Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке физической культуры.
методическая разработка по физкультуре (6 класс)

Симбирцева Лариса Борисовна

    Преподавание физической культуры в школе, согласно Федерального государственного образовательного стандарта, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемый стандарт ставит во главу угла развитие и формирование личности обучающихся. Основным результатом образовательного процесса становится формирование универсальных учебных действий школьника, которые могут позволить ему решать широкий круг задач не только в образовательном пространстве, но и за его пределами. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Овладение универсальными учебными действиями (УУД)  – залог успешного освоения любого предмета, в том числе и физической культуры. Так как основная черта УУД  – их метапредметность, следовательно их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoging_metapredm.docx62.7 КБ

Предварительный просмотр:

 Мониторинг метапредметных и личностных достижений

 учащихся на уроке физической культуры.

    Преподавание физической культуры в школе, согласно Федерального государственного образовательного стандарта, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемый стандарт ставит во главу угла развитие и формирование личности обучающихся. Основным результатом образовательного процесса становится формирование универсальных учебных действий школьника, которые могут позволить ему решать широкий круг задач не только в образовательном пространстве, но и за его пределами. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Овладение универсальными учебными действиями (УУД)  – залог успешного освоения любого предмета, в том числе и физической культуры. Так как основная черта УУД  – их метапредметность, следовательно их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам.

 Выделяют четыре блока в составе УУД, которые связаны с основными задачами образования: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Разбивая УУД на более частные умения, можно выделить их структуру, компоненты которой формируются на уроках физической культуры:
1. Личностные - самоопределение и смыслообразование.
2. Регулятивные - соотнесение известного и неизвестного, планирование, оценка, способность к волевому усилию.
3. Познавательные - формулирование цели, выделение необходимой информации, структурирование, выбор эффективных способов решения учебной задачи, рефлексия, анализ и синтез, сравнение, классификация, действия постановки и решения проблемы.
4. Коммуникативные - умение строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами, постановка вопросов, разрешение конфликтов.
Универсальными компетенциями обучающихся  по физической культуре являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • характеризовать действия и поступки, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  •  организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  •  планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

Для формирования УУД необходимо научиться их обнаруживать в процессе учебной деятельности на уроках физической культуры, что должно составлять содержание методической работы учителя физкультуры. Перед учителями физкультуры также остро стоит вопрос мониторинга и диагностики сформированности УУД  у обучающихся.

Мониторинг индивидуальных образовательных достижений обучающихся осуществляется мною в соответствии с ФГОС НОО. Современная система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы предполагает вовлеченность в оценочную деятельность  как  учителя, так и обучающихся.

В своей практике на уроках физической культуры часто применяю игровые технологии, как групповые, так игры в паре, поскольку эти технологии позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. На уроках физкультуры  дети  учатся  взаимодействовать друг с другом не только в игре, но и вне игры – в повседневной жизни. Участвуя в играх и соревнованиях, дети  расширяют  круг друзей, приобретают опыт общения  с  малознакомыми людьми.

Урок стараюсь организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу, но это не всегда получается. Во время проведения уроков наблюдаю, отслеживаю формирования учебной деятельности. У учащихся 4 класса есть тетрадь по предмету «Физическая культура», в которой они выполняют самостоятельно теоретические домашние задания,  рисуют комплексы упражнений утренней зарядки, ведут дневник самонаблюдения. Через тетрадь, я поддерживаю связь с родителями, даю рекомендации по здоровому образу жизни и двигательному режиму ребенка, рекомендую выбор спортивной секции.

На уроках отслеживаю формирование УУД методом наблюдения за учащимися.

Программа наблюдения

  1. Включение школьников в работу в начале урока.
  2. Активность при проведении устного опроса и ведения тетради по предмету.
  3. Учебные интересы на этапе знакомства с новым учебным материалом и его закрепления.
  4. Активность детей при создании учителем состязательной мотивации.
  5. Деятельность учеников при работе в группах.
  6. Самостоятельность учеников, самооценка при выполнении заданий на повторение.
  7. Активность при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий.
  8. Умение ставить цель и делать выводы.
  9. Умение давать самооценку своей деятельности на уроке.

При оценке УУД применяю диагностическую карту (Приложение 1). Результаты мониторинга смотри таблицу 1.

