Внеклассое мероприятие по шахматам
план-конспект занятия по физкультуре (6 класс)

Курбанбаев Фархад Мадаминович

Умения давать анализ своих действий во время игры шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_shah.docx267.83 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по шахматам

Учитель: Курбанбаев Фархад Мадминович

Класс:3 класс

Тема: «Виват, король!» Решение шахматных задач».

Цель: повторить и обобщить пройденный материал в игровой форме с элементами инсценировки.

Задачи:

Образовательные: повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, о ходах фигур, активизировать мыслительную деятельность.

Развивающие: развивать аналитико-синтетическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.

Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, развитие логического, тактического и стратегического и творческого мышления учащихся.
Регулятивные УУД: способность работать по предложенному руководителем плану, умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций.

Познавательные УУД: умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы, делать выводы в результате игры, нахождение выигрышных ходов.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, работа в команде; умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование:

Для учителя: проектор; раздаточный материал; демонстрационная шахматная доска.

Для учащихся: индивидуальные шахматные доски.

Ход занятия

I. Организационный момент

Учитель:

-Ребята, уважаемые гости, рада приветствовать всех. Желаю всем доброго дня и интересного занятия. Это занятие мы полностью посвятим интеллектуальной игре, которую мы все любим, шахматам.

II. Актуализация знаний.

-Что такое шахматы?

(Высказывания детей)

- Шахматы - это шахматная доска, где разворачиваются увлекательные сражения, происходят удивительные приключения маленьких пешек и шахматных фигур

Учитель:- Чтобы очутиться в Шахматной стране мы должны выполнить несколько заданий.

Отгадайте загадку.

Их на поле всего два,

Из-за них идет война.

Одного поймать в ловушку —

Прекращается игра. (Шахматный король)

-Ребята, по сей день шахматные короли не могут пойти на перемирие и доказывают свое преимущество в шахматных турнирах. И прямо сейчас мы с вами отправимся в шахматное королевство, чтобы лично принять участие в этом действе, для этого на время превратимся в шахматные фигуры!

#1042;ключение в деятельность

(Класс поделен на две группы по 8 детей. На партах лежат головные уборы с эмблемами шахматных фигур. На партах стоят 8 пешек).

Учитель:

- Готовы к перевоплощению!

-Наденьте волшебные головные уборы, которые лежат перед вами! Посмотрите, в шахматную фигуру какого цвета вы превратитесь.

#1055;остановка проблемы(Инсценировка).

Учитель:

-Волшебство случилось, в каждой команде есть свой король. Представьтесь, пожалуйста!

(Два ученика выходят к доске и рассказывают стихотворение)

Белый король:

Я белый король,

Я сильнее, чем черный!

Я в стратегии военной

Чуть ли не ученый!

Черный король:

А я черный король

Хвастунов не терплю, признаться!

Так что, Белый, изволь,

Впредь не зазнаваться!

Учитель:

-Уважаемые короли, прошу, не ссорьтесь! Только честный поединок покажет, кто из вас сильнейший воевода. Займите свои почетные места рядом с шахматным войском своего цвета.

Короли - главные фигуры на шахматной доске, но часто они так зазнаются, что забывают о том, что победа зависит от целого шахматного войска. Сегодня мы напомним об этом нашим королям в захватывающем шахматном турнире.

-Турнир объявляется открытым!

V.Работа по теме занятия (построение проекта выхода из затруднения).

Работа в группах.

#1059;читель:

Шахматное сражение происходит на шахматной доске. Но вам нужно ее заслужить, для этого правильно ответить на вопросы.

Работа по составлению цитат.

-Составьте из слов цитату, выражение о шахматах.

Слова- шахматы, гимнастика, это, мозга, для.

-Как вы понимаете эти выражения? (1слайд)

(Ответы детей)

Учитель:

" Шахматы- это гимнастика для ума." развивает мозг, чтобы сделать ход, нужно обязательно подумать

А сейчас отвечаем на мои вопросы, если вы не справитесь с заданием, я должна буду забрать у команды одну пешку. Будьте внимательными, от ваших ответов зависит победа команды.

2. Викторина «Своя игра»

--Вопрос белым фигурам.

1. В какую фигуру пешка не может превратиться? (Ферзь)

--Вопрос черным фигурам.

#1072;ми одного цвета, а дороги их – разного. Что это? (Слоны)

#1054;бъясните слово “шах”? (Угроза Королю.)

#1063;то за конечная цель: обе стороны о ней мечтают, а достигает лишь одна и то не всегда? (Мат.)

#1063;то такое пат? (Ничья)

#1063;то такое рокировка? (Одновременный ход Короля и Ладьи).

7. Каких клеток больше, черных или белых?(Равное кол-во)

#1050;акая фигура на доске самая сильная? (Ферзь.)

9 .Какая фигура может поставить шах и мат Королю?(Любая, даже пешка.)

#1052;ежду какими фигурами стоит конь в начале игры?(Ладья, слон)

#1059;читель:Молодцы ребята с этим заданием вы справились. Я вопросы усложняю. Вопрос белой команде.

