Дыхательная гимнастика в детском саду.
консультация по физкультуре

Баджиханум Мирзабаевна Мисриханова

В ритме современной жизни люди не задумываются над тем, как мы дышим. Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем. Ежедневное использование дыхательной гимнастики, как одной из форм здоровьесберегающих технологий, необходимое условие оздоровления дошкольников в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx92.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Город Детства»

Консультация для воспитателей                                                                             Дыхательная гимнастика в детском саду.                                                                                           Комплексы дыхательной гимнастики. Все возраста

https://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1628459345_105737_nw2uz.jpg

                                                                                                               Подготовила и провела

Инструктор по физической культуре:

Мисриханова Б.М.

Дрожжино 23.01.2023 учебный год.

 ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ.                                                                                                                КОМПЛЕКСЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ВСЕ ВОЗРОСТА.

Детский иммунитет очень хрупкий. Родители зачастую не понимают причин частых ОРЗ, насморков, длительного кашля. А виной тому может быть поверхностное дыхание. Оно неполноценное — вдох и выдох производится в неполную силу. Вентиляция легких ухудшается, организму не хватает кислорода.

 Дыхательная гимнастика быстро и эффективно помогает дошкольникам справиться с болезнями, укрепляет иммунитет.

ПОЛЬЗА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Определить, что у вашего малыша плохо развитая система дыхания, просто. Обратите внимание на следующие внешние признаки:

  • Бледность
  • Утомляемость
  • Сонливость
  • Медлительность
  • Отставание в физическом развитии (неразвитая грудная клетка, мускулатура)
  • Дыхание через рот
  • Частые респираторные заболевания.

От кислородного голодания страдает весь организм. В первую очередь мозг. Задача гимнастики дыхания — обогатить кровь кислородом. В процессе занятий общее состояние малышей улучшается. Они становятся более активными, работоспособными. Это сказывается в дальнейшем на развитии интеллекта, тела.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ В ДЕТСКОМ САДУ

 Воспитатели ДОУ вводят в занятия с группой дыхательную гимнастику с единой задачей — укрепить дыхательную систему дошколят.

Целей ставится гораздо больше: Укрепление иммунитета

  1. Развитие мышц гортани, носоглотки и т.д.
  2. Корректировка дефектов речевого дыхания
  3. Повысить уровень кислорода в крови
  4. Улучшить обменные процессы детского организма
  5. Научить детей носовому дыханию
  6. Избавиться от поверхностного дыхания
  7. Развить плавный вдох, длительный выдох
  8. Укрепить физиологическое дыхание дошкольников
  9. Тренировать силу, ритм вдоха-выдоха.

Одновременно с укреплением дыхательного и речевого аппарата воспитатели развивают интеллект малышей в детском саду. Тренировки проводятся под музыку, читаются стихи для создания ритма движений. Все это благотворно влияет на общее развитие детей. По этой причине, говорить о вреде или отсутствии пользы дыхательных тренажеров весьма глупо.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ

Основная задача педагога — научить ребенка правильно использовать вдох, выдох. Следуйте общим требованиям по подготовке к занятиям и их проведению:

  • Перед занятиями проветрите комнату. Воздух должен быть свежим, но не холодным.
  • Каждое упражнений проводится в течение 2-3 минут.
  • Нельзя делать слишком резких вдохов и выдохов. Контролируйте их плавность.
  • Первые занятия проводите лежа на спине.
  • Не говорите дошкольнику: «Быстрее дыши, глубже». Не фиксируйте его внимание на дыхании. Пусть постепенно привыкает делать вдохи-выдохи автоматически.
  • Следите за напряжением мышц груди, шеи, плеч. Они должны быть расслаблены.
  • Если у дошкольника насморк, не забудьте перед началом занятий очистить носовые проходы от грязи и слизи.
  • В периоды болезней сократите нагрузку на детсадовца при выполнении дыхательной гимнастики вполовину.                                                                                          
  • УПРАЖНЕНИЯ                                                                                                                Уровень сложности заданий, продолжительность тренировки зависят от возраста, индивидуальных особенностей дошкольников.                                                              Проводить занятия можно во время утренней зарядки, повторять их на прогулке до обеда, вечером. Форма занятий — игровая.

Дыхательную гимнастику для детей младших групп (2-3 лет) следует проводить в форме веселой игры. Обязательно участие взрослых, воспитателей.

Комплекс дыхательной гимнастики средняя группа.

Упражнение

Цель

Исходная позиция

Инструкция

Повторы

Пузырики

Учимся правильно дышать.

Стоя, руки спокойно вытянуты вдоль тела.

Вдох через носик, надуваем щечки (как пузырьки). Выдох через рот.

2-3

Насосик

Обучение правильному дыханию.

Стоя

На вдох - приседаем, на выдохе - встаем в исходное положение. Чем ниже приседание, тем глубже вдох.

3-4

Рубим дрова

Укрепление физиологического дыхания.

Стоя, руки опущены

Вдыхаем, руки поднимаются наверх, на выдохе - наклоняемся, вытягиваем руки чуть вперед, как будто рубим дрова.

3

Трубач

Обучение плавному выдоху.

Сидя или стоя в удобном устойчивом положении. Руки сложить трубой, поднести ко рту.

Свободно вдохнуть, на выдохе громко сказать: "П-ф-ф..".

5

Паровозик

Ритмичное дыхание, контроль за его частотой.

