Адаптированная программа по физической культуре 6 класс 2023-2024
рабочая программа по физкультуре

Адаптированная программа по физической культуре 6 класс 2023-2024

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fk_6_klass.docx54.45 КБ

Предварительный просмотр:

Частное образовательное учреждение

«Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского»

Рабочая  программа, рассмотрена на заседании МО

Протокол №  5

 от

«Согласовано»

Заместителем  директора по УВР

«Утверждено»

Приказом директора ЧОУ   «Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского»

от

АдаптивнаЯ  программа учебного  предмета

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

(наименование учебного предмета)

6 класс (обучение на дому)

 (уровень  образования)

68  часов

(количество часов, отводимых на  реализацию программы)

Тюлюмова Алена Геннадьевна, учитель физической культуры

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)

Программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, вариант 2

на 2023 г.г.

Югорск, 2023 г.

Название программы

Рабочая программа по предмету адаптивная физическая культура для

разработана в соответствии со следующими документами:

- Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в    Российской Федерации";

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26);

- Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений". Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

Цели программы. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - Стандарт) в качестве основных задач реализации содержания предмета адаптивная физическая культура в течение всего срока освоения адаптированной основной образовательной программы (далее - АООП) выделяет следующие:

1.Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.

2.Освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием технических средств).

3.Соотнесение самочувствия с настроением,        собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

4.Формирование двигательных навыков, координации движений, физических качеств.

5.Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности:    велосипедная езда, ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры,  и других.

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ПАООП) (2 вариант) целью занятий адаптивной физической культурой определяет повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

Основные задачи:

1.Формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;

2.Формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, играть в спортивные игры;

3.Укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.

Исходя из этого, целью рабочей программы по адаптивной физической культуре (2 вариант)для 1 дополнительного класса является оптимизации физического состояния и развития ребенка.

Задачи:

1. Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных движений и игровой деятельности.     2. Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим.

3.Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса.

4.Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений).

5.Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти.

Общая характеристика предмета.

Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни ребенка с тяжелыми комплексными нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой. В примерной рабочей программе представлен учебный материал, который может быть скорректирован с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

Место предмета в учебном плане. Предметная область Физическая культура входит в число обязательных предметных областей учебного плана и для 2 варианта ее освоение обеспечивается в рамках учебного предмета адаптивная физическая культура. В примерном годовом учебном плане АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 (дополнительный) – 4 классы для первого подготовительного класса предусмотрено 66 часов в год, 2 часа в неделю. Продолжительность учебного года для обучающихся в возрасте 7 лет (в 1 дополнительном классе) составляет 33 недели.

 Количество часов, отводимых на освоение разделов учебного предмета адаптивная физическая культура в 6 классе

Раздел

Кол-во   часов

Физическая подготовка

32

Коррекционные подвижные игры

18

Корригирующие упражнения

18

Общее количество часов

68

Количество часов, отводимых на освоение разделов учебного предмета адаптивная физическая культура в дополнительном 5 классе

Раздел

Кол-во   часов

Физическая подготовка

38

Коррекционные подвижные игры

18

Корригирующие упражнения

12

Общее количество часов

68

Личностные и предметные результаты освоения предмета. Требования к результатам освоения АООП: основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.

Устанавливаются требования к результатам:

  • личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.

Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.

Личностные результаты освоения АООП могут включать:

  1. основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
  2. социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  3. формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
  4. формирование уважительного отношения к окружающим;
  5. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  6. освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  7. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  8. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  9. развитие        этических        чувств,        доброжелательности        и        эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  10. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  11. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты освоения АООП в области адаптивной физической культуры:

  1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:
  1. освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т. ч. с использованием технических средств);
  2. освоение        двигательных        навыков,        последовательности        движений,        
  3. развитие координационных способностей;
  4. совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;
  5. умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
  1. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание:
  1. интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, туризм, физическая подготовка;
  2. умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, играть в подвижные игры и др.
  1. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:
  1. умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

         ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ключевой направленностью учебного предмета адаптивная физическая культура является формирование базовых учебных действий на основе предметного содержания, а именно формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2). Формирование базовых учебных действий включает следующие задачи:

  1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
  2. Формирование учебного поведения (направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание; умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию).
  3. Формирование умения выполнять задание (в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами).
  4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Содержание предмета адаптивная физическая культура отражено в трех разделах:

«Физическая подготовка», «Коррекционные подвижные игры», «Коррекционные упражнения»

Основное содержание этих разделов построено с учетом закономерностей формирования двигательных умений у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития:

первый этап – ознакомление с двигательным действием на этом этапе используются словесные методы (рассказ, описание, объяснение, разбор) и наглядные методы (непосредственный, опосредованный, замедленный показ).

