Информационные технологии в сфере Физической культуры.
методическая разработка по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Информационные технологии - это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры) для работы с информацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnye_tehnologii.docx | 45.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №36»
Использование информационной технологии на уроках физической культуры
Дзержинск – 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
- Сущность информационной технологии на уроках физической культуры...…………………………………………………………………………4
- Особенности реализации информационной технологии на уроках физической культуры..............................................................................................6
- Обобщение опыта использования информационной технологии на уроках физической культуры……………………..…………………………..9
- Обобщение собственного опыта по использованию информационной технологии на уроках физической культуры..………...………………………...9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...12
ВВЕДЕНИЕ
Информационные технологии - это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры) для работы с информацией. Так же информационная технология - это практическая часть научной области информатики, представляющая собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых результатов[3].
В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако он намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей[1].
Одним из приоритетных направлений работы современных школ является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения. Введение курса информатики и вычислительной техники привело к оснащению образовательных школ компьютерными классами и созданию предпосылки применения компьютеризованных технологий в преподавании других предметов, в частности - физической культуры[5].
Информационные технологии позволяют существенно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности, стимулируют личную заинтересованность, повышают интерес к собственному здоровью, способностям и демонстрируют возможности для их дальнейшего развития.
Использование информационных технологий на уроках физической культуры позволяет реализовать сразу несколько функций: мотивационную, информационно-обучающую и контролирующую[1].
1. Сущность информационной технологии на уроках физической культуры.
В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимания на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями. В связи с этим, выполнение движения происходит не точно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету. Поэтому при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование информационных технологий, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор[2].
Цель информационной технологии — производство информации для ее последующего анализа и принятия на ее основе решения по выполнению какого-либо действия.
Задачи: 1) повысить эффективность проведения уроков физической культуры; 2) усилить привлекательность подачи материала; 3) осуществить дифференциацию видов заданий; 4) разнообразить формы обратной связи; 5) повышение мотивации к занятиям спортом.
Применение информационных технологий на уроке физической культуры позволяет решать одну из важных задач обучения — повысить уровень знаний учеников. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, повысить мотивацию обучения[6].
Информационные технологии позволяют существенно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности, стимулируют личную заинтересованность, повышают интерес к собственному здоровью, способностям и демонстрируют возможности для их дальнейшего развития. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов, что современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц[3].
К средствам информационных технологий относятся локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией; системы искусственного интеллекта[1].
Эффективность использования информационных технологий на уроках физической культуры объясняется рядом факторов: 1) наглядность; 2) повышение интереса учащихся; 3) разнообразие учебного материала; 4) развитие творческого потенциала учащихся.
Разрабатывая технологию применения компьютера на уроке физкультуры, нужно руководствоваться следующим принципом: компьютеры в обучении следует использовать лишь тогда, когда они обеспечивают получение знаний и умений, которые невозможно или достаточно сложно сформулировать при использовании традиционных технологий[2].
Прежде всего, стоит отметить, что на уроке с использованием компьютера смещаются методические акценты: для учителя на первое место выходит проблема – не как рассказать учебный материал, а как его показать.
По-другому строится и планирование урока. Особое внимание следует обратить на:
- представление в удобной форме наглядной демонстрации двигательного действия;
- формирование правильного представления о двигательном действии.
Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет ряд преимуществ:
- индивидуальный подход;
- повышение объективности оценивания;
- видна детальная картина успехов и ошибок.
2. Особенности реализации информационных технологий на уроках физической культуры
Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование информационных технологий позволит эффективно решить эту проблему. По программе физического воспитания в школе закладываются основы техники специфических действий по разным видам спорта. Это может быть бросок баскетбольного мяча, прием волейбольного мяча, финиширование в легкой атлетике. Обучение двигательному действию эффективно начинать с демонстрации показа техники изучаемого элемента. Эта цель прекрасно реализуется через использование при показе различных презентаций. Просмотр школьниками техники двигательных действий, создает базу для теоретических знаний, способствует развитию логического, образного мышления. А применение цветового эффекта позволяет воссоздать реальную технику движений, способствует более быстрому усвоению учебного материала[4].
Электронная презентация содержит обширный теоретический материал для изучения физической культуры. Кроме того, понятия и абстрактные положения до сознания учащихся доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; и потому для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности. Именно поэтому в учебных презентациях текстовая информация сводится к минимуму, заменяемая схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов, касающихся физической культуры и спорта.
Вдобавок, наглядность можно использовать не только в качестве иллюстраций, но и как самостоятельный источник знаний, нужно только организовать эффективную поисковую, исследовательскую работу учащихся. Например, под руководством учителя физической культуры подобрать комплекс специальных, общеукрепляющих либо адаптивных упражнений индивидуально для каждого учащегося, а затем реализовать разработанные комплексы в виде медиапродукта: обработать иллюстрации, подобрать музыку, создать текстовое сопровождение. Продукт, созданный руками учащихся, будет самым лучшим наглядным пособием. Привлекая их к самостоятельной исследовательской деятельности можно затронуть следующие темы: «Нормы ГТО», «История Олимпийских игр», «Виды спорта в России», «Олимпийские чемпионы». Кроме того, информационные технологии позволяют реализовать себя ученикам с творческой стороны и проявить свои личные качества. Например, подготовить презентацию или видеоролик на тему «Мой любимый вид спорта». Можно использовать в организации контроля знаний учащихся: олимпиады, тестирования, викторины. Это позволит выяснить, как дети усваивают теоретический материал[5].
