Использование игровых и соревновательных технологий в тренировочном процессе, как средство повышения интереса к занятиям лыжной подготовкой.
учебно-методический материал по физкультуре
Включение игр, игровых упражнений и соревнований в тренировочный процесс начинающего лыжника заметно повышает интерес к занятиям, создаёт ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. Соревнования и подвижные игры одинаково интересны воспитанникам как групп начальной подготовки, так и учебно-тренировочных групп. Во время соревнований воспитанники, помимо соревнования, учатся делать выбор и выводы, давать самооценку и пересматривать собственные позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovyh_i_sorevnovatelnyh_tehnologiy_v_trenirovochnom_protsesse.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых и соревновательных технологий в тренировочном процессе, как средство повышения интереса к занятиям лыжной подготовкой.
Семёнов Антон Игоревич,
тренер – преподаватель
МБУ ДО «АРДЮСШ»
В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» предусмотрено развитие системы дополнительного образования детей. Одним из показателей проекта является увеличение численности детей, занимающихся в кружках и секциях учреждений дополнительного образования. Поэтому одна из задач, стоящих перед педагогами дополнительного образования – привлечение новых воспитанников, повышение интереса учащихся к занятиям в кружках и секциях, создание благоприятных условий для обучения. [8]
В методической и психологической литературе [1, 3, 4, 5, 7] описываются те или иные аспекты деятельности тренера – преподавателя. К недостаткам большинства работ можно отнести то, что в них мало уделено внимания использованию подвижных игр и игровых заданий, спортивных праздников в тренировочном процессе. При этом большинство авторов указывают на то, что основная задача тренера – раскрытие потенциальных возможностей воспитанников не только в спорте, но и в учебе, труде и жизни, (тренер в переводе с англ. – это специалист, помогающий расти живому организму).
Исследования показывают, что правильно организованные учебные тренировочные занятия лыжными гонками в сравнении с другими видами спорта оказывают наиболее благоприятное воздействие на физическое развитие детей. Сказывается и то, что занятия на лыжах проходят в благоприятной гигиенической обстановке. Легкий мороз, чистый зимний воздух, вызывающие потребность в движении, а так же сравнительно равномерная нагрузка на весь опорно-двигательный аппарат в сочетании с увлекательностью самих упражнений благоприятно действуют на организм ребёнка любого возраста.
Соревнования, игры и игровые упражнения – очень эмоциональные виды деятельности, поэтому они представляет большую ценность и имеет особенно высокую эффективность в воспитании школьников и успешности тренировочного процесса.
Включение игр, игровых упражнений и соревнований в тренировочный процесс начинающего лыжника заметно повышает интерес к занятиям, создаёт ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. Соревнования и подвижные игры одинаково интересны воспитанникам как групп начальной подготовки, так и учебно-тренировочных групп. Во время соревнований воспитанники, помимо соревнования, учатся делать выбор и выводы, давать самооценку и пересматривать собственные позиции.
В своей работе я применяю игровой и соревновательный метод для развития физических качеств учащихся, разнообразия форм занятий, приобщению их к регулярным занятиям спортом. Особое место в моей работе занимает такая разновидность игровых форм работы, как спортивные праздники. Спортивные праздники способствуют привлечению детей и их родителей к занятиям физической культурой, воспитание взаимоуважения, дружеского отношения, дисциплинированности, честности, инициативы. Спортивные праздники являются актуальной формой и методом работы с родителями, необходимой для повышения активности их как участников воспитательного процесса. Примером такого мероприятия является спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья», проводимого в рамках традиционной лыжной гонки учащихся школ и воспитанников детского сада Андреевского сельского поселения.
2. Сценарий спортивного праздника «Мама, папа, я – лыжная семья!».
Цель праздника:
- популяризации лыжных гонок, вовлечение учащихся и родителей к занятиям физической культурой.
Задачи праздника:
- формирование умения практически реализовывать умения и навыки, полученные на тренировках, соревнованиях;
- развитие физических качеств посредством лыжных эстафет;
- укрепления роли семьи, формирования здорового образа жизни в семьях;
Сроки проведения: 20 марта 2021 года, начало в 10 – 00 ч.
Место проведения: сбор у Дома культуры, спортивная часть на стадионе села Андреевское.
Состав команд: 3 человека – мама, папа и ребенок. Возможна замена одного из родителей на детей старшего возраста.
Оборудование и инвентарь: лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки, секундомер, свисток, стойки, флажки, указатели «Старт», «Финиш», динамики, микрофоны. На стадионе сделаны параллельные лыжни длиной 100 м – по количеству команд.
Ход праздника.
Ведущий:
Здравствуйте, уважаемые родители! Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего праздника! Мы собрались здесь, чтобы посоревноваться в силе, ловкости, скорости и выносливости. А еще мы собрались для того, чтобы поближе познакомиться и покрепче подружиться друг с другом, посмотреть, что могут наши дети и что могут их родители.
И неважно, кто победит в этом соревновании, главное, что мы почувствуем атмосферу праздника. Пусть девизом нашей сегодняшней встречи будут слова «Спорт – здоровье, здоровье – любовь, а любовь – это семья»! Призываю команды к честной спортивной борьбе, желаю всем успехов. И пусть победит сильнейший!
1 ученик:
Посмотрите-ка, у нас
Здесь собрался целый класс.
Рядом папы, мамы.
Папы бросили диваны,
Мамы бросили кастрюли
И костюмы натянули!
2 ученик:
Все хотят соревноваться,
Пошутить и посмеяться.
Силу, ловкость показать,
И сноровку доказать!
3 ученик:
Этой встрече все мы рады,
Собрались не для награды,
Нам встречаться чаще нужно,
Чтобы жили мы все дружно!
Ведущий: слово для приветствия представляется гостям праздника.
Выступают гости.
Ведущий: - Позвольте представить команды участников наших соревнований.
1 ученик:
Наши любимые … папы – (делают шаг вперед) Вот они перед нами – слегка бодрые, местами подтянутые и даже в чем-то непобедимые, а в чем именно – мы узнаем позже (папы встают на свои места).
2 ученик:
Наши незаменимые… мамы – (делают шаг вперед). Они всегда в форме. Дают о себе знать постоянные тренировки: плита, бег по магазинам, прополка, стирка, уборка. И мы уверены, что сегодня именно они будут задавать тон своим командам (мамы делают шаг назад).
3 ученик:
Наши капитаны … дети (дети делают шаг вперед). Это именно они еще с пеленок долгие годы закаляли постоянными тренировками и объединяли своих родителей в дружескую команду, ставя перед собой все новые задачи: тяжело в учении, легко в бою.
Ведущий: разрешите представить судейскую коллегия:
- главный судья –
- судья – хронометрист –
- секретарь –
Ведущий: Итак, наши команды готовы? Наши болельщики готовы? А судьи готовы? Тогда мы приступаем к состязаниям. Проходим дружно на школьный стадион для участия в соревнованиях. На празднике всем – веселиться, не грустить.
1 ученик: Спортсменам быть ловкими, быстрыми, сильными и сообразительными.
2 ученик: Болельщикам «болеть» не только за своих, но и за команду соперников.
3 ученик: поддерживать спортсменов хлопками, кричалками, трещотками. Удачи вам, друзья!
Программа праздника.
Ведущий: Конкурс 1 «Собери флажки».
Может, не все из вас знают,
Как лыжники на трассе препятствия преодолевают?
А мы вам сейчас расскажем
И, конечно же, покажем.
Папы по полю пять флажков расставляют,
Дети между ними аккуратно проезжают.
Ну, а мамочки за детьми
Флажки собирают и на финиш приезжают.
По лыжне быстрей проезжайте,
Только лыжи не потеряйте.
Жюри подводит итоги.
Ведущий: А сейчас, пока идёт подготовка к следующему конкурсу, мои помощники народ зимними загадками заведёт.
1 ученик:
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки:
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на бегу оставляют на снегу! (Лыжи)
2 ученик:
Кто по снегу быстро мчится,
Провалиться не боится? (Лыжник)
3 ученик:
Спорт на свете есть такой,
Популярен он зимой.
На полозьях ты бежишь,
За соперником спешишь. (Лыжные гонки)
1 ученик:
И в мишень спортсмен стреляет,
И на лыжах мчится он.
А вид спорта называют
Очень просто: … (Биатлон)
Ведущий: Конкурс 2. «Спортивная сноровка».
А сейчас каждая семья покажет сноровку
И умение на местности произвести ориентировку.
Флажки своего цвета собрать и соперников обогнать.
Жюри подводит итоги.
Ведущий: Конкурс 3 «Сила дружбы».
Испытания продолжаются.
И вот вам новое состязание.
Задача очень проста:
Испытаем силу семейного плеча.
Сначала дети сильно палками толкаются
И далеко проехать стараются.
От места ребячий остановки
Мамы толкаются и ещё дальше проехать умудряются.
Ну, а от маминой остановки
Вперёд папы толкаются ловко.
Дальше соперников уехать стараются
Вот в этом состязание и заключается.
Жюри подводит итоги.
Ведущий: Конкурс 4 «Семейная эстафета».
Проверим, как вы быстро на лыжах бегать умеете.
