Методическое пособие «Подготовка лыжников на тренировочных занятиях в спортивной школе»
методическая разработка по физкультуре (6 класс)

По праву занимая особое место среди видов спорта, культивируемых на территории РФ на протяжении многих десятилетий, лыжные виды (лыжные гонки, биатлон), а также прикладные виды спорта, включающие в программу соревнований   лыжегоночную часть (полиатлон, ски-арк и др.), приобретают всё большую популярность среди самых широких слоёв населения. Особенно среди молодёжи и юношества. Являясь эффективнейшим средством укрепления здоровья подрастающего поколения, прекрасным способом проведения досуга и отдыха, лыжные гонки также представляют собой один из самых захватывающих видов соревновательной программы зимних Олимпийских игр.

Несмотря на колоссальные победные традиции российского и советского лыжного спорта, в нашей стране никогда не прекращался методический поиск научно-обоснованных инновационных подходов к подготовке конкурентоспособных спортсменов, представителей лыжегоночных дисциплин.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_po_lyzhnym_gonkam_kononov_va.docx41.13 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

«СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА «АЛДАН»

Рассмотрено на тренерском совете______________________

Протокол №___ от__________ 2024г.

Зам. директора по спорту _____________/Чугунов М.С.

Согласовано

инструктор-методист ______________/Тайшина А.С.

«___»___________ 2024г.

Методическое пособие

«Подготовка лыжников на тренировочных занятиях в спортивной школе»

Разработал

Тренер-преподаватель

Кононов Василий Афанасьевич

2024 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

3

ГЛАВА 1 ПОДГОТОВКА ЮНОГО ЛЫЖНИКА………………………….

7

Виды подготовки лыжников………………………..…………………...

7

Роль технической подготовленности………………………….……….

9

ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ЛЫЖНЫХ ХОДОВ….

12

Методика обучения классическим ходам………………….…………..

12

Методика обучения технике коньковых ходов…………….………….

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...

25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….

27


ВВЕДЕНИЕ

По праву занимая особое место среди видов спорта, культивируемых на территории РФ на протяжении многих десятилетий, лыжные виды (лыжные гонки, биатлон), а также прикладные виды спорта, включающие в программу соревнований лыжегоночную часть (полиатлон, ски-арк и др.), приобретают всё большую популярность среди самых широких слоёв населения. Особенно среди молодёжи и юношества. Являясь эффективнейшим средством укрепления здоровья подрастающего поколения, прекрасным способом проведения досуга и отдыха, лыжные гонки также представляют собой один из самых захватывающих видов соревновательной программы зимних Олимпийских игр.

Несмотря на колоссальные победные традиции российского и советского лыжного спорта, в нашей стране никогда не прекращался методический поиск научно-обоснованных инновационных подходов к подготовке конкурентоспособных спортсменов, представителей лыжегоночных дисциплин.

Российская история лыжного спорта началась в конце XIX столетия. Отечественные спортсмены долгое время уступали зарубежным, потому что развитие было медленным, занятия лыжными упражнениями имели скорее развлекательный характер. Первые соревнования имели место 13 февраля 1894 г. в Петербурге. Московский клуб лыжников (МКЛ) появился в 1894 году и насчитывал в первый год всего 36 членов. Приверженцы лыж пропагандировали свое увлечение в Москве и других городах, привлекая в свои ряды новых активных участников. Клуб «Полярная звезда» в Петербурге стал следующим их достижением [21, 187].

В связи с дороговизной спортивного снаряжения вход широким массам в лыжные клубы был недоступен. Несмотря на создание новых лыжных клубов в Петербурге, Москве, Рязани, Ярославле, Костроме, Смоленске, Туле и других городах, вначале XX в. лыжный спорт не смог получить широкого распространения в России. Только после создания в 1910 году Московской лиги лыжебежцев которая объединила сразу 10 клубов, а вскоре и учреждения Всероссийского союза лыжников, количество соревнований увеличилось, и появилась возможность координировать лыжное движение страны.

На сегодняшний момент ситуация с лыжным спортом России кардинально отличается. Его смело можно отнести к массовым видам спорта, особенно это касается горнолыжного направления. Наши спортсмены берут активное участие во всех мировых соревнованиях и наравне с лидерами состязаются за золотые медали.

В лыжный спорт включаются горнолыжный спорт, лыжные гонки на различной длины дистанции, двоеборье (гонка и прыжки), прыжки с трамплина.
Северные виды состоят из лыжных гонок, прыжков на лыжах с трамплина, спортивного ориентирования,
лыжного двоеборья или северной комбинации. Альпийские виды – это все, что составляет горнолыжный спорт: слалом, гигантский слалом, скоростной спуск, супергигантский слалом, горнолыжная комбинация. Фристайлом называют спуск со склона с использованием элементов акробатических прыжков и балета на лыжах. Сноуборд – это спуск на одной специальной доске.

Существуют также такие виды лыжного спорта, как биатлон, лыжный туризм, спортивное ориентирование на лыжах, ски-альпинизм. Лыжный спорт необыкновенно разнообразен и богат различными видами. Любой желающий сможет выбрать для себя подходящее направление, удовлетворяющее его потребностям и навыкам. К тому же это спорт, укрепляющий здоровье и приносящий массу удовольствия.