Уровень личностных  и метапредметных  результатов освоения основной образовательной программы  учащимися 6 класса «А»

                                                                                                                                Таблица 1

Метапредметные умения и личностные качества

Уровни

6 «А»

за 2022-2023 учебный год

6 «А»

За 1 полугодие  2023-2024 учебный год

Начало уч.  года %

Конец уч. года %

Начало уч.  года %

Конец 2 четверти %

Познавательные

УУД

высокий

40

42

40

41

средний

50

50

50

52

низкий

10

8

10

8

Регулятивные

УУД

высокий

15

20

20

20

средний

65

68

66

68

низкий

20

12

14

12

Коммуникативные

УУД

высокий

64

68

65

67

средний

32

30

30

31

низкий

4

2

5

2

Личностные

качества

высокий

3

3

3

4

выше

среднего

46

47

47

46

средний

48

48

48

48

низкий

3

2

2

2

Наблюдения за учащимися на уроке показывают: дети стали лучше выполнять задания уроков, демонстрировать уровень физической подготовленности, более грамотно отвечают на вопросы учителя, вступают в диалог, самостоятельно занимаются вне школы по совершенствованию физических кондиций,  не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы,  умеют работать в паре, в группе, умеют видеть ошибки у одноклассников и помогают исправлять их показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи, учатся планировать пути достижения цели.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. Стандарты второго поколения.         

2. Баранов, А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурно-оздоровительных занятий / А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева // Физическая культура. – 2006. – №5. – С. 15-18.

 3. Науменко, Ю. В. Содержательные характеристики проявления личностных и метапредметных результатов образования младших школьников по годам обучения / Ю. В. Науменко // Физическая культура в школе. - 2015. - № 2-3.

Приложение 1

Диагностическая карта сформированности метапредметных УУД

у учащихся 6 "А" класса по предмету физическая культура за 2022-2023 уч. год

Критерии оценивания: 2-высокий уровень,1- средний,0- низкий

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

ФИО учащегося

Готовность планировать учебные действия для достижения желаемого результата

Готовность самостоятельно выполнять ОРУ и показывать другим

Готовность самостоятельно контролировать  самочувствие  и нагрузку

понимание собственных  действий и коррекция их для достижения желаемого рез.

Способен  поддерживать мотивацию к деятельности в течении длительного времени

Способность самостоятельно определять цель, задачи и ожидаемые результаты на уроке

Умение разумно объяснять влияние разных упражнений на укрепление здоровья

Овладение базовыми знаниями о фК и её роли для здоровья человека

Умение использовать учебник, справочную литературу и находить необходимый материал в сети интернет

Любознательность

Взаимоотношение со сверстниками и педагогом

Овладение навыками сотрудничества при работе в парах, тройках, группах распределение  функций в совместной деятельности

Умение осуществлять взаимный контроль при работе в группах, команде

Готовность и умение конструктивно разрешать конфликты

Участие в спортивных мероприятиях, посещение спортивных секцый

Алексеева Н.

2

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

0

1

1

0

Алсыева А.

2

2

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

Ангаров Т.

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

Арсланов Я.

1

1

1

1

0

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

Бадмаев С.

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

Батомункуев А.

2

2

1

1

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

Баторова С.

1

2

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

Баханова Д.

1

1

1

1

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1

Гененова Е.

0

1

0

0

1

1

0

0

0

1

1

0

0

0

0

Дамбаев А.

1

2

1

1

1

1

2

2

1

2

2

2

2

2

2

Жигмитов А.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Жук А.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Киверин Н.

2

2

2

2

2

2

1

1

1

2

2

2

2

1

1

Криволуцкий Е.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

1

1

Метелёва В.

1

1

1

2

1

2

2

1

2

1

2

2

2

2

1

Мищенко О.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Наталин И.

0

1

0

0

0

1

0

0

0

1

1

0

0

0

0

Норбоев Т.

1

1

0

0

1

1

0

1

2

1

2

1

1

1

1

Оширов А.

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

1

1

Степанов Д.

2

1

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

2

1

1

Тархаева Ю.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Трофимов А.

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

1

2

2

1

1

Тютрина Д.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Хамнуева М.

2

1

1

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

2

Ханхаев Д.

1

2

1

2

1

2

2

1

2

2

1

2

2

2

2

Цыбиков Р.

