Организация работы по подготовке школьников к спортивным соревнованиям
методическая разработка по физкультуре

Кобылкин Семен Анатольевич

Работа учителем физической культуры в школе включает в себя следующие обязанности: проведение уроков (обучение детей двигательным способностям, физическим упражнениям, обучение класса в целом, имея к каждому индивидуальный подход), внеурочной деятельности, может быть ведение кружков, показ открытых мероприятий, выступление детей на соревнованиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Физико-математическая школа №56» г. Улан-Удэ

Доклад на тему:

«Организация работы по подготовке школьников к спортивным соревнованиям»

Учитель физической культуры: Кобылкин Семен Анатольевич.

2023г

Спортивный отбор.

Работа учителем физической культуры в школе включает в себя следующие обязанности: проведение уроков (обучение детей двигательным способностям, физическим упражнениям, обучение класса в целом, имея к каждому индивидуальный подход), внеурочной деятельности, может быть ведение кружков, показ открытых мероприятий, выступление детей на соревнованиях. Чтобы выбрать лучших, достойных ребят, нужно, в начале, с ними познакомится, узнать их характер, манеру поведения, физические качества, поведение ребёнка в команде (если мы имеем в виду отбор в команду). Соревнования бывают личными и командными. Для участия в личных соревнованиях важны собственные развитые двигательные способности для определённой программы мероприятия. Работая в команде, нужно обладать продуманной тактикой игры, техническими характеристиками.

Спортивный отбор - комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности человека к тому или иному виду спортивной деятельности. По тому, как мы обучили детей на уроках, мы должны увидеть результат. Не каждый ребёнок владеет в идеале всеми навыками мастерства. Что это значит? Кто-то силён в игровых дисциплинах, ловко справляется с ловлей и бросками мяча, знает и строго соблюдает технику перемещения по площадке, продумывает тактику игры, справляется с работой в команде. Какой-то ребёнок очень растянут в связи с предрасположенностью, наследственными показателями или потому, что занимается в секции по гимнастике. Такой ученик грамотно и точно продемонстрирует акробатическую комбинацию, владея хорошей координацией и вестибулярным аппаратом. Бывают дети просто шустрые, ловкие, пронырливые. Они покажут неплохой результат, участвуя в эстафете. На уроках учитель в течение года развивает у детей и проверяет уровень развития двигательных качеств. В зависимости от того, что входит в программу мероприятия, от этого ты отталкиваешься и смотришь на эти показатели у детей. Ребёнок показывает хорошую скорость на дистанции, он обладает высоким уровнем развития «взрывной реакции», его нужно рассматривать на легкоатлетические забеги, возможно, скоростного характера, на короткие дистанции. Учащийся бежит в нужном темпе, ровно дышит, не устаёт, опережает соперников - заинтересуйся им, как участником на длинные бега. Также смотри, какие физические качества развиты у детей. Силовые? Ребята соревнуются в подтягивании, поднимании гири, отжимании. Если координационные способности развиты лучше, то это могут быть упражнения, такие как челночный бег, метание в цель, прыжки на скакалке. Самое важное - это отбор детей по их индивидуальным и двигательным способностям. Сразу видны спортсмены, показывающие высокие результаты и хорошо развитые физические показатели. Конечно же, если ребёнок занимается в спортивной секции, мы его сразу замечаем. Он показывает свои достижения в той или иной двигательной деятельности. Естественно, такого ученика мы будем учитывать при отборе.

Следующее, что самое важное, это состояние здоровья ученика. В школьном журнале в листке здоровья прописаны врачом группы здоровья учеников, их ограничения. Основная группа включает здоровых детей, допущенных до занятий физической культурой и соревнований. Подготовительную группу имеют дети с некоторыми ограничениями и отклонениями. У обучающихся могут быть проблемы со зрением, с сердцем (нельзя бегать кроссы), с шейным отделом позвоночника (нельзя кувыркаться). Врач может поставить ученику подготовительную группу в связи с недавно тяжело перенесённым заболеванием или полученной травмой. Ещё одну группу детей составляют учащиеся, полностью освобождённые от занятий физкультурой, занимающиеся в группах ЛФК, или отнесённые к специальной медицинской группе. Нужно знать, что может делать ребёнок, а что ему нельзя. Бывает и такое, что на уроке ребёнок всё выполняет, а по факту ему делать это нельзя.

Психологические особенности. Обычно на уроке ученик в повседневной обстановке справляется со всеми задачами. Но лишь только, выходя за пределы школы, понимает, что сильно обеспокоен, у него всё падает из рук, голова перестаёт думать, руки и ноги «ватные», люди посторонние смотрят. «Натренировать» психику можно только, находясь в ситуации эмоционального напряжения, то есть часто выступать на публику, на соревнованиях. Так тренируется психологическая устойчивость. От того, что учащиеся сталкиваются с такой ситуацией, может отпасть желание где-то участвовать. Дети должны выступать. Страх нужно преодолевать.

И ещё одна причина - это незаинтересованность ребёнка, нежелание что-либо делать ещё (куда-то ехать, уроки, которые он пропустит, важнее). Ребёнку достаточно посещение уроков физической культуры. Может быть он не хочет перенапрягаться, ему лениво приезжать в другое место. Возможно, ученик не ладит со своими сверстниками или же не знаком с ребятами, с которыми принимает участие в соревнованиях. От того, что нет знакомых учеников в команде, с которыми он едет на соревнования, отпадает желание, появляется страх. Возможно, ребёнок не видит цели от этого участия (не будет хорошего результата, сильные соперники, большая конкуренция).

