Образовательный педагогический проект: "Первоклассник, присоединяйся к ВФСК ГТО!"
проект по физкультуре

Образовательный педагогический проект: "Первоклассник, присоединяйся к ВФСК ГТО!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

Проект: Первоклассник, присоединяйся к ВФСК ГТО!

Автор проекта: Грошев Никита Юрьевич, учитель физической культуры

МБОУ «СОШ №8»

г. Ханты-Мансийск, 2020

Пояснительная записка

Новизна проекта «Первоклассник, присоединяйся к ВФСК ГТО!» заключается не только в том, что возрождающийся комплекс ГТО, который был частью жизни советского гражданина, сейчас становится частью жизни гражданина России, но ещѐ и в том, что он имеет несколько иной формат и охватывает людей разного возраста, уровня физической подготовки, а также дает возможность приобщаться к ВФСК ГТО людям с ограниченными возможностями здоровья. Это говорит о том, что государство заинтересовано в физической активности граждан, к какому бы возрасту и статусу они не принадлежали. Комплекс ГТО нацелен на развитие массового спорта и оздоровление нации.

Актуальность проекта обусловлена необходимостью вовлечения детей в мир физкультуры и спорта, двигательной активности, заботы о здоровье тогда, когда оно находится в стадии укрепления и обеспечивает качественную жизнь его обладателю, а не тогда, когда появляются проблемы.

Не всегда семейное воспитание ориентировано на культ двигательной активности. Часто можно слышать от родителей, что дети посвящают много времени гаджетам, интерактивным играм, соцсетям.

Это влечет за собой проблемы, связанные со всеми системами органов. Дети попадают в зависимость от Интернета, что усугубляет соматическое и психическое здоровье, ухудшает реальное общение со сверстниками и родителями, уводит в мир, который, не имеет ничего общего с реальным миром.

Можно наблюдать, что свободное время, которое появляется у детей, тратится не на занятия физкультурой, не на игры на свежем воздухе и живое общение со сверстниками, а на Интернет-ресурсы, причѐм те, которые не несут познавательной или учебной информации. Иногда проблемы заходят так далеко, что гиподинамия, сопровождающая чрезмерное увлечение гаджетами, приводит отдельных детей к специальной медицинской группе.

Приобщение первоклассников к ВФСК ГТО является очень важным делом, так как оно носит системный характер, включая в себя не сдачу нормативов, а подготовку и прохождение испытаний, которые сами по себе очень интересны и специфичны.

Проект рассчитан на работу с детьми в возрасте 7 – 8 лет.

Проект охватывает только обучающихся первых классов, что связано со спецификой моей деятельности в качестве учителя физической культуры, так как я обучаю только детей первых классов, после чего, когда их переводят во второй класс, они переходят к другим учителям, которые продолжают начатую мною работу.

Программа рассчитана на 33 часа.

Цель программы: создать в школе систему реализации комплекса ВФСК ГТО для обучающихся 7-8 лет.

Задачи:

  1. Разработать и обеспечить систему мероприятий по реализации комплекса ГТО для первоклассников.
  2. Ознакомить первоклассников с многообразием двигательных умений и навыков, которые можно приобрести на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
  3. Сформировать положительную мотивацию у первоклассников к двигательной активности, совершенствовать физические качества, приобщать к физкультуре и спорту через привлечение к подготовке к сдаче норм ГТО.

Контроль: испытания при сдаче норм ГТО (практическая часть) в ходе спортивных состязаний, через мониторинг динамики физического состояния на уроках физической культуры, наблюдение за динамикой двигательной активности во время участия в спортивных играх и соревнованиях. По завершении подготовки к испытаниям при сдаче норм (тестов) ГТО осуществляется тематический контроль, позволяющий оценить степень готовности обучающихся.

Нормативная база проекта

Проект регламентируется документами, лежащими в основе преподавания физической культуры и дающими право на реализацию во внеурочное время:

  • Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской  Федерации от 06 октября 2009 № 373).
  • Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
  • Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 о введении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» С 1 сентября 2014 года
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г.

№540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно- спортивном комплексе «Готов к труду и обороне»

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г.

№1165-р «Об утверждении Плана мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;

  • Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» от 16 сентября 2014 г. № 821;
  • Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 08 июля 2014 г. №

575 «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»;

  • Приказ от 17 июля 2014 г. № 761 «Об определении ответственных исполнителей в Министерстве образования и науки Российской Федерации и

Федеральном агентстве по делам молодежи по выполнению плана мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. №1165-р».

Сочетание проекта с требованиями ФГОС

Проект удачно сочетает в себе требования ФГОС и ВФСК ГТО, а именно:

  1. Личностные результаты отражаются в индивидуальных, качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, двигательной деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве, в эффективной подготовке и результативной сдаче норм ВФСК ГТО.
  2. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении в познавательной и предметно-практической деятельности знаний и умений, приобретенных на базе освоения содержания предмета «Физическая культура» в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальных способностей, которые потребуются как в рамках образовательного процесса, так и в реальной повседневной жизни.
  3. Предметные результаты характеризуют умения и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура» и проявляются в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Формирование представлений, понятий, методов и приемов в области физической культуры и спорта.

Учет основных задач развития образования в ХМАО-Югре

Проект «Первоклассник, присоединяйся к ВФСК ГТО!» ориентируется на вторую задачу Государственной программы ХМАО-Югры «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года», в которой сделан акцент на модернизацию системы общего образования детей, подразумевающей индивидуализацию образовательных траекторий.

Организуя работу со всеми обучающимися первых классов, проект способен к индивидуальной работе, так как она интересна и полезна каждому ученику.

Учет требований образовательной программы и уровня образования, на который рассчитан проект

В соответствии с требованиями Образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8» (приказ от   31.08.2017

№ 632-о) (http://school8-hm.ru/informatsiya-o-shkole/obrazovanie/obrazovatelnye-programmy/) проект «Первоклассник, присоединяйся к ВФСК ГТО!» находит отражение в

разделе 1.2.11. «Физическая культура», пункты которого говорят о знаниях, приобретаемых обучающимися на уроках физической культуры, способах физкультурной деятельности и физическом совершенствовании (с. 47-48).

Организация самостоятельной деятельности обучающихся в рамках реализации проекта «Первоклассник, присоединяйся к ВФСК ГТО!» заключается в комплексе следующих действий:

  • исследование истории развития Комплекса ГТО через общение со старшим поколением, жившим во времена СССР;
  • просмотр презентаций и видеофильмов, рассказывающих, что занятия спортом с раннего детства – залог успешности человека в будущем;
  • ежедневная утренняя гимнастика (зарядка);
  • двигательная активность в процессе учебного дня;
  • занятия в секциях и кружках спортивного характера;
  • активные занятия физической подготовкой в самостоятельном режиме (игровая деятельность ребенка – дворовой футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, теннис, плавание).

Использование проектом современных учебных материалов

В учебно-методическом пособии Г.И. Погадаева «Готовимся к выполнению нормативов ГТО» сказано, что подготовка учащихся начальной школы должна проводиться под руководством учителей, тренеров и родителей, компетентных в области физической культуры и спорта.

В методическом пособии под редакцией Н.В. Паршиковой рассматриваются вопросы нормативного, организационного, кадрового, методического, материально-технического и финансового обеспечения работы по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

В учебно-методическом пособии А.И. Антонова «Комплексная подготовка для выполнения нормативов «Готов к труду и обороне Отечества» представлены комплексы физических упражнений, которые можно использовать на занятиях физического воспитания.

В методическом пособии В.Я Барышникова «Подготовка школьников к сдаче норм ГТО» раскрываются цели, задачи, принципы построения и особенности комплекса ГТО, призванного модернизировать физическое воспитание в образовательных организациях; приводятся варианты упражнений, способствующих развитию необходимых для успешной сдачи нормативов качеств.

Использование проектом современных образовательных технологий

Для реализации практической части проекта используются следующие образовательные технологии:

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

  • Педагогика сотрудничества (С.Л. Соловейчик), основной идеей которой является учение без принуждения, опережение, свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников, обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческих способностей и самоуважение школьника.
  • Технология педагогической поддержки (О.С. Газман), одной из содержательных компонентов которой является поддержка здоровья и физических сил ребенка:
  • организация здоровьесберегающего режима жизни детей;
  • приобщение их к индивидуально подобранным формам двигательной активности, к занятиям, укрепляющим здоровье;
  • поддержка        их        стремления        избавиться        от        вредных        привычек, разрушающих здоровье.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  • Игровые технологии, где игра представляет собой вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Технологии дифференцированного обучения:

  • Технологии уровневой дифференциации, в основе которой лежит индивидуальное обучение, а формирование гомогенных групп ориентировано на состояние здоровья учащихся.
  • Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков) тесно связана с технологией дифференциации, так как организация учебного процесса (выбор способов, приемов, темпа обучения) обусловливается индивидуальными особенностями учащихся.

Технология программированного обучения:

  • Коллективный способ обучения (КСО) (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко), это такая организация учебной деятельности на уроках физической культуры, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
  • Групповые технологии (В.К. Дьяченко, И.Б. Первин), позволяющие реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Использование проектом современных оценочных средств

Оценочными средствами проекта «Первоклассник, присоединяйся к ВФСК ГТО!» являются нормы ГТО, которые утверждены приказом Минспорта России от «19» июня 2017 г. № 542 «Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) на 2018-2021 годы»

Развитие образовательной среды школы средствами ВФСК ГТО

Проект «Первоклассник, присоединяйся к ВФСК ГТО!» предусматривает развитие образовательной среды школы, заключающееся не только в современном оснащении спортивных залов, оформлении наглядной агитации, обеспечении нормативно-правовой базы, но и проведение большой разъяснительной работы среди первоклассников и их родителей (законных представителей). Это целый комплекс, включающий в себя важные пункты, которые можно представить следующим образом:

  1. проведение бесед, разъясняющих необходимость комплекса ГТО, историю нормативов и их значения для людей, живших в СССР и современных граждан России;
  2. систематическая работа педагогического коллектива по пропаганде здорового образа жизни;
  3. размещение на сайте школы информации о результатах реализации ГТО в первых классах;
  4. ведение электронной базы данных «Первоклассник и ГТО»;
  5. использование системы поощрения обучающихся, демонстрирующих хорошие и отличные показатели сдачи нормативов ГТО;
  6. проведение внутришкольных состязаний среди обучающихся первых классов по сдаче норм ГТО;
  7. проведение во время занятий по физической культуре регулярного мониторинга физической подготовки обучающихся первых классов с целью сравнения с уровнем подготовки к сдаче норм ГТО.

Привлечение социальных партнеров

Постоянными социальными партнерами в реализации проекта

«Первоклассник, присоединяйся к ВФСК ГТО!» для обучающихся 1-х классов является СК «Дружба», с которым заключено соглашение о некоммерческом сотрудничестве. СК «Дружба» является многолетним и надежным партнером, который имеет в своем распоряжении высококвалифицированный тренерский состав и мощную материальную базу.

Тематический план

Раздел

Кол-во часов

1

Подготовка нормативно – правовых документов. Формирование школьной комиссии по приему испытаний ВФСК «ГТО» с

привлечением специалистов СК «Дружба»

1

2

Мониторинг состояния здоровья и уровня физической подготовленности учащихся 5-9 классов (предварительный,

текущий, итоговый контроль).

3

3

Реализация содержания программы

29

Итого:

33 часа

Содержание программы

Тема занятия

Кол-во часов

1

Подготовка нормативно – правовых документов. Формирование

школьной комиссии по приему испытаний ВФСК «ГТО» с привлечением специалистов СК «Дружба»

1

2

Мониторинг состояния здоровья и уровня физической

подготовленности учащихся 1-х классов (предварительный

1

контроль)

3

Вводное занятие: ТБ на занятиях по программе. Анонс

будущих занятий, форм и направлений тренировочной деятельности во внеурочное время

1

4

Обязательные тренировки «Челночный бег 3*10м»

1

5

Обязательные тренировки «Челночный бег 3*10м»

1

6

Обязательные тренировки «Бег 30 метров»

1

7

Обязательные тренировки «Бег 30 метров»

1

8

Обязательные тренировки «Смешанное передвижение 1000

метров»

1

9

Обязательные тренировки «Смешанное передвижение 1000

метров»

1

10

Обязательные тренировки «Подтягивание из виса на высокой

перекладине (мальчики)»

1

11

Обязательные тренировки «Подтягивание из виса на высокой

перекладине (мальчики)»

1

12

Обязательные тренировки «Подтягивание из виса лѐжа на

низкой перекладине»

1

13

Обязательные тренировки «Подтягивание из виса лѐжа на

низкой перекладине»

1

14

Обязательные тренировки «Прыжок в длину с места»

1

15

Обязательные тренировки «Прыжок в длину с места»

1

16

Обязательные тренировки «Отжимания: сгибание и разгибание

рук в упоре лѐжа на полу»

1

17

Мониторинг состояния здоровья и уровня физической

подготовленности учащихся 1-х классов (текущий контроль)

1

18

Обязательные тренировки «Отжимания: сгибание и разгибание

рук в упоре лѐжа на полу»

1

19

Обязательные тренировки «Наклон вперед из положения стоя

на гимнастической скамье»

1

20

Обязательные тренировки «Наклон вперед из положения стоя

на гимнастической скамье»

1

21

Прохождение тестовых испытаний

1

22

Прохождение тестовых испытаний

1

23

Прохождение тестовых испытаний

1

24

Тренировки по желанию «Бег на лыжах 1км»

1

25

Тренировки по желанию «Прыжок в длину с места

толчком двумя ногами»

1

26

Тренировки по желанию «Метание теннисного мяча в цель,

дистанция 6м»

1

27

Тренировки по желанию «Поднимание туловища из положения

лѐжа на спине»

1

28

Тренировки по желанию «Смешанное передвижение на 1км по

пересеченной местности»

1

29

Тренировки по желанию «Плавание на 25м»

1

30

Мониторинг состояния здоровья и уровня физической

подготовленности учащихся 1-х классов (текущий контроль)

1

31

Прохождение тестовых испытаний

1

32

Прохождение тестовых испытаний

1

33

Прохождение тестовых испытаний

1

Список литературы

  1. Андрианов, М.В. Анализ структуры подготовленности современных выпускников начальной школы/М.В. Андрианов//Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. - 2014. - N 5. - С. 75-77.
  2. Антонов, А.И. Комплексная подготовка для выполнения нормативов «Готов к труду и обороне отечества»: учебно-методическое пособие / А.И. Антонов. – Архангельск, 2016. – 140 с.
  3. Балыхина, Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии/Т.М. Балыхина. – Москва: Русский язык, 2006. – 162 с.
  4. Барышников, В.Я. Подготовка школьников к сдаче норм ГТО. Методическое пособие/В.Я Барышников. – Москва: Русское слово, 2018. – 196 с.
  5. Кузнецов, В.С., Колодницкий, В.С. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / В.С. Кузнецов, Г.А., Колодницкий. – Москва: Просвещение, 2016. – 128 с.
  6. Новокрещенов, В.В., Малиц, В.Н., Бабкин, В.В., Кадыров, А.Р., Карпов, А.А., Косарев, П.А. Методическое пособие по подготовке населения, в том числе по самостоятельной подготовке населения и по подготовке лиц, подлежащих призыву на военную службу, к выполнению нормативов и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для физкультурно-спортивных работников и организаторов тестовых мероприятий: Метод. пособие/В.В. Новокрещенов, В.Н. Малиц, В.В. Бабкин, А.Р. Кадыров, А.А. Карпов, П.А. Косарев. – Москва, 2016. – 210 c.
  7. Погадаев, Г.И. Готовимся к выполнению нормативов ГТО. 1-11 класс: учебно-методическое пособие/Г.И. Погадаев. – Москва: Дрофа, 2016. – 191 с.
  8. Пузырь, Ю.П. Управление физическим воспитанием в образовательных учреждениях на основе мониторинга физического состояния: автореф. дис. канд. пед. наук/Ю.П. Пузырь. – Москва: РБГД ОД, 2006. – 193 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные педагогические технологии

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфо...

Педагогический семинар «Современные образовательные педагогические технологии»

Педагогический семинар«Современные  образовательные педагогические технологии»Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии»....

Современные образовательные педагогические технологии

Педагогический семинар«Современные  образовательные педагогические технологии»Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии»....

Современные образовательные педагогические технологии

Данная работа содержит краткую характеристику современных образовательных педагогических технологий...

Современные образовательные педагогические технологии

Данная работа содержит краткую характеристику современных образовательных педагогических технологий...

образовательно-педагогическая, планетарная технология "Триединство целости"

Планетарная технология "Триединство целости" практически решает задачи становления целостной, а значит планетарной личности от дошкольного до вузовского уровня  в условиях системной, целой или тр...

Образовательные технологии "Внедрение в учебный процесс ВФСК ГТО"

Выступление преподавателя физической культуры ГАОУ СПО РБ ТС и ГХ Кижингинский филиал Ломака И.В. на научно-практической конференции «Повышение качества профессиональной подготовки специалистов ...