Дыхательная гимнастика в детском саду.
консультация по физкультуре
В ритме современной жизни люди не задумываются над тем, как мы дышим. Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем. Ежедневное использование дыхательной гимнастики, как одной из форм здоровьесберегающих технологий, необходимое условие оздоровления дошкольников в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 92.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Город Детства»
Консультация для воспитателей Дыхательная гимнастика в детском саду. Комплексы дыхательной гимнастики. Все возраста
Подготовила и провела
Инструктор по физической культуре:
Мисриханова Б.М.
Дрожжино 23.01.2023 учебный год.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ. КОМПЛЕКСЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ВСЕ ВОЗРОСТА.
Детский иммунитет очень хрупкий. Родители зачастую не понимают причин частых ОРЗ, насморков, длительного кашля. А виной тому может быть поверхностное дыхание. Оно неполноценное — вдох и выдох производится в неполную силу. Вентиляция легких ухудшается, организму не хватает кислорода.
Дыхательная гимнастика быстро и эффективно помогает дошкольникам справиться с болезнями, укрепляет иммунитет.
ПОЛЬЗА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
Определить, что у вашего малыша плохо развитая система дыхания, просто. Обратите внимание на следующие внешние признаки:
- Бледность
- Утомляемость
- Сонливость
- Медлительность
- Отставание в физическом развитии (неразвитая грудная клетка, мускулатура)
- Дыхание через рот
- Частые респираторные заболевания.
От кислородного голодания страдает весь организм. В первую очередь мозг. Задача гимнастики дыхания — обогатить кровь кислородом. В процессе занятий общее состояние малышей улучшается. Они становятся более активными, работоспособными. Это сказывается в дальнейшем на развитии интеллекта, тела.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ В ДЕТСКОМ САДУ
Воспитатели ДОУ вводят в занятия с группой дыхательную гимнастику с единой задачей — укрепить дыхательную систему дошколят.
Целей ставится гораздо больше: Укрепление иммунитета
- Развитие мышц гортани, носоглотки и т.д.
- Корректировка дефектов речевого дыхания
- Повысить уровень кислорода в крови
- Улучшить обменные процессы детского организма
- Научить детей носовому дыханию
- Избавиться от поверхностного дыхания
- Развить плавный вдох, длительный выдох
- Укрепить физиологическое дыхание дошкольников
- Тренировать силу, ритм вдоха-выдоха.
Одновременно с укреплением дыхательного и речевого аппарата воспитатели развивают интеллект малышей в детском саду. Тренировки проводятся под музыку, читаются стихи для создания ритма движений. Все это благотворно влияет на общее развитие детей. По этой причине, говорить о вреде или отсутствии пользы дыхательных тренажеров весьма глупо.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ
Основная задача педагога — научить ребенка правильно использовать вдох, выдох. Следуйте общим требованиям по подготовке к занятиям и их проведению:
- Перед занятиями проветрите комнату. Воздух должен быть свежим, но не холодным.
- Каждое упражнений проводится в течение 2-3 минут.
- Нельзя делать слишком резких вдохов и выдохов. Контролируйте их плавность.
- Первые занятия проводите лежа на спине.
- Не говорите дошкольнику: «Быстрее дыши, глубже». Не фиксируйте его внимание на дыхании. Пусть постепенно привыкает делать вдохи-выдохи автоматически.
- Следите за напряжением мышц груди, шеи, плеч. Они должны быть расслаблены.
- Если у дошкольника насморк, не забудьте перед началом занятий очистить носовые проходы от грязи и слизи.
- В периоды болезней сократите нагрузку на детсадовца при выполнении дыхательной гимнастики вполовину.
- УПРАЖНЕНИЯ Уровень сложности заданий, продолжительность тренировки зависят от возраста, индивидуальных особенностей дошкольников. Проводить занятия можно во время утренней зарядки, повторять их на прогулке до обеда, вечером. Форма занятий — игровая.
Дыхательную гимнастику для детей младших групп (2-3 лет) следует проводить в форме веселой игры. Обязательно участие взрослых, воспитателей.
Комплекс дыхательной гимнастики средняя группа.
