Детский туризм в МОУ СОШ №2 г. Хвалынска.
учебно-методический материал по физкультуре (8 класс)

Курышев Владимир Васильевич

Из опыта работы по туризму и краеведению в МОУ СОШ №2 г. Хвалынска. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_turizm_v_shkole_no2_g._hvalynska.docx30.27 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №2 г. Хвалынск

Саратовская область

П   Р   О   Е   К   Т

«Детский туризм в МОУ СОШ №2 г. Хвалынска».

Автор:

Курышев В.В.

Учитель физической культуры

  1. категории МОУ СОШ №2

                                     г. Хвалынск

Х в а л ы н с к - 2024г.

Так что же такое туризм?

Слово "туризм" происходит от французского "la tur" — путешествие, поездка.

 В словаре русского языка С. И. Ожегова дается два толкования этого слова:

  • вид спорта — групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма;
  • вид путешествий — походы, совершаемые для отдыха или с культурно-образовательными целями.

В Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" приводится следующее понятие:

"Туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации,  с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях ".

 

В обширном арсенале средств физической культуры и спорта, туризм имеет широкое поле воздействий, обращает на себя все более пристальное внимание именно как комплексное средство развития личности. Это и оздоровительная его направленность, и спортивная сущность. Туризм – средство, позволяющее сформировать и развить интеллектуальные возможности личности. Наконец туризм используется не только как средство активного отдыха, но и как средство развития морально - волевых качеств личности, в том числе формирует нравственную культуру, воспитывает любовь к отечеству, помогает формированию высоких гражданских чувств, чувство долга, товарищества.


Одной из важнейших функций туризма как общественного явления в современных условиях выступает формирование гармонически развитой личности, сознательного и активного члена общества сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. В туристской деятельности молодежи эта связь выражается в общей направленности каждой из задач воспитания, которые, дополняя друг друга, обеспечивают воспитание человека, интеллектуально развитого, физически сильного и закалённого, готового к высокопроизводительному труду и интенсивной общественной деятельности. Современное воспитание включает патриотическое воспитание, нравственное, трудовое воспитание и политехническое обучение, эстетическое и физическое воспитание.

Патриотическое воспитание предусматривает формирование убеждённости, гражданской зрелости, развития общественной активности и выработку навыков общественного по-ведения в неразрывной связи с любовью к родному краю.

Общественно - политическое воспитание средствами туризма имеет целью воспитание коллективистов, т.е. людей, ставящих общественные интересы выше личных, умеющих, преодолевая трудности и препятствия, делить радости и огорчения коллектива. Особенно проявляется роль коллектива в походах различной сложности. Дружная группа - залог успешного прохождения маршрута, хорошей организации активного отдыха.

Важно подчеркнуть, что в туристских путешествиях, даже небольших по протяженности и продолжительности, рождаются чувства коллективизма, любовь к природе, расширяется кругозор участников. Общая цель в походе сближает людей разного возраста. Каждый пройденный километр пути укрепляет уверенность в своих силах, приносит большое моральное удовлетворение.

Трудовое воспитание средством туризма заключается в формировании умений и навыков самообслуживания и общественно полезной деятельности. Участники туристской группы должны обеспечивать самостоятельную жизнедеятельность на все время маршрута: ориентироваться и преодолевать препятствия, ставить лагерь готовить пищу, ремонтировать снаряжение, чинить одежду, фотографировать, делать описание маршрута.

Благодаря этому турист не только усваивают элементарные приемы бытового труда, но - учатся проявлять сознательную дисциплину, организованность, согласованность сов действий в работе.

Эстетичное воспитание. Туризм, как никакой другой вид человеческой деятельности, приобщает занимающихся к прекрасному, к природе и обществу, наполняет жизнь духовным содержанием, делает ее красивее, богаче, помогает лучше познать, окружающий мир. Великий русский педагог К.Д. Ушинский называл, природу прекрасным воспитателем молодого поколения. В природе человек встречается с проявлением ее могучих сил, с гармонией красок, с безграничным пространством лесов, полей, рек, озер, горных  хребтов.

Туризм в большей степени способствует познавательному и исследовательскому краеведению, а, краеведение обращается к туризму как одной из весьма популярных и педагогически ценных форм. Хорошо организованная туристско-краеведческая работа поможет дать учащимся глубокие и прочные знания основ наук, готовить к жизни и труду, к защите Родины».

Классификация включает около 40 наиболее распространенных и массовых видов туризма.

Рассмотрим некоторые виды детского туризма:

  • Для активного отдыха можно выбрать детский оздоровительный туризм. Мероприятие включает в себя отдых в санаториях, посещение оздоровительных и лечебных процедур. Как вариант, это могут быть путевки в санатории с лечебными гряземи.
  • Популярностью пользуется детский спортивный туризм. Основное направление – участие в организованных командных соревнованиях, например, в футбольных играх и в других спортивных событиях.
  • Детский познавательный туризм оценят как активные, так и спокойные любознательные дети. Во время мероприятия дети будут посещать музеи, различные достопримечательности и исторические объекты. Хорошо, если во время такого отдыха детей будет сопровождать профессиональный гид, который расскажет интересные истории и увлекательные исторические события.
  • Образовательный туризм имеет много сходства с познавательным туризмом. Он включает не только посещение культурных мест, но и участие в определенных познавательных процессах. Можно, например, посетить музей игрушек и попробовать свои силы в мастерстве стеклодувов или сделать что-то из глины.
  • Для подростков и молодежи, относящихся к категории детей сознательного возраста, организовывают культурно-познавательный туризм. Его цель – посещение литературных вечеров и выставок.
  • В категории «Особенно-интересных вариантов» числится детский экскурсионный туризм, во время которого прогулки совершаются на природе за городом, так и в черте жилой местности. Дети с удовольствием выбирают пешие прогулки, лыжи, велосипеды.
  • Экологический туризм подразумевает посещение полей, лесов и лугов, где можно полюбоваться красотами природы, изучить флору и фауну. Особенным успехом и любовью пользуется водный туризм. Это не только плавание, но и прогулки вдоль побережья, а также на речном или морском транспорте.
  • Для непоседливых ребят отличным вариантом станет активный туризм. Это бесконечные прогулки на свежем воздухе, сочетающиеся со спортивными мероприятиями и экскурсиями.

Туризм и межпредметные связи.

В туризме на практике проявляются межпредметные связи:

  • Физическая культура- ходьба с нагрузкой, преодоление препятствий, прыжки, бег, лазание.
  • География- знание карты, условных знаков, определение сторон горизонта.
  • ОБЖ- безопасное поведение в различных ситуациях.
  • Физика-разжигание костра, использование рычагов, правильная укладка рюкзака(сила тяжести), подбор одежды.
  • История- знание истории края, памятников, легенд, сказаний.
  • Биология- знание растений и животных данной местности.
  • Технология- умение работать лопатой, топором, пилой.

В нашей школе используются такие виды туризма:

  • Поход по экологической тропе «Тропа моего детства»

 Этот маршрут начинается от школы, выходит на западную окраину города, поднимается на г. Каланча, а там по гребню возвышенности, через г. Пыхтун, спускается к роднику «Водопойный», который берет начало в долине, у начала подъема, выходя из толщи меловых отложений. Протяженность маршрута примерно 4 км., Перепад высот 318м. над уровнем р. Волга.

Учащиеся, проходя этот маршрут, преодолевают естественные неровности рельефа- равнины, подъемы, спуски, пересеченную местность. При этом, участники похода испытывают физические нагрузки, направленные на формирование выносливости организма, а также развивают силу воли. Во время похода проводятся наблюдения за состоянием утомленности и усталости. Не секрет, что регулярно занимающиеся спортом учащиеся, посещающие спортивные кружки, преодолевают этот маршрут легче неподготовленных ребят. Проходя отрезки пр.500м., мы делаем остановки и измеряем пульс. Как правило, он составляет 120-170 уд\мин., что соответствует средней и повышенной интенсивности нагрузки. Пульс восстанавливается через 5 минут отдыха. Отмечается такой момент, что физически подготовленные учащиеся преодолевают подъемы за меньшее время, уходя вперед, чем остальные ребята и взрослые.

 Следовательно, каждый выбирает темп движения по своим физическим возможностям.

     На остановках мы любуемся красотами Хвалынских окрестностей, которые открываются при подъеме на возвышенности.  Известно, что положительные эмоции благоприятно сказываются на самочувствии и восстановлении организма после физической нагрузки (психическое и духовное здоровье).

  • Придя к роднику, мы в первую очередь облагораживаем его     (социальная деятельность): убираем ненужную растительность, сухую траву, прочищаем русло, складируем и закапываем бытовой мусор от «любителей пикников на природе».  Сделав своё нужное и благородное дело, участники похода садятся покушать принесенные в рюкзаках продукты. еще интересный факт: за несколько походов искоренено единоличное потребление только своей принесенной пищи. Теперь «стол» является общим для всех. В этом проявляется воспитательный процесс коллективизма. После приема пищи проводим конкурсы, игры, эстафеты. В походе формируются все универсальные учебные действия(УУД)- личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Прослеживается межпредметная связь- физкультура, технология, физика, биология и др.

