Консультация для родителей обучающихся "Гигиена физической культуры "
консультация по физкультуре

Курбатов Илья Валерьевич

Гигиена (hygieinos) – область медицинской науки о сохранении и улучшении здоровья путём проведения предупредительных мероприятий. Она изучает влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывает мероприятия по профилактике заболеваний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_2_2.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гигиена физической культуры

На организм человека могут воздействовать различные факторы внешней среды: [1]

  • Химические – химические элементы и соединения, находящиеся в воздухе, воде, почве, пище.
  • Физические – температура, влажность и давление воздуха, радиация, вибрация, шум и т.п.
  • Биологические – микроорганизмы, гельминты, грибы.
  • Социальные факторы – характер трудовой деятельности, питание, жилищно-бытовые условия и др.

В зависимости от решаемых задач гигиеническая наука использует разнообразные методы. Они используются для гигиенической оценки факторов окружающей среды. К ним относятся санитарное обследование и описание, физические, химические и биологические методы санитарной экспертизы.

Методы санитарного описания и обследования позволяют выявить общее состояние отдельных групп или населённых пунктов. При этом привлекаются статистические и демографические показатели в исследуемом районе и делаются общие выводы о состоянии здоровья населения и факторах, влияющих на него.

Для определения количественных характеристик среды, и её свойств используются физические, химические, биологические методы исследования.

Для изучения влияния окружающей среды на организм человека используются физиолого-биологические, клинические, антропометрические, экспериментальные методы. При необходимости установить влияние среды на здоровье коллектива пользуются санитарно-статистическим методом.

Практическое претворение в жизнь гигиенических нормативов, правил и мероприятий называется санитарией. Достижения гигиены внедряются путём общественно-гигиенических мероприятий. С этой целью разрабатываются различные санитарные правила и нормы. Для эффективного использования достижений гигиены необходимо, что бы каждый человек понимал их значение. В связи с этим огромная роль принадлежит санитарному просвещению.

В зависимости от предмета изучения гигиеническая наука подразделяется на:[2] 

  • Гигиену окружающей среды
  • Гигиену питания и здоровья
  • Гигиену труда
  • Социальную гигиену.

2. Основы гигиены физической культуры

Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Ее главная задача – изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение здоровья и долголетия.[3]

Молодые специалисты, окончившие Вузы, должны хорошо знать основные положения личной и общественной гигиены и умело применять их в быту, учебе, на производстве, при организации различных мероприятий по массовой физической культуре и спорту в условиях профессиональной деятельности.

Одной из профильных гигиенических дисциплин является гигиена физической культуры и спорта. Она изучает взаимодействие организма занимающихся физической культурой и спортом с внешней средой. Цель такого изучения – разработка гигиенических нормативов, требований и мероприятий, направленных на укрепление здоровья, повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов.

2.1. Личная гигиена

Личная гигиена включает в себя: рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежды и обуви. Особенно оно важно для студентов, т.к. строгое их соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности и служит залогом спортивных достижений.

Рациональный суточный режим создает оптимальные условия для деятельности и восстановления организма. В основе его лежит ритмическое и правильное чередование труда и отдыха и других видов деятельности.

Суточный режим должен основываться на законах о биологических ритмах. При правильном и строго соблюдаемом суточном режиме дня вырабатывается определенный ритм функционирования организма, в результате чего студенты могут в определенное время наиболее эффективно выполнять конкретные виды работ.

Основные правила организации суточного режима: подъем в одно и то же время;[4]

Выполнение УГГ и закаливающих процедур;

Приема пищи в одно и то же время, не менее 3 раз в день (лучше 4 – 5 раз в день);

Самостоятельные занятия по учебным дисциплинам в одно и тоже время;

Не реже 3 – 5 раза в неделю по 1,5 – 2 ч. занятия физическими упражнениями и спортом с оптимальной физической нагрузкой;

Выполнение в паузах учебной деятельности (3 – 5 мин) и физических упражнений;

Ежедневное пребывание на свежем воздухе (1,5 – 2 ч);

Полноценный сон (не менее 8 ч) с засыпанием и пробуждением в одно и тоже время.