Актуальностью темы является базовое значение лыжного спорта, входящего в программу физического воспитания школы, средних профессиональных образовательных учреждений, в высших учебных заведениях. Олимпийский вид спорта, имеет прикладное значение, а также средство активного отдыха, укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни.

Исходя из того, что в нашем регионе возможность заниматься лыжным спортом в естественных условиях ограничена с января по март, так как снежный покров устанавливается в эти сроки. Примерное количество часов в годовом тематическом плане 25 – 30 часов на лыжную подготовку. Программа предусматривает освоение техники лыжных ходов и исключает такие виды подготовки как волевая, тактическая, специальная, психологическая и т.д. Возможность занятий лыжным спортом на секционных занятиях несколько расширяет возможность освоения вышеуказанных видов подготовки. Тем не менее, особое внимание для занятий лыжным спортом с юными лыжниками считаем техническую подготовку. Таким образом, в курсовой работе:

Объект исследования: подготовка юных лыжников на секционных занятиях в школе.

Предмет исследования: техническая подготовка юных лыжников.

Цель исследования: изучить особенности технической подготовки юных лыжников на секционных занятиях в школе.

Задачи исследования:

1. Изучить виды подготовки лыжников.

2. Определить роль технической подготовки лыжника.

3. Проанализировать методику обучения технике классических ходов.

4. Проанализировать методику обучения технике коньковых ходов, технику спуска и преодоление препятствий.

Методы исследования:

1. Анализ и изучение специальной методической литературы

Глоссарий:

ПАО – это уровень интенсивности нагрузки, при котором скорость образования лактата в крови равна скорости его утилизации [20,35].

Статодинамический режим работы – техника выполнения упражнения, при которой движение выполняется медленно, без расслабления мышц, с незначительным весом отягощения и небольшой амплитудой [13, 105].

Специальная выносливость – это способность эффективно выполнять работу в определенной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление [3, 15].

Общая выносливость – это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению любой работы умеренной интенсивности, вовлекающую в действие глобальное функционирование мышечной системы (при работе участвует свыше 2/3 мышц тела) и предъявляющую достаточно высокие требования к сердечно-сосудистой, дыхательной, ЦНС и др. системам [5, 21].


ГЛАВА 1

ПОДГОТОВКА ЮНОГО ЛЫЖНИКА

Виды подготовки лыжников

Многолетний процесс воспитания, обучения и тренировки лыжника-гонщика состоит из взаимосвязанных различных видов подготовки: морально-волевой и психологической, физической (общей и специальной), технической, тактической и теоретической. Такое деление на различные виды подготовки необходимо и реально, так как создает возможности для более тщательного подбора средств, методов и нагрузок для решения конкретных задач всего педагогического процесса подготовки в спорте. Вместе с тем такое деление единого процесса несколько условно, потому что все формы деятельности человека, функции, органы и системы тесно связаны между собой и составляют единое целое [8, 19].

Физическая подготовка лыжникa направлена на развитие основных двигательных качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости), необходимых в спортивной деятельности. В то же время физическая подготовка неразрывно связана с укреплением органов и систем, с повышением общего уровня функциональной подготовки и укреплением здоровья лыжников. Физическая подготовка лыжника подразделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка независимо от вида лыжного спорта имеет основные задачи – достижение высокой общей работоспособности, всестороннее развитие и улучшение здоровья лыжников.

Общая физическая подготовка служит базой для дальнейшего совершенствования физических качеств и функциональных возможностей.

Специальная физическая подготовка направлена на развитие специфических двигательных качеств и навыков, повышение функциональных возможностей организма, укрепление органов и систем применительно к требованиям избранного вида лыжного спорта.

Основными средствами специальной физической подготовки являются, передвижение на лыжах и специально подготовленные упражнения. Специально подготовленные упражнения способствуют повышению уровня развития специфических качеств лыжника и совершенствованию элементов техники избранного вида лыжного спорта [24, 53].

Теоретическая подготовка является составной частью всей системы подготовки лыжника и осуществляется в ходе учебно-тренировочного процесса. Она проводится в виде специально организованных лекций, бесед и теоретических занятий. Кроме того, часть теоретических знаний может сообщатся лыжникам в ходе тренировочных занятий. Необходимо также предусмотреть самостоятельное изучение специальной литературы по различным вопросам лыжного спорта и другим разделам теоретической подготовки. Содержание теоретической подготовки значительно меняется в зависимости от подготовленности общего кругозора и возраста.

Техническая подготовка лыжника – это процесс целенаправленного изучения и совершенствования техники способов передвижения на лыжах. Овладение современной техникой с учетом индивидуальных особенностей и физической подготовленности позволяет достигнуть высоких результатов в лыжных гонках. Высокий уровень спортивных результатов требует постоянной и углубленной работы над совершенствованием техники в течение всего периода активных занятий лыжным спортом. В планах подготовки лыжников от новичка до квалифицированного спортсмена должна быть предусмотрена непрерывность овладения техникой [21, 18].

Тактическая подготовка – это совокупность средств, приёмов, применяемых лыжником как до, так и в ходе соревнований с целью достижения высокого спортивно-технического результата.

