ВНД
рабочая программа по физкультуре
ВНД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti.docx | 26.95 КБ |
ofp.doc | 143.5 КБ |
shkolnyy_sportivnyy_klub.docx | 32.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
по физической культуре
«Одаренные дети»
Составитель программы:
Мустафаев Р.О.,
учитель физической культуры
Пояснительная записка
Физическое воспитание - неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и послевузовского образования.
В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том, что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования Л.Термена и других ученых показали, что чаще бывает наоборот. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Актуальность проблемы
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Развитие системы работы с одаренными учениками - одна из главных задач современной школы в условиях модернизации российской системы образования. В связи с этим возникает необходимость разработки взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности учащихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения.
Школа создает ту творческую среду, которая необходима для развития таланта одаренных ребят и подготовки их к участию в предметных олимпиадах, конкурсах исследовательских работ и творческих конкурсах.
Целью программы – является развитие необходимой творческой среды для выявления одарённых детей в каждом классе, развитие системы поддержки сформировавшихся талантливых детей, совершенствование условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков в условиях школы.
Основными задачами программы являются:
- выявление, воспитание, обучение и поддержка интеллектуальных и спортивно одаренных детей.
- акцентировать внимание педагогического коллектива на необходимость осуществления отбора содержания, форм, методов обучения и воспитания с учётом индивидуальных особенностей, интересов, потребностей и возможностей личности;
- предоставить возможность одарённым детям совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.
Принципы работы с одаренными детьми
1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей.
5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Формы работы с одаренными учащимися:
- развивающее обучение, работа в малых группах;
- игровые технологии;
- спортивные секции;
- задания творческого и нестандартного характера;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- спортивные соревнования.
Основные мероприятия программы
Основными мероприятиями программы являются:
- проведение семинаров для педагогов в области «Организация работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях»;
- проведение круглого стола по обмену опытом работы с одаренными детьми;
- разработка и внедрение индивидуальных программ учителей для работы с одарёнными детьми;
- организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов;
- приобретение спортивного оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников, развивающих работу с одарёнными детьми;
- приобретение научной и учебно-методической литературы.
Обоснование проблемы
Анализ ее исходного состояния
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Проблема одарённости являлась и является темой пристального внимания многих исследователей в области педагогики, психологии, социологии, философии и многих других наук, занимающихся изучением человека. Одаренность - уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них не зависимый. На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно.
Одаренность – основная черта личности талантливого человека, которая позволяет ему развивать свой талант на более высокие уровни.
К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. А ведь развитие способностей и талантов любого человека важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии новых технологи повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартными способностями, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.
На наш взгляд, школа, ориентированная на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка, не может не считаться с тем фактом, что около 30% учащихся за время их школьного обучения снижают свои исходные показатели «одаренности». То же можно сказать и об их мотивации к учению. И если мы не будем заботиться об удовлетворении запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой
теряются ценнейшие качества ребенка – «открытый ум и гибкий интерес детства». Именно поэтому, ориентируясь на учащихся, которых принято характеризовать как одаренных, разработана комплексно-целевая программа «Одаренные дети».
