ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ
методическая разработка по информатике и икт (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Померанцев Андрей Александрович

Профессионально-прикладная физическая культура (ППФК) является важным компонентом освоения будущей профессии. В большинстве профессий выполнение двигательных действий лежит в границах мелкой моторики. Статья содержит предложение по организации занятий физической культурой (ППФК) с использованием программного приложения Ладошки-ff (FingerFit), непосредственно в компьютерном классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskaya_kultura_v_kompyuternom_klasse.docx493.92 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ

Аннотация. Профессионально-прикладная физическая культура (ППФК) является важным компонентом освоения будущей профессии. В большинстве профессий выполнение двигательных действий лежит в границах мелкой моторики. Статья содержит предложение по организации занятий физической культурой (ППФК) с использованием программного приложения Ладошки-ff (FingerFit), непосредственно в компьютерном классе.

Ключевые слова – мелкая моторика, моторика рук, FingerFit, студенты, компьютерное приложение, Ладошки-ff.

Движения и положения рук являются основным инструментом выполнения множества повседневных и профессиональных действий. Одним из важных показателей в процессе обучения является высокий уровень мелкой моторики. Без правильного функционирования кистей рук и пальцев – ни удерживать в руках ручку, ни перелистывать книжные страницы, ни печатать на клавиатуре. Уровень развития мелкой моторики определяет уровень мастерства во многих профессиях (художники, музыканты, врачи, киберспортсмены, специалисты в IT сфере) и лица многих других профессий имеют хорошо развитую и вместе с тем специфическую мелкую моторику.

В многочисленных исследованиях специалистами обнаружена тесная взаимосвязь мелкой моторики с различными психическими процессами (речь, внимание, координация, мышление, воображение). Наиболее отчетливо взаимосвязь мелкой моторики с другими способностями прослеживается у детей, имеющих отставания в развитии и различные дисфункции. Речь, мышление, память, воображение играют доминирующую роль на протяжении всего периода обучения в школе и вузе и влияют на успешность обучения.

Уровень проявления мелкой моторики определяется способностью к слаженной работе пальцев рук – мышечных синергиях. Существуют несколько способов контроля синергий, однако все они требуют использования специализированного оборудования и сложны в проведении.

Современный подход к решению многих задач решается с помощью машинного зрения и автоматизированного анализ видеопотока. Такие технологии используются в спорте для анализа движений. Нейросети внедряют в процесс обучения, в лечебную практику, управления различными механизмами и устройствами, навигации в компьютерных играх.

Мы предлагаем использовать машинное зрение для занятий по развитию мелкой моторики.

C:\Users\user\Desktop\Ладошки\Физкультура в компьютерном классе\2.jpg

Рисунок 1. Объяснение двигательного задания во время занятий по развитию мелкой моторики

 

Учеба в школе и ВУЗе способствует развитию мелкой моторики рук, а высокий уровень мелкомоторной координации играет важную роль в успеваемости школьников и студентов.

Для занятий ППФК мы использовали программу Ладошки-ff, которую можно скачать с сайта ladoshki-ff.

 

Рисунок 2- Окно программы для оценки мелкой моторики рук за счет выявления и оценки синергий

Программа включает 15 уровней сложности, поэтому может быть рассчитана на несколько занятий и подойдет пользователям с различным уровнем развития мелкой моторики.

 C:\Users\user\Desktop\Ладошки\Физкультура в компьютерном классе\1.jpg

Рисунок 3. – Процесс занятий по развитию мелкой моторики с помощью программы Ладошки-ff (FingerFit)

По результатам занятий пользователи получают на руки протокол тестирования с индивидуальными рекомендациями по организации пальчиковой гимнастики

Рисунок 4. – Протокол с результатами тестирования и персональным предложением по организации пальчиковой гимнастики

Дополнительная литература:

  1. Токарева, М. И. Проведение соревнований FINGERFIT по мелкой моторике как элемент профессиональной подготовки авиационных специалистов / М. И. Токарева, А. А. Померанцев // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры, спортивной тренировки, рекреации и фитнеса, адаптивной и оздоровительно-восстановительной физической культуры : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Липецк, 11–12 апреля 2024 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2024. – С. 151-156. – EDN JFODSS.
  2. Померанцев, А. А. Инновационный метод оценки мелкой моторики FINGERFIT на основе контроля двигательных ошибок с помощью компьютерного зрения / А. А. Померанцев // Актуальные проблемы адаптивной физической культуры : Материалы Международной научно-практической конференции, Омск, 15–16 февраля 2024 года. – Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2024. – С. 313-320. – EDN WEVYOD.
  3. Патент № 2809430 C1 Российская Федерация, МПК A61B 5/103, G06N 3/02, G06T 3/00. Способ оценки мелкой моторики рук на основе анализа синергий с помощью компьютерного зрения : № 2023109884 : заявл. 18.04.2023 : опубл. 11.12.2023 / А. А. Померанцев. – EDN KPDEXC.
  4. Pomerantsev, A. A. An Innovative Method of Assessing Fine Motor Skills for Students Mastering the Profession / A. A. Pomerantsev, Т. В. Бахтиарова // 3rd International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education (TELE), Lipetsk, 14–16 июня 2023 года. – Lipetsk: Institute of Electrical and Electronics Engineers, 2023. – P. 28-30. – DOI 10.1109/TELE58910.2023.10184390. – EDN EIJZFV.
  5. Померанцев, А. А. Анализ подвижности мелкой моторики на основе 3D-моделирования и поиска ассоциативных правил / А. А. Померанцев, С. Е. Ларин, И. Е. Залесный // Студенческий спорт: инновации, технологии и цифровая трансформация : Материалы I Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 40-летию Высшей школы физической культуры и спорта Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта, Калининград, 30–31 марта 2023 года. – Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2023. – С. 189-193. – EDN XOFSGH.
  6. Оценка подвижности пальцев рук спортсмена на основе выполнения виртуальных жестов / А. А. Померанцев, Т. В. Бахтиарова, С. Е. Ларин, И. Е. Залесный // Спорт, Человек, Здоровье : Материалы XI Международного Конгресса, Санкт-Петербург, 26–28 апреля 2023 года / Под редакцией  С.И. Петрова. – Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2023. – С. 550-552. – DOI 10.18720/SPBPU/2/id23-349. – EDN HYJRFE.
  7. Бахтиарова, Т. В. Систематитизация методов оценки мелкой моторики рук / Т. В. Бахтиарова, А. А. Померанцев // Спорт, Человек, Здоровье : Материалы XI Международного Конгресса, Санкт-Петербург, 26–28 апреля 2023 года / Под редакцией  С.И. Петрова. – Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2023. – С. 461-463. – DOI 10.18720/SPBPU/2/id23-309. – EDN IPHJKO.
  8. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2023622050 Российская Федерация. Возможные комбинации согнутых пальцев для контроля подвижности мелкой моторики : № 2023621010 : заявл. 14.04.2023 : опубл. 21.06.2023 / А. А. Померанцев, М. В. Патаев, С. Е. Ларин, И. Е. Залесный ; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского». – EDN NHVSVG.
  9. Бахтиарова, Т. В. Инновационные методики оценки и развития мелкой моторики рук / Т. В. Бахтиарова, А. А. Померанцев // Актуальные вопросы физической культуры и спорта : Материалы XXV Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти профессора Ю.Т. Ревякина, Томск, 24–25 марта 2023 года / Отв. редактор А.Н. Вакурин. – Томск: Томский государственный педагогический университет, 2023. – С. 26-30. – EDN DBTZXW.
  10. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2023620997 Российская Федерация. База данных «Динамическая анатомия мелкой моторики кисти по синергиям сгибания-разгибания пальцев» : № 2023620199 : заявл. 24.01.2023 : опубл. 27.03.2023 / Т. В. Бахтиарова, А. А. Померанцев, М. В. Патаев, Д. А. Травков. – EDN CIJBPC.
  11. Померанцев, А. А. О проведении первых в Липецке Fingers Games (Пальцевых игр) / А. А. Померанцев, Т. В. Бахтиарова, М. А. Ляхов // Научно-методическое обеспечение физического воспитания и спортивной подготовки студентов : Материалы II международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию кафедры физического воспитания и спорта БГУ, Минск, 31 января 2023 года. – Минск: Белорусский государственный университет, 2023. – С. 161-165. – EDN FAUZCN.