Овладев тактикой ведения соревнования, спортсмен может лучше использовать свои технические возможности, физическую подготовленность, волевые качества, все свои знания и опыт для победы над противником или для достижения максимального результата. В лыжном спорте это особенно важно, так как соревнования проходят порой в необычайно переменных условиях скольжения и рельефа местности. Изучение условий позволяет широко применять самые различные тактические варианты.

Психологическая подготовка – важный раздел в подготовке лыжников к соревновательной деятельности.

Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психологическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психологической подготовки человека.

Роль технической подготовленности

Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством. Критериями технического мастерства являются:

Объем техники – общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.

Разносторонность техники – степень разнообразия технических приемов. Так, в спортивных играх это – соотношение частоты использования разных игровых приемов.

Данные показатели технического мастерства являются особенно значимыми в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий – спортивные игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание.

Эффективность владения спортивной техникой характеризуется степенью близости техники спортивного действия к индивидуально оптимальному варианту.

Оценку эффективности техники осуществляют несколькими способами:

а) сопоставление ее с некоторым биомеханическим эталоном. Если техника близка к биомеханическим эталонам рациональной, она признается наиболее эффективной;

б) сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спортсменов высокой квалификации;

в) сопоставление спортивного результата с результатами в технически более простых заданиях, характеризующих двигательный потенциал спортсмена – силовой, скоростно-силовой и др. Например, выполняется бег на 30 м с низкого, а затем высокого старта. Разница во времени будет характеризовать эффективность техники низкого старта;

г) сопоставление показанного результата с затратами энергии и сил при выполнении двигательного действия. Чем меньше будут затраты энергии, т.е. экономичность его движений, тем выше эффективность техники.

Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности [14, 58].

Задачи в процессе общей технической подготовки решаются следующие:

1. Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта.

2. Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП.

Специальная техническая подготовка направлена на овладение техникой движений в избранном виде спорта. Она обеспечивает решение следующих задач:

1. Сформировать знания о технике спортивных действий.

2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена.

3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях.

4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).

5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее.

В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы: средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия [9, 14].

К ним относятся:

а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;

б) показ техники изучаемого движения;

в) демонстрация плакатов, схем, видео;

г) использование предметных и других ориентиров;

д) звука и светолидирование;

е) различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации.

Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений. В этом случае применяются:

а) общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;

б) специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они направлены на овладение техникой своего вида спорта;

в) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;


ГЛАВА 2

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ЛЫЖНЫХ ХОДОВ

Методика обучения классическим ходам

Обучение классическим лыжным ходам проводится в такой последовательности:

– попеременный двухшажный ход;

– одновременный бесшажный ход;

– одновременный двухшажный ход;

– одновременный одношажный ход (основной вариант);

– одновременный одношажный ход (скоростной вариант);

– попеременный четырехшажный ход;

– переходы с хода на ход;

– попеременный двухшажный ход.

Задача 1. Освоение стойки лыжника.

Средство. Многократное выполнение стойки лыжника на месте.

Методические указания. Выполняя упражнение, обучаемые должны освоить правильную стойку лыжника при предельной раскрепощенности: ноги слегка согнуты, тяжесть тела передана больше к передней границе опоры, плечи поданы вперед, голова держится в естественном положении по отношению к туловищу, спина округлена. При работе руками следует избегать вертикальных покачиваний [5, 34].

Задача 2. Изучение работы ног и рук.

Средства:

1. Ходьба на лыжах ступающим шагом.

2. Передвижение на лыжах скользящим шагом.

Методические указания. Ходьба на лыжах ступающим шагом чаще применяется в обучении для привития элементарных навыков в передвижении на лыжах. Ступающий шаг – основное подготовительное упражнение для ощущения сцепления лыж со снегом, овладения перекрестной координацией движений рук и ног, специфичным равновесием. Его выполняют в различных постепенно усложняющихся условиях:

– по накатанной лыжне;

– по целине с неглубоким и более глубоким снежным покровом;

– по целине с частым изменением направления движения, зигзагом обходя кусты, деревья, пеньки и другие ориентиры. Передвижение ступающим шагом не вызывает особых затруднений.

При целостном освоении ступающего шага необходимо достичь свободных размашистых, ритмичных, скоординированных движений рук и ног при небольшом наклоне туловища и полном, доведенном до автоматизма, контроле положения лыж, не допуская их скрещивания. На занятиях с подготовленными обучаемыми изучение работы ног можно начинать сразу с выполнения передвижения на лыжах скользящим шагом. Выполняя это упражнение, обучаемые должны научиться сильно отталкиваться ногами, выпрямляя их полностью в момент окончания толчка, переносить тяжесть тела с одной ноги на другую и скользить на одной лыже, уверенно сохраняя равновесие. Основу техники лыжника составляет скользящий шаг, движения в котором объединены в два характерных действия – отталкивание и скольжение. Для ощущения скольжения лыж по снегу, особенностей сохранения равновесия на скользящей лыже, для овладения одноопорным (свободным) скольжением, согласованными толчками и махами руками и ногами применяются простейшие упражнения (исходным положением для всех упражнений является стойка лыжника):

– короткие скользящие шаги без работы руками (без палок, руки свободно опущены);