Согласно учебному плану на базе школы созданы спортивные секции:
- по волейболу
- по баскетболу
- по футболу
- подвижные игры
- внеурочная деятельность
Ежегодно проводятся школьные, районные олимпиады и соревнования.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
Цели | Задачи | ||
1. Выявление одаренных детей | 1.Знакомство педагога с данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми. 2.Обучение педагога через методическую и научную литературу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации. 3. Знакомство педагога с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики. 4. Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, олимпиад, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности. | ||
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей. | 1.Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. 2.Совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу. | ||
План работы с одарёнными детьми
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении видов физкультурно-спортивной деятельности | Сентябрь | Руководитель программы |
2. | Создание банка данных одарённых детей физкультурно-спортивной направленности | Сентябрь-октябрь | Руководитель программы |
3. | Организация системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности | Сентябрь | Руководитель программы |
4. | Организация и проведение I тура (школьных) соревнований и Олимпиады по физической культуре | В течение года согласно плана | Руководитель программы |
5. | Подготовка учащихся к участию во II туре (районных) соревнований и Олимпиады по физической культуре | В течение года согласно плана | Руководитель программы |
6. | Подготовка учащихся к участию в III туре (региональных) соревнований и Олимпиады по физической культуре | В течение года согласно плана | Руководитель программы |
7. | Подготовка учащихся к участию в IV туре (всероссийских) соревнований и Олимпиады по физической культуре | В течение года согласно плана | Руководитель программы |
8. | Участие в научно-исследовательской работе. | В течение года согласно плана | Руководитель программы |
9. | Методическая помощь учителям физической культуры в работе с одарёнными учащимися . | В течение года | Руководитель программы |
10. | Создание банка данных результатов работы одарённых детей | В течение года | Руководитель программы |
11. | Проведение предметной декады с активным участием одарённых детей | Январь | Руководитель программы |
12. | Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми | В течение года | Руководитель программы |
13. | Подведение итогов работы с одарёнными детьми | Апрель-май | Руководитель программы |
14. | Поощрение и стимулирование одарённых учащихся: «Ассамблея победителей». | Апрель-май | Руководитель программы |
Ожидаемые результаты реализации программы
Педагогические
Формирование модели одаренного ребенка как личности:
- здоровой физически, духовно – нравственно и социально;
- способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
- способной осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;
- способной к саморазвитию и самообразованию;
- обладающей разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
- руководствующейся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом сложившихся интересов и возможностей.
Совершенствование системы работы с одаренными детьми:
- создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
- проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;
- формирование системы мониторинга качества образования одаренных детей;
- увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью.
Социальные
- обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
- регулярные публикации в средствах массовой информации.
Экономические
- увеличение числа обучающихся и педагогов получающих гранты для поддержки талантливой молодежи и лучших учителей России.
Прогноз развития школы в связи с реализацией программы
- Рост числа участников различных олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций;
- Увеличение числа педагогов, целенаправленно работающих с одарёнными детьми;
- Повышение профессиональной компетентности педагогов школы в вопросах работы с одарёнными детьми;
- Совершенствование материально-технической базы школы для организации исследовательской и проектной деятельности;
- Создание программ для работы с одарёнными детьми и построение индивидуальных образовательных маршрутов.
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
«Общая физическая подготовка»
Составитель:
Мустафаев Р.О.,
учитель физкультуры
2023г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлено на основе следующих нормативных документов:
- Письмо МО и РТ от 18.08.2010 г №6871/10 «О введении ФГОС НОО»
- «Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся».
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92. № 3266-1, в редакции федеральных законов от 13.01.96. № 12- ФЗ, от 16.11.97. № 144-ФЗ, 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 13.02.2002 № 20-ФЗ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95. № 233), нормативными документами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по Физической культуре, спорту и туризму.
Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях.
Программа "ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА "
В РАМКАХ ФГОС ДЛЯ 6,8 КЛАССА
Программа общей физической подготовки составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Для занимающихся по программе предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика.
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
- охрана и укрепление физического и психического здоровья школьников.
Цели конкретизированы следующими задачами:
- Формирование:
- представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
- навыков конструктивного общения;
- потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
- пропаганда здорового образа жизни;
- формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
- отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств:
а) повышение уровня выносливости (беговые упражнения),
б) укрепление основной группы мышц, увеличивая подвижность в суставах, улучшая координацию движений.
- Обучение:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).
Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками
- на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
- представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 1 часу 1 раз в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяются и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядные пособия. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- метод упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом,
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Форма организации детей на занятии: групповая, игровая, индивидуально-игровой, в парах.
Форма проведения занятий: очная, дистанционная, индивидуальное, практическое, комбинированное, соревновательное.
Форма и способы проверки результативности
учебно-тренировочного процесса:
Основной показатель работы - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно- качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Педагоги секции используют варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 раза в год.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Планируемые результаты и способы их проверки:
Будут знать:
- будут знать, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;
- узнают, как правильно распределять свою физическую нагрузку;
- правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
- знать правила проведения соревнований.
Будут уметь:
- провести специальную разминку;
- овладеют основами судейства;
- смогут составить график соревнований в личном зачете и определить победителя.
Разовьют следующие качества:
- улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
- улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;
- повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера;
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
- Способом проверки результата обучения являются повседневное систематическое наблюдение за учащимися и собеседование. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень культуры и мастерства.
- Разовьют коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.
Методическое обеспечение программы
Формы организации работы с детьми
- Групповые учебно-тренировочные занятия.
