Рабочая программа 8 кл
рабочая программа по физкультуре (8 класс)
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка…………………………………………………..1
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета………………2
3.Содержание учебного предмета…………………………………………4
4.Календарно-тематическое планирование……………………………….7
5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение……..10
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету « Адаптивная физическая культура» для обучающихся
8 класса (вариант 9.1) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании».
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
3. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников”
6. Учебный план ОКОУ “Льговская школа – интернат ” на 2023-2024 учебный год.
7. Положение о рабочей программе учителя ОКОУ “Льговская школа – интернат»
Приказ №1-219 от 02.06.2023г.
Цель изучения физической культуры заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации.
Задачи, реализуемые в ходе уроков физической культуры:
воспитание интереса к физической культуре и спорту;
овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии) в процессе уроков и во внеучебной деятельности;
воспитание нравственных качеств и свойств личности; содействие военно-патриотической подготовке.
Согласно учебному плану школы занятия проводятся 2 часа в неделю,16 часов – 1 четверть, 16 часов – вторая четверть, 20 часов – третья четверть и 16 часов – четвертая четверть. Продолжительность одного урока – 40 минут.
Адаптивная физкультура | Количество часов | |||||
В неделю | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего в год | |
8 класс | 2 часа | 16 | 16 | 20 | 16 | 68 |
Распределение материала носит условный характер. Учитель имеет право изменять сетку часов с учетом климатических условий, региональной специфики.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные и предметные результаты освоения предмета.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП:
Минимальный уровень:
знания о физической культуре как системе разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья;
демонстрация правильной осанки, видов стилизованной ходьбы под музыку, комплексов корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), осанки в движении, положений тела и его частей (в положении стоя), комплексов упражнений для укрепления мышечного корсета;
понимание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека;
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня (под руководством педагогического работника);
выбор (под руководством педагогического работника) спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года;
знания об основных физических качествах человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация;
демонстрация жизненно важных способов передвижения человека (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ходьба на лыжах, плавание);
определение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела) (под руководством педагогического работника);
выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и учебной деятельности;
выполнение акробатических и гимнастических комбинаций из числа усвоенных (под руководством педагогического работника);
участие со сверстниками в подвижных и спортивных играх;
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
представления об особенностях физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;
оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных заданий;
применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической культуры.
Достаточный уровень:
представление о состоянии и организации физической культуры и спорта в России, в том числе об Олимпийском, Паралимпийском движениях, Специальных олимпийских играх;
выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без предметов: упражнения на осанку, на контроль осанки в движении, положений тела и его частей стоя, сидя, лежа, комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета;
выполнение строевых действий в шеренге и колонне;
знание видов лыжного спорта, демонстрация техники лыжных ходов; знание температурных норм для занятий;
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
знание и измерение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела),
подача строевых команд, ведение подсчета при выполнении общеразвивающих упражнений (под руководством педагогического работника);
выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном техническом уровне;
участие в подвижных играх со сверстниками, осуществление их объективного судейства, взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
знание особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;
доброжелательное и уважительное объяснение ошибок при выполнении заданий и предложение способов их устранения;
объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью педагогического работника), ведение подсчета при выполнении общеразвивающих упражнений;
использование разметки спортивной площадки при выполнении физических упражнений;
пользование спортивным инвентарем и тренажерным оборудованием;
правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе;
правильное размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных и спортивных игр.
3. Содержание учебного предмета
Содержание программы отражено в следующих разделах: "Гимнастика", "Легкая атлетика", "Лыжная подготовки", "Подвижные игры", "Спортивные игры". В каждом из разделов выделено два взаимосвязанных подраздела: "Теоретические сведения" и "Практический материал". Кроме этого, с учетом возраста и психофизических возможностей обучающихся им также предлагаются для усвоения некоторые теоретические сведения из области физической культуры, которые имеют самостоятельное значение.