1

1

1

1

1

2

2

1

2

2

2

2

1

2

1

Цыдыпова А

1

2

1

2

1

2

2

1

2

2

2

2

1

2

2

ЦыдыповаО.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

ЦыдыповаМ

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Цыренова Н.

1

2

1

2

1

1

1

2

1

1

1

2

1

2

2

ШойдороваА.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Шукурова Д.

1

2

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

1

2

2

Диагностическая карта сформированности метапредметных УУД

у учащихся 6 "А" класса по предмету физическая культура за I полугодие 2023-2024 уч. год

Критерии оценивания: 2-высокий уровень,1- средний,0- низкий

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

ФИО учащегося

Готовность планировать учебные действия для достижения желаемого результата

Готовность самостоятельно выполнять ОРУ и показывать другим

Готовность самостоятельно контролировать  самочувствие  и нагрузку

понимание собственных  действий и коррекция их для достижения желаемого рез.

Способен  поддерживать мотивацию к деятельности в течении длительного времени

Способность самостоятельно определять цель, задачи и ожидаемые результаты на уроке

Умение разумно объяснять влияние разных упражнений на укрепление здоровья

Овладение базовыми знаниями о фК и её роли для здоровья человека

Умение использовать учебник, справочную литературу и находить необходимый материал в сети интернет

Любознательность

Взаимоотношение со сверстниками и педагогом

Овладение навыками сотрудничества при работе в парах, тройках, группах распределение  функций в совместной деятельности

Умение осуществлять взаимный контроль при работе в группах, команде

Готовность и умение конструктивно разрешать конфликты

Участие в спортивных мероприятиях, посещение спортивных секцый

Алексеева Н.

2

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

0

1

1

0

Алсыева А.

2

2

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

Ангаров Т.

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

Арсланов Я.

1

1

1

1

0

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

Бадмаев С.

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

Батомункуев А.

2

2

1

1

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

Баторова С.

1

2

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

Баханова Д.

1

1

1

1

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1

Гененова Е.

0

1

0

1

1

1

0

0

0

1

1

0

0

0

0

Дамбаев А.

1

2

1

1

1

1

2

2

1

2

2

2

2

2

2

Жигмитов А.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Жук А.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Киверин Н.

2

2

2

2

2

2

1

1

1

2

2

2

2

1

1

Криволуцкий Е.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

1

1

Метелёва В.

1

1

1

2

1

2

2

1

2

1

2

2

2

2

1

Мищенко О.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Наталин И.

0

1

0

0

1

1

0

1

0

1

1

0

0

0

0

Норбоев Т.

1

1

1

0

1

1

1

1

2

1

2

1

1

1

1

Оширов А.

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

1

1

Степанов Д.

2

1

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

2

1

1

Тархаева Ю.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Трофимов А.

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

1

2

2

1

1

Тютрина Д.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Хамнуева М.

2

1

1

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

2

Ханхаев Д.

1

2

1

2

1

2

2

1

2

2

1

2

2

2

2

Цыбиков Р.

1

1

1

1

1

2

2

1

2

2

2

2

1

2

1

Цыдыпова А

1

2

1

2

1

2

2

1

2

2

2

2

1

2

2

ЦыдыповаО.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

ЦыдыповаМ

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Цыренова Н.

1

2

1

2

1

1

1

2

1

1

1

2

1

2

2

ШойдороваА.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Шукурова Д.

1

2

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

1

2

2

Диагностика личностных УУД учащихся 6 «А» класса за 2022-2023 учебный год

Критерии оценивания: 2-высокий уровень, 1- средний, 0- низкий

ФИ ученика

Самоопределение

Смыслообразование

Формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России.

Формирование уважительного отношения к культуре других народов.

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Оценка собственных поступков и поступков окружающих в повседневной жизни (отзывчивость, понимание, сопереживание)

Развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки

Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни

Алексеева Н.

1

1

2

2

1

1

Алсыева А.

1

1

1

2

2

1

Ангаров Т.

1

1

1

1

1

1

Арсланов Я.

1

1

1

1

1

1

Бадмаев С.

2

2

2

2

2

2

БатомункуевА.

2

2

2

2

2

2

Баторова С.

1

1

1

1

1

1

Баханова Д.

1

1

1

1

1

1

Гененова Е.

