ПК. 3.4
учебно-методический материал по физкультуре
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра физического воспитания
Богдановский Илья Анатольевич
«МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ ПО СРЕДСТВАМ БАСКЕТБОЛА»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Курсовая работа защищена с оценкой «____» (____________) «_____» _____________ 2020 года Участие в Конкурсе курсовых: Рекомендован _________________ подпись руководителя Не рекомендован ______________ подпись руководителя | Специальность: 49.02.01 Физическая культура Курс: 3, группа: 39 Руководитель: Камалова Е.А. Учитель физической культуры |
Челябинск, 2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ | |
| 5 |
| 7 |
Выводы по 1 главе | 12 |
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ | |
2.1. Морфологические и психофизиологические особенности обучающихся старшего школьного возраста | 13 |
2.2. Методы и средства развития специальной выносливости на уроках баскетбола | 19 |
2.3. Тесты для определения уровня развития специальной выносливости у обучающихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры | 25 |
2.4. Примерные упражнения, используемые на уроках физической культуры для развития специальной выносливости | |
Выводы по 2 главе | |
Заключение | |
Список использованной литературы | |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью направить физическое воспитание на достижение оздоровительных целей, а также потребностью усовершенствования методики комплексного развития общей физической выносливости посредствам баскетбола.
Физическая культура как составная часть общей культуры является обязательной учебной дисциплиной. Оздоровительные, образовательные и воспитательные функции физической культуры наиболее полно реализуются в целенаправленном физическом воспитании.
Воспитание физических качеств занимает одно из ведущих мест в теории и практике спортивной тренировки. Существуют различные взгляды практиков и исследователей на методику воспитания физических качеств. Рациональная методика развития физических качеств в детском и юношеском и юниорском возрасте может являться надежной базой для дальнейшей специализации с целью достижения высоких результатов в избранном виде спорта.
Выносливость - это способность человека успешно выполнять целенаправленные действия, в условиях естественного психофизиологического утомления.
В сравнении с другими физическими качествами, например, силой и быстротой выносливость более многокомпонентное качество. Кроме общей (базовой) выделяют обычно силовую выносливость, скоростную выносливость, координационную, кроме того изучают выносливость локальных мышечных групп. Все проявления выносливости зависят от согласованности в работе большинства органов и систем организма. Выносливый организм должен располагать возможностями ресинтеза энергии различных типов, иметь способность тратить эти ресурсы так, чтобы их хватило на покрытие как можно большего количества целенаправленной физической работы без серьезного ущерба для базовой жизнедеятельности.
Каждый ученик, который осознает необходимость физических упражнений, выбирает для себя вид спорта, наиболее для него подходящий.
И довольно большой процент учеников выбирает именно баскетбол. Поэтому обоснование эффективности применения баскетбола как средства развития выносливости и психофизиологических способностей учеников
является актуальным для совершенствования средств и методов физического воспитания учеников.
Цель работы: Выявления методических подходов по развития выносливости.
Объект: образовательный процесс у обучающихся старшего школьного возраста.
Предмет: средства и методы развития выносливости
Задачи работы:
- Рассмотреть понятие выносливость
- Изучить методы и средства развития выносливости
- Подобрать упражнения для развития выносливости
- Подобрать тесты для выявления уровня выносливости
В работе использованы теоретические методы исследования: поиск, отбор информации, анализ, выделение главного, синтез, структурирование, систематизация, обобщение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ
- Выносливость. Её виды и показатели
Выносливость - это способность организма сопротивляться утомлению во время длительного выполнения спортивных упражнений.
Уровень развития выносливости определяется, прежде всего, функциональными возможностями сердечно сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Существенную роль при этом играет, так называемая, экономизация функций организма. На выносливость вместе с этим оказывает влияние координация движений и силы психических, особенно волевых процессов спортсмена.
Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Пользуясь этим критерием, выносливость измеряют прямым и косвенным способами.
Прямой способ – это когда испытуемому предлагают выполнять задание и определяют предельное время работы с данной интенсивностью (до начала снижения скорости). Но он почти невозможен. Чаще всего используют косвенный метод.
Косвенный метод – это когда выносливость определяется по времени преодоления какой-нибудь достаточно длиной дистанции (например 10000м).
Поскольку работоспособность в двигательной деятельности зависит от многих факторов, в частности от скоростных и силовых способностей человека, следует учитывать два типа показателя выносливости: абсолютные и относительные, парциальные.
В практике различают 2 вида выносливости: общую и специальную.
Специальная выносливость – это способность проявлять мышечные усилия в соответствии со спецификой (продолжительностью и характером) специализированного упражнения.
Специальная выносливость с педагогической точки зрения представляет многокомпонентное понятие т.к. уровень её развития зависит от многих факторов:
- общей выносливости;
- скоростных возможностей спортсмена; (быстроты и гибкости работающих мышц)
- силовых качеств спортсмена;
- технико-тактического мастерства и волевых качеств спортсмена.
Скоростной называют выносливость, проявляемую в двигательной деятельности, когда от человека требуется удержать максимальную или субмаксимальную интенсивность работы (скорость или темп движений либо такое соотношение скоростей, – например, на первой и второй половине дистанции, – при котором дистанция преодолевается в полную силу).