На уроках физической культуры так же необходимо применение интерактивной доски, что позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта. Учитель, работая с доской, имеет возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. С помощью маркера на доске во время показов слайдов можно рисовать стрелками направления движения ног, рук, туловища. Как результат — возможен разбор ошибок и нарушений правил игры. Можно стрелками предположить полет мяча при неправильной работе рук и ног. Такой метод обучения техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и нравится учащимся.
Результатами использования интерактивной доски на уроках физкультуры являются: 1) абсолютная доступность при любой физической подготовленности; 2) заинтересованность учащихся в изучении техники приемов; 3)применение этих знаний и умений в жизни (на отдыхе, в летних лагерях)[7].
Оптимальная частота и длительность применения информационных технологий в учебном процессе определяются возрастом учащихся и целесообразностью их использования в познавательной деятельности школьников. Правильнее использовать в начале изучения каждого раздела программы по физической культуре для становления зрительного образа изучаемых двигательных действий и закрепления ассоциативного мышления.
В ходе всего курса физической культуры в средней школе можно выделить несколько этапов освоения учениками спортивно-компьютерных умений и навыков:
I этап - визуальный (5–7-й классы) - предусматривает просмотр школьниками техники двигательных действий великих спортсменов, собирание целостного двигательного действия из элементов.
II этап - технический (8–9-й классы) - предполагает использование видеоаппаратуры (камер, фотоаппаратов) для съемки двигательного действия, а затем его изучение и обработку подетально.
III этап - аналитический (10–11-й классы) - старшеклассники учатся принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий (урок, соревнование, активности сопротивления), у них формируется адекватная самооценка[6].
Применение информационно технологий возможно на всех этапах урока.
3. Обобщение опыта использования информационных технологий на уроках физической культуры
Примером применения информационных технологий на уроках физической культуры является, уроки в МБОУ СШ №7 в селе Горево, проведённые учителем физической культуры Кругловым Денисом Евгеньевичем. Он на уроках, посвящённых спортивным играм, таким как волейбол, баскетбол, футбол, применяет различного рода интерактивные презентации, учебные диски, для более точного и подробного изучения техник двигательных действий. Так же, в разделе гимнастика им проводится видеосъёмка, при обучении сложным элементам, так как полное освоение и коррекция возможна лишь при просмотре собственных ошибок и погрешностей[3].
4. Обобщение собственного опыта по использованию информационных технологий
Я в работе применяю информационные технологии в разделе гимнастика.
Мной была предложена презентация с подробным разбором акробатической комбинации, которая сопровождалась краткими, но ясными пояснениями от меня. Благодаря этому дети могли визуально, со всех ракурсов, и на слух понять их предстоящую деятельность.
В будущем это повлияло на процесс выполнения представленных в презентации элементов, детям требовалось буквально 2-3 попытки, чтобы с уверенностью выполнять двигательные действия. Такое быстрое овладение элементами повышало мотивацию к последующим занятиям физической культурой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информационные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя они не могут заменить непосредственного общения ученика с живым человеком, учителем. Однако использование этих технологий в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения своих подопечных – необходимая потребность современного и будущего времени[1].
Таким образом, исходя из своего опыта работы, я считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование информационных технологий, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор[5].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баранов, А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурно-оздоровительных занятий [Текст] / А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева // Физическая культура. – 2006. - №5. – С. 15-18.
2. Дядюшкина, Т.С. Использование информационных технологий на уроках физической культуры [Текст] / Т. С. Дядюшкина // Физическая культура. – 2010. - №3. – С. 1-3.
3. Лукьяненко, В. П. Концепция модернизации системы среднего физкультурного образования в России [Текст] / В. П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2007. – 120с.
3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. [Текст] / Г. К. Селевко. – М.: Советский спорт, 2003. – 138с.
4. Возможности информационных технологий на уроках физической культуры. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /, свободный.
5. Использование информационных технологий на уроках физической культуры. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /, свободный.
6. Использование информационных технологий на уроках физической культуры. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: , свободный.
7. Применения средств ИКТ на уроке физической культуры. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: , свободный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация « Методика обучения гимнастическим упражнениям с предметами на основе использование информационных технологий на уроках физической культуры»
Одной из задач, в решении данной проблемы, является разработка новой методики обучения, основанной на использовании когнитивных, перцептивных и двигательных возможностей обучаемых. Причем, такой метод...
Информационные технологии на уроках физической культуры
Одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование» нацеливает систему на обеспечение доступности и качества образования, формирование конкурентоспособного выпу...
Использование информационных технологий на уроках физической культуры.
В статье приведены задачи, условия повышения эффективности уроков физической культуры за счет использавания информационных технологий....
Использование информационных технологий на уроках физической культуры.
Использование информационных технологий на уроках физической культуры....
Использование информационных технологий на уроках физической культуры.( Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013г.
Одним из приоритетных направлений работы нашей школы №27 г.Дзержинска, Нижегородской области, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внекласс...
Использование информационных технологий на уроках физической культуры.( Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013г.
Одним из приоритетных направлений работы нашей школы №27 г.Дзержинска, Нижегородской области, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внекласс...
Использование информационных технологий на уроках физической культуры в старших классах
Использование информационных технологий на уроках физической культуры в старших классах...