Подготовка к соревнованиям

Соревнования в жизни ребенка-спортсмена, добивающегося высоких результатов – явление обязательное. Именно результаты соревнований считаются главным критерием его успешности, основной характеристикой спортивного развития ребенка.

Соревнования в любом виде спорта полезны, как для формирования спортсмена, так и для развития ценных личностных качеств. Стремление к победе – это то, что помогает и в жизни вне спорта: в школе, в общении со сверстниками и взрослыми, а впоследствии – в профессиональном становлении.

Как морально и физически подготовить ребенка к соревнованиям? Ведь ошибки на этом этапе чреваты перегоранием ребенка и рядом других негативных последствий по нескольким причинам:

завышенная интенсивность графика тренировок и соревнований;

преувеличение важности победы юного спортсмена;

повышенная вероятность травм.

Чтобы этап подготовки к соревнованиям прошел максимально корректно и эффективно, все стороны этого процесса – тренера, юные спортсмены и их родители – должны придерживаться некоторых правил. Важно знать особенности моральной, физической подготовки и занятий спортсменов каждого конкретного вида спорта.

Психологическая готовность к соревнованиям

Волноваться или быть совершенно спокойным? Стремиться к победе или соревноваться ради собственного удовольствия? Опыт спортивных соревнований говорит о том, что излишнее волнение – первый враг хорошего результата. А стремление к лидерству должно быть равноценно удовольствию от того, что происходит со спортсменом на спортивной арене. Задача взрослых – настроить ребенка на полную реализацию того, чем он овладел в своем виде спорта.

Ребята в возрасте 11-12 лет не всегда готовы любой ценой завоевывать победу: для них соревнования – это лишь праздник. И пусть это так и остается, пока ребенок не созрел и не понял до конца значимость личной победы.

Как психологически подготовить ребенка к соревнованиям? Какие качества нужно сформировать в нем тренеру и родителям?

  • Объективную уверенность в своих силах (с учетом уровня соперника).
  • Стремление проявить все свои умения для достижения цели – победы (но быть готовым к стойкому переживанию поражения со способностью делать выводы).
  • Поддержание нормального уровня возбуждения, помогающего реализовать свои силы.
  • Способность быть хозяином своих чувств, мыслей и действий.
  • Психологическая подготовка должна предупредить стресс от поражения
  • Взрослые должны стимулировать ребенка достигать своей цели – победы и формировать способность быть готовым к проигрышу, чтобы с учетом ошибок развиваться дальше.

Как подготовить ребенка к соревнованиям физически?

Для высоких результатов в соревнованиях необходима продуманная тактика тренировок с учетом возраста юного спортсмена, его индивидуальных особенностей и уровня подготовленности его соперников.

Взрослые не должны допустить травмирования ребенка, его усталости от слишком большой интенсивности занятий. Исключен допуск к соревнованиям ребенка с плохим самочувствием или с признаками заболевания.

Как подготовить ребенка к соревнованиям по плаванию, карате, кикбоксингу, фигурному катанию, художественной гимнастике? Подготовка спортсменов каждого из этих видов спорта имеет свою особенность.

Для пловцов, например, очень важно психологическое равновесие: ведь из-за переживаний может сбиться дыхание, а на воде это не только вредит результату, но и опасно для жизни. Кикбоксинг, карате и другие виды борьбы во многом зависят от питания – только четкое выполнение рекомендаций тренера помогут достичь успеха в соревнованиях. Для фигуристов и гимнасток важно до последних дней подготовительного периода поддерживать форму силовую, хореографическую, техническую и психологическую.

Перед соревнованиями

Существует несколько законов подготовки в последние дни перед соревнованиями:

  • интенсивные тренировки в последние 2 недели перед соревнованиями
  • сниженная интенсивность в последние 1-2 дня;
  • неизменный распорядок дня;
  • правильное питание и особое питание в последний день и в день соревнований;
  • анализ возможностей конкурентов;
  • самовнушение сформулированных тренеров рекомендаций о максимальном проявлении своих способностей, вера в свои силы и готовность признать и исправлять ошибки.
  • стремление к победе и готовность к поражению: ступени подготовки

При слаженных продуманных действиях тренера, юного спортсмена и родителей подготовка ребенка к соревнованиям обязательно покажет положительные результаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и методика подготовки спортсменов в спортивном туризме.

Туризм, в том числе спортивный, всегда вызывает интерес у широкой аудитории. В данной работе дано определение спортивного туризма, а так же рассмотрены различные аспекты всесторонней  подгот...

Тесты для подготовки к военно-спортивным соревнованиям и олимпиаде по ОБЖ

Эфеективность данных тестов уже проверена при подготовке к олимпиаде!!...

НАША РАБОТА и подготовка к участию в соревнованиях по мини-гольфу.

Фотографии препятствий для мини-гольфа, сделанные своими руками....

Опыт организации работы по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»

Успешность выполнения каждым школьником нормативов, которые определены Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» зависит от многих факторов. Та...

Организация работы по подготовке к ГИА 9-х, 11-х классов (из опыта работы МБОУ Лицей № 20)

Государственная итоговая аттестация – важный и ответственный этап как в жизни конкретного ученика, так и в деятельности любой образовательной организации. Успешность Государственной итоговой атт...

Организация работы по подготовке обучающихся к успешному участию в физкультурно-спортивных и туристско-краеведческих мероприятиях по ориентированию на местности (трейл-ориентированию).

Анализ собственных мероприятий и зарубежного опыта по подготовке трасс трейл-ориентирования для детей и новичковпозволил нам сформулировать рекомендации по обучению школьников основам ориентирования н...