Силовая выносливость представляет собой способность противостоять утомлению мышечной работе, требующей значительных силовых напряжений.
Под координационной выносливостью понимают способность противостоять утомлению в двигательной деятельности, предъявляющей повышенные требования к координационным способностям человека. Проявляется при неоднократном выполнении координационно-сложных технико-тактических действий в спортивных играх или единоборствах, в процессе длительного выполнения гимнастических упражнений, требующих высокого уровня координационных возможностей, и т.д.
Различные виды и типы выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной. Высокая выносливость, скажем, в плавании не гарантирует таковую в гимнастике и т.д.
Проявление специальной выносливости зависит и от некоторых физиологических и психологических факторов. Аэробные возможности организма, которые мало специфичны и от внешней формы движения не зависят явно. Уровень аэробных возможностей, допустим, в беге, скажется на выполнении других движений – в ходьбе, гребле, передвижении на лыжах или коньках.
Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Различают две группы тестов для измерения выносливости: неспецифические и специфические.
Согласно рекомендациям Международного комитета по стандартизации, к неспецифическим тестам определения выносливости относят: как эргометрические измерения (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и измерение физиологических показателей.
Единого универсального метода и критерия оценки выносливости не существует. Для получения полной картины определения выносливости следует использовать разнородные тесты. К тому же есть своя специфика измерения специальной выносливости, проявляемой в спортивных играх, единоборствах, гимнастике и других видах спорта.
1.2. Баскетбол как средство развития специальной выносливости
Современный баскетбол это динамический вид спорта, который отличается высокой интенсивностью, быстрым чередованием разных движений и действий, часто изменяющихся по интенсивности и продолжительности.
Баскетбол основывается на достаточно высоком уровне физической подготовленности спортсменов, в основе которого находится способность проявления игрового атлетизма в процессе игровой деятельности. Н.Н. Ляликова пишет, что современные требования к уровню развития физических качеств заключаются в обеспечении способности спортсменов выполнять сложные технические приемы и активные тактические взаимодействия на очень высокой скорости, и в условиях силового прессинга, поддерживая высокую интенсивность игры до последних секунд матча.
Исследователь В.М. Колос отмечает, что соревновательный вид баскетбола отличается большими физическими напряжениями, постоянным противостоянием с соперником, непрерывным поиском наиболее эффективных взаимодействий и приемов для их осуществления в условиях сбивающих факторов и дефицита времени. А также непрерывностью и внезапностью изменений игровых ситуаций и прямой зависимостью командного успеха от самостоятельности и оптимальности действий отдельных игроков.
Исследователь Ю.М. Портнов отмечает, что специфической работой спортсмена баскетболиста является выполнение игровых приемов, эффективность которых определяется уровнем развития скоростной и силовой выносливости, т.е. функциональной подготовленностью. Баскетболист должен быть в состоянии переносить значительный объем 5 повторно-переменных нагрузок и действий, связанных с быстротой.
Физическая нагрузка в баскетболе отличается работой переменной интенсивности, причем основное в этой работе – чередование максимальных ускорений и прыжков с резкими остановками, кратковременными действиями в среднем темпе и незначительными перерывами в игре. Проявление максимальной быстроты и прыгучести необходимо в течение всей игры, независимо от того, действуют игроки в нападении или в защите.
По мере совершенствования спортивного мастерства наибольшее влияние на эффективность игровой деятельности оказывает как общая выносливость, так и специальная силовая выносливость.
Под выносливостью в целом понимается совокупность физических способностей человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности.
Физическая выносливость имеет важное значение в жизнедеятельности человека. Она позволяет:
- выполнять значительный объем двигательной деятельности;
- продолжительное время поддерживать высокий уровень интенсивности двигательной деятельности;
- быстро восстанавливать силы после значительных нагрузок.
В процессе тренировки на выносливость совершенствуется вся система нервных процессов, необходимая для выполнения требуемой работы, для улучшения координации функции органов и систем, для экономизации их деятельности. Наряду с этим нервные клетки головного мозга повышают свою способность работать дольше, не снижая интенсивности; они сами как бы становятся выносливее. ЦНС приспосабливает свои функции к требованиям различной выносливости.
Оценкой выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности.
Выносливость как качество проявляется в двух основных формах:
- в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности;
- в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
Длительность физической нагрузки ограничивается, в конечном счете, наступившим утомлением, и следовательно, мы можем говорить, что выносливость – это способность человеческого организма противостоять утомлению.
Утомление - это физическое состояние человека, которое возникает вследствие длительной или напряженной деятельности и характеризующееся снижением работоспособности.
Специальная выносливость - это способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида профессиональной деятельности.
Специальная выносливость - сложное, многокомпонентное двигательное качество. Изменяя параметры выполняемых упражнений, можно избирательно подбирать нагрузку для развития и совершенствования отдельных её компонентов. Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей. Выносливость баскетболистов совершенствуется практически в каждом упражнений где задание выполняется с некоторым напряжением и относительно долго Для баскетболистов, давно и успешно занимающихся спортом, характерен высокий уровень развития, как общей (аэробной) выносливости, так и специальной (игровой) выносливости. Специальная выносливость включает в себя:
- скоростную выносливостью - способность выполнять упражнения высокой интенсивности в течение заданного времени;
- силовую выносливость - способность преодолевать заданное силовое напряжение в течение определенного времени;
- анаэробная выносливость, которая необходима во всех действиях кратковременного скоростно-силового характера.