Уход за телом. Гигиена тела содействует правильной жизнедеятельности организма, способствует улучшению обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, развитию физических и умственных способностей человека. От состояния кожного покрова зависит здоровье человека, его работоспособность, сопротивляемость различным заболеваниям. Уход за телом включает в себя ежедневный уход за кожей всего тела, уход за волосами, уход за полостью рта и зубами.[5]

Гигиена одежды и обуви. Спортивная одежда должна отвечать требованиям, предъявляемым спецификой занятий и правилами соревнований различных видов спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений.

Как правило, спортивная одежда изготавливается из эластичных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению. Спортивная обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. [6]

Необходимо, чтобы и теплозащитные и водоупорные свойства соответствовали погодным условиям. Лучше всего этим требованиям отвечает обувь из натуральной кожи, имеющая малую теплопроводимость, хорошую эластичность, а так же обладающая способностью сохранять форму после намокания

2.2. Рациональное питание

Рациональное питание, построенное на научных основах, обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой умственной и физической работоспособности и продлению творческого долголетия. Для людей, занимающихся физической культурой и спортом, рациональное питание способствует повышению работоспособности, быстрейшему восстановлению после утомления и достижению высоких спортивных результатов.

Гигиенические требования к пище. Пища представляет собой определенную комбинацию продуктов питания, состоящих из белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды. Основные гигиенические требования, предъявляемые к пище следующие:[7]

  • оптимальное количество, соответствующее энергетическим затратам человека, в процессе жизнедеятельности;
  • полноценное качество, т.е. включение всех необходимых питательных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей), сбалансированных в оптимальных пропорциях;
  • разнообразие и наличие различных продуктов животного и растительного происхождения;
  • хорошая усвояемость, приятный вкус, запах и внешний вид;
  • доброкачественность и безвредность.

Энергозатраты организма выражаются в килокалориях (ккал). В этих же единицах обозначается и энергетическая ценность пищи. Повышение активности процентов обмена веществ и энергии при выполнении различной, главным образом мышечной, деятельности является решающим фактором при определении суточного расхода энергии. Чем интенсивнее выполняемая физическая работа, тем выше энергозатраты. Умственный или полностью автоматизированный труд требует небольших затрат энергии.

При расчете калорийности пищи и ее состава в сутки можно пользоваться данными таблицы 1.[8]

Таблица 1. Состав и калорийность пищевых рационов для спортсменов в сутки, г на 1 кг массы тела.

Наиболее массовые виды спорта

Белки

Жиры

Углеводы

Калорийность ккал

Гимнастика

2.1-2.4

1.5-1.6

8.3-9.0

60-62

Легкая атлетика:

Бег на короткие, средн. дист., прыжки, метания

2.4-2.5

1.7-1.8

9.5-10.0

65-70

Бег на длинные дистанц., спортивная ходьба

2.0-2.3

2.0-2.1

10.0-11.5

70-60

Марафон

2.4-2.5

2.1-2.3

11.0-13.0

75-85

Плавание

2.1-2.3

2.0-2.1

9.5-10.0

65-70

Тяжелая атлетика, атлетическая г-ка

2.4-2.5

2.0-2.3

10.0-11.0

70-75

Футбол и хоккей

2.3-2.4

1.8-1.9

9.0-10.0

62-65

Баскетбол, волейбол

2.1-2.3

1.7-1.8

9.0-10.0

62-65

Лыжный спорт, короткие дистанции

2.0-2.1

1.9-2.0

9.5-10.0

65-70

Длинные дистанции

2.1-2.3

2.0-2.1

10.5-11.0

70-73

Витамины в необходимом количестве обязательно должны присутствовать в рационе спортсменов и физкультурников. Во время выполнения интенсивной мышечной работы в связи с повышением обмена веществ потребность в витаминах возрастает. Удовлетворять потребность организма в витаминах нужно, прежде всего, за счет употребления натуральных продуктов. В случае их нехватки рекомендуется принимать витаминные концентраты из естественных продуктов (настой шиповника и др.) синтетических препаратов (“Аэровит”, “Ундевит” и др.).

В питании спортсмена, наряду с обычными пищевыми веществами, могут быть использованы различные питательные смеси и продукты повышенной биологической ценности.

В суточном режиме следует устанавливать и строго придерживаться определенного времени для приема пищи, что способствует ее лучшему перевариванию и усвоению. Принимать пищу следует за 2-2.5 ч до тренировки и спустя 30-40 мин. после ее окончания.

