Внеклассое мероприятие по шахматам
план-конспект занятия по физкультуре (6 класс)
Умения давать анализ своих действий во время игры шахматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_shah.docx | 267.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по шахматам
Учитель: Курбанбаев Фархад Мадминович
Класс:3 класс
Тема: «Виват, король!» Решение шахматных задач».
Цель: повторить и обобщить пройденный материал в игровой форме с элементами инсценировки.
Задачи:
Образовательные: повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, о ходах фигур, активизировать мыслительную деятельность.
Развивающие: развивать аналитико-синтетическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.
Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, развитие логического, тактического и стратегического и творческого мышления учащихся.
Регулятивные УУД: способность работать по предложенному руководителем плану, умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций.
Познавательные УУД: умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы, делать выводы в результате игры, нахождение выигрышных ходов.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, работа в команде; умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование:
Для учителя: проектор; раздаточный материал; демонстрационная шахматная доска.
Для учащихся: индивидуальные шахматные доски.
Ход занятия
I. Организационный момент
Учитель:
-Ребята, уважаемые гости, рада приветствовать всех. Желаю всем доброго дня и интересного занятия. Это занятие мы полностью посвятим интеллектуальной игре, которую мы все любим, шахматам.
II. Актуализация знаний.
-Что такое шахматы?
(Высказывания детей)
- Шахматы - это шахматная доска, где разворачиваются увлекательные сражения, происходят удивительные приключения маленьких пешек и шахматных фигур
Учитель:- Чтобы очутиться в Шахматной стране мы должны выполнить несколько заданий.
Отгадайте загадку.
Их на поле всего два,
Из-за них идет война.
Одного поймать в ловушку —
Прекращается игра. (Шахматный король)
-Ребята, по сей день шахматные короли не могут пойти на перемирие и доказывают свое преимущество в шахматных турнирах. И прямо сейчас мы с вами отправимся в шахматное королевство, чтобы лично принять участие в этом действе, для этого на время превратимся в шахматные фигуры!
#1042;ключение в деятельность
(Класс поделен на две группы по 8 детей. На партах лежат головные уборы с эмблемами шахматных фигур. На партах стоят 8 пешек).
Учитель:
- Готовы к перевоплощению!
-Наденьте волшебные головные уборы, которые лежат перед вами! Посмотрите, в шахматную фигуру какого цвета вы превратитесь.
#1055;остановка проблемы(Инсценировка).
Учитель:
-Волшебство случилось, в каждой команде есть свой король. Представьтесь, пожалуйста!
(Два ученика выходят к доске и рассказывают стихотворение)
Белый король:
Я белый король,
Я сильнее, чем черный!
Я в стратегии военной
Чуть ли не ученый!
Черный король:
А я черный король
Хвастунов не терплю, признаться!
Так что, Белый, изволь,
Впредь не зазнаваться!
Учитель:
-Уважаемые короли, прошу, не ссорьтесь! Только честный поединок покажет, кто из вас сильнейший воевода. Займите свои почетные места рядом с шахматным войском своего цвета.
Короли - главные фигуры на шахматной доске, но часто они так зазнаются, что забывают о том, что победа зависит от целого шахматного войска. Сегодня мы напомним об этом нашим королям в захватывающем шахматном турнире.
-Турнир объявляется открытым!
V.Работа по теме занятия (построение проекта выхода из затруднения).
Работа в группах.
#1059;читель:
Шахматное сражение происходит на шахматной доске. Но вам нужно ее заслужить, для этого правильно ответить на вопросы.
Работа по составлению цитат.
-Составьте из слов цитату, выражение о шахматах.
Слова- шахматы, гимнастика, это, мозга, для.
-Как вы понимаете эти выражения? (1слайд)
(Ответы детей)
Учитель:
" Шахматы- это гимнастика для ума." развивает мозг, чтобы сделать ход, нужно обязательно подумать
А сейчас отвечаем на мои вопросы, если вы не справитесь с заданием, я должна буду забрать у команды одну пешку. Будьте внимательными, от ваших ответов зависит победа команды.
2. Викторина «Своя игра»
--Вопрос белым фигурам.
1. В какую фигуру пешка не может превратиться? (Ферзь)
--Вопрос черным фигурам.
#1072;ми одного цвета, а дороги их – разного. Что это? (Слоны)
#1054;бъясните слово “шах”? (Угроза Королю.)
#1063;то за конечная цель: обе стороны о ней мечтают, а достигает лишь одна и то не всегда? (Мат.)
#1063;то такое пат? (Ничья)
#1063;то такое рокировка? (Одновременный ход Короля и Ладьи).
7. Каких клеток больше, черных или белых?(Равное кол-во)
#1050;акая фигура на доске самая сильная? (Ферзь.)
9 .Какая фигура может поставить шах и мат Королю?(Любая, даже пешка.)
#1052;ежду какими фигурами стоит конь в начале игры?(Ладья, слон)
#1059;читель:Молодцы ребята с этим заданием вы справились. Я вопросы усложняю. Вопрос белой команде.
