Рабочите программы 2023-2024г.
рабочая программа по физкультуре

Гуфф Анна Сергеевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения данному предмету.

Программа составлена на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от г.);
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (№ 1599 от г.);
  • Приказа Минпросвещения России от N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • СанПиНа «Санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2020 г. N 28);
  • Письма Министерства Просвещения РФ от № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций»;
  • Письма Минпросвещения России «О направлении методических рекомендаций» от № 03-1190;
  • Дополнения к Письму Минпросвещения России «О направлении методических рекомендаций» от № 03-1190 «О направлении информации» от № 07-5789;
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска», утв. приказом № 131 от года;
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» на 2023 – 2024 учебный год;
  • Устава ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В мире здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся с интеллектуальным нарушением, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Цели и задачи программы.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В мире здоровья» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Цели конкретизированы следующими задачами:

1. Формирование:

  • представлений о факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  • навыков общения;
  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

2. Обучение:

  • осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • упражнениям сохранения зрения.

3. Воспитание:

  • целеустремленности и настойчивости.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В мире здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй - поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Содержание данной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Основные личностные результаты внеурочной деятельности по программе «В мире здоровья»:

  • осознание себя как члена общества,
  • способность к организации своей жизни в соответствии спредставлениями о здоровом образе жизни,
  • способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности «В мире здоровья»:

1. Регулятивные БУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

2. Познавательные БУД:

  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

#1051;ичностные БУД:

  • умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • расширение круга общения;
  • потребности и начальные умения выражать себя в доступных видах деятельности;
  • готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни.

4. Коммуникативные БУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;
  • социальная адаптация обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;
  • сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В мире здоровья» обучающиеся получат возможность узнать:

  • основные вопросы гигиены;
  • особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  • основы рационального питания;
  • способы сохранения и укрепление здоровья;
  • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, вгостях, транспорте, общественных учреждениях;
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  • знания о «полезных» и «вредных» продуктах, значение режима питания.

Получат возможность научиться:

  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  • различать «полезные» и «вредные» продукты;
  • определять благоприятные факторы, воздействующие наздоровье;
  • заботиться о своем здоровье;
  • отвечать за свои поступки.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В мире здоровья» разработана для обучающихся 1Б класса. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и рассчитана на проведение 1 раза в неделю по 40 минут.

Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии данного возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.

Содержание программы

Данная программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению состоит из 8 разделов:

1. «Вот мы и в школе»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, значение утренней гимнастики для организма.

2. «Моё здоровье в моих руках»: соблюдение режима дня, влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха.

3. «Я и мой организм»: профилактика нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата, закаливание организма.

4. «Обеспечим безопасность»: правила поведения в случае болезни, чрезвычайных ситуациях.

5. «Игровая психотерапия»: снятие напряжения психического дискомфорта, враждебности, коррекция зависимости от окружающих.

6. «Правильное питание»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи.

7. «Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома.

8. «Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.

Содержание разделов программы:

№1 Тема: «Вот мы и в школе» 5 часов

Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.

1. Я – ученик. Оздоровительная минутка. Просмотр презентации «Правила поведения в школе». Игра «Знаешь ли ты правила?» .

2. Дорога к доброму здоровью. Вступительное слово учителя. Решение задач в стихах на тему «Ты и твоё здоровье». Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Доскажи словечко» .

3. Здоровье в порядке - спасибо зарядке.Инсценирование сказки-зарядки «Колобок» и «Репка» Разучивание комплекса упражнений для утренней зарядки. Заучивание стихов «Зверская» зарядка» .

4. Дорога от дома до школы и от школы до дома. Составление индивидуальных наиболее безопасных маршрутов движения.

5. Перемена с увлечением. Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М. Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». Чтение и обсуждение стихотворения Б.Заходера «Перемена». Разучивание игр «Совушка». Викторина «Я – ученик».

№ 2 Тема: «Моё здоровье в моих руках» 4 часа

Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.

1. «Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим». Знакомство с режимом дня. Просмотр презентации. Работа с пословицами. Игры на развитие чувства времени.

2. «Времена года», «Что я знаю об одежде; собираемся на прогулку». Работа с кроссвордом. Характерные признаки каждого времени года. Когда появилась одежда. Игра «разбери вещи».

3. Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек» Знакомство с сезонными изменениями в природе. Работа с загадками. Игры на свежем воздухе «Третий лишний», «Совушка».

4. «Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим». Подвижные игры на воздухе. Беседа «Как сохранять и укреплять свое здоровье». Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!».

№3 Тема: «Я и мой организм» 7 часов

Профилактика нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата, закаливание организма.