– махи руками на месте и затем скользящие шаги с махами руками (без палок);

– то же упражнение, но с удлиненным прокатом на каждой лыже и полным переносом массы тела во время скольжения с одной ноги на другую;

– удлиненные скользящие шаги с палками, взятыми за середину, и махами руками вдоль лыжни (палки держать кольцами назад);

– скольжение на двух лыжах за счет поочередного отталкивания только руками – попеременный бесшажный ход с акцентом на постановку палки ударом и небольшой навал туловища на палку;

– лыжный «самокат» — продолжительное скольжение на одной и той же лыже за счет многократного отталкивания другой (руки опущены, повторить на другой лыже);

– скользящие шаги руки за спиной с акцентом на подседание и отталкивание ногой;

– длительное скольжение то на одной, то на другой лыже с поочередным отталкиванием руками, (палки при удлиненном одноопорном скольжении держать навису);

– попеременный двухшажный классический ход в полной координации движений с естественным ритмом толчков и махов руками и ногами. При выполнении указанных упражнений необходимо добиваться правильного сочетания работы рук и ног. Вынос руки вперед должен совпадать по времени с выдвижением противоположной ноги. Нижний конец палки не обгоняет кисть одноименной руки. Толчки палками производятся с постепенно нарастающим усилием до полного выпрямления рук. Эти упражнения лучше выполнять, скользя под небольшой уклон и при хорошей опоре для палок.

Одновременный бесшажный ход

Задача 1. Изучение сочетания движений на месте.

Средство: имитация бесшажного хода на месте.

Методические указания. Обучаемые должны усвоить правильные позы лыжника, характерные для отдельных фаз бесшажного хода, и правильную последовательность в работе туловища и рук. Вначале упражнение выполняется по разделениям. Исходное положение – законченный толчок палками. На счет «раз» – туловище выпрямляется, руки с палками выносятся вперед, тяжесть тела передается к передней границе опоры, палки на снег не ставятся. На счет «два» обозначается толчок палками. Толчок начинается с наклона туловища. После окончания наклона, толчок продолжается руками до полного их выпрямления. Затем упражнение выполняется слитно [5, 79].

Задача 2. Изучение техники движений рук, ног и туловища при выполнении хода в целом. Средство. Передвижение бесшажным ходом.

Методические указания. Первоначальное изучение бесшажного хода проводится в облегченных условиях при концентрации внимания на последовательном овладении отдельными элементами техники. Вначале акцентировать внимание на правильном выносе палок и постановке их на снег, затем – на выполнении толчка до полного выпрямления рук и при активном участии туловища.

Одновременный двухшажный ход

Задача 1. Изучение сочетания движений

Средство: имитация двухшажного хода.

Методические указания. Упражнение выполняется для того, чтобы научить занимающихся правильному сочетанию движений в двухшажном ходе. Разучивается оно по разделениям. Исходное положение – законченный толчок палками. На счет «раз» – шаг с выносом рук до положения вперед-вниз, палки – кольцами назад. На счет «два» – второй шаг с полным выносом рук вперед и постановкой палок в снег около носка выдвинутой вперед лыжи. На счет «три» – толчок палками с одновременным приставлением ноги. В зависимости от условий скольжения толчок палками может выполняться или только обозначаться (пронося их над снегом).

Задача 2. Изучение техники движений рук, ног и туловища при выполнении хода в целом.

Средства:

1. Выполнение двухшажного хода под счет;

2. Выполнение двухшажного хода без счета.

Методические указания: главное в передвижении двухшажным ходом под счет – научить обучаемых правильному сочетанию двух скользящих шагов с отталкиванием палками. Когда они усвоили это, переходят к выполнению хода в целом без счета. При этом внимание последовательно акцентируется на:

– правильном выносе и постановке палок на снег;

– законченности толчка палками при активном участии туловища;

– правильном ритме движений. Следует обращать внимание на широкие накатистые шаги и законченность отталкивания ногами.

Методические указания. Обучаемые приобретают навыки целесообразного применения хода в зависимости от рельефа местности и условий скольжения. При этом важно научиться переходить с двухшажного хода на попеременный двухшажный и, наоборот, без снижения скорости и без нарушения ритма движения.

Типичные ошибки:

– неправильное сочетание работы рук и ног

– незаконченный толчок палками

– преждевременный вынос палок прямыми и напряженными руками

– глубокое приседание при толчке палками

Способы устранения ошибок

– выполнение двухшажного хода по разделениям и под счет с указанием на правильное выполнение движений и устранение допущенных ошибок

– многократное выполнение двухшажного хода на небольшом отлогом склоне [5, 85].

Одновременный одношажный ход

Задача 1. Изучение сочетания движений

Средство: имитация одношажного хода.

Методические указания. При разучивании этого хода главным является овладение правильным сочетанием движений. С этой целью и применяется имитация одношажного хода на месте. Упражнение выполняется вначале по разделениям, затем слитно. Исходное положение – законченный толчок палками. На счет «раз» – руки с палками вынести вперед. На счет «два» – выдвинуть ногу вперед (сделать шаг), перенести тяжесть тела на выдвинутую вперед ногу, пятку задней лыжи приподнять и поставить палки на снег впереди крепления выдвинутой вперед лыжи.