- Вспомним, какие три защиты Короля от шаха вы знаете. Назовите их:
(Ответ команды)
- первая защита – отойти на свободное соседнее поле;
-вторая защита – закрыться своей фигурой;
- третья защита – “срубить обидчика”.
Учитель:
Вопрос черной команде. Покажите расстановку фигур на доске. В шахматном королевстве есть свои чудеса, свои секреты.
Помни! Фигуры надо доставать аккуратно и ставить, а не высыпать на стол! Иначе они все быстро сломаются или потеряются. Расставим фигуры на будущем поле сражения.(Ответ команды)
У каждого игрока есть по одному комплекту фигур черного или белого цвета. В комплект входят: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. Белые фигуры занимают первый и второй горизонтальные ряды, чёрные — седьмой и восьмой. Основные фигуры располагаются на крайних горизонталях. Расстановку шахматных фигур на доске запомнить нетрудно:
- ладьи ставятся по углам;
- кони — расстановка коней рядом с ладьями;
- слоны — место слонов рядом с конями;
- ферзи — в середине, на соответствующие им по цвету поля;
- короли — располагаются рядом с ферзями;
- пешки - эти фигуры выставляются вторым рядом перед другими фигурами.
Учитель:
-Какое правило существует, чтобы не перепутать места короля и ферзя?
Ответ:(ферзь любит свой цвет)
Учитель:
Как называется расстановка фигур на доске.
Ответ: Позицией, или положением.
Взаимопроверка:
Учитель:
- Давайте проверим, справился ли черный король с заданием, прочитаем хором стихотворение, которое помогает нам правильно расставить фигуры:
Ученики:
Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши славные слоны.
И еще два поля есть,
А на них король и ферзь.
А теперь без спешки
Идут на место пешки.
4. Решение шахматных задач. (Работа в группах)
(На каждую команду раздаются задачи. «Мат в один ход»)
Учитель:
Ребята а сейчас вспомним правила рокировки
- Команда белых показывает на шахматном поле короткую рокировку.
(При короткай рокировка король перепрыгивает две клетки.если остается одна клетка это короткая рокировка.)
-Команда черных показывает длинную рокировку.
(При длинной рокировке должно оставаться две клетки.)
Учитель:
-Могут ли короли одержать победу, если будут сражаться друг с другом в одиночестве? Обоснуйте свой ответ.
Ответ:
-В одиночестве короли слабы, но рядом с другими фигурами и короли могут повоевать.
Учитель:
- Сейчас посчитаем баллы белой команды. Потом – черной. (Записываем на доске результат)
VI. Рефлексия.На самом деле, сегодня нет проигравших, награда для всех одна – это, удовольствие от игры и знания, которые вы получили.
VII. Итог
-Наше очередное занятие завершено. Снимите головные уборы.
Кто получил удовольствие от нашего занятия, похлопайте в ладоши. – Дорогие друзья! Большие успехи начинаются с малого. Бытует мнение, что шахматы – сложная игра. Но мы сегодня увидели, что она может быть легкой и принести тысячи радостей. Спасибо за игру! Желаю Вам дальнейших побед и творческих свершений!
Ребята, спасибо за хорошую работу, за старание. Вы настоящие короли, т.к. в современном мире короли не те, чьи головы обрамляют короны, а те, чьи головы украшены знаниями. Виват, короли! Всего вам доброго!
(Звучит песня Алексея Уткина «Шахматы»)
Если останется время:
- Я буду читать стихотворение, а вы должны хором подсказывать мне правильные числа.
У каждой фигуры своя есть цена.
Вот посмотри на Коня и Слона.
Запомни! У каждого стоимость …(три)
В игре их смелее, смелее бери!
Не бойся же и на Ладью наступать,
Добудешь, и сразу получится… (пять)
А у Ферзя большая цена:
Сколько он стоит во все времена? (девять)
Пешка-малышка стоит… (один)
А поле пройдёт, и она – господин!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассое мероприятие по русскому языку "Обсудим словари, или Вселенная в алфавитном порядке"
Мероприятие построено в форме судебного заседания. Истец - Толковый словарь. Обвиняемые - словари Синонимов, Антонимов, Иностранных слов, Фразеологический словарь. Толковый словарь очень обижен на лин...
Организация внеклассой работы учащихся по дисциплине "Химия"
Статья раскрывает роль и место внеклассной работы по химии.В материале изложены задачи внеурочной работы, затронуты вопросы организации и проведения основных мероприятий....
Личностно-ориентированные технологии во внеклассой спортивной работе
Описание внедрения личностно-ориентированных технологий во внеклассную спортивную работу...
Личностно-ориентированные технологии во внеклассой спортивной работе
Описание внедрения личностно-ориентированных технологий во внеклассную спортивную работу...
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
Внеклассое мероприятие "День Благодарения ".
Мероприятие проводят учащиеся старших классов. Ребята собирают материал , обрабатывают информацию, совместно обсуждают в группах результаты исследований.( На это уходит недели 2...
Внеклассое мероприятие , посвященное Году Семьи Be fun! be creative!
Творческий конкурс среди уч - ся 5 - х класов. Конкурс включает: описание картины, кроссворд, составление текста, перевод и чтение, групповая работа - рассказ о семье...