Повышение эффективности подготовки тренеров по спортивным играм.
статья по физкультуре
Статья на тему "Повышение эффективности подготовки тренеров по спортивным играм."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_konaichev_mv.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение эффективности подготовки тренеров по спортивным играм.
Автор: Конаичев М.В.
Тренер-преподаватель СШОР №1 Калининского района им. В.А. Платонова
Об актуальности проблемы обеспечения высокого качества образования, его диагностики и оценки, об управлении процессами достижения качества подготовки специалистов и о причинах его снижения в последние годы все чаще говорят и пишут руководители и преподаватели высшей школы.
В образовании понятие «качество» употребляется в узком и широком смысле, отмечает Е.П. Тонконогая (2001). В первом случае оно рассматривается как категория, характеризующая результат образовательного процесса: уровень сформированности общетеоретических и профессиональных знаний, практических умений и навыков студентов; уровень их интеллектуального развития, положительных нравственных качеств личности, особенностей ее ценностных ориентаций. Качество образования в широком смысле предполагает подход к образованию как социально-педагогическому процессу с позиций теории управления, и рассматривается, как совокупность характеристик основных условий этого процесса: реализации его целей, содержания, материальных и дидактических средств, технологий достижения положительных результатов.
Под профессиональным образованием сегодня понимают «процесс становления и развития личности человека». Целью профессионального образования является создание условий для овладения профессиональной деятельностью, получения квалификации, в необходимых случаях – переквалификации, для включения человека в общественно-полезный труд. Основной функцией высшего образования является подготовка молодого поколения к решению профессиональных задач в определенной области деятельности, на основании достаточно высокого уровня сформированности различных умений и навыков и способности их непрерывно совершенствовать.
Сегодня перед нами стоит проблема, которая сводится к вопросу о том, как повысить эффективность подготовки специалистов с высшим образованием в отрасли физической культуры с тем, чтобы снизить вероятность их ухода в другие сферы, с одной стороны, и добиться высокого профессионализма - с другой.
Таким образом, взгляд на процесс подготовки специалистов в условиях вуза с позиции теории деятельности позволяет несколько по-иному раскрыть суть этого дела. Становится понятным, почему его эффективность зависит не только от содержания обучения и методов его организации, но и в большей степени от того, удастся ли в ходе учебы сформировать у студента адекватную предстоящей профессии мотивацию. Более того, содержание обучения и методика должны быть подчинены этой центральной задаче, поскольку в противном случае мы получим человека с дипломом, не собирающегося работать по специальности, в нем записанной.
Главным критерием эффективности подготовки специалистов в высших учебных заведениях становится качество подготовки студентов, которые на основании сформированных знаний, умений и личностных качеств могут осуществлять варианты решения проблемы, гарантирующие достижение результата действия.
Качество подготовки в вузах во многом определяется государственными стандартами высшего профессионального образования (ГОСВПО).
Как считают Л.А. Вербицкая и В.Б. Косевич (2004) акценты в содержании ГОСВПО должны быть радикально смещены. Необходим новый подход в решении вопроса о повышении качества подготовки специалистов. «Функция специалиста – быть решателем проблем определенного типа и круга». Система таких проблем и должна определить содержание стандарта, а значит – модели выпускника.
Одной из важнейших тенденций развития высшего образования, в свете решения стоящих проблем, является деятельностная направленность профессионального образования.
Усиление значимости физической культуры в жизни каждого человека и общества в последние десятилетия нашло отражение в интенсивных исследованиях, свидетельствующих о возросшем интересе к подготовке квалифицированных специалистов (Выдрин В.М., 2004; Гостев Р.Г., 2005; Зайцев В.П., 2006; Запесоцкий А.С., 2002, Костюченко В.Ф., 1997; Лотоненко А.В., 2005; Николаев Ю.М., 1994; Филимонова С.И., 2006).
Повышение качества подготовки специалистов в области физической культуры и спорта возможно лишь в контексте реформы и модернизации всей системы высшего, профессионального образования, в поиске наиболее продуктивных подходов и путей решения существующей проблемы.
Профессиональная деятельность современного педагога и тренера предполагает необходимость принятия быстрого, компетентного, верного решения.. Цена ошибки поиска в педагогической деятельности очень высока. Направленное воздействие двигательной деятельности на человека может быть как положительным, так и отрицательным. Этим и опасен непрофессионализм, как справедливо отмечает профессор Ю.Д. Железняк (2006).
Становление личности профессионала должно начинаться в процессе обучения в вузе. Качество полученного образования в значительной степени определит эффективность самостоятельной профессионально-педагогической деятельности педагога в спорте. Таким образом, одним из важнейших направлений научных исследований становится теоретическое и методическое обеспечение модернизации специального образования.
Таким образом фиксируется реальное научное противоречие, сложившееся в педагогической науке в системе подготовки педагогических кадров высокой квалификации: существенная потребность в использовании игрового метода, в частности подвижных игр, как фактора и средства формирования педагогического мастерства будущих тренеров не обеспечивается сегодня достаточно солидной организационно-методической базой из-за несоответствия богатства накопленного эмпирического материала по подвижным играм уровню его теоретического анализа и осмысления.
Опыт показывает: что формирование умения использовать подвижные игры в работе по физической культуре и спорту - один из основных видов становления педагогического мастерства будущих тренеров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О пути повышения эффективности подготовки обучающихся к ЕГЭ по английскому языку
Цель ЕГЭ по английскому языку: оценка уровня сформированности коммуникативной компетенции. Итоговая аттестация выпускников школ, призвана установить соответствие между реальным уро...
Районная коучинг-сессия «Повышение эффективности подготовки учащихся к ЕНТ через развитие навыков критического мышления»
Разработка коучинг-сессии для секции учителей русского языка и литературы...
Повышение профессиональной компетенции педагогов и организация эффективной подготовки школьников к участию в олимпиадах и интеллектуальных соревнованиях. Эффективная подготовка школьников к олимпиадам и конкурс
Система подготовки детей к участию в предметных олимпиадах в средней и старшей школах....
Интернет-ресурсы для подготовки к военно-спортивным играм и конкурсам
В документе представленны ссылки для подготовки к военно-спортивным играм, патриотическим конкурсам и соревнованиям....
Доклад на тему: «Использование современных методов и приемов, способствующих повышению эффективности подготовки домашних заданий».
В докладе представлен опыт работы воспитателя школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья по организации самоподготовки учащихся; применение современных технологий....
Подготовка к военно-спортивным играм
В истории России патриотическое воспитание молодежи всегда являлось приоритетным направлением в организации воспитательной работы. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целена...
Повышение эффективности подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по информатике
Подготовка к государственной итоговой аттестации – тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Главная задача учителя – созд...