1

1

0

0

1

1

Дамбаев А.

1

1

2

2

2

2

Жигмитов А.

1

1

2

1

2

1

Жук А.

1

1

1

1

1

1

Киверин Н.

2

2

2

1

2

2

Криволуцкий  

1

1

1

1

1

1

Метелёва В.

2

1

1

2

1

1

Мищенко О.

1

1

1

1

1

1

Наталин И.

0

0

1

1

1

1

Норбоев Т.

1

1

1

1

2

1

Оширов А.

1

1

1

1

2

1

Степанов Д.

1

1

1

1

2

1

Тархаева Ю.

1

1

1

1

1

1

Трофимов А.

1

1

1

1

1

2

Тютрина Д.

1

1

1

1

1

1

Хамнуева М.

2

2

2

1

2

2

Ханхаев Д.

1

1

2

2

2

2

Цыбиков Р.

1

Цыдыпова А

1

1

1

1

1

1

Цыдыпова А.

1

1

1

2

2

1

Цыдыпова М

1

1

1

1

1

1

Цыренова Н.

1

1

1

1

1

1

Шойдорова

1

1

1

1

1

1

Шукурова Д.

2

1

2

2

2

2

Диагностика личностных УУД учащихся 6 «А» класса за I  полугодие 2023-2024 учебный год

Критерии оценивания: 2-высокий уровень, 1- средний, 0- низкий

ФИ ученика

Самоопределение

Смыслообразование

Формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России.

Формирование уважительного отношения к культуре других народов.

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Оценка собственных поступков и поступков окружающих в повседневной жизни (отзывчивость, понимание, сопереживание)

Развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки

Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни

Алексеева Н.

1

1

2

2

1

1

Алсыева А.

1

1

1

2

2

1

Ангаров Т.

1

1

1

1

1

1

Арсланов Я.

1

1

1

1

1

1

Бадмаев С.

2

2

2

2

2

2

БатомункуевА.

2

2

2

2

2

2

Баторова С.

1

1

1

1

1

1

Баханова Д.

1

1

1

1

1

1

Гененова Е.

1

1

0

0

1

1

Дамбаев А.

1

1

2

2

2

2

Жигмитов А.

1

1

2

1

1

1

Жук А.

1

1

1

1

1

1

Киверин Н.

2

2

2

1

2

2

Криволуцкий  

1

1

1

1

1

1

Метелёва В.

2

1

1

2

1

1

Мищенко О.

1

1

1

1

1

1

Наталин И.

0

0

0

1

1

0

Норбоев Т.

1

1

1

1

2

1

Оширов А.

1

1

1

1

2

1

Степанов Д.

1

1

1

1

2

1

Тархаева Ю.

1

1

1

1

1

1

Трофимов А.

1

1

1

1

1

2

Тютрина Д.

1

1

1

1

1

1

Хамнуева М.

2

2

2

1

2

2

Ханхаев Д.

1

1

2

2

2

2

Цыбиков Р.

1

Цыдыпова А

1

1

1

1

1

1

Цыдыпова А.

1

1

1

1

1

1

Цыдыпова М

1

1

1

1

1

1

Цыренова Н.

1

1

1

1

1

1

Шойдорова

1

1

1

1

1

1

Шукурова Д.

1

1

2

2

2

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке физической культуры.

Основным результатом образовательного процесса становится формирование универсальных учебных действий школьника, которые могут позволить ему решать широкий круг задач не только в образовательном прост...

Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке физической культуры

Преподавание физической культуры в школе, согласно Федерального государственного образовательного стандарта, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемый стандарт ставит во главу угл...

Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке физической культуры

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной...

Мониторинг метапредметных и личностных результатов на уроках физической культуры

Мониторинг метапредметных и личностных результатов на уроках физической культуры...

Мониторинг метапредметных и личностных достижений на уроках физической культуры

Преподавание физической культуры в школе, согласно Федерального государственного образовательного стандарта, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемый стандарт ставит во главу угл...

Мониторинг метапредметных и личностных достижений на уроках физической культуры

Преподавание физической культуры в школе, согласно Федерального государственного образовательного стандарта, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемый стандарт ставит во главу угл...

Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке физической культуры.

Мониторинг личностных и метапредметных результатов по физической культуре. Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной прг...