Статья "Что такое здоровье?"
статья по физкультуре (6 класс)
Что такое здоровье? Ответ на этот вопрос не столь очевиден, как может показаться на первый взгляд. В настоящее время в современной культуре существует более 300 различных определений данного социокультурного феномена. И этому есть вполне понятное объяснение. Представление о здоровье как определенном состоянии организма появилось в человеческой культуре очень давно- тогда же когда стала зарождаться древняя медицина. И так, как и культура в целом, оно проходило длинный путь развития, наполняясь новыми идеями и содержанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_zdorove.docx | 15.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ?
Педагог – организатор
ГБОУ СОШ №175
Калининского района Санкт – Петербурга
Петрова Н.Н.
Ответ на этот вопрос не столь очевиден, как может показаться на первый взгляд. В настоящее время в современной культуре существует более 300 различных определений данного социокультурного феномена. И этому есть вполне понятное объяснение. Представление о здоровье как определенном состоянии организма появилось в человеческой культуре очень давно- тогда же когда стала зарождаться древняя медицина. И так как и культура в целом, оно проходило длинный путь развития, наполняясь новыми идеями и содержанием. Все существующее многообразие определений здоровья можно разделить на три большие группы
Первая группа носит нормоцентрический характер и описывает здоровье как «совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения в сочетании с нормальными показателями соматического состояния индивида» (О. Васильева Психология здоровья человека) О.Васидьева, Ф.Филатов – М.,2002. Нормоцентрический подход наиболее распространен «Ничего не болит анализы в норме, температура нормальная – значит, здорово»-именно так довольно часто рассуждают многие из нас. Между тем сущность здоровья не может быть сведена лишь к набору среднестатистических физических и физиологических норм и параметров.
Здоровье – сложный, многомерный феномен, отражающий различные аспекты человеческого бытия, его взаимосвязи и взаимодействии с окружающим миром.
Сложная, комплексная сущность здоровья отражена во второй группе определений, не только описывающих здоровье в границах индивида и личности, но и выходящих за эти границы, охватывающие социальные связи человека. Эта группа определений носит адаптационный характер. Самое популярное среди них сегодня дано Всемирной организацией здравоохранения- «состояние полного физического, душевного и социального благополучия» В этом случае здоровым оказывается не столько тот, у кого «ничего не болит» сколько тот, кто способен эффективно выстраивать связи с окружающими, ставить цели и достигать их, социально успешный.
И с этой точки зрения человек, имеющий физические отклонения, но сумевший адаптироваться в социуме, уже не оценивается как неполноценный, больной (не случайно сегодня вместо определения «инвалид» все чаще используется определение «человек с ограниченными возможностями»). Действительно, как к примеру, можно назвать больными участников Паралимпийских игр, несмотря на серьезные физические отклонения побеждающих в сложных спортивных соревнованиях. Сегодня все чаще концепция здоровья включают в себя и сферу творческого, духовного развития личности. Подлинно здоровый человек в этом случае тот,кто не просто благополучен, а стремится к совершенствованию, раскрытию и приумножению собственных способностей и возможностей, расширению связей с окружающим миром. Поэтому здоровье рассматривается в системе культурных, нравственных координат.
Именно третья группа определений, представляющая антропоцентрическую модель, наполняет заботу о собственном здоровье глубоким смыслом, позволяет человеку не рассматривать не как деятельность, замкнутую на себя, а направить ее вовне, расширяя сферу возможностей и способностей.
Антропоцентрическая модель меняет содержание мотивов здоровьесберегающей деятельности, ее прагматический характер ( я забочусь о здоровье, чтобы ничего не болело, чтобы добиться успеха, благополучия и.т.д.) постепенно замещается альтруистическим( заботясь о собственном здоровье, я совершенствую себя и мир вокруг).
Обращаясь к проблеме формирования культуры здоровья у своих воспитанников, каждый из нас должен определить какая из моделей будет положена в основу воспитательной работы.
При использовании нормо-центрической модели педагогу достаточно сложно убедить ребенка или подростка в необходимости заботы о собственном здоровье. Ведь если здоровье - это состояние, когда ничего не болит», то большинство школьников убеждены- они и так здоровы. Вот и получается- школьники, прекрасно знающие о том, что «быть здоровым – это здорово», мало, что делают для того, чтобы это здоровье сохранить или не разрушить. Другое дело, когда воспитательная работа, связанная с формированием основ культуры здоровья, базируется на антропоцентрической модели. Ведь в этом случае здоровье рассматривается не как цель, к которой нужно стремиться, а как инструмент достижения поставленных личностно значимых для подростка целей. И в этом случае подростку становится понятно, почему сейчас, когда даже если «ничего не болит», все-таки нужно укреплять здоровье. Ведь от этого зависит исполнение его актуальных желаний
Используя антропоцентрический подход, можно объяснить ребенку, имеющему различные формы нарушений в развитии и функционировании организма, что у него есть возможность прожить полноценную счастливую жизнь. И задача общества в этом случае заключается не только и даже не столько в том, чтобы опекать таких детей, выполняя их желания, сколько в том, чтобы научить их за счет собственных сил достигать желаемого.
В ОУ №175 созданы специальные медицинские группы, где занимаются школьники с ослабленным здоровьем. Обучающиеся занимаются по специальной медицинской программе, выполняю различные задания по программе улучшаю свое здоровье за счет собственных сил достигают желаемого.