Ходим по игровой комнате. Руками изображаем движения колес паровоза.

Во время хождения друг за другом на выдохе приговариваем ритмично: "Чух-Чух".

30 секунд

Мяч

Обучение длительному выдоху.

Стоя. В руках зажат мяч. Руки готовятся к броску.

Неглубокий вдох, на выдохе делаем бросок мяча вперед с силой и говорим протяжно: "У-у-ух".

5-6

Комплекс дыхательной гимнастики старшая группа

Дошкольники старшей группы детского сада, более самостоятельные и подвижные. Дыхательная гимнастика для детей от 4 лет может включать в себя следующие задания:

Упражнение

Цель

Исходное положение

Инструкция

Повторы

Слушай свое дыхание

Обучение контролю над ритмом, глубиной дыхания.

Удобная для ребенка позиция. Сидя, лежа, стоя. Мышцы тела расслаблены.

Спокойно дышим и слушаем себя. Наблюдаем за тем, куда проходит воздушная струя, как двигается грудная клетка и т.д.

1-2 раза

Воздушный шар

Тренировка мышц брюшной полости, контроль за наполнением легких воздухом.

Лежа на спине, руки протянуты вдоль тела. Концентрация внимания на животе.

Медленно, глубоко вдыхаем, наблюдаем, как поднимается, опускается живот.

5-10

Подыши одной ноздрей

Тренировка мышц дыхательного аппарата.

Любое удобное расположение тела. Мышцы полностью расслаблены.

Открываем ноздри для вдоха и выдоха попеременно. Через одну вдыхаем медленно, глубоко, через другую выдыхаем.

6

Трубочка

Укрепление мышц носоглотки, легких.

Сидя, стоя

Делаем максимально глубокий выдох через нос, при этом живот, ребра должны подтянуться к телу. Вытягиваем губы трубочкой и резко вдыхаем как можно больше воздуха. Задерживаем дыхание. Поднимаем голову вверх, выдыхаем через нос.

6

Мыльные пузыри

Укрепление тонуса мышц легких, носоглотки.

Стоя

Поднимаем голову в ИС и выдыхаем медленно через нос. Вдыхаем, не опуская голову. Выдыхаем с опущенной головой носом.

4

Ежик

Тренировка ритмичного неглубокого дыхания.

Стоя. Голову поворачиваем в ритме марша.

При каждом повороте головы влево-вправо делаем короткий вдох носом, дышим шумно, напрягая мышцы носоглотки. Выдыхаем через нос.

6

Комплекс дыхательной гимнастики подготовительная группа.

Упражнение

Цель

Исходное положение

Инструкция

Повторы

Качалка

Тренировка мышц дыхательной системы, развитие речевого аппарата.

Сидя на стульчике, ладошки лежат на коленях.

Раскачиваем тело в стороны с небольшими наклонами. Вдыхаем через нос, на выдохе говорим: "Ф-р-о-о-ох".

6-8

Достань пол

Тренировка мышц дыхательной системы, развитие речевого аппарата.

Стоя. Руки вперед, ноги чуть расставлены по сторонам.

Вдохнуть носом и сделать медленный наклон, доставая руками до пола. Во время наклона говорим на выдохе: "Бак".

4

Прыжки

Контроль за ритмом, глубиной дыхания.

Стоя, руки вытянуты по швам.

Прыгаем на обеих ножках вверх. Каждый прыжок сопровождаем словом "Ха". Стараемся дышать ровно.

12-16 прыжков чередуем с ходьбой на месте.                    Повторить 3-4 раза.

Заблудился

Тренировка мышц речевого аппарата.

Стоя ровно, руки сложены около рта как рупор.

Делаем медленный вдох, на выдохе произносим: "АУ....".

8-10

Задуй свечку

Тренировка мышц речевого аппарата.

Стоя

Делаем вдох и задерживаем дыхание. Складываем губы трубочкой и выдыхаем с силой три раза, задуваем воображаемую свечу, проговаривая во время выдоха : "Фу, Фу...".

4

Комплекс дыхательной гимнастики вторая младшая группа.

Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 3-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

 Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

 Упражнение 4. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.
                                                                     4
Упражнение 5. ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
 
Упражнение 6. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
 
Упражнение 7. ПЧЁЛКА. 
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика в детском саду.

В данной презентации   изложен теоретический материал по строени. органов дыхания, даны обоснования о необходимости проведения упражнений по развитию дыхания, приведены практические материалы....

дыхательная гимнастика в детском саду.

игровые приемы развития дыхания у детей. консультация для родителей и педагогов....

Консультация для педагогов на тему: «Дыхательная гимнастика в детском саду»

Консультация разработана для педагогов ДОО, но может быть использована и родителями. Подобраны упражнения дыхательной гимнастики....

Дыхательная гимнастика в детском саду

Цель консультации: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, формирование знаний по проведению дыхательной гимн...

Дыхательная гимнастика в детском саду.

Дыхательная гимнастика в детском саду....

Консультация для педагогов «Дыхательная гимнастика в детском саду»

laquo;Дыхание - это жизнь». Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без пищи организм может прожить несколько недель, без воды - нескольк...

Консультация для воспитателей "ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ"

Детский иммунитет очень хрупкий. Родители зачастую не понимают причин частых ОРЗ, насморков, длительного кашля. А виной тому может быть поверхностное дыхание. Оно неполноценное — вдох и выдох пр...