  • Зимний лыжный поход в туристический комплекс «Солнечная Поляна»-«Родник Святой».
  • Не менее интересен и лыжный поход, но одновременно и сложен. Зимний поход более экстремален, где действуют такие неблагоприятные факторы, как морозная погода, передвижение по снежной целине, подъемы и спуски, вероятность падений, добавим риск обморожения и мокрая одежда и обувь. Поэтому, в такой поход ходят учащиеся, прекрасно владеющие лыжами и самые подготовленные. Количество участников лыжных походов меньше, чем пеших, но эмоций и острых ощущений на мой взгляд больше. По приходу в туристический комплекс «Солнечная поляна» отдыхаем и восстанавливаем силы в кафе, наслаждаясь ароматным травяным чаем. После такого отдыха обратный путь кажется легче, быстрее и короче (всё время под уклон). В эту зиму провели 4 таких прогулки выходного дня (по субботам). Воспоминания от таких походов надолго остаются в памяти детей, побуждая их к самостоятельным занятиям физкультурой и спортом.
  • Спортивный туризм и ориентирование. Турслёты.

Учащиеся школы с удовольствием занимаются спортивным туризмом на пешеходных дистанциях как на местности так и в зале. Пешеходная дистанция, как и ориентирование, проходят на территории Хвалынского горнолыжного курорта. Кстати, здесь же проходит Туриада ПФО. Спортивный туризм тренирует все физические и моральные качества спортсменов.

Спортивное ориентирование учит читать карту, знать топознаки и условные обозначения, масштаб, определять стороны горизонта и азимут. Да и хотя бы такому навыку, как не заблудиться в незнакомой местности. Выносливость тоже имеет не последнее место. Туристы школы являются постоянными победителями и призёрами районных соревнований, за что неоднократно премировались комплектами туристского снаряжения (при поддержке Фонда президентских грантов).

               

Учительские туристские слёты

           Туризмом у нас в районе занимаются не только дети, но и учителя.

           Уже более 10 лет команда педагогов Хвалынского района, участником                                  которой я тоже являюсь, участвует в областных туристских слётах профсоюзов образования. За это время мы неоднократно становились призёрами и победителями этих соревнований. Более того, команда Хвалынского района выступала за Саратовскую область на Всероссийских туристских слётах в Красноярске(2017), Нижнем Новгороде(2018), Хвалынске(2019), Татарстане(2022), Дагестане(2023). В 2020, пандемийный год, совершили недельный поход от г.Сызрань до г. Хвалынска по берегу Волги протяжённостью 110 км.  

Мастер-класс.

При занятиях туризмом, физкультурой, особенно лыжным спортом. не обойтись без падений. Поэтому, во-первых, падать надо правильно, а во-вторых нужно делать упражнения для равновесия. которые, возможно, помогут вам их избежать.

   Предлагаю вам несколько простых упражнений на рановесие.

Упр для равновесия

1 Качели. Стоя ноги вместе покачиваясь с пятки на носок.

2.Наклоны на левой ноге в стороны 5 раз, тоже на правой.

3.наклоны вперед на левой ноге влево, прямо, вправо. Тоже на правой.

4. Стоя на левой ноге, правая согнута в колене, круговые вращения головой, тоже на правой.

Если эти упражнения слишком легки для вас можно усложнить их стоя на нетвердой поверхности- свернутый в несколько раз коврик. или узкая дощечка. Вдобавок можно попробовать выполнить эти упражнения с закрытыми глазами.

Упражнения при малоподвижной и сидячей работе у компьютера.

Шея

Упражнение 1

Сидим равно. Медленно запрокидываем голову назад. Возвращаемся в исходное положение и запрокидываем голову вперед. Сделайте это упражнение 5 раз.

Упражнение 2

Сидим ровно. Медленно поворачиваем голову вправо. Возвращаемся в исходное положение и поворачиваем ее влево. Сделайте по 5 поворотов в каждую сторону.

Упражнение 4

Делаем круговые движения головой сначала в одну сторону, потом в другую. Выполните 5 раз в каждую сторону.

Главное во время выполнения этих упражнений – это неторопливость. Пусть ваши движения будут спокойными и размеренными.

Спина

Не забывайте уделить во время вашей мини-разминки в офисе внимание и спине, ведь вы хотите, чтобы у вас была красивая осанка.