- - Групповые и индивидуальные теоретические занятия.
- - Восстановительные мероприятия.
- - Участие в матчевых встречах.
- - Участие в соревнованиях.
- - Зачеты, тестирования.
Принципы организации обучения
- 1. Принцип доступности и индивидуализации.
- 2. Принцип постепенности.
- 3. Принцип систематичности и последовательности.
- 4. Принцип сознательности и активности.
- 5. Принцип наглядности.
ГОДОВОЙ ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Группа ОФП 6 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Основы знаний и умений. Способы физкультурной деятельности | Во время занятий |
2. | Легкая атлетика | 6 |
3. | Волейбол | 12 |
4. | Баскетбол | 12 |
5 | Гимнастика с элементами акробатики | 4 |
Всего | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6класс
№ п.п | Наименование раздела программы | Содержание программного материала | ||||
Кол-во часов | ЭОР | |||||
1. | ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА | Вводный инструктаж. Физическая культура и основы здорового образа жизни. Техникой бега. Низкий старт. Командные виды спорта. Правила соревнований. | 1 | |||
2. | Техника выполнения бега с ускорением. Техника прыжка в длину с места. | 1 | ||||
3. | Теория. Техника бега на средние дистанции. Техника выполнения подтягиваний из виса на высокой, низкой перекладине | 1 | ||||
4. | ВОЛЕЙБОЛ | Техника безопасности на уроках подвижных и спортивных игр. Техника передвижений, поворотов, стоек. Техника выполнения передачи мяча сверху. Техника выполнения челночного бега. | 1 | |||
5. | Техника стойка и перемещений игрока. Техника приема и передачи мяча сверху и снизу. Подвижные игры с элементами волейбола. | 1 | ||||
6. | Техника стойка и перемещений игрока. Техника приема и передачи мяча сверху и снизу. Подвижные игры с элементами волейбола. | 1 | ||||
7. | Техника стойка и перемещений игрока. Техника приема и передачи мяча сверху и снизу. Подвижные игры с элементами волейбола. | 1 | ||||
8. | Техника передачи мяча, прием мяча снизу. Техника нижней прямой подачи. | 1 | ||||
9. | Техника передачи мяча, прием мяча снизу. Техника нижней прямой подачи. | 1 | ||||
10. | Техника передачи мяча сверху. Техника нижней прямой подачи. | 1 | ||||
11. | Техника передачи мяча сверху. Техника нижней прямой подачи. | 1 | ||||
12. | Передача мяча сверху. Нижняя прямая подача. | 1 | ||||
13. | Передача мяча сверху. Нижняя прямая подача. | 1 | ||||
14. | Передача мяча сверху. Нижняя прямая подача. | 1 | ||||
15. | Передача мяча сверху. Нижняя прямая подача. | 1 | ||||
16. | БАСКЕТБОЛ | Техника передвижения и остановки прыжком. Эстафеты с баскетбольными мячами. | 1 | |||
17. | Ведение мяча змейкой, передачи. Техника остановки двумя шагами бросок в кольцо. Развитие координационных качеств. Игра в мини-баскетбол. | 1 | ||||
18. | Эстафеты баскетболистов с ведением мяча змейкой, передачей двумя руками от груди | 1 | ||||
19. | Бросок мяча одной рукой от плеча. Передачи: от груди, головы, от плеча. | 1 | ||||
20. | Ведение мяча с изменением направления Совершенствовать передачи мяча. Игра в баскетбол 2х2. | 1 | ||||
21. | Ведение мяча с изменением направления Совершенствовать передачи мяча. Игра в баскетбол 2х2. | 1 | ||||
22. | Ведение мяча с изменением направления Совершенствовать передачи мяча. Игра в мини-баскетбол 3х3 | 1 | ||||
23. | Ведение мяча с изменением направления Совершенствовать передачи мяча. Игра в мини-баскетбол 3х3 | 1 | ||||
24. | Техника передвижения и остановки прыжком. Бросок в кольцо. Эстафеты с баскетбольными мячами. Вырывание и выбивание мяча. Игра в мини - баскетбол. | 1 | ||||
25. | Техника передвижения и остановки прыжком. Бросок в кольцо. Эстафеты с баскетбольными мячами. Вырывание и выбивание мяча. Игра в мини - баскетбол. | 1 | ||||
26. | Бросок в кольцо. Эстафеты с баскетбольными мячами. Вырывание и выбивание мяча. Игра в мини - баскетбол. | 1 | ||||
27. | Бросок мяча одной рукой от плеча. Передачи: от груди, головы, от плеча. Поднимание туловища. | 1 | ||||
28. | ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ | Правила безопасности на уроках гимнастики. Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой. Кувырки вперед и назад. | 1 | |||
29. | Упражнения на гимнастической скамейке. Кувырок вперед в стойку на лопатках (м); кувырок назад в полушпагат (д) ; Упражнения в равновесии (д); Стойка на голове с согнутыми ногами (м); мост из положения стоя с помощью (д). | 1 | ||||