Значение специальных видов выносливости возрастает по мере повышения интенсивности игровых действий. Эти виды определяют мощность прыгучесть, скорость бега, силу бросков.
У связи с этим в современном баскетболе все большее значение приобретает высокий уровень работоспособности организма или специальная выносливость при различных режимах мышечной деятельности. Выносливость в значительной мере определяется деятельностью сердечно — сосудистой, дыхательной систем, экономным расходованием энергии.
В этих условиях характерными для игровой деятельности являются реакция с выбором и реакция движущийся предмет, неоднократные стартовые ускорения со сменой направления за мячом, за соперником и от него, замена одних приемов и действий другими и, наконец, выполнение приемов техники и осуществление тактических комбинаций при максимально быстром передвижении.
Таким образом, можно сделать вывод, что в современном баскетболе все большее значение приобретает высокий уровень работоспособности организма или специальная выносливость при различных режимах мышечной деятельности. Выносливость в значительной мере определяется деятельностью сердечно - сосудистой, дыхательной систем, экономным расходованием энергии. В этих условиях характерными для игровой деятельности являются реакция с выбором и реакция движущийся предмет, неоднократные стартовые ускорения со сменой направления за мячом, за соперником и от него, замена одних приемов и действий другими и, наконец, выполнение приемов техники и осуществление тактических комбинаций при максимально быстром передвижении.
Вывод по 1 главе
В пункте 1.1 мы рассмотрели выносливость, её виды и показатели.
1.2 мы рассмотрели.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ
2.1. Морфологические и психофизиологические особенности детей старшего школьного возраста
Приступая к тренировкам, необходимо учитывать, что современные подростки по своему физическому развитию существенно превосходят своих сверстников 80-90-х годов.
До сих пор ученые не могут однозначно объяснить причину возникновения акселерации. Объясняют ускоренное физическое развитие детей и подростков значительным улучшением в нашей стране социальногигиенических условий жизни, быта, питания, медицинского обслуживания населения. Это явилось одной из причин того, что за последние годы высокие спортивные результаты стали достоянием более молодых спортсменов.
Костная система. После рождения человека и в среднем до 24-30 лет происходит окостенение скелета. Вместе с мышцами скелет составляет опорно – двигательный аппарат. Кости выполняют в нем роль рычагов, которые перемещаются в результате сокращения мышц. В скелете человека различают скелет туловища, скелет верхних конечностей и скелет головы.
Окостенение шейных, грудных и поясничных позвонков заканчивается к 20 годам, крестцовых - к 25, копчиковых-к 30 годам. Наиболее быстрый рост позвоночника в длину отмечается на первом году жизни. Затем этот рост замедляется и снова ускоряется у мальчиков с 9 до 14 лет, потом опять замедляется в большей степени с 14 до 20 лет. К концу периода полового созревания рост позвоночника в длину почти заканчивается. Длина позвоночника составляет приблизительно 40% длины тела.
Позвоночник после рождения приобретает четыре физиологических изгиба. С возрастом эти изгибы увеличиваются. У взрослых первый изгиб позвоночника (шейный) - умеренный лордоз, второй изгиб - сильный грудной кифоз, третий - сильный поясничный лордоз и четвертый - сильный
крестцово - копчиковый кифоз. У юных баскетболистов при правильном
физическом развитии эти изгибы не имеют патологических изменений.
Но если юный спортсмен неправильно выполняет упражнение или длительное время поддерживает неестественную позу, то у него может произойти ненормальное изменение изгибов позвоночника.
Если у подростка обнаружен грудной сколиоз, его необходимо направить к врачу для прохождения лечебной гимнастики. Различные спортивные упражнения, ходьба с соблюдением правильной осанки, развитие мышц спины способствуют исправлению некоторых форм сколиоза.
Стопа человека образует свод, который опирается на бугор пяточной кости и на головки плюсневых костей. Развитие мышц ног способствует формированию полноценной стопы. Согласно данным ряда специалистов, при длительном стоянии, переноске больших тяжестей и при ношении узкой обуви в подростковом возрасте развивается плоскостопие.
Таким образом, в подростковом и юношеском возрасте происходит интенсивное окостенение скелета, однако полное завершение этого процесса наблюдается уже в зрелом возрасте. На развитие скелета значительное влияние оказывают питание и гигиенические условия, как в быту, так и на тренировке.
Мышечная система. При подготовке юных баскетболистов особое внимание нужно уделять гармоничному развитию мышечной системы. Мышцы представляют собой активную часть опорно - двигательного аппарата. Благодаря их сокращению человек способен выполнять разнообразнейшие движения в окружающем пространстве.
К 15-16 годам заканчивается в основном развитие мышечной ткани. Она становится такой же, как у взрослых. Это является благоприятным фактором для выполнения тяжелоатлетических упражнений в подростковом возрасте. В то же время сухожилия у подростков развиты слабее, чем у взрослых спортсменов, что важно учитывать при дозировании тренировочной нагрузки с отягощениями. Включение в тренировку юных спортсменов различных акробатических и гимнастических упражнений, спортивных игр и т. д. способствует более эффективному развитию сухожилий.