1. «Глаза – главные помощники человека». Беседа об органах зрения. Презентация Знакомство со строением глаза. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.

2. «Чтобы уши слышали». Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правила сохранения слуха.

3. «Красивая осанка – это красиво». Беседа по теме. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.

4. «Ухаживай за своими руками и ногами». Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?». Памятка «Это полезно знать». Практическая работа.

5. «Чтобы зубы были крепкими». Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Работа со стихотворением С. Михалкова «Как у нашей Любы…». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практикум «Чистка зубов». Памятка «Как сохранить зубы». Творческое задание «Нарисовать рисунок зубной щётки будущего».

6. «Закаливание». Беседа о воде, советы воды; беседа о воздухе. Народная мудрость, пословицы и поговорки. Памятка «Советы Мойдодыра».

№4 Тема: «Обеспечим безопасность» 5 часов

Правила поведения в случае болезни, чрезвычайных ситуациях.

1. «Откуда берутся болезни, почему заболели ребята». Работа над стихотворением С. Михалкова “Грипп”. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?». «Беседа о профилактике болезней».

2. «Правила поведения в случае болезни». Лекарства – друзья, лекарства – враги. Просмотр презентации.

3. «Будь осторожен дома. Когда тебе грозит опасность». Просмотр презентации. Викторина.

4. «Берегись пожара». Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья». Выявление причин возникновения пожара. Работа над стихотворением С.В. Михалкова «Дядя Стёпа». Знакомство с правилами поведения при пожаре. Знакомство с правилами предупреждения пожара.

5. «Правила дорожные знать каждому положено». Знакомство со знаками. Работа с памяткой «Это должен знать каждый». Игра «Красный, жёлтый, зелёный».

№5 Тема: «Игровая психотерапия» 5 часов.

Снятие напряжения психического дискомфорта, враждебности, коррекция зависимости от окружающих.

1. Снятие состояния психического дискомфорта. Оздоровительная минутка. Игра «Волшебная шкатулка». Игра «Тух-тиби-дух!» Комплекс упражнений для снятия состояния психического дискомфорта.

2. Учимся правильно себя вести. Просмотр презентации. Беседа.

3. Говорим добрые слова друг другу. Викторина «По дорогам сказки». Анализ ситуаций. Игра «Ручеёк». Игра «Комплимент», «Мир моих увлечений».

№6 Тема: «Правильное питание» 3 часа

Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах.

1. Как и зачем мы питаемся. Беседа «Питание – необходимое условие для жизни человека». Работа со схемой «Съедобный конструктор». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».

2. Культура питания. Полезные и вредные продукты. Беседа «Как правильно есть». Ролевая игра «Как правильно вести себя за столом». Тест «Правильно ли Вы питаетесь?»

3. Витаминная тарелка на каждый день. Коллективное составление панно "Кладовая витаминов. Работа с загадками. Работа с цифровым микроскопом. Рассказ о витаминах. Игра на внимание. Викторина «Что растёт на грядке?» Коллективное составление панно "Кладовая витаминов".

№7 Тема: «Я и моё ближайшее окружение» 3 часа

Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.

1. Школа вежливости. Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах.

2. Вредные и полезные привычки. Беседа «Мой внешний вид – залог здоровья». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах.

3. «Я б в спасатели пошёл». Конкурс «Назови профессию» Игра на внимание. Развивающая игра «Кто как работает?» Тест «Ты и я».

Тема: 8 «Вот и стали мы на год взрослей» 2 часа

Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.

1. Опасности летом (просмотр видео фильма). Солнечный и тепловые удары. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца. Первая доврачебная помощь.

2. Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка». Викторина «Полезная десятка». Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка». Беседа об ядовитых растениях.

Календарно-тематическое планирование по программе

«В мире здоровья»

Количество часов:

33 часа в год

на первое полугодие Всего 16 ч., в неделю 1 ч.

на второе полугодие

Всего 17 ч., в неделю 1 ч.

1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 205 с.

2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.

3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

п/п

Название темы

Цели и задачи

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть 8 часов

Введение «Вот мы и в школе» - 5 часов

1

«Я – ученик»

Знать правила поведения в Центре, уметь ими пользоваться.

2

«Дорога к доброму здоровью»

Уметь отгадывать загадки, выполнять физические упражнения.

3

«Здоровье в порядке - спасибо зарядке»

Знать комплекс упражнений утренней зарядки, уметь её выполнять.

4

«Дорога от дома до Центра и от Центра до дома»

Уметь составлять маршрут безопасного движения и следовать ему.

5

«Перемена с увлечением»

Знать правила поведения во время перемен, уметь организовывать свой отдых.