30. | Упражнения в равновесии (д); Стойка на голове с согнутыми ногами (м); мост из положения стоя с помощью (д) Общеразвивающие упражнения в парах. Опорный прыжок: согнув ноги (м); ноги врозь (д). | 1 | ||||
31. | Опорный прыжок: согнув ноги (м); ноги врозь (д). Преодоление гимнастической полосы препятствий. | 1 | ||||
32. | ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА | Строевые упражнения. Повороты на месте. Ускорения 300-500 метров. Эстафета. | 1 | |||
33. | Подвижные игры. Спец. беговые упр. Бег 10 мин. Поднимание туловища. Челночный бег. | 1 | ||||
34. | О.Р.У., Спец. беговые упр. Бег 12мин. Подтягивание. | 1 |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШКОЛЬНЫЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ»
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы:
Мустафаев Р.О.,
учитель физической культуры
2023
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «школьный спортивный клуб» разработана в соответствии с требованиями:
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования";
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685- 21);
Программа направлена на привлечение обучающихся общеобразовательного учреждения к систематическим занятиям физической культурой и спортом; развитие в общеобразовательной организации традиционных и наиболее популярных в регионе видов спорта; формирование у обучающихся здорового образа жизни, их успешную социализацию.
Реализация программы внеурочной деятельности «Школьный спортивный клуб» по модулям позволяет максимально учесть в образовательном и воспитательном процессе специфику развития обучающихся на каждой ступени, каждого возраста и формировать в любом возрасте социально компетентную личность на основе учёта индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения.
Реализации программы на ступени основного образования помогает педагогам интенсивно формировать личность и получить подростку правильный нравственный опыт, удовлетворить потребность первостепенной значимости в принадлежности к какой-нибудь группе, а также снизить негативные факторы, обусловливающие различные поведенческие отклонения в этом возрасте: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение.
Для старших школьников программа практически готовит их к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.
Мышление в судейской и инструкторской практике, арбитраж дает обучающимся возможность проникать в сущность вещей, понимать закономерности отношений между людьми. Поэтому в результате усвоения новых знаний перестраиваются и способы мышления. Знания становятся личным достоянием старшеклассника, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность. Он стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь: профилируется, готовится к труду, к выполнению гражданских обязанностей.
Программа предназначена для занятий с обучающимися на ступени основной и старшей школы и рассчитана на обучающихся:
- проявляющих повышенный интерес к физической культуре и спорту;
- мотивированных на дальнейшее обучение в учебных заведениях спортивного назначения.
Виды деятельности обучающихся в рамках программы: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность;
Образовательные формы, предусмотренные в программе: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования, круглые столы, мозговые штурмы, деловые игры, тренинги, проекты, в том числе через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.
Особенность программы заключается в клубной форме организации внеурочной деятельности и широкой вариативности направлений обучения школьников, обеспечивающих формирование у детей актуального социокультурного опыта и личностной позиции, возможность творческой самореализации, подготовку школьников к жизненному самоопределению. С учетом этих особенностей данная программа носит комплексный характер и представляет собой совокупность условий, в рамках которых внеурочная деятельность детей рассматриваются как своеобразный образовательный маршрут, который прокладывается по определённым направлениям. В результате реализации программы сами обучающиеся, педагоги, родители становятся полноценными субъектами организации спортивно-оздоровительной работы в школе. Они включаются в проектную деятельность в роли консультантов, помощников, организаторов внеурочных мероприятий, и самое главное родители тесно взаимодействуют со своими детьми, что способствует налаживанию между ними доверительных отношений и положительно влияет на результативность освоения данной программы и процесса обучения в целом.