Скелетные мышцы, являясь активным двигателем тела, выполняют динамическую и статическую работу. Первая характеризуется перемещением тела в пространстве или частей тела относительно друг друга.
Наряду с динамической работой мышцы выполняют и статическую работу - постоянно удерживают части тела в определенном положении друг относительно друга.
При разработке оптимальной нагрузки в напряжениях надо учитывать особенности работы мышечной системы. Динамические и статические мышечные напряжения дополняют друг друга: статически работающие мышцы обеспечивают исходное положение тела (например, стартовое положение баскетболиста), на базе которого выполняется динамическая работа; с другой стороны, переход из одного положения в другое происходит в результате движений, т. е. посредством динамической работы. Таким образом, качество выполнения физических упражнений будет тем лучше, чем эффективнее будут использованы в спортивной тренировке оба вида мышечной деятельности. В связи с этим уже в начальной подготовке юных спортсменов необходимо применение упражнений не только динамического, но и статического характера. Это обеспечит создание хорошей базы для роста спортивных результатов.
Мышечная деятельность человека оказывает существенное влияние на вегетативные функции. В свою очередь, деятельность внутренних органов рефлекторно влияет на функциональное состояние скелетной мускулатуры. Следовательно, двигательные и вегетативные функции тесно взаимосвязаны. Спортивная тренировка способствует совершенствованию физических качеств, а это приводит к совершенствованию вегетативных функций, что проявляется в увеличении доставки питательных веществ и кислорода к мышцам, в увеличении легочной вентиляции во время работы и т. д. . Активная мышечная деятельность в подростковом возрасте, связанная с развитием координационных способностей, оказывает благоприятное влияние на совершенствование вегетативных функций.
Сердечно - сосудистая и дыхательная системы. Как известно, от рождения и до 16 лет сердце человека увеличивается более чем в 10 раз, причем рост размеров сердца идет неравномерно в разные периоды жизни. Наиболее интенсивный прирост наблюдается на первом году жизни и в период от 13 до 16 лет. Так, за время полового созревания объем сердца увеличивается более чем в 2 раза, в то время как масса тела за этот же период - в 1,5 раза. Быстрый рост размеров сердца приводит к тому, что его
объем не соответствует просвету сосудов, не достигающих в подростковом периоде анатомической зрелости. Такое несоответствие служит одной из причин повышения кровяного давления в подростковом возрасте. Поэтому высокое кровяное давление у некоторых школьников 13 - 14-летнего возраста не обязательно является признаком неблагоприятного состояния сердечно - сосудистой системы.
Объем сердца у 10-летиего мальчика составляет 130 см3, а у 13-летнего подростка - 443 см3 . У подростков 13 - 14 лет нередко наблюдается юношеская гипертрофия сердца (т. е. увеличение объема сердца).
Например, при гипертрофии поперечник сердца у подростков может достигнуть 12,4 см. Как правило, юные спортсмены с такой формой сердца имеют хорошее физическое развитие.
Процесс полового созревания у них не отличается от такового у сверстников с нормально развитым сердцем, а иногда обгоняет его. Такие подростки не предъявляют жалоб на работу сердца. Артериальное кровяное давление у них нормальное, но в отдельных случаях может наблюдаться подъем систолического давления до 130-140 мм рт. ст. Юношеская гипертрофия - обратимый процесс. При хорошей функциональной приспособляемости сердечно - сосудистой системы нет оснований для каких - либо ограничений в занятиях баскетболом. Вместе с тем за подростками с гипертрофией сердца рекомендуется установить специальный врачебно - педагогический контроль.
Противоположностью юношеской гипертрофии сердца является малое сердце, нередко сочетающееся с астенической конституцией, т. е. высоким ростом, большим разрывом в показателях роста и веса тела, узкой грудной клеткой, длинными конечностями. Такое сердце отличается малым размером, срединным расположением в грудной клетке, уменьшенным поперечником. Подростки с малым сердцем нередко предъявляют жалобы на быструю утомляемость, головную боль, головокружение, сердцебиение, одышку при физической работе умеренной интенсивности. Такие подростки не допускаются к занятиям в секции баскетбола без специального разрешения врача детской поликлиники.
При работе с юными спортсменами необходимо обращать внимание на ритм сердца. Частота сердцебиений менее 60 в 1 мин свидетельствует о том, что у подростка развивается брадикардия (снижение частоты пульса), которая не всегда зависит в этом возрасте от занятий спортом. Исследования брадикардии в подростковом возрасте показали, что она не обязательно является признаком отрицательной работы сердца. Обычно такие подростки занимаются спортом наравне со всеми под наблюдением врача. Противоположное брадикардии состояние сердца - так называемая синусовая тахикардия, т. е. учащение ритма сердца в состоянии покоя. На развитие тахикардии может указывать частота сердцебиений в покое, превышающая 80 ударов в 1 мин (уд/мнн). В некоторых случаях она достигает у подростков в покое 100-120 уд/мин. Причиной тахикардии могут быть приобретенные и врожденные пороки сердца, малое сердце. Подростки с тахикардией должны находиться под специальным врачебным наблюдением.
