Доклад на ШМО учителей физической культуры : Формирование функциональной грамотности на уроках физкультуры
учебно-методический материал по физкультуре

Абдукадырова Елена Евгениевна

Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

  Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:

• формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;

• развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;

• воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;

• формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;

• воспитание моральных и волевых качеств;

• развитие опыта межличностного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_shmo_abdukadyrova.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное   общеобразовательное  учреждение

Средняя школа № 9

Формирование

функциональной грамотности

 на уроках физкультуры

                                                                   Выступление на ШМО

  подготовила учитель

физической культуры

МБОУ СШ №9

Абдукадырова Е.Е.

г.Гуково

2024 г.

Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

  Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:

• формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;

• развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;

• воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;

• формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;

• воспитание моральных и волевых качеств;

• развитие опыта межличностного общения.

Процесс вооружения занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо направлять в каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качеств и последовательное формирование новых познавательных интересов, правильных взглядов, а в конечном счете и достаточно прочных убеждений в области двигательной деятельности. В этих целях надо настойчиво активизировать мышление занимающихся, добиваться понимания ими сути выполняемых действий, создавать условия для проявления самостоятельности, личной ответственности за свою работу, за поведение в целом, приучать их владеть своими эмоциями.

Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь наш предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока учащиеся должны подчерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый учитель в процессе урока дает объяснение по теме занятия. Это могут быть: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок и как их избежать и т.д. Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.

Как это сделать? Самое простое – рефлексия, т.е. опрос в конце урока. Можно предложить выполнение домашнего задания в виде теста, заполнения таблицы, подготовки сообщения по теме, написания реферата. А можно подойти к этому более творчески.

Участие с детьми в различных интернет конкурсах, олимпиадах навело меня на мысль: можно применять задания такого характера для проверки знаний учащихся на уроках и в виде домашних заданий. Это могут быть карточки с вопросами, тесты. Задания должны быть творческого характера: ребусы, кроссворды, загадки, головоломки, задания с выбором ответа, а так же открытые задания, где учащийся сам вписывает ответ и т.п.

Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и др.).

   Под функциональной грамотностью понимается «способность использовать ЗУН, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях».

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным  социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны  выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

            А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности”. Что же такое  «компетенция»  и  «компетентность»?

           Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), мы предлагаем трехуровневую иерархию компетенций:

1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

    Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

 Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:

• формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;

• развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;

• воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;

• формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;

• воспитание моральных и волевых качеств;

• развитие опыта межличностного общения.

    Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся. На данный момент нет единой точки зрения, сколько и какие компетенции должны быть сформированы у обучающихся.

   Рассмотрим формирование ключевых компетенций в процессе физического воспитания. Ряд отечественных педагогов В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, в процессе  изучения учебного предмета «Физическая культура» выделяют следующие ключевые компетенции:

Проявление ключевых компетенций в области физической культуры

Ключевые компетенции

Сфера проявления компетенции

Виды деятельности в составе компетенции

Социальная значимость для обучающегося

Личностная значимость для обучающегося

1. Общекультурная

Сфера культурно-историческая

Обобщенные виды деятельности; способность  присваивать исторический  опыт

Познание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества

Определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом

2. Учебно-познавательная

сфера науки, искусства

 способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями и навыками

Познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности

Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом

3. Коммуникативная

 сфера общения

 владение устным и письменным общением

Владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам

Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии

4. Социальная

сфера общественных отношений (политика, труд, религия, межнациональные отношения, экология, здоровье)

способность брать на  себя ответственность участвовать в совместном принятии решений

Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом

Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха

5. Личностная

 сфера социально - культурная

определение основных жизненных целей и способов их достижения. Активная адаптация к социокультурному окружению для достижения основных жизненных целей

Владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение

Владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма

     Формирование ключевых компетенций  требует от учителя определенной программы действий:

Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся

Цели физического воспитания

Средства физической культуры, умения и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье

Формируемые компетенции

1. Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, предупреждение заболеваний

Комплексы лечебной физической культуры.

Оказание первой помощи при травмах.

Определение индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности.

Понимание значения здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культуры

Личностная

2. Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания

Комплексы профессионально-прикладных физических упражнений.

Простейшие приемы аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и повышения работоспособности.

Знание особенностей физической работоспособности человека, факторов положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование здорового образа жизни

Социальная,

компетентность в оздоровительно-реабилитационной деятельности

3. Обогащение двигательного опыта профессионально-прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности

Общая и прикладная физическая подготовка.

Владение способами двигательной деятельности.

Умение выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности

Учебно-познавательная, компетентность в двигательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний

4. Усвоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации

Знание особенностей индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции посредством занятий физическими упражнениями; владение методикой организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями; умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Общекультурная, личностная

            Внедрение компетентностного подхода в физическое воспитание школьников поможет сформировать у обучающихся:

• способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;

• умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;

• готовность замечать проблемы и искать пути их решения;

• умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;

• умение уживаться с другими;

• готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);

• умение перенимать новое у спортсменов более высокого класса.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на семинаре учителей физической культуры : "Методика преподавания акробатических упражнений на первой ступени образования"

Многие учителя физической культуры не любят гимнастику. Во-первых, за сравнительно низкую плотность занятий. Во-вторых, за повышенную в сравнении с уроками по другим разделам учебной программы травмоо...

Доклад на семинаре учителей физической культуры : "Методика преподавания акробатических упражнений на первой ступени образования"

Многие учителя физической культуры не любят гимнастику. Во-первых, за сравнительно низкую плотность занятий. Во-вторых, за повышенную в сравнении с уроками по другим разделам учебной программы травмоо...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Рабочая программа по образовательному предмету «Физическая культура» - 3-й урок физкультуры 5-9 классы «Баскетбол»

На  современном  этапе  перестройки  школьного  образования, в  частности, специальных (коррекционных)  школ,   физическое  воспитание  должно...

Доклад на ММО учителей физической культуры «Воспитательная роль урока физической культуры».

Физическое воспитание детей является педагогической системой физического совершенствования ребенка. Физическая культура - это совершенно особый образовательный предмет, который затрагивает биологическ...

ДОКЛАД на ММО учителей физической культуры " Формирование у детей ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни."

ldquo;Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоро...

Доклад Педагогические технологии учителя физической культуры

Педагогические технологии учителя физической культуры...