  12. Pomerantsev A.A. Method for assessing the fine motor skills synergies based on computer vision // XXIX Congress of International Society of Biomechanics (ISB). Fukuoka University, 30th July — 3rd August, 2023. — Fukuoka, Japan. — P. 127.
  13. Контроль синергий мелкой моторики на основе нейронной сети Mediapipe Hands и принципа fingerfit / А. А. Померанцев, В. Э. Беспяткин, Д. А. Травков, О. С. Бетехтина // Наука и спорт: современные тенденции. – 2022. – Т. 10, № 4. – С. 16-24. – DOI 10.36028/2308-8826-2022-10-4-16-24. – EDN EDLCYI.
  14. Взаимосвязь показателей мелкой моторики по тесту FINGERFIT с уровнем психического и физического развития детей дошкольного возраста / А. А. Померанцев, Т. В. Бахтиарова, Д. А. Травков, О. А. Померанцева // Современные вопросы биомедицины. – 2022. – Т. 6, № 3(20). – DOI 10.51871/2588-0500_2022_06_03_21. – EDN MXVVUX.
  15. Померанцев, А. А. Оценка мелкой моторики рук на основе авторского метода и программного приложения FingerFit / А. А. Померанцев, Т. В. Бахтиарова // Современные вопросы биомедицины. – 2022. – Т. 6, № 4(21). – DOI 10.51871/2588-0500_2022_06_04_18. – EDN VINIVW.
  16. Бахтиарова, Т. В. Влияние спортивной специализации на мелкую моторику рук спортсменов 13-17 лет / Т. В. Бахтиарова, А. А. Померанцев, Т. А. Мишакова // Современные технологии здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности в педагогическом процессе : материалы I Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 24 ноября 2022 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. – С. 56-60. – EDN XALJLK.
  17. Оценка мелкой моторики рук у больных после декомпрессии вентрального субаксиального цервикоспондилодеза / Л. В. Осолодченко, Д. А. Травков, А. В. Верещако [и др.] // Вестник современной клинической медицины. – 2022. – Т. 15, № 6. – С. 72-77. – DOI 10.20969/VSKM.2022.15(6).72-77. – EDN TZDTPW.
  18. Взаимосвязь мелкой моторики и академической успеваемости студентов института физической культуры / А. А. Померанцев, Т. В. Бахтиарова, Т. А. Мишакова [и др.] // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2022. – № 4(42). – С. 57-63. – EDN ZZYLEL.
  19. Бахтиарова, Т. В. К вопросу об уточнении понятия «мелкая моторика» / Т. В. Бахтиарова, А. А. Померанцев // Актуальные вопросы физического воспитания и спортивной тренировки : Сборник материалов II Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и молодых ученых, Брянск, 01 ноября 2022 года. – Брянск: ИП Худовец Р.Г, 2022. – С. 9-14. – EDN GUDZQG.
  20. Игровой комплекс развития мелкой моторики на основе принципа Fingerfit / А. А. Померанцев, М. А. Ляхов, Т. П. Кравченко, В. Э. Беспяткин // Человек. Спорт. Медицина. – 2021. – Т. 21, № S2. – С. 69-73. – DOI 10.14529/hsm21s209. – EDN EFDFOW.
  21. Патент № 2717365 C1 Российская Федерация, МПК A61B 5/00, A61B 5/11, G09B 9/00. Способ оценки мелкой моторики рук : № 2018147383 : заявл. 27.12.2018 : опубл. 23.03.2020 / А. А. Померанцев, А. Н. Старкин ; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского» (ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»). – EDN DPCJMH.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."

В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

«Использование компьютерных технологий на уроках физической культуры в старших классах»

Люди каждого нового поколения должны готовиться (развиваться) так, чтобы они могли эффективно и в достаточно короткие сроки овладеть не только той техникой, которая уже создана предшествующими поколен...

Конспект урока по физической культуре в 2 классе, 3 четверть на тему: "Развитие координации движений", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Ляха ( 2 класс)

Конспект урока на тему: "Развитие координации движений", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Ляха в 2 классе...

Конспект урока по физической культуре в 4 классе, 3 четверть на тему : "Прыжок в длину с места", УМК "Физическая культура" под ред. В.И.Ляха (4 класс)

Конспект урока  на тему : "Прыжок в длину с места", УМК "Физическая культура" под ред. В.И.Ляха (4 класс)...