У нормально развитых 13 – 14 - летних подростков частота пульса в покое составляет в среднем 70 - 78 уд/мин. Во время максимальной работы она достигает 200 уд/мин. Систолическое давление у них равно в среднем
107,5 - 110 мм рт. ст., а диастолическое – 58 - 67 мм рт. ст. Систолический объем крови в покое составляет у подростков в среднем 58 - 60 мл, а минутный объем - 3,2 - 3,8 л. По данным Г. И. Марковской, во время напряженной мышечной работы у 13 – 16 - летних подростков систолический объем крови увеличивается до 112 - 116 мл, а минутный объем - до 21 - 22 л.
При занятиях спортом большие требования предъявляются к дыхательной системе, которая обеспечивает повышенный приток кислорода к тканям и органам. Так, если жизненная емкость легких у нетренированных подростков составляет в среднем 2 - 2,5 л, то после годичной тренировки эта величина у 14 - 15-летних спортсменов достигает 3,5 л. Частота дыхания с возрастом уменьшается и в 14 - 15 лет составляет в среднем 18 - 20 в 1 мин.
Высшая нервная деятельность. Развитие организма происходит при постоянной адаптации его к воздействию внешней среды, выработке необходимых приспособительных механизмов, обеспечивающих эффективное функционирование всех органов и систем человека. На этой основе физиологические изменения, связанные, например, с физическими упражнениями, происходят задолго до их выполнения в результате деятельности нервной системы, которая регулирует изменения, как физиологических функций, так и волевых усилий. Основные свойства нервной системы являются врожденными и, следовательно, во многом предопределяют ее двигательные возможности. Эти особенности нервной системы создают определенные предпосылки к 15 занятиям тем или иным видом спорта. Однако под воздействием внешних факторов тип нервной деятельности (генотип) может существенно измениться, образуя фенотип, включающий в себя как приобретенные, так и выработанные свойства. Скоростно-силовые упражнения улучшают способность дифференцировать раздражители и повышают возбудимость нервных центров у 12 - 14-летиих подростков. Известно также, что в период полового созревания (у мальчиков с 12 до 16 лет) наблюдается общее повышение возбудимости центральной нервной системы. Все словесные и двигательные реакции могут сопровождаться излишними движениями рук, ног и туловища. В поведении подростков отмечается явное преобладание возбуждения над торможением. Часто ответная реакция по своей силе и характеру оказывается неадекватной вызывающим ее раздражителям. Речь подростков замедляется, ответы на вопросы, как правило, становятся лаконичными, стереотипными, словарный запас как бы обедняется. Нередко приходится задавать дополнительные вопросы, чтобы получить полный ответ на заданный вопрос. Имеются экспериментальные доказательства того, что ответная реакция на словесные раздражители у подростков более замедлена, чем реакция на зрительный или звуковой раздражитель.
В связи с этим для начинающих троеборцев необходимо применять различные методы обучения - как словесные, так и с наглядным показом. Следует иметь в виду, что мозг подростка находится в неблагоприятных условиях питания и снабжения кислородом в связи с тем, что рост сердечно - сосудистой системы отстает от роста тела. Кроме того, в связи с повышением функций мозгового вещества надпочечников увеличивается содержание адреналина в крови, что приводит к сужению кровеносных сосудов. Данные особенности развития являются иногда причиной возникновения у юных спортсменов во время тренировок легкого утомления даже при небольших нагрузках и нередко головных болей. Подростковый возраст - это период перестройки организма, вызывающей 16 значительное напряжение всей нервной деятельности, требующей разумного и бережного отношения взрослых к юным спортсменам.
2.2. Методы и средства развития специальной выносливости на уроках баскетбола
Средства развития специальной выносливости
Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма. Для этого используют упражнения, включающие функционирование большой группы мышц, позволяющие выполнять работу с предельной и около предельной интенсивностью.
Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются:
- специальные подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма;
- специфические соревновательные упражнения;
- общеподготовительные средства.
При выполнении большинства физических упражнений их суммарная нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами:
1) интенсивность упражнения;
2) продолжительность упражнения;
3) число повторений;
4) продолжительность интервалов отдыха;
5) характер отдыха.
Интенсивность упражнения характеризуется в циклических упражнениях скоростью движения, а в ациклических — количеством двигательных действий в единицу времени (темпом). Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на работу функциональных систем организма и характер энергообеспечения двигательной деятельности. Число повторений упражнений определяет степень воздействия их на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ведет к исчерпыванию бескислородньх механизмов и тогда выполнение упражнений либо прекращается, либо их интенсивность резко снижается.
Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значение для определения как величины, так и в особенности характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку. Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Планирование пауз отдыха, исходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовности к эффективному выполнению очередного упражнения.
Методы развития специальной выносливости
Для развития специальной выносливости применяются:
1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный);
2) методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный);
3) соревновательный и игровой методы.
Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.
Равномерный непрерывный метод заключается в однократном равномерном выполнении упражнений малой и умеренной мощности продолжительностью от 15-30 минут и до 1-3 часов, то есть в диапазоне скоростей от обычной ходьбы до темпового кроссового бега и аналогичных по интенсивности других видов упражнений.
