организма в целом и нервной системы в частности большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал, что сон - это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью. Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Постоянное недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности. Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна ужинать надо не позднее чем за 2-2,5 часов до сна, за 1-1,5ч. до сна необходимо прекратить напряженную умственную работу. Это важно для полноценного переваривания пищи. В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение. Нельзя спать в верхней одежде. Не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию. Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы.7.2. Окружающая среда. Большое значение для здоровья имеет состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит к изменению сложившейся структуры природно-территориальных компонентов. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей, эффект "озоновой дыры" влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод - на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. Однако, здоровье, полученное от природы, только на 5% зависит от родителей, а на 50% - от условий, нас окружающих. Влияют на наше здоровье и биологические ритмы. Ритмичный характер процессов, которые протекают в человеческом организме, является одной из их особенностей. В настоящее время установлено, что в организме действуют более трехсот процессов, протекающих в суточном ритме. 7.3. Оптимальный двигательный режим. Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания. Например, полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий. Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из вышеперечисленных качеств способствует, укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции, стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям. 7.4. Закаливание. Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь выносливость в сочетании с такими элементами, например, как закаливание и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит организму надежный щит против многих болезней. Закаливание является важной профилактической мерой направленной против простудных заболеваний. К нему лучше всего приступить с детского возраста. Наиболее простой способ закаливания - воздушные ванны. Большое значение в системе закаливания имеют также водные процедуры. Они оказывают благотворное влияние на сердце и сосуды, нормализуя артериальное давление, укрепляют нервную систему, улучшают обмен веществ. На ранней стадии рекомендуется в течение нескольких дней растирать обнаженное тело сухим полотенцем, затем переходить к влажным обтираниям. Потом необходимо энергично растереть тело сухим полотенцем. Начинать обтираться следует при температуре воды 35-36 ºС, постепенно переходить к прохладной, а затем - к обливаниям. Летом водные процедуры лучше проводить на свежем воздухе после утренней зарядки. Полезно как можно больше бывать на свежем воздухе, загорать, купаться. При соблюдении определенных условий физически здоровым и закаленным людям можно проводить водные процедуры вне помещений и зимой. В России закаливание издавна было массовым. Примером могут служить крещенские купания, деревенские бани с парными и снежными ваннами. Однако в наши дни большинство людей ничего не делают для закаливания как самих себя, так и своих детей. Более того, многие родители из опасения простудить ребенка уже с первых дней его жизни начинают заниматься пассивной защитой от простуды: укутывают его, закрывают форточки. Но эти действия не создают условий для хорошей адаптации к меняющейся температуре среды. Наоборот, они содействуют ослаблению их здоровья, что приводит к возникновению простудных заболеваний. Поэтому проблема поиска и разработки эффективных методов закаливания остается одной из важнейших. А ведь польза закаливания с раннего возраста доказана и давным давно является аксиомой. Широко известны различные способы закаливания - от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком - замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание - высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания. Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру. Еще одним эффективным закаливающим средством является контрастный душ, принимаемый до и после занятий физической культурой. Контрастные души развивают нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздействие и на центральные нервные механизмы. Практика показывает высокую закаливающую и оздоровительную ценность контрастного душа как для взрослых, так и для детей. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность. Закаливание - мощное оздоровительное средство. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, нормализует обмен веществ, улучшает кровообращение. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. 7.5. Физическая нагрузка. Занятие физкультурой еще один инструмент для укрепления здоровья. Для работников умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками. Однако, если человек не тренирован, хоть он молод и здоров, но ведет «сидячий» образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках у него учащается дыхание, появляется сердцебиение. Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу. У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе. Физкультура и спорт весьма полезны и лицам физического труда, так как их работа нередко связана с нагрузкой какой-либо отдельной группы мышц, а не всей мускулатуры в целом. Физическая тренировка укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную систему. Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физической тренировки. Она должна быть для всех такой же привычной, как умывание по утрам. Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе. Для людей, ведущих «сидячий» образ жизни, особенно важны физические упражнения на воздухе (бег, прогулка). Полезно отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы. Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, повышает работоспособность, улучшает самочувствие. Ходьба является двигательным действием, управляемым нервной системой, она осуществляется при участии практически всего мышечного аппарата тела. Ее как нагрузку можно точно дозировать и постепенно, планомерно наращивать по темпу и объему При отсутствии других физических нагрузок ежедневная минимальная норма нагрузки только ходьбой для молодого мужчины составляет 15 км., меньшая нагрузка связана с развитием гиподинамии. Таким образом, ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она регулирует дыхание, снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры. Систематическое выполнение физических упражнений - способ достижения гармонии человека. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Но следует иметь в виду, что не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения. Спортивные упражнения оказывают положительное воздействие при условии соблюдения на занятиях определенных правил. Например, если имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, упражнения, требующие существенного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца. При заболевании органов дыхания рекомендуют лишь общеразвивающую гимнастику. Нельзя делать физические упражнения при выраженном сердцебиении, головокружении, головной боли и др. Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, - только тогда занятия принесут пользу. При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем. Таким образом расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы, что приводит к улучшению физической подготовленности занимающегося и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой. Улучшается самочувствие, настроение, сон приходит желание заниматься. При правильных и регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, а организм будет в хорошей форме на протяжении длительного времени. Но даже натренированный организм может быть подвержен изменениям физиологических функций вызываемых факторами внешней среды, такими как перемена времени года, погоды, содержание в продуктах питания витаминов и минеральных солей. Совокупность всех этих факторов (раздражителей разной эффективности) либо стимулирует, либо угнетает самочувствие человека и жизненно важные процессы в его организме. Естественно, что человеку следует приспосабливаться к явлениям природы и ритму их колебаний. Психофизические упражнения помогут уменьшить зависимость от метеоусловий и перепадов погоды, содействуют гармонии с природой. Для нормального функционирования мозга нужны не только кислород и питание, но и информация от органов чувств. Особенно стимулирует психику новизна впечатлений, вызывающая положительные эмоции. Под влиянием красоты природы человек успокаивается, а это помогает ему отвлечься от обыденных проблем. Уравновешенный, человек приобретает способность смотреть вокруг себя словно сквозь увеличительное стекло. Столь частые в нашей жизни обиды, нервозность, спешка растворяются в великом спокойствии природы и ее необъятных просторах. Необходимо отметить благоприятное состояние воздушной среды при мышечной деятельности, в том числе и при занятиях физическими упражнениями, так как при этом увеличивается легочная вентиляция, теплообразование. В спортивной практике санитарно-гигиенические исследования воздуха позволяют своевременно принять необходимые меры, обеспечивающие максимальные условия для занимающихся физической культурой и спортом. Очень важно и необходимо обеспечивать поступление в помещение нужного количества чистого воздуха На основе многолетних опытов в области спортивной медицины четко определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта. Это изучение и оздоровление условий внешней среды, в которых происходят занятия физической культурой и спортом, и разработка гигиенических мероприятий, направленных на укрепление здоровья, повышение работоспособности, выносливости, роста спортивных достижений. Хотя физические упражнения влияют не определенно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом, однако совершенствование функций различных систем организма происходит не в равной степени. Особенно отчетливыми являются изменения в мышечной системе. Они выражаются в увеличении объема мышц, усилении обменных процессов, совершенствовании функций дыхательного аппарата. В тесном взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и сердечно-сосудистая система. Занятия физическими упражнениями стимулируют обмен веществ, увеличивается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В связи с этим возрастает гигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия проводятся при низких температурах воздуха. При проведении занятий в условиях холода совершенствуется теплорегуляционная функция, понижается чувствительность к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний. Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье отмечается повышение эффективности тренировок, что объясняется большой интенсивностью и плотностью занятий физическими упражнениями. Физические нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей, метеорологических факторов. 7.6 Питание. Также значительной составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Рациональное физиологически полноценное питание, способствует сохранению здоровья человека, высокой работоспособности и продлению жизни и поддержанию нормальной и устойчивой работы органов и систем организма, обеспечивает правильный рост и формирование организма. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья. Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если человек получает пищи больше, чем это необходимо для нормального развития, для работы и хорошего самочувствия, - человек полнеет. В современном мире проблема лишнего веса является одной из первостепенных проблем. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов. Второй закон – соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в углеводах, белках, жирах, минеральных веществах, витаминах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ жизненно важны, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень. Люди должны знать, что нужно научиться культуре разумного потребления пищи, отказаться от соблазна взять еще кусочек вкусного продукта, дающего лишние калории. Ведь любое отклонение от законов рационального питания приводит к нарушению здоровья. Организм человека расходует энергию не только в период физической активности (во время работы, занятий спортом и др.), но и в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для поддержания физиологических функций организма. Установлено, что у здорового человека среднего возраста при нормальной массе тела расходуется 7 килокалорий в час на каждый килограмм массы тела. Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой. Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки. Лицам, страдающим хроническими заболеваниями, нужно соблюдать диету. Важно подчеркнуть, что рациональное питание для каждого человека не является некой постоянной величиной. Напротив, рациональное питание - величина переменная, она изменяется с возрастом, зависит от пола, этнической принадлежности человека, уровня физической и эмоциональной активности, состояния здоровья, действия внешних факторов. Для подавляющего большинства пищевых веществ найдены и обоснованы оптимальные величины их содержания в питании, которые рассчитаны для людей разного возраста, мужчин и женщин, для разных уровней физической активности. Однако все эти нормативы рассчитаны для среднего человека и являются ориентиром для расчета питания каждого конкретного человека. Они должны постоянно корректироваться при изменении образа жизни, состояния здоровья и внешних условий.
8. Вредные привычки. Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики. Вредные привычки — распространённые действия, которые люди повторяют вновь и вновь, несмотря на то, что они не полезны или даже вредны. Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье их будущих детей. К вредным привычкам относят следующие действия: Куре́ние — вдыхание дыма препаратов, обычно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях. Особенно часто применяется для употребления наркотических препаратов (табак, марихуана, опиум, крэк, ДМТ, сальвия и т.п.) благодаря быстрому поступлению насыщенной психоактивными веществами крови в головной мозг. Алкоголи́зм — наркотическая зависимость, характеризующаяся болезненным пристрастием к употреблению алкогольных напитков (психическая и физическая зависимость) и алкогольным поражением внутренних органов. При алкоголизме происходит деградация человека как личности; потеря своего внутреннего «Я». В повседневной жизни алкоголизмом также может называться простое влечение к употреблению алкогольных напитков, при котором притупляется способность распознавать негативные последствия употребления алкоголя. Употребление алкоголя вызывает алкоголизм (что следует по определению), но это не означает, что любое использование алкоголя ведет к алкоголизму. Развитие алкоголизма сильно зависит от объема и частоты употребления алкоголя, а также индивидуальных факторов и особенностей организма. Некоторые люди подвержены большему риску развития алкоголизма ввиду специфичного социально-экономического окружения, эмоциональной и/или психической предрасположенности, а также наследственных причин. Наркома́ния (от греч. оцепенение, сон, и безумие, страсть, влечение) — хроническое заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков, характеризующееся фазным течением и наличием в своей структуре нескольких поэтапно формирующихся синдромов: 1) синдром изменённой реактивности 2) синдром психической зависимости 3) синдром физической зависимости. Эти три синдрома объединяются в общий наркотический синдром - синдром последствий хронической наркотизации. В быту и в юридической практике, однако, в понятие наркомании включают любое употребление запрещённых психоактивных веществ, в том числе и не вызывающих зависимости. В то же время употребление алкоголя и табака обычно не причисляют к наркомании, так как это не запрещено. Также употребляется термин «токсикомания» — обычно это означает зависимость от веществ, которые законом не отнесены к наркотикам.
Заключение
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Плавание – отличный вид спорта, который может стать ключом развития не только физически, но и дать заряд сил и здоровья на долгие годы. Универсальность этого вида спорта обосновывается тем, что плавать можно везде: водоемы, реки, озера, моря и океаны. Некоторые люди устанавливают бассейны себе домой во двор, чтобы укрепить здоровье и получить удовольствие не отходя от дома. Также данное занятие является общедоступным и бесплатным, от человека требуется только желание. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. В заключении хочется подвести итоги всему выше сказанному. С уверенностью можно сказать то, что нынешнее положение дел по профилактике и пропаганде здорового образа жизни на нынешний момент улучшились в сравнении с кризисом 1990-2001 г.г. Быть здоровым сейчас действительно модно. Нынешние подходы к рекламе, высокие технологии и уровень информационного обеспечения подвигает нас достигнуть покинутого уровня, но пока планка все еще высока.И пока все факторы не буду стабилизированы мы не можем сказать на 100% что являемся абсолютно здоровой нацией. Поэтому, несомненно, пропаганда, мода на здоровье, системный ответственный подход к воспитанию здорового молодого поколения необходимы. Деятельность государства, социума и каждого индивида должно быть направленно на поддержку и развитие этих направлений в современном обществе. Так вот, давайте еще раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья.
Список литературы
- Войцехович Б.А. «Общественное здоровье и зравоохранение» учебное пособие Феникс 2007 г. Ростов на Дону.
- Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва., 1996.
- Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва., 1990.
- Визитей Н.Н., Образ жизни. Спорт. Личность. Кишинев.,1980.
- Воложин А.И., Субботин Ю.К., Чикин С.Я. Путь к здоровью. Москва.,1987.
- Жолдак В.И. Социология физической культуры и спорта. Кн. I. Москва.,1992.
- Лукашев А. М., Прохоров Б. Б. , Шиленко Ю. В. «Общественное здоровье и управление зравоохранением» изд. ОВЕРЛЕЙ г. Москва 2007 год
- Серенко А.Ф., Ермакова В.В. Социальная гигиена и организация здравоохранения: Учебник для вузов. М.: Мысль, 1989.
- Стратегия ВОЗ «Здоровье для всех в 21 веке».
- Царегородцев Г.И., Апостолов Е. Условия жизни и здоровье населения. – М.: Медицина, 1975.
- Гун Г.Е. Методические рекомендации по написанию программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни - КЗиБОЖ в рамках ФГОС
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- Амосов Н.М., Муравов И.В. Сердце и физические упражнения. - М.: Знание, 1985.
- Храмов В.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры: Тексты лекций. – Гродно: ГрГУ, 2000.
- Ты и Я./ Под ред. Капцова Л.В. – М.- Молодая гвардия. - 1989.
- Марьясис В.В. Берегите себя от болезней. – М., 1992.
- Космолинский Ф. П. Физическая культура и работоспособность - М.: 1983.
- Орловский Л. В. Скрытая опасность (о вреде курения) - М.: Знание, 1977.
19. Волков В.М., Филин В.П., "Спортивный отбор": М, "Физкультура и Спорт ", 2012 .(стр.120).
20. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А., "Физическое воспитание": М, "Высшая Школа", 2008.(стр.301).
21. В.И. Лях, А.А. Зданевич / под ред. В.И. Ляха, Физическая культура 8-9 классы, Учебник для общеобразовательных, М., «Просвещение», 2012(стр.254).
22. Белиц-Гейтман С.В. Мы учимся плавать. – М.: Просвящение 2010. (стр.243)
23. Булгакова Н.Ж. Плавание пособие для инструктора-общественника . – М.: Физкультура и Спорт, 2013. (стр. 195)
Размещено на
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ факторов здорового образа жизни учащихся общеобразовательных школ
Человек наследует от старших поколений отношение к собственному здоровью, режиму жизни. Причём отношение к здоровью всегда колеблется от безразличия до чрезмерной мнительности. Если родители постоянно...

ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т...

Интегрированный дополнительный урок "Здоровый образ жизни, факторы здорового образа жизни"
формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни....
Плавание, как фактор здорового образа жизни
Плавание - один из самых замечательных видов спорта. Это наиболее гармоничная, сбалансированная и экологичная физическая нагрузка. Плавание, не перегружая организм, тренирует максимальное количество о...
«Плавание, как фактор здорового образа жизни»
Данная статья поможет учителю в подготовке к занятиям по плаванию....