«Моё здоровье в моих руках» - 4 часа

6

«Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим»

Знать основные режимные моменты, составлять собственный режим дня, уметь ценить время.

7

«Времена года», «Что я знаю об одежде; собираемся на прогулку»

Знать времена года, их характерные особенности. Уметь одеваться в

соответствии с погодными условиями.

8

Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек».

Знать сезонные изменения в природе, уметь их называть.

Уметь работать в команде, доброжелательно общаться друг с другом.

II четверть 8 часов

«Я и мой организм» - 8 часов

9

«Глаза – главные помощники человека»

Знать элементарное строение глаза, положительные и отрицательные воздействие на газа. Уметь выполнять гимнастику для глаз.

10

«Чтобы уши слышали»

Знать правила сохранения слуха, беречь органы слуха.

11

«Красивая осанка – это красиво»

Знать что такое осанка, её значение для здоровья человека.

12

Уметь выполнять упражнения, способствующие формированию правильной осанке.

13

14

«Ухаживай за своими руками и ногами»

Знать гигиенические правила, способы ухода за кожей и ногтями. Уметь ухаживать за кожей и ногтями.

15

«Чтобы зубы были крепкими»

Знать гигиенические правила, способы ухода за зубами. Уметь правильно чистить зубы.

16

«Закаливание»

Знать составляющие здорового образа жизни, вести здоровый образ жизни. Уметь делать самомассаж от простуды.

III четверть 10 часов

«Обеспечим безопасность» - 5 часов

17

«Откуда берутся болезни, почему заболели ребята»

Иметь представления о простудных заболеваниях, гриппе. Знать о мерах профилактики простудных заболеваний.

18

«Правила поведения в случае болезни. Лекарства – друзья,

лекарства – враги».

Знать правила поведения в случае болезни, уметь соблюдать эти правила.

19

«Будь осторожен дома. Когда тебе грозит опасность»

Знать, какие опасности могут подстерегать дома. Уметь принять правильное решение и действовать в сложившихся обстоятельствах.

20

«Берегись пожара»

Знать правила пожарной безопасности, номер телефона, на который надо позвонить при пожаре. Уметь действовать при возникновении пожара.

21

«Правила дорожные знать каждому положено»

Знать основные дорожные знаки. Уметь правильно переходить улицу.

22

Знать правила поведения в транспорте и уметь выполнять их.

«Игровая психотерапия» - 5 часов

23

Снятие состояния психического дискомфорта

Знать упражнения для снятия состояния психического дискомфорта. Уметь пользоваться этими упражнениями.

24

25

Учимся вести себя правильно

Уметь анализировать собственные поступки, иметь собственное мнение и модель поведения.

26

Говорим добрые слова друг другу

Знать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть. Уметь творить добро, делать комплименты.

IV четверть 7 часов

«Правильное питание-залог здоровья» - 3 часа

27

«Как и зачем мы питаемся»

Иметь представление о питании как о необходимом условии для жизни человека.

28

«Культура питания. Полезные и вредные продукты».

Уметь правильно вести себя за столом; знать, как правильно питаться.

29

«Витаминная тарелка на каждый день». Коллективное составление панно «Кладовая витаминов»

Знать, в каких продуктах содержится большее число витаминов, вести здоровый образ жизни.

Я и моё ближайшее окружение – 3 часа

30

«Школа вежливости»

Знать этические нормы поведения, уметь вежливо общаться.

31

«Вредные и полезные привычки»

Знать о вредных и полезных привычках, способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.

32

«Я б в спасатели пошел»

Уметь разделять радости и печали друзей.

«Вот и стали мы на год взрослей» - 2 часа

33

«Опасности летом» (просмотр видео фильма)

Знать, какие опасности могут подстерегать летом, уметь избегать этих опасностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по русскому языку для 5-9 классов по обновленным ФГОС на 2023-2024г.

Рабочие программы по русскому языку для 5-9 классов соответствуют новым стандартам по обновленным ФГОС...

Рабочая учебная программа 5 класса по математике по ФГОС 2023-2024г.

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Математика» (базовый уровень) (предметная область «Математика и информатика») (далее соответственно – программа по мат...

Рабочие программы по русскому языку и литературе. 2023-2024г.

Рабочие программы по русскому языку и литературе. 2023-2024г....

Рабочие программы по русскому языку и литературе. 2023-2024г.

Рабочие программы по русскому языку и литературе. 2023-2024г....

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень» для обучающихся 6 класса 2023-2024г

Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам пров...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для обучающихся 6 класса 2023-2024г

Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представл...

Рабочая программа учебного предмета « Родной (русский) язык» для обучающихся 6 класса 2023-2024г

Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся  6 классов на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта осн...