"Мотивация к здоровому образу жизни на уроках и секция по физической культуре"
опыты и эксперименты по физкультуре

Анашкина Ольга Михайловна

Мотивация здорового образа жизни – это побуждение личности к активному существованию в условиях благоприятного психофизического пространства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотивация к здоровому образу жизни на уроках и секциях по  физической культуре.

Здоровый образ жизни – активная деятельность человека, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. Но при этом такие установки не складываются сами по себе, а формируются с детства и на протяжении жизни целенаправленно и постоянно.

Мотивация здорового образа жизни – это побуждение личности к активному существованию в условиях благоприятного психофизического пространства.

В настоящее время активно выясняются факторы, способствующие или препятствующие регулярным занятиям физической культурой или спортом среди школьников.

Занятия физической культурой в школе позволяют лишь поддерживать нормальное физическое состояние, не улучшая его при этом, не влияя на физическое развитие школьников. Для этого нужны и большая частота уроков, и большая физическая нагрузка. Добиться этого можно посредством привлечения к занятиям в спортивных секциях, путем самостоятельных занятий школьников во внеурочное время.

На уроках у обучающихся должна сформироваться потребность самостоятельно заниматься физической культурой через обогащение багажа знаний о здоровом образе жизни. Но большая роль в развитии потребности в двигательной активности принадлежит родителям, детскому окружению. Конечно, школьники самостоятельно или совместно с родителями занимаются физической культурой, но это лишь эпизоды, например, во время выходных или каникул. Задачей учителя и является сделать эти занятия постоянными, регулярными. А этого мы добьемся лишь в том случае, если у школьников будет сформирована потребность в самостоятельных и систематических занятиях физической культурой. Такая работа проводится в несколько этапов.

Первый этап включает в себя целенаправленное формирование положительного отношения к физической культуре.

Второй этап посвящен формированию у обучающихся желания самостоятельно заниматься физической культурой. Здесь главным условием является пробуждение у ребенка желания самостоятельно и регулярно заниматься физической культурой. Например, выработка у школьников привычки ежедневно выполнять утреннюю гигиеническую зарядку. После этого преподаватель может переходить к следующему этапу.

На третьем этапе школьниками осуществляются самостоятельные занятия в созданных условиях для выполнения физических упражнений: приобретение необходимого спортивного инвентаря (лыж, коньков, ракеток, гантелей); составление режима дня и т.д.

Четвертый этап – переход от желания регулярно заниматься физической культурой и спортом к привычке. Задача учителя – поддержать сформированное намерение школьников самостоятельно заниматься и дальше.

Интерес к систематическому выполнению физических упражнений стимулируется и постоянным контролем. Подобные мероприятия (например, проверка улучшений результатов) иногда действеннее, чем родительский контроль, в силу того, что авторитет преподавателя для учащихся очень весом.

В  своей работе применяю метод опроса обучающихся с целью выяснения, был ли им интересен им урок. Также результативен постоянный контроль выполнения нормативов в начале каждой четверти, в середине или в конце учебного года. Эти результаты фиксируются в отдельной тетради, поэтому каждый ученик может ознакомиться со своими достижениями. Тем самым реализуется соревновательный момент.

Конечно, мотивация зависит от множества факторов: материально-техническая база образовательного учреждения, личность преподавателя физической культуры, его педагогическое мастерство, климатические и географические условия, особенности воспитательной работы, ситуация и образ жизни в семье, социальное окружение, физическая и техническая подготовленность самих учащихся и прочее.

Средствами мотивации здорового образа жизни являются:

- систематические занятия физической культурой и спортом;

- формы внеклассной работы (соревнования, туристические походы и т.д.);

- личный пример;

- посещение спортивных секций;

- пропаганда здорового образа жизни (реклама, лектории, беседы, встречи, конференции).

К основным формам физической культуры, используемым в организации культурного досуга, относятся туризм, занятия в спортивных секциях, самостоятельные занятия, например, секция по «общефизической подготовке», «баскетболу».

Формирование здорового образа жизни школьников является главным способом первичной профилактики и укреплении здоровья обучающихся СОШ №5 г. Ртищево через изменение стиля и уклада жизни, через оздоровление с помощью гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодоления неблагоприятных факторов, связанных с жизненными ситуациями.

Физическая культура развивает выносливость организма и устойчивость к длительному (хроническому) воздействию неблагоприятных условий.

Также в процессе занятий воспитываются воля, настойчивость, смелость, решительность, выносливость, дисциплинированность, чувство коллективизма. Занятия физической культурой оказывают благотворное влияние на развитие функций центральной нервной деятельности, в частности, восприятия, памяти, внимания, мышления.