Этим методом развивают аэробные способности. В такой работе необходимый для достижения соответствующего адаптационного эффекта объём тренировочной нагрузки должен быть не менее 30 минут. Изменяя интенсивность (скорость передвижения), воздействуют на разные компоненты аэробных способностей. Например, медленный бег на скорости анаэробного порога применяется как «базовая» нагрузка для развития аэробных возможностей. Такая работа доступна людям любого возраста и уровня подготовленности, и обычно выполняется в течение 30- 60 минут.
Для профессионально-прикладной физической подготовки этот диапазон интенсивности нагрузок наиболее приемлем, так как, развивая 10 аэробные способности, он позволяет поднять функциональные возможности всех систем и функций организма, устраняет физиологические причины возникновения гипоксических состояний.
Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п. А также периодическим изменением интенсивности непрерывно выполняемой работы, характерной, например, для спортивных и подвижных игр, единоборств.
В лёгкой атлетике такая работа называется «фартлек» ("игра скоростей"). В ней в процессе длительного бега на местности (кросса) - выполняются ускорения на отрезках от 100 до 500 метров. Такая работа переменной мощности характерна для бега по холмам, или на лыжах по сильно пересечённой местности. Поэтому её широко используют в своих тренировках лыжники и бегуны на средние и длинные дистанции. Переменный непрерывный метод предназначен для развития как специальной, так и общей выносливости и рекомендуется для хорошо подготовленных людей. Он позволяет развивать аэробные возможности, способности организма переносить гипоксические состояния и кислородные «долги», периодически возникающие в ходе выполнения ускорений и устраняемые при последующем снижении интенсивности упражнения, приучает занимающихся «терпеть», т. е. воспитывает волевые качества. Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха.
Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1—3 мин (иногда по 15—30 с). Этот метод обычно используется для развития специфической выносливости к какой-либо определённой работе, широко применяется в спортивной тренировке, особенно легкоатлетами, пловцами и представителями других циклических видов спорта.
Параметры нагрузки подбираются так, чтобы ЧСС в конце упражнения составляла 160-180 уд/мин, а к началу следующего повторения снижалась бы до 120-130 уд/мин. Кроме направленности на улучшение аэробных возможностей, такая работа способствует увеличению функциональных возможностей сердечнососудистой системы, укрепляет и развивает (гипертрофирует) сердечную мышцу.
В одной тренировке, в зависимости от уровня тренированности, возможно повторение упражнения от 10 до 50 раз. Наиболее часто такая тренировка применяется легкоатлетами, специализирующимися в беге на различные дистанции, и пловцами. В профессионально-прикладной физической подготовке этот метод также приемлем для развития специальной выносливости в ускоренном передвижении, плавании, в единоборствах, но только лишь для опытных спортсменов и под контролем инструктора!
Одной из специфических форм интервального метода является круговая тренировка, заключающаяся в повторении серий нециклических, обычно скоростно-силовых, или общеразвивающих упражнений с фиксированными параметрами интенсивности, продолжительности работы и интервалами отдыха. Организационные особенности метода состоят в одновременном выполнении группой занимающихся комплекса специально подобранных упражнений «по кругу»: каждое упражнение выполняется на определённом месте (станции), а занимающиеся переходят от одной станции к другой («по кругу») до завершения выполнения всего комплекса упражнений.
Физиологическая направленность круговой тренировки варьирует в зависимости от параметров упражнений. Этот метод широко применяется и физической подготовке и в спорте для развития различных видов выносливости.
Повторный метод заключается в повторном выполнении упражнения с максимальной или регламентированной интенсивностью и произвольной продолжительностью интервалов отдыха до необходимой степени восстановления организма. Этот метод широко применяется во всех циклических видах спорта (бег, лыжи, коньки, плавание, гребля и т. д.), в некоторых скоростно-силовых видах и единоборствах для совершенствования специальной выносливости и её отдельных компонентов. Особенности применения этого метода определяются конкретной методикой тренировки в различных разделах физической подготовки и видов спорта.
Контрольный (соревновательный) метод состоит в однократном, или повторном выполнении тестов для оценки выносливости. Интенсивность выполнения не всегда может быть максимальной, так как существуют и «непредельные» тесты. Уровень развития выносливости наиболее достоверно определяется по результатам участия в спортивных соревнованиях или контрольных проверках. Соревновательный метод предусматривает использование различных соревнований в качестве средства повышения уровня выносливости занимающегося.
Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность. Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки.
Каждый из методов имеет свои особенности и используется для совершенствования тех или иных компонентов выносливости в зависимости от параметров применяемых упражнений.
2.3. Тесты для определения уровня развития специальной выносливости у обучающихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры
1. Скоростное ведение мяча 20 м. Игрок находится за лицевой линией. По сигналу арбитра испытуемый начинает движение с ведением мяча правой рукой. Добежав до середины дистанции, разворачивается и заканчивает дистанцию, ведя мяч левой рукой. Фиксируется время пробегания дистанции. Инвентарь: 1фишка, 1 баскетбольный мяч.
2. Передачи мяча. Игрок стоит лицом к кольцу на штрафной линии. Все помощники расположены слева от игрока за лицевой линией. Игрок выполняет передачу в щит, снимает мяч в высшей точке, передает его помощнику № 1 левой рукой и начинает движение к противоположному кольцу, получает обратно мяч и передает его помощнику № 2 левой
рукой и т. д. После передачи от помощника № 3 игрок должен выполнить атаку в кольцо. Снимает свой мяч и повторяет тот же путь к противоположному кольцу, отдавая передачи правой рукой. Фиксируется общее время выполнения и количество попаданий.
Инвентарь: 1 баскетбольный мяч.
Классы | Скоростное ведение 20м, сек | Передача мяча, сек | ||
Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | |
8 | 9.9 | 9,7 | 15,8 | 15,5 |
9 | 9.6 | 9,4 | 15,4 | 15,1 |
10 | 9.2 | 9,0 | 15,1 | 14,7 |
Всего на общую и специальную выносливость выделяют 17 часов.
2.4. Примерные упражнения, используемые на уроках физической культуры для развития специальной выносливости
Комплекс 1. Скоростное ведение.
Занимающиеся стоят в одной шеренге по 4 человека. Интервал 1,5 метра.
После выполнения первой четверти, начинает вторая четвертка.
Скоростное ведение 1 мяча (усложнения 2-я мячами).
- От лицевой линии до штрафной и обратно;
- До центра и обратно к лицевой линии;
- До противоположной штрафной и обратно;
- До противоположной лицевой и обратно
На упражнение дается 3 попытки без учета времени. Отдых между попытками составляет 20 сек.
Комплекс 2. Ведение, подбор и передача мяча.
Упражнение выполняется потоком. Баскетболисты построены в 2 колонны по одному, у каждого по мячу. Первый занимающийся начинает упражнение:
- передачи и ловля мяча в стену без ведения мяча с продвижением вперед;
- бросок одной рукой сверху в движением (с последующей ловлей мяча);
- подбор мяча в движении;
- ведение до лицевой линии;
- прыжки толчком двумя (одной) одновременно, вращая мяч вокруг туловища (или ведение вокруг туловища (или ведение вокруг туловища правой и левой) до средней линии;
- ведение мяча с поворотом 180 или 360 градусов;
- бросок с места или штрафной (100 попаданий в кольцо).
Мяч передают следующему или баскетболист становится в конец колонны. Как только игрок начал выполнять задание, через 5 секунд стартует следующий. После окончания упражнения, оно начинается сначала.
В упражнение 2 серии, отдых между сериями 40 секунд.
Комплекс 3. Броски с 2-х шагов.
Занимающиеся стоят в колонне по одному на пересечении боковой и лицевой линий. Первый посылает мяч вперед, выполняет ускорение и как только мяч вперед, выполняет ускорение и как только мяч один раз ударится о площадку, ловит его двумя руками, переходит на ведение мяча, ведет мяч на максимальной скорости, бросок в кольцо после двух шагов. После броска подбирают мяч и идут в противоположный «угол» площадки и начинает упражнения сначала. Так игрок проходит 7-10 кругов.
Комплекс 4. Учебная игра.
Игра в баскетбол 3 тайма по 5 мин. Отдых между таймами 2 минуты. По мере освоения программы будут добавляться по 1 тайму каждую неделю. 6 таймов по 10 мин. Отдых между первым и вторым таймом 5 мин, между вторым и третьим 4 мин, между третьим и четвертым 3 мин, между четвертым и пятым 2 мин. Между пятым и шестым 1 мин в конце программы.
Комплекс 6. Упражнения на лестнице.
- бег в среднем темпе – «1 нога 1 ступенька»;
- бег в высоком темпе – «1нога 1 ступенька»;
- «бег через 1 ступеньку»;
- И.п. выпад на правую ногу, «забирание» на лестницу (кому-то, возможно, потребуется придерживаться за перила или стены) через 2 ступеньки;
- И.п. стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях «забегание» правым и левым боком, на каждую ступеньку.
3 серии, отдых между сериями 1 минута.
Комплекс 6. Координационная лестница.
Занимающиеся стоят в колонне по одному. По команде тренера начинают выполнять упражнения. После окончания, возвращаются в колонну с правой стороны. 3 серии, отдых между 2 и 3 серией 1 минута.
- Бег с высоким подниманием бедра;
- Бег правым и левым боком с высоким подниманием бедра, наступая в каждый отсек;
- Бег с захлёстыванием голени ;
- Бег правым и левым боком с захлёстыванием голени;
- Прыжок с высоким подниманием колен до груди;
- Боковые прыжки с поворотом на 180 градусов на каждый отсек;
- Прыжки вверх и повороты на 360 градусов;
- Прыжки на правой и левой ноге в быстром темпе в каждый отсек;
- Прыжки двумя ногами в каждый отсек на носках;
- Прыжки, ноги вместе в первый отсек, затем во второй, ноги врозь;
- Прыжки на двух ногах, одна внутри, вторая снаружи отсека;
- Быстрый бег через один отсек и вступая в каждый отсек.
При выполнении комплекса упражнений занимающимся были даны следующие методические рекомендации:
- Каждое упражнение начинается по свистку и заканчивается по свистку;
- По завершению одного упражнения, баскетболисты начинают следующие упражнения;
- Тип отдыха - активный: ходьба с использование дыхательных упражнений;
- Соблюдение дистанции;
- При выполнении упражнения должны выполняться основные требования к технике данного упражнения.
Выводы по 2 главе
Заключения
Список использованной литературы
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Директор
МОУ СОШ №104 г. Челябинск
Царигородцева М В
«30» сентября 2021г.
Положение
о проведении школьных соревнований по мини-футболу
среди обучающихся 51 и 52 классов
- Цель: Развитие и популяризация мини-футбола
Задачи:
1. Выявление сильнейших команд, лучших игроков
2. Укрепление здоровья детей и подростков
3. Вовлечение обучающихся в регулярные занятия физической культурой и спортом
2. Дата и место проведения: 30.09.2021, стадион
3. Руководство соревнованиями.
Общее руководство и проведение соревнований возлагается на учителей физической культуры: Каримов Раиль Алексеевич
Главный судья соревнований: Медведев Денис Валерьевич
Судья: Богдановский Илья Анатольевич
Главный секретарь: Озерский Павел Сергеевич
Секретарь: Кардополов Вячеслав Юрьевич
4.Участники соревнований.
В соревнованиях принимают участие обучающиеся образовательной организации МАОУ БСОШ №104 г.Челябинска 5 класса.
Состав команды: 6 мальчиков
5. Программа.
Открытие
Сам турнир
Награждение
Закрытие
6. Определение и награждение победителей.
Участники, занявшие 1,2,3 места и лучшие игроки награждаются грамотами.
7. Финансирование.
Расходы, связанные с организацией и награждением победителей за счет средств _____________________________________________________________________________
8. Порядок и сроки подачи заявок.
Заявки на участие предоставляются в судейскую коллегию перед началом соревнований. В заявке указывается фамилия, имя участника, класс, год рождения, виза врача, подпись классного руководителя.
Ответственность за подготовленность участников и их безопасность возлагается на классных руководителей.
Приложение 2
Анализ проведенного мероприятия
«соревнования по мини-футболу»
- Мероприятие проведено: «30.09.2021».,
время проведения в 14 ч 00 мин.
- Проводили:
Общее руководство и проведение соревнований возлагается на учителей физической культуры: Каримов Раиль Алексеевич
Главный судья соревнований: Медведев Денис Валерьевич
Судья: Богдановский Илья Анатольевич
Главный секретарь: Озерский Павел Сергеевич
Секретарь: Кардополов Вячеслав Юрьевич
3. Место проведения: стадион школы МОУ СОШ №104
4. Количество обучающихся: присутствовало на мероприятии учащихся 20, из них 12 человек участники.
5. Присутствовавшие педагоги: Каримов Раиль Алексеевич
6. Достигнуты ли цели и задачи мероприятия:
Цель и задачи соревнований по мини-футболу были достигнуты.
7. Опишите поведение судей, задействованных лиц в мероприятии:
Судьи исполняли свои обязанности, в поведении были холоднокровны, не поддавались провокациям со стороны игроков.
8. Расскажите о заинтересованности обучающихся в спортивном соревнонии:
Обучающиеся активно принимали участие в соревнованиях, болельщики активно поддерживали свою команду.
9. Была ли нарушена последовательность отдельных элементов праздника или прослеживалась целостность соревнований:
В ходе спортивных соревнований прослеживалась целостность мероприятия.
10. Есть ли какие-то замечания или рекомендации
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Соревнования по мини футболу среди 5 классов | |
Сведенье об авторе: | Богдановский Илья, студент 49 группы ЧПК №1 |
ПМ, МДК вид практики: | ПМ 02. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры МДК 02.01. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры ПП. по МДК 02.01. (ЧПК №1) УП по МДК02.01. (ЧПК №1) |
Результаты обучения: ПК., ОК, по изучаемому вопросу (ПМ 02., МДК02.01., УП.,ПП.) | ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия. ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия. ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности. ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия. ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурно-спортивной деятельности ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК З. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. OK 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. OK9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий OK10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. OK11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. OK 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности. OK 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
Участники проекта: | 5 классы |
Сроки реализации проекта: | 30.09.2021 года |
Цель проекта: | Привлечение трудящихся и учащейся молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом; |
Задачи проекта: | 1) пропаганды физической культуры и спорта среди населения; 2) пропаганды здорового образа жизни. 3) Повышение спортивного мастерства и укрепление здоровья. 4) Выявление сильнейшей команды. |
Аннотация к проекту: | Проект разработан и реализован в период прохождения организационной практики по внеурочной деятельности «Соревнования по мини футболу среди учащихся 5 классов» предназначен для повышения высокого уровня нравственных качеств, воспитания волевых черт характера, укрепления здоровья занимающихся и на этой основе достижение высокого спортивного мастерства. |
Этапы проведения проекта: | Подготовительный: Выбор темы, определение целей и задач; Определение количества участников и состав группы; Планирование работы: Определить регламент мероприятия; Утверждение главных судей и их помощников; состав участников; Исследовательская деятельность: Сформулировать цель; Определение программы соревнований; |
Продукт проекта/ результаты деятельности: | Продуктом проекта является сам «Соревнования по мини футболу среди обучающихся 5 классов». Результатами деятельности являются повышение интереса и умения играть в мини футбол. |