Статья " Методика сохранения и укрепления здоровья школьников и учителей"
статья по физкультуре

В данной статье рассказывается, как применить методику сохранения здоровья школьников и учителей, не выходя за пределы образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика сохранения и укрепления здоровья школьников и учителей

Аннотация: в статье рассматривается методика сохранения и укрепления здоровья школьников и учителей с помощью оздоровительных технологий

Ключевые слова: здоровье, оздоровительная направленность, школьники, учителя

Современное образование представляет собой быстро и бурно меняющуюся сферу деятельности. Повышение учебных и эмоциональных нагрузок у школьников приводит к развитию стрессовых состояний, нарушениям режима с дефицитом сна, уменьшению двигательной активности, следствием чего является увеличение количества нервно-психических нарушений и функциональных отклонений. Здоровье ребенка является важнейшим условием не только его адаптации в школе, но и основой его успешного обучения, а поскольку учитель является главным носителем знаний, то он непосредственно оказывает большое влияние на состояние, прежде всего, психического здоровья ученика. К тому же, одним из основных факторов, влияющих на здоровье школьников, является неблагополучное состояние здоровья учителей, поэтому одним из важных направлений в укреплении здоровья школьников будет сохранение здоровья педагогов.

Приведём ряд статистических данных на 2015 год: 60% школьников имеют функциональные отклонения в здоровье, 15% страдают хроническими заболеваниями. За период обучения в школе число здоровых детей снижается в 4-5 раз, а 40% выпускников имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья. Среди учителей можно увидеть следующие показатели: 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% имеют нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:

  • после 10-ти лет работы – более 35% педагогов;
  • после 15-ти лет стажа – 40%;
  • после 20-ти лет – более 50 % педагогов.

В соответствии с Законом РФ 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”  здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья школьников. Не стоит забывать и о том, что вторым субъектом образовательного процесса являются учителя, которые оказывают непосредственное влияние на обучающихся. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (определение из ВОЗ — Устава Всемирной организации здравоохранения), поэтому нашей целью будет создание методики для укрепления и сохранения здоровья (не только физического, но духовного и социального) у школьников и педагогов.

Объектом методики является здоровье учителей и школьников. Предметом – сохранение и укрепление здоровья школьников и учителей с помощью оздоровительных технологий, в частности аэробики.

Приведём ряд общих задач для школьников и учителей, которые нужно решить в ходе проведения методики:

1) способствовать сохранению здоровья;

2) cпособствовать укреплению опорно-двигательного аппарата (мышц, суставов) и сердечно-сосудистой системы;

3) повысить уровень духовного здоровья (способствовать эмоциональной разрядке);

4) подготовить организм занимающихся к основным разделам учебной программы (только для школьников).

     Методика состоит из двух частей: для школьников – комплекс ОФП оздоровительной направленности, для учителей – комплекс утренней гимнастики.

Начнём с комплекса для школьников – общей физической подготовки оздоровительной направленности, которая будет включена в рабочую программу и тематическое планирование. В тематическом планировании данный комплекс будет заменять часы (6 часов) основных блоков: лёгкой атлетики, спортивных игр, гимнастики, кроссовой подготовки. Включён он будет для того, чтобы подготовить занимающихся к новому разделу (развитию физических качеств и укреплению мышц) и провести ряд оздоровительных упражнений для контроля дыхания, сохранения осанки и профилактики плоскостопия.

Приведём конкретный пример: после раздела «Гимнастика» следует раздел «Баскетбол», – мы заменяем 6 часов гимнастики на часы ОФП оздоровительной направленности. На первом занятии выполняем упражнения для коррекции осанки, упражнения дыхательной гимнастики, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения на расслабление. Дальнейшие 4 часа отводятся на укрепление мышц и суставов, которые в большей степени задействованы при игре в баскетбол: мышцы брюшного пресса и поясницы – «центр мощности баскетболиста»; мышцы рук, мышцы ног. На все группы выполняются не только упражнения на закачивание мышц, но и на растяжение мышечных волокон (упражнения на гибкость). Также используются подвижные игры, в которых развиваются все физические качества школьников: ловкость, координация, быстрота, выносливость; вырабатывается точность и сплочённость класса. На последнем занятии 6-ти часового блока школьникам выполняют шаги аэробики с ритмичным музыкальным сопровождением, после чего даются упражнения на растяжку с релаксирующей музыкой.

На первом занятии ОФП оздоровительной направленности проводятся тесты для школьников, направленные на определение уровня физической подготовки, наличия плоскостопия и нарушений осанки. Результаты записываются, повторное тестирование проводится в середине и в конце года, т.е. 3 раза за учебный год.

Рассмотрим вторую часть методики – комплекс утренней зарядки для учителей. Длительность комплекса составит 15-20 минут, проводиться он будет утром 2 раза в неделю. Оптимальными днями будут среда и пятница( среда – середина недели, когда усталость накапливается в большей степени, пятница – конец недели, когда педагогам нужна эмоциональная разрядка от занятий ).

Комплекс будет составлен таким образом, чтобы сначала разогреть мышцы и получить заряд бодрости – более энергичные движения аэробики, потом силовая аэробика на мышцы рук, спины, пресса, ног, а в конце занятие – стретчинг. Дозировка: 7 минут – аэробика, 8 минут – силовая аэробика, 5 минут – стретчинг. Упражнения комплекса включают себя базовые шаги аэробики и простые комбинации, силовые упражнения с собственным весом. Весь комплекс проводится под музыку. Также в комплекс можно включать подвижные игры.

Планируемыми результатами комплексов для школьников и учителей является снижение заболеваемости, функциональных отклонений, улучшение не только физического здоровья, а также духовного и социального путём выполнения упражнений под музыку и в команде (подвижные игры).

В итоге делаем ряд выводов:

1) для укрепления здоровья школьников нужно включать в школьную программу упражнения общей физической подготовки оздоровительной направленности;

2) немаловажным аспектом образовательного процесса в современной школе является сохранение здоровья учителей;

3) для укрепления опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы школьников и педагогов  используется такое направление, как аэробика.

Список литературы:

1. Антропова М.В. Работоспособность учащихся в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1968.

2. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: 2002.

3. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1986.

4. Мамытов А.Н. Атлетическая гимнастика. 1981.

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медведева В.Н. ГБОУ СО «Богдановичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», г. Богданович Влияние здоровьесберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья школьников Современное традиционное состояние си

Медведева В.Н.ГБОУ СО «Богдановичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», г. Богданович Влияние  здоровьесберегающих   технологий  на сохранение...

Сохранение и укрепление здоровья школьников

  Количество детей, посещающих спортивные кружки  Распределение детей по группам здоровья   Профилактические мероприятия  Учебные предметы и факультативы, реализу...

Реализация программы по сохранению и укреплению здоровья школьников

Представлены все направления работы педагогического коллектива и реализация программы по сохранению и укреплению здоровья школьников с ОВЗ...

Роль музыкального искусства в сохранении и укреплении здоровья школьников.

Музыка играет огромную роль в здоровьесберегающем учебно-воспитательном процессе....

Обобщение педагогического опыта Занятия спортивным туризмом, как одно из условий сохранения и укрепления здоровья школьников

Обобщение педагогического опыта работы учителя по физической культуре, где раскрыта актуальность, преспективность, ведущая педагогическая идея пименения спортивного туризма в урочной и внеурочной рабо...

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме "Сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни"

Муниципальный этап Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья-воспитанию будущего поколения России"Описание опыта работы классного руководителя 6  класса...