второй этап – начальное разучивание используется метод упражнения, контактный метод обучения в сочетании со словестным, метод физического сопровождения и т.д.

третий этап – углубленное разучивание применяются словесные, наглядные методы и их сочетание, вспомогательные методы (направляющая помощь педагога по ходу выполнения движения, фиксация положения тела, принудительное ограничение движения) и т.п.

четвертый этап – повторение используются словесный метод (задание, указание и др.), целостный метод с отработкой отдельных частей по ходу выполнения упражнения, игровой. пятый этап – закрепление используются игровой метод, целостный и т.д.

Количество этапов освоения движения может быть увеличено до семи (Л.Н. Ростомашвили, 2015). Продолжительность каждого из этапов может индивидуально корректироваться. Но, как правило, на первом уроке при освоении каждого из разделов происходит ознакомление с новым движением и его начальное разучивание. На втором уроке углубленное разучивание и повторение. Поэтому, содержание каждого урока повторяется дважды. Два последних урока раздела (как правило, это два последних урока четверти) отведены на закрепление основного содержания раздела в игровой форме.

Освоение раздела «Физическая подготовка»  включает такие основные движения как: построения и перестроения, общеразвивающие , ходьба и бег, ползание, подлезание, передача предметов, прокатывание мяча. Кроме того, занятия по этому разделу могут проводиться не только в спортивном зале, но, и на открытой спортивной площадке, это обеспечивает решение задач по расширению образовательного пространства за пределами образовательного учреждения.

Раздел «Корригирующие упражнения» осваивается в течении всего года, направлен на укрепление мышц, формированию правильной осанки

Содержание раздела «Коррекционные подвижные игры» построено с учетом скорости освоения учащимися правил игры (одна подвижная игра осваивается два урока), а также сочетания подвижных и коррекционных игр. В разделе используются следующие виды коррекционных игр:

  • формирование способности вести совместные действия с партнером;
  • развитие тактильной чувствительности;
  • активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти;

развитие речевой деятельности, способности к звукоподражанию

Освоение одного комплекса общеразвивающих и корригирующих упражнений происходит в течение двух уроков при этом могут быть использованы разные предметы в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся. Освоение правил одной коррекционной подвижной игры также происходит в течение двух уроков.

Предусмотрены следующие виды работы на уроке: словесные: объяснения, словесные инструкции, распоряжения, команды; физические упражнения: с помощью, с частичной помощью, по образцу, по словесной инструкции.

Календарно тематическое планирование  адаптированной  программы  

 учебного предмета  физическая культура

68 часов

Тема урока

Дата

Основные виды деятельности

Виды контроля

План

Факт

Вводный урок.

Сведения о физической культуре.

Назначение спортивного инвентаря и оборудования. Правила поведения при занятиях физической культурой.

тестирование

2-3

Упражнения в лазание, перелезании, способствующие развитию силы, ловкости, совершенствованию координационных способностей

Построения, общеразвивающие и корригирующие упражнения, ходьба и бег. Развитие общей выносливости. Развитие сердечнососудистой и дыхательной систем.

текущий

4-5

Корригирующая гимнастика

текущий

6-7

Упражнения для развития равновесия.

Упражнения для формирования правильной осанки.

текущий

8-9

Выполнять комплексы упражнений с мячами.

Упражнения для развития мышц плечевого пояса.

учетный

10-11

Ходьба, свободный бег, бег на носках.

Выполнять комплекс О.Р.У. с предметами

Принятие исходного положения для построения и перестроения. Основная стойка. ОРУ без предметов. Ходьба и бег за учителем. Корригирующие дыхательные упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос).

Развитие координационных способностей. Развитие мелкой моторики рук.

Построение. Ходьба и бег противоходом.. ОРУ с предметами. Подлезание под препятствия на животе.

текущий

12-13

Упражнения на формирование и коррекцию правильной осанки

текущий

14

Упражнения на коррекцию плоскостопия

текущий

15

Упражнения на профилактику зрения.

учетный

16

Ходьба, свободный бег, бег на носках

текущий

17

Ходьба с различными положениями рук по следовой дорожке, по ориентирам

Лечебно- оздоровительные упражнения для коррекции заболеваний и нарушений здоровья. Коррекционная игра для развития мелкой моторики рук

текущий

18

Ходьба по линии, ходьба в колонне по одному.

текущий

19

Ходьба по два взявшись, за руки,

учетный

20

Ходьба змейкой, сохраняя дистанцию и темп выполнения (под хлопки учителя).

