ВЛИЯНИЕ УСКОРЕННОЙ ПРОГРАММЫ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ГАНДБОЛА
методическая разработка по физкультуре

Аннотация. Установлено, что снижение двигательной активности напрямую связано с ухудшением показателей физических качеств и с увеличением числа учеников, имеющих хронические заболевания и различные отклонения от нормы: ослабленную иммунную систему, гипертонические реакции сердечно-сосудистой системы, избыточную массу тела, заболевания носоглотки, нарушение осанки, снижение остроты зрения, отрицательные изменения со стороны кардиореспираторной системы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ УСКОРЕННОЙ ПРОГРАММЫ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ГАНДБОЛА

Максименкова Е. В.

Специалист физической культуры и спорта. Тренер-преподаватель. Москва, Россия

Аннотация. Установлено, что снижение двигательной активности напрямую связано с ухудшением показателей физических качеств и с увеличением числа учеников, имеющих хронические заболевания и различные отклонения от нормы: ослабленную иммунную систему, гипертонические реакции сердечно-сосудистой системы, избыточную массу тела, заболевания носоглотки, нарушение осанки, снижение остроты зрения, отрицательные изменения со стороны кардиореспираторной системы.

Гандбол — для многих это почти как футбол, только играть надо руками.

Чем еще заняться в зимнее время, когда хочется играть в мяч? Рассудили датские футболисты, придумав достойную замену любимой игре. И хотя родиной этого командного спорта принято считать Данию, первые упоминания об играх с мячом руками были еще в «Одиссее» Гомера и в трудах древнеримского врача Галена.
Это один из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья среди детей. Многие специалисты предлагают использовать его в качестве средства всестороннего физического развития школьников и укрепления их здоровья, комплексного развития основных физических качеств.

Система физического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования функционирует недостаточно эффективно, и существует необходимость ее совершенствования как в плане традиционно используемых, так и внедрения новых средств, форм и методов занятий физическими упражнениями.

Ключевые слова. методика, младший школьный возраст, гандбол, физические качества, способности.

Актуальность. Общеобразовательная школа является системой воспитания, охватывающей в течение всего периода обучения детей и подростков. Государство уделяет важную роль в укреплении и сохранении здоровья школьников организации физического воспитания в образовательных учреждениях. Наряду с этим в общеобразовательных школах обычно функционируют спортивные секции по гандболу, которые входят в систему дополнительного образования.

Приоритетной задачей, поставленной сегодня перед педагогом дополнительного образования, является задача, обеспечения такого объема двигательной активности, который позволит школьникам сохранить здоровье, умственную и физическую работоспособность и создаст возможность для эффективного овладения жизненно важными навыками и качествами, удовлетворения биологической потребности ребенка в движении.

Цель работы - разработать и экспериментально доказать ускоренную методику развития физических качеств школьников с использованием средств гандбола.

Объект исследования - процесс физической подготовленности детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования - методика развития укрепления здоровья детей младшего школьного возраста.

Методы исследования.

  • Педагогическое тестирование;
  • Педагогический эксперимент;
  • Методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение.

Эксперимент проводился на базе ГБОУ школа № 117 г. Москвы в период с 1 октября 2021г. по 22 июня 2022г. В эксперименте участвовали 2 группы мальчиков и девочек младшего школьного возраста 7 - 10 лет в количестве по 15 человек в каждой. Первая группа детей (контрольная) занималась по стандартной программе для групп начальной подготовки для спортивных школ, вторая группа (экспериментальная) занималась по разработанной программе. Для экспериментальной группы была разработана методика занятий с преимущественным использованием средств игры в гандбол, которая базировалось на методических рекомендациях, представленных в специальной и методической литературе. Учитывалась дозировка нагрузки на занятиях, количество упражнений, число повторений и темп выполнения их выполнения, продолжительность занятий должны были соответствовать уровню физического развития детей. Поэтому, дети подбирались по уровню физической подготовленности. Особенностью организации занятий с экспериментальной группой являлось создание условий в процессе учебно-тренировочных занятий, обеспечивающих интеграцию двигательной и познавательной деятельности школьников. Это достигалось за счет используемого спортивного инвентаря и оборудования. Методология занятия включала в себя серию игровых упражнений на основе подвижных игр с гандбольным мячом, направленных на формирование характера, командную работу и знакомство с основами правилами игры в гандбол.

Ускоренная программа была разработана с учетом физической подготовленности детей младшего школьного возраста. Особого отбора детей для занятий не было. Занятия могли посещать все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и получившие разрешение родителей.

Перед началом педагогического эксперимента был определен исходный уровень физической подготовленности участников педагогического эксперимента.

Для оценки влияния занятий гандболом на физическую подготовленность у детей младшего школьного возраста были измерены некоторые показатели, представленные в таблице 1.

ТАБЛИЦА 1.

ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КОНТРОЛЬНОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУПП ДО ЭКСПЕРИМЕНТА.

Контрольные упражнения

Группы (σ±m).

Достоверность различий

Контрольная

Экспериментальнаяьная

t

P

Наклон вперед в положение сед, см.

1,91±1,01

3±0,99

0,7

>0,05

Бег 30м, сек.

7,025±0,121

6,61±0,160

2,1

<0,05

Подъем туловища в положение лежа, кол-во

22±0,96

25±0,88

2,2

<0,05

Челночный бег, 3*10с.

10,3±0,151

9,78±1,193

2,1

<0,05

Прыжок в длину с места, см.

136,5±2,88

136,8±4,33

0,1

>0,05

Тестирование физической подготовленности и ее оценка проводилась согласно процедуре используемой в системе оценки физической подготовленности детей. Исходя из данных, можно считать, что уровень развития физических качеств двух групп соответствовал возрастным особенностям. А из сравнения двух групп можно сделать вывод, что группы были подобраны с одинаковым уровнем развития физических качеств, результаты по всем контрольным упражнениям достоверны (P<0,05), кроме теста «Наклон вперед в положение сед» где показатели экспериментальной группы выше контрольной, но достоверности нет (P>0,05).

После внедрения ускоренной разработанной нами методики занятий по развитию физических качеств у экспериментальной группы улучшились показатели по сравнению с контрольной группой, но незначительно (таблица 2).

ТАБЛИЦА 2.

ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КОНТРОЛЬНОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУПП ПОСЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТА.

Контрольные упражнения

Группы (σ ±m)

Достоверность различий

Контрольная

Экспериментальная

t

P

Наклон вперед в положение сед, см.

3,83±0,65

5,1±0,82

1,3

<0,05

Бег 30м, сек.

6,81±0,1

6,1±0,15

3,4

>0,05

Подъем туловища в положение лежа, кол-во

25±1

30,7±1,03

4,1

>0,05

Челночный бег, 3*10

сек.

10,0±0,13

9,14±0,19

4,1

>0,05

Прыжок в длину с места, см.

140±2,74

142,41±4,24

0,5

<0,05

Во время педагогического эксперимента в экспериментальной группе наблюдался наибольший прирост в развитии таких физических качеств как гибкость «Наклон вперед в положении сед, см» и скоростно – силовых «Прыжок в длину с места, см» (P<0,05), по тестам характеризующим скоростную выносливость «Челночный бег 3*10 м, см», и скорости «Бег по дистанции 30 м, с» показатели у двух групп не достоверны (P>0,05).

Выводы. Таким образом, разработанная методика с меньшей вероятностью поспособствует быстрому приросту скоростных качеств и скоростной выносливости у детей младшего школьного возраста, необходимо больше времени на ее реализацию, чем по показателям гибкости наблюдается достоверный прирост по сравнению с другими двигательными качествами.

Одни физические качества в экспериментальной группе повысились за счет внедрения игровых заданий и подвижных игр с элементами гандбола направленные на развитие гибкости и скоростно-силовых качеств у детей, а другие нет. Дети активно участвовали в этих заданиях и выполняли их с высокой интенсивностью и увлечённостью, однако мало было уделено развитию скоростным игровым заданиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста с помощью подвижных игр.

За  последние годы появилось немало научных трудов, посвящённых решению различных проблем воспитания детей младшего школьного возраста. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных социальн...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗАНИМАЮЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМАХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

1.  Школьный возраст - это самое благоприятное время воспитания физических качеств. При организации учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать половые, возрастные, индивидуальные ос...

Статья «Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности»

Статья опубликованная в сборнике статей Международной научно-практической конференции "Интеграция науки, общества, производства и промышленности" 25 декабря 2018 г. Екатеринбург...

Развитие общей гибкости у детей младшего школьного возраста средствами художественной гимнастики

Актуальность данной темы заключается  в том, что развитие гибкости у  детей составляет одну из главных предпосылок движений и обеспечивает способность выполнять движения с наибольшей амплиту...

Подвижные игры как средство развития физических качеств у детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Одним из важнейших средств развития двигательных качеств  ...