На счет «три» – обозначить толчок палками, пронося их над снегом с одновременным приставлением ноги.

Задача 2. Изучение техники движений рук, ног и туловища при выполнении хода в целом.

Средства:

1. Выполнение одношажного хода под счет;

2. Выполнение одношажного хода без счета.

Методические указания. Для облегчения выполнения упражнений их следует изучать вначале на лыжне, идущей под небольшой уклон и при хорошей опоре для палок, затем – на ровном месте. Главное при выполнении одношажного хода под счет – научить военнослужащих правильному сочетанию одного скользящего шага с отталкиванием палками, после чего переходить к выполнению хода без счета. При выполнении хода в целом внимание обучаемых концентрируется на правильном выносе и постановке палок на снег, на законченности толчков палками при активном участии туловища, на правильном ритме движений.

Одновременный одношажный ход (скоростной вариант)

Задача 1. Изучение сочетания движений.

Средство: имитация хода на месте.

Исходное положение – законченный толчок. На счет «раз» – отвести и поднять ногу назад и вынести руки с палками вперед. На счет «два» – имитировать отталкивание палками и приставить маховую ногу к опорной.

Задача 2. Изучение техники движений рук, ног и туловища при выполнении хода в целом.

Средства:

1. Выполнение одношажного хода под счет;

2. Выполнение одношажного хода без счета.

Типичные ошибки:

– те же, что и при одношажном ходе (основной вариант)

Способы устранения ошибок:

– выполнение одношажного хода по разделениям под счет и при хорошем скольжении [5, 123].

Попеременный четырехшажный ход

Задача 1. Изучение работы рук на месте

Средства:

1. Маятникообразные движения палками;

2. Имитация работы рук с палками на месте.

Методические указания. Оба упражнения выполняются стоя на месте. Первое упражнение: руки, слегка согнутые в локтевых суставах, выносятся вперед, палки на снег не ставятся. Усилием кистей рук палкам придается маятникообразное встречное движение. Второе упражнение: на первые два счета руки поочередно выносятся вперед, на последующие два счета имитируются толчки руками.

Задача 2. Изучение сочетания работы рук и ног при выполнении хода в целом. Средства:

1. Выполнение попеременного четырехшажного хода скользящим шагом по разделениям под счет.

2. Выполнение хода в целом.

Методические указания. Упражнения выполняются вначале по разделениям, затем – слитно.

Переходы с хода на ход

Задача 1. Овладение согласованным движением рук и ног при выполнении способов переходов.

Средства:

1. Выполнение имитационных упражнений;

2. Многократное выполнение различных переходов с попеременного хода на одновременный и обратно.

Методические указания. Изучать способы переходов следует вначале на месте, используя имитационные упражнения, затем — в облегченных условиях и в замедленном темпе. Важно научить обучаемых переходить с одного хода на другой без потери скорости, не нарушая дыхания и ритма движений.

Типичные ошибки:

– переход начинается из положений, когда туловище выпрямлено;

– отталкивание руками на первый промежуточный скользящий шаг;

– ранняя постановка на опору передней палки (до ее соединения впереди с другой палкой);

– вялый, слишком затянутый мах рукой вперед и позднее соединение рук для одновременного толчка;

Способы устранения ошибок:

– ошибки при выполнении способов переходов устраняются путем дополнительного показа приема, выполнения способа в медленном темпе (иногда по разделениям и под счет) под небольшой уклон [5, 143].

Методика обучения технике коньковых ходов

Приступать к изучению коньковых способов передвижения на лыжах следует после овладения основами классических ходов. Освоив технику классических ходов, можно при изучении коньковых ходов использовать умение отталкиваться руками (рукой) и отчасти умение согласовывать работу рук и ног.

Основное отличие коньковых ходов – это отталкивание скользящим упором. Отсюда и главная задача преподавателя при обучении занимающихся коньковым ходам – научить их отталкиваться этим способом. Для этого можно использовать подводящие упражнения, включаемые в «школу лыжника». Их следует выполнять и непосредственно перед изучением коньковых ходов.

При освоении отталкивания скользящим упором, в качестве подводящих можно использовать такие упражнения:
– поочередные отталкивания ногами с внутреннего ребра скользящей лыжи и перенос массы тела на другую лыжу при спуске с пологого склона с широко расставленными лыжами;

– то же с подтягиванием толчковой ноги к опорной после переноса массы тела;
– то же, но при спуске под уклон 2 – 3° и с постепенным переходом к отведению носка толчковой и скользящей лыж от направления движения на угол до 24°;

– преодоление пологого подъема «елочкой» с активным отталкиванием лыжей с ребра;

– активное отталкивание лыжей вниз отведением при спуске наискось (вправо и влево);

– то же с выполнением поворота переступанием к склону;
– выполнение поворота переступанием на площадке после небольшого спуска с горы;

– выполнение поворота переступанием на укатанной ровной площадке при движении по кругу вначале в одну сторону, затем в другую.