В состав инвариантных модулей входят образовательный модуль «Спортивный менеджмент» и модули спортивных секций по выбору образовательной организации, как традиционных для нее, так и основанных на новых видах спорта для школы.
Учебно-тематические планы модулей, содержание тем и объем отведенных на них часов определяет сама школа, разрабатывают педагоги, реализующие их в зависимости от уровня своего профессионализма, материально-технической базы школы, широты спектра контактов школы с социальными партнерами и т.д. (по этой причине в представленном фрагменте программы не представлены учебно-тематические планы с разбивкой на часы и темы, теорию и практику.
Цель программы: создание условий для увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитани, формирование личности ребёнка средствами подвижных и спортивных игр
через включение их в коллективную деятельность.
Задачи программы:
- воспитать устойчивость интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к спортивно- оздоровительной деятельности;
- сформировать у занимающихся умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить спортивную или подвижную игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
- создать условия для проявления чувства коллективизма;
систематизировать знания о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
- развивать: внимание, ловкость, быстроту реакции, умения ориентироваться в пространстве;
-воспитать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным и спортивным играм.
Содержание курса
Тематические разделы программы:
Легкая атлетика является наиболее оптимальным видом спорта для развития и совершенствования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствует повышению функциональных возможностей организма, развивает выносливость, ловкость, скоростно-силовые и силовые качества.
Спортивные игры содержат перечень упражнений для овладения техникой и тактикой игры в волейбол и баскетбол. Используемая методика проведения подводящих игр и эстафет, позволяет успешно воздействовать на различные системы организма, развивать ловкость, быстроту реакции.
Подвижные игры средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В процессе игры дети используют уже имеющиеся двигательные и умственные навыки, закрепляют их и совершенствуют, а также формируют новые качества личности.
Весь программный материал направлен на решение оздоровительных задач, развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, формирование самостоятельности и умений взаимодействовать с коллективом.
Срок реализации программы внеурочной деятельности 1 год, 68 часов, 1 раз в неделю (2 часа). Участники программы: учащиеся 5-11 классов
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Школьный спортивный клуб»
В результате освоения программы по образовательным модулям обучающиеся:
Личностные результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Школьный спортивный клуб»:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
- проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях;
- проявление дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении личного здоровья и здоровья окружающих людей;
- оказание бескорыстной помощи окружающим людям, в т. ч. сверстникам, в сохранении и укреплении их здоровья;
- широкий кругозор, осведомленность об основных событиях и изменениях в жизни школы, района, округа;
- умение организовывать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей;
- конструктивно реагировать на ошибки и трудности, возникающие в процессе совместной деятельности;
- своевременно вносить коррективы в свое поведение, намеченный план действий в зависимости от сложившейся ситуации.
Метапредметные результаты освоения обучающимися программы:
• осознание здоровья как социокультурного феномена в контексте физического, психологического и социального здоровья, его объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• планирование и организация самостоятельной спортивно-оздоровительной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
• анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;
• управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.
Предметные результаты освоения обучающимися программы
по модулю «Медико-биологическая лаборатория» обучающиеся: по модулям спортивных секций обучающиеся научатся: по модулю «Психологическая служба» обучающиеся: по модулю «Туризм и краеведение» обучающиеся научатся:
по модулю «Спортивный пресс-центр» обучающиеся научатся:
-- приобретут представление о здоровье и здоровом образе жизни как о сложных социокультурных феноменах;
- изучат основные факторы, влияющие на здоровье;
- научаться применять навыки профилактики и гигиены, позволяющие сохранить здоровье во всех присущих человеческому организму функциональных состояниях;
- узнают основные группы пищевых продуктов и их влияние на организм;
- научаться оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему в пределах своих возрастных и физиологических возможностей. - активно использовать различные виды двигательной активности и расслабления (физкультминутки, динамические паузы, отдельные упражнения, подвижные игры, релаксация, минутный отдых);
- активно включаться в совместную спортивно-оздоровительную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья.
- приобретут устойчивое негативное отношение к наркомании, алкоголизму, табакокурению как к сложно излечимым заболеваниям;
- выработают алгоритм поведения в различных ситуациях, в том числе конфликтных и экстремальных ситуациях общения с людьми, находящимися в различных психологических состояниях.
- получать заряд здоровья от встречи с прекрасным в природе и науках;
- осознают необходимость природоохранной деятельности как условия полноценной жизни и здоровья человека.