В разделе "Гимнастика" (подраздел "Практический материал") кроме построений и перестроений представлены два основных вида физических упражнений: с предметами и без предметов, содержание которых по сравнению с младшими классами в основном остается без изменений, но при этом возрастает их сложность и увеличивается дозировка. К упражнениям с предметами добавляется опорный прыжок, упражнения со скакалками, гантелями и штангой, на преодоление сопротивления, упражнения для корпуса и ног; элементы акробатики.
В раздел "Легкая атлетика" включены традиционные виды: ходьба, бег, прыжки, метание, которые способствуют развитию физических качеств обучающихся (силы, ловкости, быстроты).
Освоение раздела "Лыжная подготовка" направлена на дальнейшее совершенствование навыков владения лыжами и коньками, которые способствуют коррекции психомоторной сферы обучающихся. В тех регионах, где климатические условия не позволяют систематически заниматься лыжной и конькобежной подготовками, следует заменить их занятиями гимнастикой, легкой атлетикой, играми. Но в этом случае следует проводить уроки физкультуры не только в условиях спортивного зала, но и на свежем воздухе.
Особое место в системе уроков по физической культуре занимают разделы "Подвижные игры" и "Спортивные игры", которые не только способствуют укреплению здоровья обучающихся и развитию у них необходимых физических качеств, но и формируют навыки коллективного взаимодействия. Начиная с VIII-гo класса, обучающиеся знакомятся с доступными видами спортивных игр: волейболом, баскетболом, настольным теннисом. Теоретические сведения.
Личная гигиена, солнечные и воздушные ванны. Значение физических упражнений в жизни человека.
Подвижные игры. Роль физкультуры в подготовке к труду. Значение физической культуры в жизни человека. Самостраховка и самоконтроль при выполнении физических упражнений. Помощь при травмах. Способы самостоятельного измерения частоты сердечных сокращений.
Физическая культура и спорт в России. Специальные олимпийские игры.
Здоровый образ жизни и занятия спортом после окончания образовательной организации.
Гимнастика. Теоретические сведения. Элементарные сведения о передвижениях по ориентирам. Правила поведения на занятиях по гимнастике. Значение утренней гимнастики.
Практический материал: построения и перестроения.
Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения): упражнения на дыхание, для развития мышц кистей рук и пальцев; мышц шеи, расслабления мышц, укрепления голеностопных суставов и стоп, укрепления мышц туловища, рук и ног, для формирования и укрепления правильной осанки.
Упражнения с предметами: с гимнастическими палками; большими обручами; малыми мячами, большим мячом, набивными мячами; со скакалками; гантелями и штангой; лазанье и перелезание, упражнения на равновесие; опорный прыжок; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений; упражнения на преодоление сопротивления; переноска грузов и передача предметов.
Легкая атлетика. Теоретические сведения. Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при прыжках в длину. Фазы прыжка в высоту с разбега. Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при выполнении прыжков в высоту.
Правила судейства по бегу, прыжкам, метанию; правила передачи эстафетной палочки в легкоатлетических эстафетах.
Практический материал:
а) ходьба: ходьба в разном темпе, с изменением направления; ускорением и замедлением, преодолением препятствий;
б) бег: медленный бег с равномерной скоростью, бег с варьированием скорости, скоростной бег; эстафетный бег, бег с преодолением препятствий, бег на короткие, средние и длинные дистанции, кроссовый бег по слабопересеченной местности;
в) прыжки: отработка выпрыгивания и спрыгивания с препятствий; прыжки в длину (способами "оттолкнув ноги", "перешагивание"); прыжки в высоту способом "перекат";
г) метание: метание малого мяча на дальность, метание мяча в вертикальную цель, метание в движущую цель.
Лыжная подготовка.
Теоретические сведения. Сведения о применении лыж в быту. Занятия на лыжах как средство закаливания организма.
Прокладка учебной лыжни, санитарно-гигиеничекие требования к занятиям на лыжах. Виды лыжного спорта, сведения о технике лыжных ходов.
Практический материал.
Стойка лыжника. Виды лыжных ходов (попеременный двухшажный; одновременный бесшажный; одновременный одношажный). Совершенствование разных видов подъемов и спусков. Повороты.
Подвижные игры.
Коррекционные игры.
Игры с элементами общеразвивающих упражнений (игры с: бегом, прыжками; лазанием, метанием и ловлей мяча, построениями и перестроениями, бросанием, ловлей, метанием).
Спортивные игры.
Баскетбол. Теоретические сведения. Правила игры в баскетбол, правила поведения обучающихся при выполнении упражнений с мячом.
Влияние занятий баскетболом на организм обучающихся. Практический материал.
Стойка баскетболиста. Передвижение в стойке вправо, влево, вперед, назад. Остановка по свистку. Передача мяча от груди с места и в движении шагом. Ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди. Ведение мяча на месте и в движении. Бросок мяча двумя руками в кольцо снизу и от груди с места. Прямая подача.
Подвижные игры на основе баскетбола. Эстафеты с ведением мяча.
Волейбол. Теоретические сведения. Общие сведения об игре в волейбол, простейшие правила игры, расстановка и перемещение игроков на площадке. Права и обязанности игроков, предупреждение травматизма при игре в волейбол. Практический материал.
Прием и передача мяча снизу и сверху. Отбивание мяча снизу двумя руками через сетку на месте и в движении. Верхняя прямая передача в прыжке. Верхняя прямая подача. Прыжки вверх с места и шага, прыжки у сетки. Многоскоки. Верхняя прямая передача мяча после перемещения вперед, вправо, влево.
Учебные игры на основе волейбола. Игры (эстафеты) с мячами. Настольный теннис.
Теоретические сведения. Парные игры. Правила соревнований. Тактика парных игр.
Учебные игры с учетом ранее изученных правил.
4.Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Количество часов | Дата проведения |
Iчетверть | |||
1 | Т/Б на занятиях л/атлетикой и при проведении спортивных игр. .Инструктаж по охране труда. | 1 | |
2 - 3 | Развитие скоростных способностей. Стартовый разгон. Игры. | 2 | |
4 - 5 | Низкий старт. Бег медленным темпом. Ведение мяча с передачей. Игры. | 2 | |
6 - 7 | Финальное усилие. Эстафеты с элементами баскетбола. Игры. | 2 | |
8 | Бег 60 м.(зачёт).Прыжок в длину с места(зачёт).Метание т/мяча(зачёт). | 1 | |
9 | Бег 60 м 4раза за урок. Бросок мяча в корзину. Игры. | 1 | |
10 | Кросс 500-1000 м. Передача мяча от груди. Игры. | 1 | |
11-12 | Метание мяча на дальность. Эстафеты 4х60м.Передача мяча от груди в парах. | 2 | |
13 -14 | Прыжки в длину с места. Штрафной бросок Игры. | 2 | |
15-16. | Прыжок в длину с разбега. Передача мяча из-за головы. Игры. | 2 | |
II Четверть | |||
17-18 | Т/б на занятиях гимнастикой. Ходьба приставным шагом. | 1 | |
19-20-21 | Упражнения с набивным мячом, отжимание от скамейки. Переноска грузов. Игры. | 3 | |
22-23 | Переноска тяжести, ходьба по гимнастической скамейке. Корригирующие упражнения. | 3 | |
24-25 | Упражнения с мячами на координацию. Перекаты из положения «присев». | 3 | |
26-27 | Совершенствование опорного прыжка через «козла» способ, «ноги врозь». Упражнение на укрепление вестибулярного аппарата. | 3 | |
28-29-30 | Опорный прыжок через коня с поворотом на 90 гр. | 2 | |
31 | Опорный прыжок через коня «согнув ноги». Зачетное выполнение исходных положений. Корригирующие игры. | 3 | |
32 | Игры по выбору учащихся. | 2 | |
III Четверть | |||
33 | Основы теоретических знаний. Т/Б на уроках лыжной подготовки. | 1 | |
34 | Совершенствование техники попеременного и одновременного лыжных ходов. | 1 | |
35 | Совершенствование техники попеременного и одновременного лыжных ходов. | 1 | |
36 | Совершенствование техники подъемов и спусков на склонах. Торможение плугом. | 1 | |
37 | Совершенствование техники подъемов и спусков на склонах. Поворот плугом. | 1 | |
38 | Совершенствование техники лыжных ходов во время прохождения дистанции 2 км. | 1 | |
39 | Контрольная гонка 2 км. | 1 | |
40 | Прохождение дистанции 3 км со средней скоростью по пересеченной местности. | 1 | |