Методические указания. Упражнения выполнять на хорошо укатанной равнинной площадке и пологом склоне. Чтобы отталкивание скользящим упором было эффективным, при скольжении необходимо подготовиться к толчку (согнуть опорную ногу, т. е. сгруппироваться) и активно начать его (усилить давление на весь внутренний свод стопы ботинка, включая и пяточную часть). Массу тела с лыжи на лыжу переносить постепенно. Все упражнения выполнять вначале без отталкивания руками.

Обучение коньковому ходу без отталкивания руками.
Этим ходом, являющимся подводящим упражнением, занимающиеся овладевают при изучении отталкивания скользящим упором. При совершенствовании техники этого хода необходимо научить занимающихся передвигаться в низкой стойке с махами и без махов руками (в группировке) и с большой скоростью (5 – 8 м/с).

Методические указания. Вначале совершенствуют коньковый ход с махами руками, обращая внимание на законченность толчков скользящим упором и на длительность скольжения на опорной ноге. Научившись устойчиво сохранять равновесие при скольжении на одной лыже, можно переходить к совершенствованию техники конькового хода без махов руками, предварительно научившись правильно группироваться на месте. Начинать совершенствовать ход на пологом склоне (2 – 4°), постепенно переходить на все более крутые склоны. Использовать ход также для поддержания высокой скорости на площадке выката после спуска [3,62].

Обучение одновременному двушажному коньковому ходу
Задача 1. Добиться согласованности работы ног и рук.

Средства:

1. Имитация одновременного двухшажного конькового хода по разделениям на два счета из исходного положения, при котором обозначено скольжение на левой (правой) лыже: стойка на левой (правой) согнутой ноге с отведенным в сторону на угол 16 – 24° носком лыжи, другая нога подтянута к опорной, носок лыжи также повернут в сторону на тот же угол, кисти рук на уровне бедра левой (правой) ноги, туловище наклонено вперед; на счет «И» оттолкнуться левой (правой) ногой, вынести другую ногу махом вперед-в сторону, постепенно перенести на нее массу тела и одновременно вынести полусогнутые руки вперед (обозначить скольжение на одной лыже), на счет «раз» обозначить отталкивание руками, оттолкнуться правой (левой) ногой и плавно перенести массу тела на левую (правую) лыжу (руки сзади).

То же при движении под уклон 2 – 3°. То же слитно. То же на равнине, на пологом (2 – 6°) подъеме. Методические указания. Выполняя упражнения 1 и 2, вначале ход имитировать без палок. Палки ставить в снег не одновременно, несколько раньше ставить на снег палку, одноименную толчковой ноге, в нашем случае левую.

Задача 2. Совершенствовать технику хода.

Средства тренировки – передвижение одновременным двухшажным коньковым ходом на подъемах различной длины и крутизны и с разной скоростью.
Методические указания. Угол отведения носка лыжи от направления передвижения спортсмена при отталкивании ногой и угол кантования лыжи изменять с учетом крутизны подъема и жесткости трассы [3, 76].

Обучение одновременному одношажному коньковому ходу

Задача 1. Научить согласовывать работу ног и рук.

Средства:

1. Имитация одновременного одношажного конькового хода по разделениям на два счета. Из исходного положения, при котором обозначено свободное скольжение на согнутой левой (правой) ноге с отведенным в сторону на угол 16 – 24° носком лыжи, другая нога подтянута к опорной, носок лыжи также повернут в сторону на угол 16 – 24°, согнутые руки в локтевых суставах вынесены вперед, на счет «раз» – отталкивание левой (правой) ногой с маховым выносом другой ноги вперед и в сторону и постепенным переносом на нее массы тела в сочетании с имитацией одновременного отталкивания руками (кисти рук проводятся несколько выше коленного сустава), на счет «И» – обозначение свободного скольжения на правой (левой) лыже – вынос палок согнутыми в локтевых суставах руками, принятие исходного положения для выполнения движений на счет «раз».

То же на равнине и пологом (2 – 6°) подъеме. Методические указания. Выполняя упражнения 1 и 2, вначале ход имитировать без палок. Толчок руками начинать, наваливаясь туловищем на палки.
Задача 2. Совершенствовать технику хода в целом.

Средства:

1. Передвижение одновременным одношажным коньковым ходом на равнине и на подъемах различного профиля и с разной скоростью.
2. То же с применением одновременного двухшажного конькового хода (чередовать ходы).

Методические указания. В фазе свободного одноопорного скольжения выносить руки вперед и готовить ногу к отталкиванию (группироваться) плавно. Для выявления эффективности использования спортсменом одновременного одношажного и двухшажного коньковых ходов целесообразно периодически проводить хронометраж на одних и тех же участках дистанции [3, 98].

Обучение попеременному коньковому ходу

Задача 1. Добиться согласованности работы ног и рук.
Средства:

1. Имитация попеременного конькового хода по разделениям на два счета из и. п., при котором обозначено скольжение на левой (правой) согнутой ноге с отведенным в сторону на угол 16 – 24° носком лыжи, другая нога подтянута к опорной, носок лыжи также повернут в сторону на 16 – 24°, правая (левая) рука вынесена вперед, левая (правая) сзади, туловище наклонено вперед; на счет «раз» оттолкнуться левой (правой) ногой и постепенно перенести массу тела на правую (левую) лыжу – обозначить отталкивание правой (левой) рукой и вынести левую (правую) руку вперед, на счет «два» сделать то же, но с другой ноги.
То же при движении по равнине. То же слитно. То же на пологих (3 – 8°) подъемах.
Методические указания. Выполняя упражнения 1 и 2, вначале ход имитировать без палок. Отталкиванию ногой должен предшествовать подсед (группировка). При выполнении упражнения 4 активно отталкиваться нижней лыжей с ребра и выносимую вперед руку с палкой ставить сзади опорной ноги.