Питаться лучше 4 раза в день: завтрак – 7 – 7.30, обед – 13.00 – 14.00, полдник – 16.00 – 17.00, ужин – 20.00 – 20.30. можно ограничиться и трехразовым питанием.[9]

Примерное распределение калорийности суточного рациона питания.

 

завтрак

обед

полдник

ужин

Четырехразовое питание

35-40

30-35

5

25-30

Трехразовое питание

40

35

-

25

При приеме пищи все внимание стоит уделять еде.

Отвлечения от еды приводят к нарушению пищеварения и усвоения пищи. Во время еды нельзя торопиться. Пища должна всегда хорошо пережевываться.

2.3. Закаливание

Закаливание – система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к различным воздействиям окружающей среды (холода, тепла, солнечной радиации, понижению атмосферного давления).

Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2 – 5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их. Закаливание способствует повышению физической и умственной работоспособности, улучшает кровообращение, повышает тонус ЦНС, нормализует обмен веществ, помогает выработать рациональный гигиенический режим.[10]

Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте, предварительно посоветовавшись с врачом. Он не только проверит состояние здоровья, но и поможет определить форму закаливающих процедур и их дозировку. Установлены следующие гигиенические принципы закаливания: систематичность требует регулярного, ежедневного выполнения закаливающих процедур. Длительные перерывы в закаливании ведут к ослаблению или полной утрате приобретенных защитных реакций. Обычно через 2 – 3 недели после прекращения процедур устойчивость организма к закаливающему фактору снижается; постепенное и последовательное увеличение дозировки процедур. При выборе дозировки и форм проведения закаливания необходимо учитывать индивидуальные особенности человека (возраст, состояние здоровья и др.), поскольку реакция организма на закаливание у разных людей неодинаковая;

Разнообразие средств и форм обеспечивает всестороннее закаливание. Как правило, устойчивость организма повышается только к тому раздражителю, воздействию которого он многократно подвергался. Так, повторное воздействие холода вырабатывает устойчивость организма лишь к холоду, повторное действие тепла, наоборот к теплу.

Вот почему необходимо использование разнообразных форм закаливания.[11]

Активный режим, т.е. выполнять во время процедур какие-либо физические упражнения;

Сочетание общих и местных процедур: местные процедуры оказывают менее сильное действие, чем общие. Но если умело подвергать воздействию различных температур наиболее чувствительные к охлаждению участки тела – ступни ног, горло, шею, можно добиться эффекта и при местном закаливании;

Самоконтроль. Показателями правильного проводимого закаливания и его положительного эффекта являются крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности и т.п. Бессонница, раздражительность, снижение аппетита и работоспособности указывают на неправильное проведение закаливания. В этих случаях необходимо обратиться к врачу и изменить форму проведения и дозировку процедур.


[1] Лаптев А.П., Малышева И.Н. Практикум по гигиене. - М.: ФиС, 1987.

[2] Лаптев А.П., Малышева И.Н. Практикум по гигиене. - М.: ФиС, 1987.

[3] Лаптев А.П. Гигиена массового спорта. - М.: ФиС, 1984.

[4] Минх А.А. Общая гигиена. - М.: Медицина, 1984. -

[5] Минх А.А. Общая гигиена. - М.: Медицина, 1984. -

[6] Минх А.А. Общая гигиена. - М.: Медицина, 1984. -

[7] Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья: Методическое пособие. - Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000.

[8] Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья: Методическое пособие. - Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000.

[9] Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена: Учебник для ин-тов физич. культ. - М.: ФиС, 1990.

[10] Лаптев А.П. Гигиена массового спорта. - М.: ФиС, 1984.

[11] Лаптев А.П. Гигиена массового спорта. - М.: ФиС, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для инструкторов по физической культуре и воспитателей ДОУ : "Игры народов содружеств"

Консультация для инструкторов по физической культуре и воспитателей ДОУ " Игры народов содружеств"...

Консультация для родителей:"Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников".

Консультация для родителей, в которой раскрыты причины нарушения звукопроизношения у дошкольников и поэтапность  работы по  формированию произносительных навыков....

Консультации для родителей по физической культуре

Консультации для родителей по физической культуре...

Консультации для родителей по физической культуре

Консультации для родителей по физической культуре...

Консультация для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Консультация  для  родителей по  воспитанию  культуры  поведения  у детей...

Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей»

Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей»...