Развитие координационных и силовых способностей. Коррекционная игра для развития способности ориентирования в пространстве.

текущий

21

Прыжки на одной, двух ногах на месте и с продвижением вперёд по разметкам

текущий

22

Прыжки на двух ногах с поворотом на 90 градусов и 180 градусов.

учетный

23

Метание теннисного мяча с места в цель

Коррекция двигательных нарушений. Развитие гибкости. Коррекционная игра для активизации психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Коррекция двигательных нарушений.        Развитие гибкости.

текущий

24

Метание теннисного мяча  в движущуюся цель

текущий

25

Метание теннисного мяча с места в цель на дальность.

текущий

26

Игры на развитие внимания, памяти

текущий

27

Игры средней и низкой интенсивности и с разными видами движений, воздействующие на разные группы мышц: игры с прыжками.

учетный

28

Игры средней и низкой интенсивности и с разными видами движений, воздействующие на разные группы мышц: игры с бегом

Коррекционная игра на развитие способности ориентирования в пространстве

текущий

29

Игры средней и низкой интенсивности и с разными видами движений, воздействующие на разные группы мышц: игры с перебежками.

текущий

30

Игры средней и низкой интенсивности и с разными видами движений, воздействующие на разные группы мышц: игры с метанием.

 Развитие скоростно-силовых способностей рук и координационных способностей.

текущий

31

Игры, направленные на развитие быстроты реакции, точности движений и дифференцировки усилий.

учетный

32-33

Игры, направленные на умения ориентироваться в пространстве

Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Развитие скоростных и координационных. Развитие тактильной чувствительности

текущий

34-35

Игры, направленные на совершенствование функции дыхания.

текущий

36-37

Игры, направленные на формирование и коррекцию осанки

текущий

38-39

Игры: «Посадка и сбор овощей», «Догоняй мяч»,

Коррекционная игра для активизации психических процессов: восприятия, внимания, памяти

текущий

40

Подвижные игры: «Запрещённое движение», «Волк и овцы»,

учетный

41-42

Корригирующие упражнения

Коррекция двигательных нарушений. Развитие гибкости. Коррекционная игра для активизации психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

текущий

43-44

Корригирующие упражнения

текущий

45

Корригирующие упражнения

текущий

46

Передача предметов

Построения и перестроения, общеразвивающие и корригирующие упражнения, передача предметов. Развитие координационных способностей

текущий

47

Передача предметов

текущий

48

Передача предметов

учетный

49

Ходьба и бег

Развитие общей выносливости. Развитие сердечнососудистой и дыхательной систем.

текущий

50

Ходьба и бег

текущий

51

Подвижные игры

Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Развитие скоростных и координационных. Развитие тактильной чувствительности. Коррекционная игра для активизации психических процессов: восприятия, внимания, памяти

текущий

52

Подвижные игры

текущий

53

Подвижные игры

текущий

54

Подвижные игры

учетный

55-56

Подвижные игры с предметами

текущий

57-58

Корригирующие упражнения

Коррекция двигательных нарушений. Развитие гибкости. Коррекционная игра для активизации психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

текущий

59-60

Корригирующие упражнения

учетный

61

Ходьба в чередовании с бегом

Общеразвивающие и корригирующие упражнения Развитие скоростно-силовых способностей. Коррекционная игра для активизации психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

текущий

62

Корригирующие упражнения

текущий

63

Подвижные игры

текущий

64-65

Подвижные игры с прыжками

текущий

66-67

Подвижные игры с прыжками.

текущий

68

Контрольный урок

учетный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма работы инструктора по физической культуре на 2023 - 2024 учебный год

Это нормативный документ, регламентирующий деятельность педагога и его рабочее время....

Адаптированная рабочая программа по технологии 5 класс (2023-2024 уч.год )

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело)  составлена, на основе программы В.В. Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая, Г.Б. Картушина для специальных (коррекционных)...

Адаптированная рабочая программа по технологии 6 класс (2023-2024 уч.год ) НИ

Пояснительная записка      Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Технология» (швейное дело) для девочек 6 класса разработана на основе программы для ...

Адаптированная программа по физической культуре 2 класс 2023-2024

Адаптированная программа по физической культуре 2 класс 2023-2024...

Адаптированная программа по физической культуре 8 класс 2023-2024

Адаптированная программа по физической культуре 2 класс 2023-2024...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» ООО 2023-2024 уч. год

Основной целью программы по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» СОО 2023-2024 уч.год

В программе по физической культуре нашли свои отражения объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития российского общества, условия деятельности образовательных организаций, воз...