Задача 2. Совершенствовать технику хода в целом.

Средства:

1. Передвижение попеременным коньковым ходом в подъемы различной крутизны.

2. То же с чередованием этого хода и одновременного двухшажного и одношажного коньковых ходов.

Методические указания. Повышать эффективность толчков ногами и руками, контролируя их силу, направление, завершенность [3, 124].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания курсовой работы были изучены роль и особенности технической подготовки юных лыжников на секционных занятиях в школе, основные понятия о видах подготовки лыжников, рассмотрена методика обучения лыжным ходам. Мы убедились в том, что процесс воспитания, обучения и тренировки лыжника состоит из взаимосвязанных различных видов подготовки: физической (общей и специальной), морально-волевой и психологической, технической, теоретической и тактической . В подготовке лыжника все эти виды объединены в единый педагогический процесс, в котором воспитание гармонично развитой личности является важнейшей задачей. Все основные виды подготовки успешно реализуются в процессе многолетней и круглогодичной работы только на основе дидактических принципов и общих закономерностей, а также положений и принципов спортивной тренировки.

Техническая подготовка лыжника - процесс целенаправленного изучения и совершенствования техники способов передвижения на лыжах. Овладение техникой с учетом индивидуальных особенностей и физической подготовленности позволяет достигнуть высоких результатов в лыжном спорте. Высокий уровень спортивных результатов требует постоянной и углубленной работы над совершенствованием техники в течение всего периода активных занятий лыжным спортом. В подготовке лыжников от новичка до квалифицированного спортсмена должна быть предусмотрена непрерывность овладения техникой. Даже достижение наивысших результатов не означает, что достигнуто техническое совершенство. Лыжник должен и в этом случае продолжать улучшать технику различных элементов, движений, устранять отдельные неточности и ошибки.

В технической подготовке, особенно в юношеском возрасте, необходимо учитывать, что отдельные элементы техники передвижения на лыжах не всегда доступны школьникам в силу недостаточного уровня развития каких-либо качеств (равновесия, силы отдельных групп мышц). В таком случае школьники овладевают несколько упрощенным вариантом способа передвижения. Однако при этом очень важно, чтобы не искажалась основа способа, с тем, чтобы при повышении уровня развития необходимых качеств можно было освоить и другие элементы без переучивания всего способа передвижения. Кроме того, в многолетней подготовке постоянно приходится приспосабливать технику к меняющимся условиям соревнований (более тщательной подготовке трасс, изменению их сложности, выпуску нового инвентаря), к улучшению физической подготовленности лыжников и т.п.

Обеспечить всестороннюю подготовку, достигнуть физического совершенства возможно только при систематической и целенаправленной работе в течение ряда лет, начиная с младшего школьного возраста. Вся работа по воспитанию юных спортсменов должна осуществляться в тесном контакте с родителями и школы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абатуров Р.А. Планирование тренировочной нагрузки в подготовительном периоде / Абатуров Р.А., Огольцов И.Г. – М.: Лыжный спорт, 2014. – 56с.

2. Аникин А.П. Подготовка юных лыжников / Аникин А.П., Ванеев В.И., Коленько Е.Н., Степанов Е.Н. – М.: Физкультура и спорт, 2016. – 324 с.

3. Антонова О.Н. Методики специальной подготовки лыжников-гонщиков / Антонова О.Н., Кузнецов В, С. – М., 2015. – 208 с.

4. Богданов Г.П. Специальная физическая подготовка лыжников-гонщиков младших разрядов. Учебное пособие для тренеров / Богданов Г.П. – М.: Просвещение, 2017. – 192 с.

5. Бутин И.М. Лыжный спорт. Учебное пособие / Бутин И.М. – М.: Издательство Владос-Пресс, 2017. – 192 с.

6. Веденин В.П. С чего начинается лыжная подготовка / Веденин В.П – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 56 с.

7. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Верхошанский Ю.В. М.: ФиС, 2017. – 248с.

8. Гаврилова Е. А. Спортивное сердце. Стрессорная кардиомиопатия. Монография / Гаврилова Е. А. – М.: Советский спорт, 2016–156с.

9. Донской Д.Д. Специальные упражнения лыжника-гонщика / Донской Д.Д. – М.: ФИС, 2014. – 26 с.

10. Евстратов В.Д. Применение специальных средств. Тренировка лыжника-гонщика в подготовительном периоде / Чукарин Г.П., Грушин Д.В.. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 89 с.

11. Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология / Ермолаев Ю. А.. – М.: СпортАкадемПресс, 2016. – 157с.

12. Каменский В.И. Планирование спортивной тренировки. Лыжные гонки – учебное пособие для тренеров / Каменский В.И. – М.: ФИС, 2014. – 298 с.