Упражнение | Цель | Исходная позиция | Инструкция | Повторы |
Пузырики | Учимся правильно дышать. | Стоя, руки спокойно вытянуты вдоль тела. | Вдох через носик, надуваем щечки (как пузырьки). Выдох через рот. | 2-3 |
Насосик | Обучение правильному дыханию. | Стоя | На вдох - приседаем, на выдохе - встаем в исходное положение. Чем ниже приседание, тем глубже вдох. | 3-4 |
Рубим дрова | Укрепление физиологического дыхания. | Стоя, руки опущены | Вдыхаем, руки поднимаются наверх, на выдохе - наклоняемся, вытягиваем руки чуть вперед, как будто рубим дрова. | 3 |
Трубач | Обучение плавному выдоху. | Сидя или стоя в удобном устойчивом положении. Руки сложить трубой, поднести ко рту. | Свободно вдохнуть, на выдохе громко сказать: "П-ф-ф..". | 5 |
Паровозик | Ритмичное дыхание, контроль за его частотой. | Ходим по игровой комнате. Руками изображаем движения колес паровоза. | Во время хождения друг за другом на выдохе приговариваем ритмично: "Чух-Чух". | 30 секунд |
Мяч | Обучение длительному выдоху. | Стоя. В руках зажат мяч. Руки готовятся к броску. | Неглубокий вдох, на выдохе делаем бросок мяча вперед с силой и говорим протяжно: "У-у-ух". | 5-6 |
Комплекс дыхательной гимнастики старшая группа
Дошкольники старшей группы детского сада, более самостоятельные и подвижные. Дыхательная гимнастика для детей от 4 лет может включать в себя следующие задания:
Упражнение | Цель | Исходное положение | Инструкция | Повторы |
Слушай свое дыхание | Обучение контролю над ритмом, глубиной дыхания. | Удобная для ребенка позиция. Сидя, лежа, стоя. Мышцы тела расслаблены. | Спокойно дышим и слушаем себя. Наблюдаем за тем, куда проходит воздушная струя, как двигается грудная клетка и т.д. | 1-2 раза |
Воздушный шар | Тренировка мышц брюшной полости, контроль за наполнением легких воздухом. | Лежа на спине, руки протянуты вдоль тела. Концентрация внимания на животе. | Медленно, глубоко вдыхаем, наблюдаем, как поднимается, опускается живот. | 5-10 |
Подыши одной ноздрей | Тренировка мышц дыхательного аппарата. | Любое удобное расположение тела. Мышцы полностью расслаблены. | Открываем ноздри для вдоха и выдоха попеременно. Через одну вдыхаем медленно, глубоко, через другую выдыхаем. | 6 |
Трубочка | Укрепление мышц носоглотки, легких. | Сидя, стоя | Делаем максимально глубокий выдох через нос, при этом живот, ребра должны подтянуться к телу. Вытягиваем губы трубочкой и резко вдыхаем как можно больше воздуха. Задерживаем дыхание. Поднимаем голову вверх, выдыхаем через нос. | 6 |
Мыльные пузыри | Укрепление тонуса мышц легких, носоглотки. | Стоя | Поднимаем голову в ИС и выдыхаем медленно через нос. Вдыхаем, не опуская голову. Выдыхаем с опущенной головой носом. | 4 |
Ежик | Тренировка ритмичного неглубокого дыхания. | Стоя. Голову поворачиваем в ритме марша. | При каждом повороте головы влево-вправо делаем короткий вдох носом, дышим шумно, напрягая мышцы носоглотки. Выдыхаем через нос. | 6 |
Комплекс дыхательной гимнастики подготовительная группа.
Упражнение | Цель | Исходное положение | Инструкция | Повторы |
Качалка | Тренировка мышц дыхательной системы, развитие речевого аппарата. | Сидя на стульчике, ладошки лежат на коленях. | Раскачиваем тело в стороны с небольшими наклонами. Вдыхаем через нос, на выдохе говорим: "Ф-р-о-о-ох". | 6-8 |
Достань пол | Тренировка мышц дыхательной системы, развитие речевого аппарата. | Стоя. Руки вперед, ноги чуть расставлены по сторонам. | Вдохнуть носом и сделать медленный наклон, доставая руками до пола. Во время наклона говорим на выдохе: "Бак". | 4 |
Прыжки | Контроль за ритмом, глубиной дыхания. | Стоя, руки вытянуты по швам. | Прыгаем на обеих ножках вверх. Каждый прыжок сопровождаем словом "Ха". Стараемся дышать ровно. | 12-16 прыжков чередуем с ходьбой на месте. Повторить 3-4 раза. |
Заблудился | Тренировка мышц речевого аппарата. | Стоя ровно, руки сложены около рта как рупор. | Делаем медленный вдох, на выдохе произносим: "АУ....". | 8-10 |
Задуй свечку | Тренировка мышц речевого аппарата. | Стоя | Делаем вдох и задерживаем дыхание. Складываем губы трубочкой и выдыхаем с силой три раза, задуваем воображаемую свечу, проговаривая во время выдоха : "Фу, Фу...". | 4 |
Комплекс дыхательной гимнастики вторая младшая группа.
Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 3-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
Упражнение 4. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.
4
Упражнение 5. ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Упражнение 6. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
Упражнение 7. ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дыхательная гимнастика в детском саду.
В данной презентации изложен теоретический материал по строени. органов дыхания, даны обоснования о необходимости проведения упражнений по развитию дыхания, приведены практические материалы....
дыхательная гимнастика в детском саду.
игровые приемы развития дыхания у детей. консультация для родителей и педагогов....
Консультация для педагогов на тему: «Дыхательная гимнастика в детском саду»
Консультация разработана для педагогов ДОО, но может быть использована и родителями. Подобраны упражнения дыхательной гимнастики....
Дыхательная гимнастика в детском саду
Цель консультации: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, формирование знаний по проведению дыхательной гимн...
Дыхательная гимнастика в детском саду.
Дыхательная гимнастика в детском саду....
Консультация для педагогов «Дыхательная гимнастика в детском саду»
laquo;Дыхание - это жизнь». Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без пищи организм может прожить несколько недель, без воды - нескольк...
Консультация для воспитателей "ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ"
Детский иммунитет очень хрупкий. Родители зачастую не понимают причин частых ОРЗ, насморков, длительного кашля. А виной тому может быть поверхностное дыхание. Оно неполноценное — вдох и выдох пр...