Интересы учащихся к занятиям физической культурой очень сильно варьируются. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества и прочее. Интересы юношей и девушек также различаются: девушек чаще всего интересует красивая фигура, развитие гибкости, изящества движений и походки, реже – развитие быстроты, выносливости или силы. Юноши же, напротив, хотят развить силу, выносливость, быстроту, ловкость.

Все названные аспекты необходимо учитывать в преподавании.

Основными причинами снижения заинтересованности многие исследователи считают недостаточную эмоциональность занятий, малую или, наоборот, чрезмерную физическую нагрузку, плохую методическую организацию. Ученики, которые испытывают состояние удовлетворённости на уроках, работают на них зачастую ради своего физического совершенствования и развития.

Существует много различных причин снижения мотивации. Они делятся на:

Причины, зависящие от преподавателя:

  1. Неправильный подбор содержания учебного материала, вызывающий перегрузку или «недогрузку».
  2. Отсутствие у педагога знаний о современных методах обучения и их оптимальном сочетании друг с другом.
  3. Неумение построить отношения с учащимися, найти с ними психологический контакт.
  4. Особенности личности педагога.
  5. Неумение анализировать мотивационную сферу обучающихся.

Причины, зависящие от учащихся:

  1. Низкий уровень знаний.
  2. Недостаточно сформированная мотивация к учебной деятельности и приемам самостоятельного приобретения знаний.
  3. Несложившиеся отношения в группе.
  4. Задержки или аномалии развития.

Итак, мотивационная сфера учащихся является основным компонентом организации учебной деятельности. Она отражает интерес к занятиям, активное отношение школьника к осуществляемой деятельности, поэтому так важно с самого начала обучения сформировать необходимые для учебной деятельности и повышения эффективности педагогических воздействий мотивы, отличающиеся высокой степенью интереса к занятиям физической культурой и убежденностью в целесообразности и необходимости таких занятий.

Чтобы определить сформированность мотивационной сферы и выявить степень осведомленности детей о здоровом образе жизни, проводила анкетирование среди учащихся 5-9 классов:

Вопросы анкеты:

1. Что из перечисленного ты считаешь наиболее важным для счастливой жизни? Оцени их, расставив баллы от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное для тебя):

- Наличие денег.

- Быть здоровым

- Иметь хороших друзей.

- Быть самостоятельным

- Много знать и уметь

- Иметь работу

-Быть красивым.

- Жить в счастливой семье

2. Что из перечисленного считаешь наиболее важным для сохранения здоровья? Выбери 4 наиболее важных для тебя пункта:

- Регулярные занятия спортом.

- Знания о своём здоровье.

- Хорошие природные условия.

- Лечение у хорошего врача.

- Деньги для питания и отдыха.

- Отсутствие вредных привычек.

- Соблюдение основ здорового образа жизни.

3. Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своём здоровье?

- Да, очень интересно и полезно.

- Интересно, но не всегда.

- Не очень интересно.

- Не интересно.

4. Откуда ты узнаёшь, как заботиться о здоровье?

- Уроки физической культуры.

- Беседы о том, как заботиться о здоровье.

- Просмотр фильмов, роликов и т.п..

- Спортивные соревнования.

- Праздники, вечера на тему здоровья.

- Дни здоровья.

- Спортивные секции.

Интерпретация вопросов:

Вопрос 1. Показатель: личностная ценность здоровья. Выбор «Быть здоровым»

Вопрос 2 раскрывает оценку роли поведения для укрепления здоровья.

- Регулярные занятия спортом (2)

- Знания о своём здоровье (2)

- Хорошие природные условия (0)

- Лечение у хорошего врача (0)

- Деньги для питания и отдыха (0)

- Отсутствие вредных привычек (2)

- Соблюдение основ здорового образа жизни (2)

Вопрос 3 говорит об адекватности оценки своего образа жизни и его соответствия правилам ЗОЖ

Вопрос 4 информирует об отношении к информации, связанной со здоровьем.

При этом следует создавать соответствующие внешние условия для деятельности учеников, для организации образовательной и воспитательной работы, для проведения досуга и активного отдыха.

Список литературы:

  1. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: СПб: Лань; Издание 3-е, 2011. - 160 c. Визитей Н.Н., Образ жизни. Спорт. Личность. Кишинев.,1980.
  2. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт,1991.-224с., ил.
  3. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М.: ЮНИТИ, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации к здоровому образу жизни на уроках математики

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание»...

ПРИМЕНЕНИЕ ТРУБЧАТОГО АМОРТИЗАТОРА ЭКСЕРТЬЮБА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

На сегодняшний день, одна из острых проблем в преподавании - повышение мотивации учащихся к занятиям физической культурой.Своих учеников я призываю к сознательному, целеустремлённому подходу в отношен...

Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры через обучение играм

Игра-это источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой....

Доклад на Методическом Объединении школы. Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

Данный доклад включает в себя методику проведения оздоровительных упражнений для формирования здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры....

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

«Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

      Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее ну...