- Вспомним, какие три защиты Короля от шаха вы знаете. Назовите их:

(Ответ команды)

- первая защита – отойти на свободное соседнее поле;

-вторая защита – закрыться своей фигурой;

- третья защита – “срубить обидчика”.

Учитель:

Вопрос черной команде. Покажите расстановку фигур на доске. В шахматном королевстве есть свои чудеса, свои секреты.

Помни! Фигуры надо доставать аккуратно и ставить, а не высыпать на стол! Иначе они все быстро сломаются или потеряются. Расставим фигуры на будущем поле сражения.(Ответ команды)

У каждого игрока есть по одному комплекту фигур черного или белого цвета. В комплект входят: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. Белые фигуры занимают первый и второй горизонтальные ряды, чёрные — седьмой и восьмой. Основные фигуры располагаются на крайних горизонталях. Расстановку шахматных фигур на доске запомнить нетрудно:
- ладьи ставятся по углам;
- кони — расстановка коней рядом с ладьями;
- слоны — место слонов рядом с конями;
- ферзи — в середине, на соответствующие им по цвету поля;
- короли — располагаются рядом с ферзями;
- пешки - эти фигуры выставляются вторым рядом перед другими фигурами.

Учитель:

-Какое правило существует, чтобы не перепутать места короля и ферзя?

Ответ:(ферзь любит свой цвет)

Учитель:

Как называется расстановка фигур на доске.

Ответ: Позицией, или положением.

Взаимопроверка:

Учитель:

- Давайте проверим, справился ли черный король с заданием, прочитаем хором стихотворение, которое помогает нам правильно расставить фигуры:

Ученики:

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

И еще два поля есть,

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

4. Решение шахматных задач. (Работа в группах)

(На каждую команду раздаются задачи. «Мат в один ход»)

Учитель:

Ребята а сейчас вспомним правила рокировки

- Команда белых показывает на шахматном поле короткую рокировку.

(При короткай рокировка король перепрыгивает две клетки.если остается одна клетка это короткая рокировка.)

-Команда черных показывает длинную рокировку.

(При длинной рокировке должно оставаться две клетки.)

C:\Users\Дом\Desktop\

Учитель:

-Могут ли короли одержать победу, если будут сражаться друг с другом в одиночестве? Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

-В одиночестве короли слабы, но рядом с другими фигурами и короли могут повоевать.

Учитель:

- Сейчас посчитаем баллы белой команды. Потом – черной. (Записываем на доске результат)

VI. Рефлексия.На самом деле, сегодня нет проигравших, награда для всех одна – это, удовольствие от игры и знания, которые вы получили.

VII. Итог

-Наше очередное занятие завершено. Снимите головные уборы.

Кто получил удовольствие от нашего занятия, похлопайте в ладоши. – Дорогие друзья! Большие успехи начинаются с малого. Бытует мнение, что шахматы – сложная игра. Но мы сегодня увидели, что она может быть легкой и принести тысячи радостей. Спасибо за игру! Желаю Вам дальнейших побед и творческих свершений!

Ребята, спасибо за хорошую работу, за старание. Вы настоящие короли, т.к. в современном мире короли не те, чьи головы обрамляют короны, а те, чьи головы украшены знаниями. Виват, короли! Всего вам доброго!

(Звучит песня Алексея Уткина «Шахматы»)

Если останется время:

- Я буду читать стихотворение, а вы должны хором подсказывать мне правильные числа.

У каждой фигуры своя есть цена.

Вот посмотри на Коня и Слона.

Запомни! У каждого стоимость …(три)

В игре их смелее, смелее бери!

Не бойся же и на Ладью наступать,

Добудешь, и сразу получится… (пять)

А у Ферзя большая цена:

Сколько он стоит во все времена? (девять)

Пешка-малышка стоит… (один)

А поле пройдёт, и она – господин!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассое мероприятие по русскому языку "Обсудим словари, или Вселенная в алфавитном порядке"

Мероприятие построено в форме судебного заседания. Истец - Толковый словарь. Обвиняемые - словари Синонимов, Антонимов, Иностранных слов, Фразеологический словарь. Толковый словарь очень обижен на лин...

Организация внеклассой работы учащихся по дисциплине "Химия"

Статья раскрывает роль и место внеклассной работы по химии.В материале изложены задачи внеурочной работы, затронуты вопросы организации и проведения основных мероприятий....

Личностно-ориентированные технологии во внеклассой спортивной работе

Описание внедрения личностно-ориентированных технологий во внеклассную спортивную работу...

Личностно-ориентированные технологии во внеклассой спортивной работе

Описание внедрения личностно-ориентированных технологий во внеклассную спортивную работу...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

Внеклассое мероприятие "День Благодарения ".

Мероприятие проводят учащиеся старших классов.  Ребята собирают материал , обрабатывают информацию, совместно обсуждают в группах результаты исследований.( На это уходит недели 2...

Внеклассое мероприятие , посвященное Году Семьи Be fun! be creative!

Творческий конкурс среди уч - ся 5 - х класов. Конкурс включает: описание картины, кроссворд, составление текста, перевод и чтение, групповая работа - рассказ о семье...