- доносить информацию по здоровьесберегающей тематике в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
- использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- выступать с аудио-, видео и графическим сопровождением;
- овладеют различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Воспитательные результаты реализации программы оцениваются по 3-м уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Первый уровень по программе – школьник знает и понимает все разнообразие спортивно-оздоровительной работы в школе, районе, округе и т.д.
Второй уровень результатов - получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в этой среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Второй уровень воспитательных результатов по программе – школьник ценит общественно-полезную деятельность в школе и мотивирован на активное участие в спортивно-оздоровительной деятельности школы.
Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия за пределами дружественной среды школы. Школьник самостоятельно организовывает различные спортивно-оздоровительные мероприятия, активно участвует в их разработке и подготовке.
Основными формами образовательных достижений и результатов освоения обучающимися программы являются:
- анкетирование обучающихся, педагогов и родителей по вопросам здоровья и поведения обучающихся и реализации программы формирования здорового и безопасного образа жизни (проводится в начале и конце учебного года);
- проявление социальной активности: проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, участие в кроссах, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях на разных уровнях;
- разработка и презентация проектов и результатов учебных исследований, конференциях, подготовка и распространение печатных материалов и т.п.
Результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС ООО.
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1. | Вводное занятие. ТБ на занятиях в группе Школьного спортивного клуба и во время самостоятельных занятий | 2 | 2 | - |
2. | Легкая атлетика | 16 | В течение занятия | 16 |
3. | Спортивные игры | 36 | 36 | |
4. | Подвижные игры | 14 | 14 | |
ИТОГО: | 68 | 2 | 66 |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема учебного занятия, раздела | Кол-во часов | Форма занятия | ЭОР/ЦОР | |
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА | |||||
1. | Техника безопасности и правила поведения в спортивном зале. Игровые эстафеты. | 2 | Беседа. Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
2. | Терминология. Упражнения на развитие быстроты | 2 | Беседа. Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
3. | Бег на короткие дистанции, низкий старт | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
4. | Передача эстафетной палочки, особенности эстафетного бега | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
5. | Судейство в беге и прыжках. Прыжок в длину. | 2 | Беседа. Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
6. | Прыжок в длину с места, с разбега. | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
7. | Эстафетный бег, упражнения на развитие скоростно-силовых качеств. | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
8. | Метание мяча в цель и на дальность. | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
9. | Упражнения на развитие выносливости. Игровые эстафеты | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
БАСКЕТБОЛ | |||||
10. | Техника безопасности на баскетболе. Основная стойка | 2 | Беседа. Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
11. | Правила игры. Техника передвижений. Остановки и передачи мяча. | 2 | Беседа. Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
12. | Правила судейства. Ведение и передачи мяча в движении. | 2 | Беседа. Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
13. | Броски мяча с места и в движении. | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
14. | Система личной защиты. Штрафной бросок мяча в корзину | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
15. | Подстраховка. Выбивание мяча. | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
16. | Разбор результатов игры. Перехват мяча. | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
17. | Правила игры в стритбол. Игра 3х3 | 2 | Беседа. Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
18. | Правила игры в стритбол. Игра 3х3 | 2 | Беседа. Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ | |
ВОЛЕЙБОЛ | |||||
19. | Техника безопасности на волейболе. Правила игры. Основная стойка, эстафеты. | 2 | Беседа. Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
20. | Техника приёма мяча в парах, в четверках | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
21. | Передача и прием мяча после передвижений. | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
22. | Техника владения мячом: нижняя прямая подача | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
23. | Техника владения мячом: верхняя прямая подача | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
24. | Нападающий удар. Тактика игры в защите | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
25. | Техника нападения у сетки. | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
26. | Правила игры в волейбол. Двусторонняя учебная игра | 2 | Беседа. Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
27. | Правила игры в волейбол. Двусторонняя учебная игра | 2 | Беседа - опрос. Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ | |||||
28. | Техника безопасности на занятиях по подвижным играм. Эстафеты. | 2 | Беседа. Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
29 | Игра «Вышибалы». «Тяни в круг» | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
30. | Игра «Третий лишний», «Внимание». | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
31. | Эстафеты с мячами. Игра «Не урони». | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
32. | Игра «Вызов», «Гонка мячей по кругу». | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
33. | Эстафета с элементами равновесия | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ | |
34. | Игра «Лапта» | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |