ИГРА КАК ВИД РЕКРЕАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДОСУГА
материал по физкультуре
ИГРА КАК ВИД РЕКРЕАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДОСУГА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_vid.docx | 60.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Комитет по образованию АМО «Еравнинский район»
МБОУ «Попереченская основная общеобразовательная школа»
671433, РБ, Еравнинский район, с. Поперечное, пер. Школьный, 3 тел. 8(30135) 33-1-19, E-mail: poperechnoe@list.
ИГРА КАК ВИД РЕКРЕАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДОСУГА
Фамилия, имя, отчество Цыренжапов Амгалан Жалсан-Доржиевич,
учитель физической культуры
с. Поперечное
ИГРА КАК ВИД РЕКРЕАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДОСУГА
Цель: выбор средств и форм формирования рекреационной физической культуры у школьников.
Задачи физической рекреации в процессе уроков физической культуры:
I. Расширение кругозора школьников о понятиях « Физическая культура», «физическая рекреация», "Физическое воспитание" и их взаимосвязь.
2. Создание четкого представления об активном отдыхе, целесообразности переключения с одного вида., деятельности на другой.
3. Формирование интереса и потребности систематического использования физических упражнений в рекреационных целях.
4. Формирование у учащихся необходимого двигательного опыта для овладения средствам физической рекреации.
5. Развитие потребности для самостоятельных занятий физическими упражнениями.
6. Воспитание сознательного отношения двигательных действий.
7. Обучение знаниям о правилах и нормах самостоятельного использования средств физической рекреации.
Актуальность: Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами формируют ту обстановку, при которой необходимо решать проблему здоровья детей в системе школьного образования. Состояние здоровья детей явно неблагополучно. Ранимая и неустойчивая психика детей оказывается перегруженной, что проявляется либо в агрессивности их поведения, либо в апатии и равнодушии к жизни. Растёт число детей с различными формами хронических заболеваний. В то же время возможности, связанные с использованием традиционных методов восстановления здоровья резко сужаются, и такие факторы, как полноценное питание, чистый воздух, физическая разрядка занимают все меньшее место на фоне доминирующего воздействия нервно-психических перегрузок.
Физическая рекреация - осуществление активного отдыха детей с помощью физических упражнений, получение удовольствия от этого процесса. Она удовлетворяет потребности учащихся в развлечениях с помощью физических упражнений, переключении с одного вида деятельности на другой, отвлечении от ее обычных видов.
Рекреация (лат. recreatio восстановление: синоним отдых) – восстановление физических и духовных сил человека, повышение уровня здоровья и работоспособности. Практически под рекреацией понимают отдых после рабочего (учебного) дня, рабочей недели, во время очередного отпуска или каникул.
Физические упражнения являются основными средствами формирования рекреационной физической культуры у школьников. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание. Движения, применяемые в практической работе, развивают быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость и совершенствуют навыки правильного выполнения таких естественных движений человека, как ходьба, бег, прыжки, равновесия, метания и др. Введение в режим учебного дня кратковременных физических упражнений, особенно выполняемых на открытом воздухе, способствуют снятию умственного напряжения. После кратковременной мышечной деятельности умственная работоспособность и высшая нервная деятельность в конце уроков гораздо выше исходного уровня.
У нас в школе большое внимание уделяется рекреационной физической культуре учащихся. Это обязательные физкультминутки на уроках и дополнительные занятия в после урочное время в виде подвижных игр.
У нас созданы необходимые условия для рекреации учащихся – спортивный зал, спортивная площадка, футбольное поле и игровая зона на свежем воздухе.
Игра - социальное педагогическое явление, роль которого в жизни личности трудно переоценить.
Движение - это основной стимулятор правильного развития ребенка. Физкультура для детей стимулирует деятельность всех органов и систем детского организма независимо от того, с какой частью тела работаем, воздействуя на него комплексно и очень гармонично. Комплекс определенно-подобранных упражнений, повышает эмоциональный тонус и дает ощущение «мышечной радости» Атак же усиливает обменные процессы в мышцах и в организме ребенка в целом, активизирует, снимает воспалительные явления в тканях и органах, усиливает адаптационные возможности ребенка, быстро и эффективно нормализует нарушенные функции, гармонизируя весь детский организм.
Игра социальна по своей природе и по непосредственному насыщению. В процессе игр человек удовлетворяет целый ряд потребностей общественного существа, и, прежде всего потребность самоутверждения. Игра удовлетворяет также познавательные, коммуникативные, эстетические, рекреационные потребности человека. Посредством направленного использования игровых форм досуга решаются воспитательные задачи, происходит ознакомление с культурными ценностями.
Структура любой игры предполагает достижение цели посредством преодоления определённых препятствий. В игре имеется своя задача, правила поведения и роли, которые берут на себя основные действующие лица. У игры есть своя задача, правила поведения и роли, которые берут на себя основные действующие лица. У игры есть своё содержание: в ходе её человек совершает разнообразные умственные операции и производит практические действия. Как и другие виды деятельности, игра предполагает владение определёнными способами действия.
В игре снимается усталость, происходит эмоциональная разрядка, воспитываются определённые качества, приобретаются новые знания и умения. Это и есть основной продукт и результат игровой деятельности, ценный как, в общественном, так личностном плане. Однако для самих играющих интерес и значение имеют и непосредственные результаты игры, понимаемые как победа или проигрыш. Однако, в отличие от житейских неудач, неуспех в игре не грозит внешними неприятностями и не угнетает человека. В этом смысле игра беспроигрышна, в ней всегда больше "получают" чем "теряют".
Содержание и ход игры определяются в основном склонностями и интересами самих отдыхающих. Дело здесь не обходится без определённой регуляции, однако по сравнению с другими видами деятельности она минимальна и осуществляется исподволь.
Практически во всех играх содержится элемент соревнования, борьбы за личное или командное первенство. Побеждает тот, кто лучше других сумеет проявить ловкость, силу, быстроту, находчивость, сообразительность, эрудицию, художественную одарённость, техническую смекалку, остроумие, грациозность и т.д. Стремление не оплошать, не оказаться слабее других, не подвести командиру создаёт хорошее спортивное напряжение.
Даже когда игра идёт без зрителей, даже когда человек играет в одиночку, он всё равно состязается - сам с собой, с автором занимательной задачи. В состязательно - игровой обстановке происходит мобилизация физических и духовных сил, возникает эмоциональный подъем. Успех в игре придаёт уверенность в собственных силах, поднимает настроение и повышает общий тонус. Преодолевая трудности, которые всегда возникают в состязании, люди получают физическую, волевую и интеллектуальную закалку.
Активно применяются такие игры как «Лапта», «Ручеек», «Гуси-лебеди», «Морская фигура», «Качалочка», «Козлик».
Также используются двигательные упражнения на уроках физической культуры, перед началом игр, во время перемен - «Полуприседание с выставлением ноги на пятку», «Притопы», Физкультминутки.
Приложение:
Подвижные игры:
«Ручеек»:
Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.
«Гуси-лебеди»
Играющие выбирают «волка» и «хозяина», сами изображают «гусей». На одной стороне площадки чертят дом, где живет «хозяин» и «гуси», на другой - поле.
Между ними находится логово «волка».
Все гуси летят на поле травку щипать.
Хозяин зовет их:
Гуси, гуси!
Га-га-га!
Есть хотите?
Да, да, да!
Ну летите же домой!
Серый волк под горой, не пускает нас домой.
Что он делает?
Зубы точит, нас съесть хочет.
Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
«Гуси» бегут в дом, «волк» пытается их поймать.
Игра заканчивается, когда все «гуси» пойманы.
Игра выполняется с музыкальным сопровождением.
«Морская фигура»
Ведущий произносит: "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри". (Можно заменять на "лесная фигура", "небесная фигура" и т.п.). Во время произнесения этих слов игроки прыгают и бегают, а после слова "замри" должны замереть в позе, обозначающей какую-то из "морских фигур" (т.е. рыба, краб, акула, волна и т.п., у кого, на что хватит фантазии). Ведущий поочередно подходит к каждой фигуре и "включает ее" - игрок должен "ожить" и показать своего персонажа в движении. А ведущий должен отгадать, кто же это. Чья "фигура" больше всего понравиться ведущему, тот игрок становиться новым ведущим.
Комплексы физических упражнений (с элементами ритмических движений) в сопровождении с музыкой.
«Качалочка»
На "раз" поднять не высоко вперёд правую ногу, упасть на неё, перенеся центр тяжести тела; левую ногу сзади приподнять. На "два" откачнуться назад на левую ногу, перенеся на неё центр тяжести. Все движения повторяются.
«Козлик»
Прыжки делаются на левой ноге, правая нога пристукивает об пол стопой. Руки энергично раскачиваются к себе, от себя.
Выполняются на счёт "раз", "два". Движения задорные, размашистые, энергичные, используются чаще в пляске мальчиков.
«Полуприседание с выставлением ноги на пятку»
Исходное положение—ноги в основной стойке [пятки вместе, носки врозь ]. На счёт "раз и пружинящее полуприседание, на "два и " - выпрямление, одновременно правая нога выставляется в прёд на пятку, носок поднят вверх, левая остаётся прямой, корпус чуть откинут назад . На "раз" следующего такта одновременно с полуприседанием правая нога приставляется к левой, на "два" выставляется впёрёд левая нога. Полуприседание с выставлением ноги на пятку можно выполнять на прыжке.
«Прыжки с поочерёдным выбрасыванием ног вперёд» Одновременно с прыжком на левой ноге правая нога приподнимается и выносится вперёд [ колено выпрямляется, корпус чуть откинут назад ]. Затем в перёд выносится левая нога и т. д.
«Притопы»
Притопы выполняются одной ногой или то одной, то другой ногой попеременно с приставлением топнувшей ногой обратно к опорной. На "раз" следует топнуть ногой впереди, на "два" - приставить ногу к ноге.
Шаг с притопом на месте осуществляется следующим образом; на "раз" делается шаг правой ногой на месте, она ставится рядом с левой; на "два” притоп левой ногой впереди правой, без переноса на неё центра тяжести тела.
Физкультминутка
Вводится для снятия утомления и переключения с одного рода деятельности в другой.
Упражнения для снятия утомляемости глаз:
Закройте глаза и нарисуйте ими восьмерку: сначала вертикальную, затем горизонтальную.
Помассируйте виски у края глаз круговыми движениями кончиков пальцев. Маленький нюанс: пальцы правой руки необходимо двигать по часовой стрелке, а пальцы левой - против.
Зафиксируйте взгляд на самой отдаленной точке в пределах видимости, а потом плавно перевести взгляд на кончик носа. Повторяйте «глазные стрелки» по 10-15 раз трижды в день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-методическая разработка на тему: «Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка"
Опытно-методическая разработка на тему:«Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка(мультимедийные презентации и интерактивная доска)...
Механизм формирования исторического мышления через игру как одну из современных технологий развивающего обучения
Описание опыта использования игровых технологий на уроках истории...
Опытно-методическая разработка на тему: «Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка
Дидактические игры или игровые моменты часто используются на уроках английского языка. Они помогают преодолевать психологические «барьеры» усвоения материала за счет высокой эмоциональности и св...
«Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка (мультимедийные презентации и интерактивная доска)»
Дидактические игры или игровые моменты часто используются на уроках английского языка. Они помогают преодолевать психологические «барьеры» усвоения материала за счет ...
Обучение игре в баскетбол, посредством игровой технологии
Представлен материал в виде 28 учебных карточек, по обучению основам технике и тактики баскетбола....
Методическая разработка игры-викторины «Своя игра» по МДК 01.01 Технология металлообработки на токарных станках
В разработке представлен материал для проведения игры – викторины по МДК 01.01 Технология металлообработки на токарных станках....
План-конспект внеклассного мероприятия по технологии "Игра "Поле чудес" по разделу "Технологи я обработки древесины
При остановке барабана на секторе приз можно выбрать приз или продолжать игру. После получения приза игрок выбывает из игры....