Консультация для воспитателей на тему: «Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста»
консультация по физкультуре
Консультация для воспитателей на тему:
«Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей
дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_yanvar.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
«Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей
дошкольного возраста»
«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский
Здоровье –это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован.
Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни -одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо –только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.
До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.
Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении. Педагогам дошкольных учреждений необходимо работать в этом направление только совместно с семьёй. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни:
- формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками;
- родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.
Именно в семье, в дошкольном образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребёнка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Здоровый образ жизни -это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы детей научим, они должны применять в реальной жизни.
Формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных задач при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья. Необходимо приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
В детском саду воспитатели должны приучать воспитанников заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться.
Пути решения задач: занятия, игры -занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально-привлекательных форм. Обучение организовывают не только на занятиях, но и во всех режимных моментах, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.
Несомненно, главными союзниками в этой работе должны быть родители. С первых дней знакомства с ними, воспитатели должны показать и рассказать всё, что ждёт их детей в детском саду, обратить особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушать их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводить только строго с согласия родителей. Главное, в первую очередь направить работу и доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
Перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни? Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать воспитательно -образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Ответить на него можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей, педагогов и родителей.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно - развивающей работы:
- приобщение детей к физической культуре;
-использование развивающих форм оздоровительной работы.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
-физкультурное занятие –2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
-утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
-оздоровительный бег на воздухе. Оздоровительный бег на воздухе среднем темпе является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Оздоровительные пробежки с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проводить 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время
-утренней прогулки. При проведении оздоровительного бега должен осуществляться индивидуально - дифференцированный подход к детям.
Детям 5 - 6 лет с высоким и средним уровнем ДА предлагают пробежать два круга (500м, а детям с низким уровнем ДА –один круг.
Дети 6-7 лет с высоким и средним уровнем ДА пробегают 3-4 круга, а малоподвижные –2 круга.
-гимнастика после дневного сна. Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.
Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7 -15 минут. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:
- разминка в постели;
- самомассаж;
- гимнастика игрового характера;
-с использованием тренажеров или спортивного комплекса;
- пробежки по массажным дорожкам.
Проблемно - игровые (игротренинги и игротерапия)
– в свободное время, во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом.
Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры
–1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста.
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия –в различных формах физкультурно -оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятиям по теме "Витамины для вашего здоровья" для детей дошкольного возраста
Я представляю материал "Витамины для вашего здоровья" для воспитателей дошкольных образовательных учреждений младших, средних и старших возрастных групп. Эту презентацию можно использовать для расшире...
Консультация для воспитателей «Дидактическая игра- важное средство развития логического мышления детей дошкольного возраста».
Здесь вы узнаете, что игра является важным средством развития логического мышления ....
Проект «Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста»
Проект...
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
Данная консультация дает представление о роли воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников....
Тетрадь здоровья для детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Тетрадь здоровья - это не дневник, а настоящий медицинский документ. В ней предусмотрены специальные записи веса и роста ребенка в разном возрасте, показатели физических данных, перенесенные болезни и...
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта у детей дошкольного возраста»
В современном материальном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятие о добре, милосердии, справедливости, развивать духовность, любовь к ок...
Консультация для воспитателей "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»«Я не боюсь еще и еще раз повторять:забота о здоровье...