Упражнение 1

Для выполнения этого упражнения вы можете либо встать, либо продолжать сидеть на стуле. Соединяем пальцы в замок и поднимаем руки вверх и потягиваемся. В самой верхней точке можете задержаться на пару секунд, затем опуститесь и потягивайтесь снова. Сделайте 5 таких подтягиваний.

Упражнение 2

Сидя на стуле. Спина прямая, руки заводим назад и соединяем пальцы в замок. Максимально тянем руки назад. В самой дальней точке можете задержать руки на пару секунд. Выполнить это упражнение 5 раз.

Кисти и руки

Если вы целый день печатали за компьютером, то наверняка вы чувствуете усталость или слабость в руках. С этим быстро справятся упражнения для рук.

Упражнение 1

В положении стоя, спина прямая. Руки опущены. Просто трясем кистями в течение 10 секунд.

Упражнение 2

В положении стоя или сидя. Спина прямая. Руки держим перед собой. Сжимаем и разжимаем кисти. Выполняем это упражнение быстро и энергично.

Упражнение 3

Спина прямая. Руки перед собой, сжимаем их в кулачки и выполняем ими круговые движения сначала вправо, потом влево. Сделайте это упражнение 5 раз в каждую сторону.

. Пресс

Упражнение 1

Сидя на стуле. Спина прямая. Руки заведите назад и упритесь ими в стул. Ладони смотрят вперед. Приподнимаем ноги и начинаем выполнять движения «ножницы». Сделайте это упражнение 15-20 раз.

Упражнения в офисе. Ноги и ягодицы

Упражнение 1

Садимся на край стула. Ноги вместе, колени прижаты друг к другу, спину держим прямо. Выпрямляем правую ногу и одновременно тянем носок на себя. То же самое проделать и с левой ногой. Выполните это упражнение 30 раз на каждую ногу.

Упражнение 2

И, напоследок, самое простое, но такое эффективное упражнение, которое поможет вам задействовать мышцы ног, ягодиц и даже пресса. Это ходьба по ступенькам! Забудьте о лифте, всего пару пролетов - и вы получите отличную разминку для тела!

 

Применение узлов в быту.

Словарь Шекспира насчитывает 12 000 слов, Эллочка- «людоедка» обходилась 30. Проводя аналогию, в мире насчитывается 3800 узлов, мы в повседневной жизни используем не более … Сколько насчитали?

Рассмотрим несколько:

  • «Бабий», «Воровской», и тд. Часто один узел носит несколько названий.
  • «Прямой», «Морской»  - с его помощью можно завязать шнурки, бант на коробке с подарком, шарфы и платки(пионерский галстук). Благодаря своей красоте и компактности этот узел используется при плетении макраме.
  • «Австрийский проводник» — узел, относящийся к незатягивающимся петлям. Он часто используется в альпинизме для самостраховки среднего участника в связке на маршруте. В быту он бывает полезен для подвешивания груза в середине натянутой верёвки. когда нужно изолировать повреждённый участок верёвки, снять с него нагрузку. Для этого нужно поместить ненадёжный фрагмент в центр завязываемой петли.
  • «Бочечный» или «Горшочный»- если требуется подвесить цветочные горшки, то в этом деле не обойтись без бочечного узла. Идеально подходит для декорирования дачного участка или веранды загородного дома. 
  • «Проводник»-  можно использовать для крепления зажимов, крючков, связывания веревок разного диаметра , то есть узел довольно распространен в быту.
  • «Штык»- для завязывания бельевых веревок.
  • «Удавка»- для стягивания петли, например, вокруг дерева, или столба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка сайта о детском туризме с помощью системы uCoz

Целью проекта является сбор, анализ и оформление информации о детском туризме в России в виде сайта, предназначенного для разных категорий посетителей. Почему было решено создать именно сайт? Ин...

Открытие республиканского проекта «Развитие детского туризма» - «Я выбираю туризм»

Открытие республиканского  проекта «Развитие детского туризма в Ч.Р. на 2012-2014 гг.» - «Я выбираю туризм»...

Участие в национальной программе детского туризма "Моя Россия.Дети"

Участие в национальной программе детского туризма "Моя Россия.Дети"...

Детский туризм как способ патриотического воспитания

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовн...

Детский туризм как способ патриотического воспитания

Детский туризм как способ патриотического воспитания...

Долгосрочная целевая программа развития детского туризма для обучающихся муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан «Моя Родина - Россия» на 2018-2023 годы

Долгосрочная целевая программа развития детского туризма для обучающихся муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан«Моя Родина - Россия»на 2018-2023 годы...