Формирование коммуникативных универсальных учебных действий вусловиях дополнительного образования детей 11–12 лет
опыты и эксперименты по физкультуре (6 класс)
В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в условиях занятий школьников в секции по мини-футболу в школе. Автором предложены и апробированы в учебно-тренировочном процессе приемы формирования КУУД средствами мини-футбола. В исследовании получены достоверные результаты прироста уровня сформированности КУУД у школьников под воздействием разработанных приемов и способов
В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в условиях занятий школьников в секции по мини-футболу в школе. Автором предложены и апробированы в учебно-тренировочном процессе приемы формирования КУУД средствами мини-футбола. В исследовании получены достоверные результаты прироста уровня сформированности КУУД у школьников под воздействием разработанных приемов и способов. Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, формирование, дополнительное образование, мини-футбол В настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно. Это важно благодаря высоким темпам обновления научных знаний, технологий, когда человеку постоянно приходится учиться и переучиваться. Стандарты второго поколения в качестве цели и основного результата образования провозглашают развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» и означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер учебный действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, т. е. каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся имеет возможности для формирования универсальных учебных действий, в том числе при организации внеучебной деятельности детей, например, в школьной секции по мини-футболу. Иными словами, универсальные учебные действия должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности [5; 9]. Особую актуальность данной проблеме придают современные требования к подготовке педагога по реализации ФГОС, в том числе в соответствии с требованиями профстандарта «Педагог» [7; 8]. Будущий учитель обязан уметь формировать у детей данные КУУД в своей профессиональной деятельности. Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать средства и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников 11–12 лет, занимающихся в секции мини-футбола.
Методы и организация исследования. Для достижения поставленной цели мы использовали следующие методы исследования: анализ научно методической литературы, анкетирование [1], метод педагогического эксперимента, метод педагогического наблюдения, математико-статистические методы обработки результатов. Исследование проводилось на базе Упоровской МАУ СОШ. В исследование приняли участие 30 человек в возрасте 11–12 лет. Экспериментальная работа осуществлялась в период учебного и тренировочного процесса спортивной команды по мини-футболу с сентября 2020 года по апрель 2021 года. Результаты исследования и их обсуждение. Изучив теоретическое и практическое состояние проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников, нами установлено, что УУД являются важнейшей частью образовательного процесса, а так же играют большую роль в сплочении учебного класса, спортивной команды, воспитывают чувство ответственности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Многие авторы рассматривают формирование универсальных учебных действий, как обеспечивающую возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Однако, анализ литературы свидетельствует о недостаточных знаниях о формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников в условиях дополнительного образования. Поэтому необходим поиск и экспериментальная проверка средств, методов и комплексов формирования КУУД. До апробации предлагаемых приемов и средств формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников 11–12 лет, мы провели анкетирование участников эксперимента с целью выявления уровня сформированности данных действий на момент начала исследования. Результаты проведенного нами анкетирования в начале эксперимента свидетельствуют, что показатели уровня сформированности КУУД колеблются от 11 до 21 балла, где самое низкое значение (взаимодействия в команде — 11 баллов) соответствует нижнему порог среднего уровня. В свою очередь показатели уровня агрессии достаточно высоки, составляют 21 балл и данный показатель свидетельствует о высоком уровне проявления агрессии. Данные показатели достаточно часто встречаются при определении показателей уровня развития некоторых коммуникативных действий школьников 11–12 лет [1], но они недостаточны для юных спортсменов, занимающихся в секции мини-футбола, поскольку влияют на проявления поведенческих ситуаций во время тренировок, соревновательной деятельности, когда спортсмен должен быть предельно сконцентрирован и направлен на достижение общекомандного результата. Далее нами были подобраны средства и приемы для формирования коммуникативных УУД у школьников в условиях мини-футбольной секции: сотрудничество со взрослым с распределением функций; упражнения на построения и перестроения, которые выполняются группами 4–6 человек в шеренге, в круге и т. д.; отработка технико-тактических умений в мини-футболе: ведение мяча, пас и удар (с подсказками партнеров по выполнению задания); игра в команде (где тренер предполагает организацию совместного действия юных спортсменов как внутри одной группы, так и между группами, он направляет спортсменов на совместное выполнение задания); группа делится на подгруппы по 3–6 человек, чаще по 4 человека (задание дается группе, а не отдельному ученику, занятия могут проходить в форме соревнования команд, которые позволяют актуализировать у обучающихся мотив выигрыша и тем самым пробудить интерес к выполняемой деятельности); игра в мини-футбол, в процессе которой роли распределены; школьники, получают одно и то же задание (вначале каждый выполняет задание самостоятельно, затем они проверяют правильность выполнения элемента и указывают друг другу на ошибки, если они будут обнаружены); спортсмены поочередно выполняют общее задание, используя те определенные знания и средства, которые имеются у каждого, отработав элемент показывают его другим спортсменам, и они оценивают технику выполнения, указывают на ошибки; выполнение роли тренера; отработать командный элемент группе из 4–6 детей во время свободное от тренировки; подготовка спортивного праздника для младших школьников (задания, в процессе выполнения которых учащиеся занимаются планированием этапов выполнения, отслеживанием продвижения в выполнении задания, в процессе выполнения задания необходимо соблюдать график подготовки и предоставления материалов, осуществляется поиск необходимых ресурсов, распределение обязанностей и контроль качества выполнения работы), просмотр соревнований и их обсуждение с обязательным опросом всех юных спортсменов (выслушать точку зрения всех, не выделяя кого-то определенного и давая положительные комментарии по каждому высказыванию), проведение экскурсий на другой стадион, в гости к другой команде, совместные походы на игры, что способствует формированию навыка установления контакта с тренером и членами команды, тематические диспуты и беседы. После внедрения в тренировочный процесс экспериментальных приемов и заданий, мы провели повторное анкетирование с целью определения конечного уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников 11–12 лет.
Выводы. Проведенный эксперимент по внедрению и апробации экспериментальных приемов и средств формирования отдельных коммуникативных УУД у школьников 11–12 лет, занимающихся в секции по мини-футболу, позволил определить нам их эффективность. Так, по 6 тестам из 5 получен достоверный статистически значимый прирост показателей УУД (при p<0,05). Лишь в действии «разрешение конфликтов» не обнаружен значимый прирост показателя (при p>0,05). Стоит отметить, что значимо (при p<0,05) снизился уровень агрессии у детей после проведения эксперимента. Таким образом, результаты эксперимента свидетельствует о том, что экспериментальные средства и приемы формирования отдельных коммуникативных УУД у школьников 11–12 лет, в условиях дополнительного образования, является эффективными. Следовательно, можно утверждать, что разработанные средства и приемы, могут быть рекомендованы к использованию в тренировочном процессе школьников, занимающихся мини-футболом. Литература: Агафонова И. Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся [Текст] / И. Н. Агафонова // Управление начальной школой. — 2009. — № 2. — С. 4–9. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с. Дунилова Р. А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / Р. А. Дунилова, Л. Г. Бобрикова // Управление начальной школой. — 2013. — № 5. — С. 5–10. Лебединцев В. Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся [Текст] // Управление начальной школой. — 2012. — № 4. — С. 33–45. Осипова Н.В. и др. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся [Текст] / Н. В. Осипова [и др.] // Управление начальной школой. — 2010. — № 10. — С. 15–22. Поливаев А. Г. Достижение результатов обучения по физической культуре в условиях реализации ФГОС общего образования [Текст] / А. Г. Поливаев, Н. В. Фомичева, И. А. Иргашева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2016. — № 4. — С. 58–60. Поливаев А. Г. Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурного профиля в условиях требований профессионального стандарта «Педагог» [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2016. — № 2. — С. 143–146. Поливаев А. Г. Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре [Текст] / А. Г. Поливаев // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 627–629. Фомичева Н. В. Деятельностный подход к формированию универсальных учебных действий в физкультурном образовании младших школьников [Текст] / Н. В. Фомичева, А. Г. Поливаев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2014. — № 6. — С. 30–31. Фомичева Н. В. Развивающее обучение в физкультурном образовании младших школьников [Текст]: монография / Н. В. Фомичева, И. Н. Григорович, А. Г. Поливаев; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ишимский гос. педагогический ин-т им. П. П. Ершова». — Ишим, 2011. — 167 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в условиях занятий школьников в секции по мини-футболу в школе. Автором предложены и апробированы в учебно-тренировочном процессе приемы формирования КУУД средствами мини-футбола. В исследовании получены достоверные результаты прироста уровня сформированности КУУД у школьников под воздействием разработанных приемов и способов
В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в условиях занятий школьников в секции по мини-футболу в школе. Автором предложены и апробированы в учебно-тренировочном процессе приемы формирования КУУД средствами мини-футбола. В исследовании получены достоверные результаты прироста уровня сформированности КУУД у школьников под воздействием разработанных приемов и способов. Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, формирование, дополнительное образование, мини-футбол В настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно. Это важно благодаря высоким темпам обновления научных знаний, технологий, когда человеку постоянно приходится учиться и переучиваться. Стандарты второго поколения в качестве цели и основного результата образования провозглашают развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» и означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер учебный действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, т. е. каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся имеет возможности для формирования универсальных учебных действий, в том числе при организации внеучебной деятельности детей, например, в школьной секции по мини-футболу. Иными словами, универсальные учебные действия должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности [5; 9]. Особую актуальность данной проблеме придают современные требования к подготовке педагога по реализации ФГОС, в том числе в соответствии с требованиями профстандарта «Педагог» [7; 8]. Будущий учитель обязан уметь формировать у детей данные КУУД в своей профессиональной деятельности. Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать средства и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников 11–12 лет, занимающихся в секции мини-футбола.
Методы и организация исследования. Для достижения поставленной цели мы использовали следующие методы исследования: анализ научно методической литературы, анкетирование [1], метод педагогического эксперимента, метод педагогического наблюдения, математико-статистические методы обработки результатов. Исследование проводилось на базе Упоровской МАУ СОШ. В исследование приняли участие 30 человек в возрасте 11–12 лет. Экспериментальная работа осуществлялась в период учебного и тренировочного процесса спортивной команды по мини-футболу с сентября 2020 года по апрель 2021 года. Результаты исследования и их обсуждение. Изучив теоретическое и практическое состояние проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников, нами установлено, что УУД являются важнейшей частью образовательного процесса, а так же играют большую роль в сплочении учебного класса, спортивной команды, воспитывают чувство ответственности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Многие авторы рассматривают формирование универсальных учебных действий, как обеспечивающую возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Однако, анализ литературы свидетельствует о недостаточных знаниях о формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников в условиях дополнительного образования. Поэтому необходим поиск и экспериментальная проверка средств, методов и комплексов формирования КУУД. До апробации предлагаемых приемов и средств формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников 11–12 лет, мы провели анкетирование участников эксперимента с целью выявления уровня сформированности данных действий на момент начала исследования. Результаты проведенного нами анкетирования в начале эксперимента свидетельствуют, что показатели уровня сформированности КУУД колеблются от 11 до 21 балла, где самое низкое значение (взаимодействия в команде — 11 баллов) соответствует нижнему порог среднего уровня. В свою очередь показатели уровня агрессии достаточно высоки, составляют 21 балл и данный показатель свидетельствует о высоком уровне проявления агрессии. Данные показатели достаточно часто встречаются при определении показателей уровня развития некоторых коммуникативных действий школьников 11–12 лет [1], но они недостаточны для юных спортсменов, занимающихся в секции мини-футбола, поскольку влияют на проявления поведенческих ситуаций во время тренировок, соревновательной деятельности, когда спортсмен должен быть предельно сконцентрирован и направлен на достижение общекомандного результата. Далее нами были подобраны средства и приемы для формирования коммуникативных УУД у школьников в условиях мини-футбольной секции: сотрудничество со взрослым с распределением функций; упражнения на построения и перестроения, которые выполняются группами 4–6 человек в шеренге, в круге и т. д.; отработка технико-тактических умений в мини-футболе: ведение мяча, пас и удар (с подсказками партнеров по выполнению задания); игра в команде (где тренер предполагает организацию совместного действия юных спортсменов как внутри одной группы, так и между группами, он направляет спортсменов на совместное выполнение задания); группа делится на подгруппы по 3–6 человек, чаще по 4 человека (задание дается группе, а не отдельному ученику, занятия могут проходить в форме соревнования команд, которые позволяют актуализировать у обучающихся мотив выигрыша и тем самым пробудить интерес к выполняемой деятельности); игра в мини-футбол, в процессе которой роли распределены; школьники, получают одно и то же задание (вначале каждый выполняет задание самостоятельно, затем они проверяют правильность выполнения элемента и указывают друг другу на ошибки, если они будут обнаружены); спортсмены поочередно выполняют общее задание, используя те определенные знания и средства, которые имеются у каждого, отработав элемент показывают его другим спортсменам, и они оценивают технику выполнения, указывают на ошибки; выполнение роли тренера; отработать командный элемент группе из 4–6 детей во время свободное от тренировки; подготовка спортивного праздника для младших школьников (задания, в процессе выполнения которых учащиеся занимаются планированием этапов выполнения, отслеживанием продвижения в выполнении задания, в процессе выполнения задания необходимо соблюдать график подготовки и предоставления материалов, осуществляется поиск необходимых ресурсов, распределение обязанностей и контроль качества выполнения работы), просмотр соревнований и их обсуждение с обязательным опросом всех юных спортсменов (выслушать точку зрения всех, не выделяя кого-то определенного и давая положительные комментарии по каждому высказыванию), проведение экскурсий на другой стадион, в гости к другой команде, совместные походы на игры, что способствует формированию навыка установления контакта с тренером и членами команды, тематические диспуты и беседы. После внедрения в тренировочный процесс экспериментальных приемов и заданий, мы провели повторное анкетирование с целью определения конечного уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников 11–12 лет.
Выводы. Проведенный эксперимент по внедрению и апробации экспериментальных приемов и средств формирования отдельных коммуникативных УУД у школьников 11–12 лет, занимающихся в секции по мини-футболу, позволил определить нам их эффективность. Так, по 6 тестам из 5 получен достоверный статистически значимый прирост показателей УУД (при p<0,05). Лишь в действии «разрешение конфликтов» не обнаружен значимый прирост показателя (при p>0,05). Стоит отметить, что значимо (при p<0,05) снизился уровень агрессии у детей после проведения эксперимента. Таким образом, результаты эксперимента свидетельствует о том, что экспериментальные средства и приемы формирования отдельных коммуникативных УУД у школьников 11–12 лет, в условиях дополнительного образования, является эффективными. Следовательно, можно утверждать, что разработанные средства и приемы, могут быть рекомендованы к использованию в тренировочном процессе школьников, занимающихся мини-футболом. Литература: Агафонова И. Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся [Текст] / И. Н. Агафонова // Управление начальной школой. — 2009. — № 2. — С. 4–9. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с. Дунилова Р. А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / Р. А. Дунилова, Л. Г. Бобрикова // Управление начальной школой. — 2013. — № 5. — С. 5–10. Лебединцев В. Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся [Текст] // Управление начальной школой. — 2012. — № 4. — С. 33–45. Осипова Н.В. и др. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся [Текст] / Н. В. Осипова [и др.] // Управление начальной школой. — 2010. — № 10. — С. 15–22. Поливаев А. Г. Достижение результатов обучения по физической культуре в условиях реализации ФГОС общего образования [Текст] / А. Г. Поливаев, Н. В. Фомичева, И. А. Иргашева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2016. — № 4. — С. 58–60. Поливаев А. Г. Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурного профиля в условиях требований профессионального стандарта «Педагог» [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2016. — № 2. — С. 143–146. Поливаев А. Г. Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре [Текст] / А. Г. Поливаев // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 627–629. Фомичева Н. В. Деятельностный подход к формированию универсальных учебных действий в физкультурном образовании младших школьников [Текст] / Н. В. Фомичева, А. Г. Поливаев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2014. — № 6. — С. 30–31. Фомичева Н. В. Развивающее обучение в физкультурном образовании младших школьников [Текст]: монография / Н. В. Фомичева, И. Н. Григорович, А. Г. Поливаев; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ишимский гос. педагогический ин-т им. П. П. Ершова». — Ишим, 2011. — 167 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/13/picture-78894-1355385595.jpg)
Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык» на примере материала учебника для 4 класса И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/08/picture-93357-1641670694.jpg)
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.
Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/08/picture-93357-1641670694.jpg)
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.
Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/21/picture-245223-1379791384.jpg)
Формирование Коммуникативных Универсальных Учебных Действий на уроках английского языка
Данное обобщение опыта содержит необходимую информацию по успешному формированию корммуникативных УУД на уроках английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-310893-1381174299.jpg)
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Педенко Л.А.., учительрусского языка и литературыФормирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка....
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
Выступление на педагогическом совете ГБОУ СОШ №2001 «ФГОС ООО: теория, опыт, проблемы и перспективы» учителя русского языка и литературы Кузнецовой Елены Николаевны по теме: «Формирование коммуникатив...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/12/picture-766874-1457776541.jpg)
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках немецкого языка посредством информационно-коммуникативной технологии».
Иностранный язык как предмет включает знание родного языка и логическое мышление, общее интеллектуальное и культурное развитие обучающегося. Существует мнение, что иностранный язык дается ...