Мамы стартуют по большому кругу.
Папы ждут на старте супругу.
Потом бегут друг друга догоняя, два круга не срезая,
Эстафету передают ребёнку
И родители на финише ждут своего ребёнка.
Посмотрим на ваш классический ход.
К семейной эстафете приготовиться!
Полный вперёд!
Жюри подводит итоги.
Ведущий: Конкурс 5 «Болельщик, не скучай!»
В зимний день ты не скучай,
Быстро лыжи надевай,
В руки палки ты бери -
С ветерком по лыжне беги!
Жюри подводит итоги
Ученик 1:
Ну, вот и последний конкурс завершён!
Весёлым и зрелищным выдался он.
Пора жюри итоги подводить,
И победителей достойно наградить.
Ученик 2:
Слово жюри предоставляем,
Пусть результаты соревнования объявляют.
Награждение победителей, призеров и участников соревнований.
Ученик 3:
Сегодня победителями считаем мы всех,
Здесь вы получили – здоровье, радость, смех!
Чуть-чуть команда ______________________ удачливей была,
И место первое заняла!
Ведущий:
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим вам до свидания!
До счастливых новых встреч.
3. Заключение.
В том, что лыжи один из самых полезных и популярных видов спорта, можно убедиться на традиционных лыжных соревнованиях в нашем селе Андреевское. Одни из первых моих соревнований была гонка на призы Главы Андреевского сельского поселения. В дальнейшем благодаря усилиям спортивной общественности села и С. В. Рыбакова – выпускника Андреевской школы, председателя общественной организации ветеранов войны в Афганистане и других военных конфликтов г. Александрова и Александровского района эта гонка проходила в память выпускника 1978 года Владимира Игонькина, погибшего в Афганистане.
В связи с пандемией мы не могли провести полномасштабную гонку, но желание «зарубиться на трассе» было огромное. Было предложено гонку в формате праздника «Мама, папа, я – лыжная семья!».
Поддержать участников соревнований пришли Л. М. Кузьмина – депутат районного Совета народных депутатов, С. Ф. Пахомова – Глава Андреевского СП., О. Н. Федулов - Глава администрации Андреевского СП..
Хорошие погодные условия: легкий мороз, яркое солнце порадовали поклонников лыжного спорта. Благодаря хорошо подготовленной трассе, все участники соревнований дошли до финиша. Приятно было видеть на соревнованиях родителей, которые пришли не только поболеть за своих детей, но и поучаствовать в соревнованиях.
Спортивные соревнования – это всегда праздник, а любой праздник должен выглядеть запоминающимся и увлекательным. Такие массовые, зрелищные мероприятия погружают в мир добра и красоты. Поэтому я хочу, чтобы эта замечательная традиция лыжных соревнований в селе Андреевское продолжалась.
4. Список источников:
- Алексеев А. В. Спортивная психология, состояние вдохновения у спортсменов / А. В. Алексеев. – СПб.: Питер, 2010. – 88с.
- Богданова Е. В. Здоровый образ жизни детей – задача родителей// Физкультура в школе. – 2009. – №1
- Бутин И. М. Лыжный спорт: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / И. М. Бутин. – М.: Академия, 2000. – 368 с.
- Видякин М. В. Спортивные праздники и мероприятия в школе. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Дергач А. А. Творчество тренера / А. А. Дергач, А. А. Исаев – М.: ФиС, 2012. – 238 с.
- Ильин Е. Л. Психология физического воспитания: учебник для институтов и факультетов физической культуры / Е. Л. Ильин. – СПб. : изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. – 486 с.
- Киселев П. А., Киселева С. Б. Справочник учителя физической культуры. – Волгоград: Учитель, 2010.
- ( 2021 г.)
- Об утверждении профессионального стандарта "Тренер-преподаватель" ( г.)
- ( г.)
- ( г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.
Игры – это активный и веселый способ достичь многих образовательных целей.Игра рассматривается как подготовка ученика к личностно-ориентированному взаимодействию с другимиучастниками образователь...
Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры, как средство повышения качества обучения
Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры, как средство повышения качества обучения...
«Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры, как средство повышения качества обучения»
Актуальность. Значимость этой темы очевидна, так как игровой и соревновательный методы одни из массовых, эмоциональных и привлекательных методов физической культуры.Главная цель всех занятий, в т...
Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры, как средство повышения качества обучения
Выступление на РМО. Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры, как средство повышения качества обучения...
«Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры, как средство повышения качества обучения».
Игровой и соревновательный методы обученияПрименение их в формировании двигательных навыков и уменийВ последние годы в практике физического воспитания особую актуальность приобретает выбор методов обу...