41 | Дистанция 3 км со средней скоростью со сменой ходов по рельефу местности. | 1 | |
42 | Дистанция 3 км на время. | 1 | |
43 | Контрольный урок на дистанцию 3 км. | 1 | |
44 | Совершенствование навыков катания с горок. Игры. | 1 | |
45 | Прохождение дистанции 2000 м. Преодоление препятствий на лыжах. Подвижные игры. | 1 | |
46 | Эстафета по кругу 300-400 м. Торможение «Кругом», «Поворотом» Подвижные игры. | 1 | |
72-73 | Одновременный 2-х шажный ход. Прохождение дистанции 800 м. Подвижные игры. | 1 | |
47 | Эстафета по кругу 300-400 м. Торможение «Кругом», «Поворотом» Подвижные игры. | 1 | |
48-49 | Одновременный 2-х шажный ход. Прохождение дистанции 800 м. Подвижные игры. | 2 | |
50-51 | Прохождение дистанции 2000-2500 м. Подвижные игры. | 2 | |
50 | Игры по выбору учащихся. | 1 | |
52 | Т/Б на занятиях л/атлетикой и при проведении спортивных игр. Инструктаж по охране труда. | 1 | |
IV Четверть | |||
53 | Подтягивание (ю),отжимание (д).Прыжки в длину. Ведение мяча одной рукой. Игры | 1 | |
54-55 | Бег 60 м на результат. Ведение мяча одной рукой. Игры. | 2 | |
56-57 | Бег в равномерном темпе. Ведение мяча .Игры. | 2 | |
58 | Развитие силовой выносливости. Игры. | 1 | |
59 | Кросс 500-1000м.Ведение мяча с изменением направления. Игры. | 1 | |
60-61 | Развитие скоростных способностей. Стартовый разгон. Игры. | 2 | |
62-63 | Низкий старт. Ведение, передача мяча. Игры. | 2 | |
64 | Финальное усилие. Эстафетный бег. Игры | 3 | |
65 | Низкий старт. Бег 60 метров. Игры. | 3 | |
66 | Метание мяча на дальность. Бег 500-800м. Игры. | 3 | |
67 | Упражнения с набивными мячами. Штрафной бросок. Игры. | 3 | |
68 | Игры по выбору учащихся. | 1 |
С учетом рабочей программы воспитания, реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений через создание специальных тематических проектов,
-установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни современников;
- использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям, проведение Уроков мужества;
использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики по темам урока);
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний (наличие двигательной активности на уроках), налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока (сотрудничество, поощрение, доверие, поручение важного дела, эмпатия, создание ситуации успеха);
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык публичного выступления перед аудиторией, (участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, успешное прохождение профессиональной практики);
- межпредметные связи повышают уровень обучения, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений действительности. При этом развивается системность мышления, умение обобщать, скоординированные усилия учителей-предметников и классных руководителей позволяют усилить воспитательный потенциал учебных предметов, показать практическую значимость знаний, развивают способности обучающихся. Непрерывный поиск приемов и форм взаимодействия педагогов и обучающихся на учебном занятии позволяет приобретенным знаниям, отношениям и опыту перейти в социально значимые виды самостоятельной деятельности.
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Спортивное оборудование:
-стенка гимнастическая;
-скамейки гимнастические;
-перекладина гимнастическая;
-канат для лазанья;
-маты гимнастические;
Спортивный инвентарь:
-скакалки гимнастические;
-мячи малые (теннисные);
-палки гимнастические;
-обручи гимнастические;
-планка для прыжков в высоту;
-стойки для прыжков в высоту;
-рулетка измерительная;
-щиты с баскетбольными кольцами;
-мячи баскетбольные;
-сетка волейбольная;
-аптечка медицинская.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...