13. Каминский Ю. М. От школьной скамьи до олимпийской медали / Каминский Ю. М. – М.: Лыжный спорт, 2016 – 275с.

14. Колодяжная И.А. Построение микроциклов тренировки / Колодяжная И.А. – М.: Лыжный спорт, 2015. – 64 с.

15. Копе К.К. Методика применения специально-подготовительных управлений лыжника-гонщика / Копе К.К – М.: Лыжный спорт, 2014. – 96 с.

16. Коц Я. М. Физиология спорта / Коц Я. – М.: ФиС, 2006 – 215с.

17. Кузнецов В.К. Силовая подготовка лыжника / Кузнецов В.К.. – М.: Физкультура и спорт, 2016. – 96 с.

18. Людеков П.И. Лыжный спорт / Людеков П.И., Спиридонов К.И.. – М.: ФИС, 2017. – 213 с.

19. Маликов В.М. Оценка специально-подготовительных упражнений лыжника-гонщика / Маликов В.М., Раменская Т.И. – М.: Лыжный спорт, 2017. – 78 с.

20. Манжосов В.И.. Лыжный спорт. Учебное пособие / Манжосов В.И., Огольцов И.Г., Смигнов Г.А..– М.: Высшая школа, 2017. – 151 с.

21. Марков Г.П. Лыжные гонки. Справочник / Марков Г.П. – М.: Физкультура и спорт, 2016. – 334 с.

22. Михайлов С.С. Биохимия спорта. 2-е издание / Михайлов С.С. – М.: Советский спорт, 2014-317с.

23. Михалев В.И. Влияние интенсивности занятий на тренированность лыжников-гонщиков в подготовительном периоде. Лыжный спорт / Михалев В.И. – М., 2014. – 129 с.

24. Матвеев Л.Я. Специальная подготовка лыжников-гонщиков в соревновательном периоде / Матвеев Л.Я. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 126 с.

25. Мякинченко Е. Б. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта / Мякинченко Е. Б., Селуянов В. М.: ТВТ Дивизион – 2016 – 478с.

26. Набатникова М.Е. Специальная выносливость спортсмена / Набатникова М.Е.. – М.: ФИС, 2015. – 214 с.

27. Огольцов И.Г. Тренировка лыжника-гонщика / Огольцов И.Г. – М.: ФИС, 2016. – 189 с.

28. Раминская Т.И. Специальная подготовка лыжника. Учебная книга / Раминская Т.И.. –М.: СпортАкадемПресс, 2015. – 228 с.

29. Раминская Т.И. Техническая подготовка лыжника. Учебно-практическое пособие / Раминская Т.И. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 264 с.

30. Раминская Т.И. Юный лыжник. Учебно-популярная книга о многолетней тренировке лыжников-гонщиков / Раминская Т.И. – М.: СпорАкадемПресс, 2015. – 204 с.

31. Плохой В.И. Возрастная динамика годовых объемов циклической нагрузки / Плохой В.И. – М.: Лыжный спорт, 2014. – 38 с.

32. Сенченко В.И. Соотношение общей и специальной физической подготовки гонщиков младших разрядов / Сенченко В.И.. – М.: Лыжный спорт, 2014. – 98 с.

33. Струнин В.А. Нормирование объема циклической нагрузки в подготовительном периоде лыжников-гонщиков / Струнин В.А. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 218 с.

34. Шапошникова В.И. Многолетняя подготовка юных лыжников-гонщиков / Шапошникова В.И. – М.: Физкультура и спорт, 2016. – 135 с.

35. Яковлев И.Т. Исследования становления спортивно-технического мастерства лыжников-гонщиков в зависимости от направленности специальной подготовки. Автореферат / Яковлев И.Т. – Тарту, 2018. – 68 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочное занятие по спортивному ориентированию в условиях спортивного зала

Конспект тренировочного занятия по спортивному ориентированию  группы ГНП, для проведения в спортивном зале....

План-конспект тренировочного занятия по спортивной аэробике

"Функциональная тренировка у аэробистов 8-10 лет"...

Методическое пособие по проведению учебно-тренировочных сборов (из опыта работы сборной ХМАО-Югры по спортивному туризму дистанции - лыжные)

Методическая разработка, из опыта проведения учебно-тренировочных сборов со сборной команды ХМАО-Югры по спортивному туризму дистанции - лыжные. Рекомендации для тренеров и педагогов дополнительного о...

Методическое пособие по организации учебно-тренировочного семинара "Поисково - спастельные работы в зимних таёжно - горных условиях"

Методическая разработка для  добровольно - поисково спасательных отрядов, педагогов дополнительного образования, учителей ОБЖ.  Обучает правилам поведения в экстремальных ситуациях  для...

Методическое пособие "Подготовка учащихся старшей школы к письменной части единого государственного экзамена".

В данном пособие вы найдете рекомендации к написанию личного письма в соответствии с последними требованиями....

Технологическая карта тренировочного занятия по спортивным играм (волейбол) для 3-4 года обучения

В результате освоения занятия  у обучающихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и пре...

Семинар-лекция на тему "Качество учебно-методической деятельности и учебно-тренировочных занятий в спортивно-адаптивной школе"

Настоящие рекомендации разработаны в целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и других физкультурно-спортивных учреждений и организаций, осуществ...