Рабочая программа физическая культура 2,3, 4 классы
рабочая программа по физкультуре
Основной целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по физической культуре | 59.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по физической культуре
для уровня начального общего образования
учитель Гигиняк Андрей Андреевич
(срок реализации 4 года)
2022
Пояснительная записка
Целью реализации основной образовательной программы общего начального образования по учебному предмету «Физическая культура» является усвоение содержания учебного предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программой основного начального общего образования образовательной организации.
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в начальной школе, на его преподавание отводится: 99 часов в 1 классе исходя из условий образовательной организации.
Программа по физической культуре рассчитана на 4 года - 270 часов, со следующим распределением часов:
1 год –66часов на физкультуру
2 год - 68часов на физкультуру
3 год - 68часов на физкультуру
4 год - 68часов на физкультуру
Основной целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа обучения физической культуре направлена на:
— реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-техническойоснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
— реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
— соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
— расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
— усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Все школьники на основании медицинского заключения распределяются на три группы: основную, подготовительную и специальную. Основным критерием для включения в ту или иную медицинскую группу являются уровень здоровья и функциональное состояние организма. Для распределения в специальную медицинскую группу необходимо установление диагноза с обязательным учетом степени нарушения функций организма.
К основной медицинской группе при занятиях ФВ целиком относится группа здоровья I, а также частично группа здоровья II (в тех случаях, когда имеющееся заболевание не накладывает существенных ограничений на двигательный режим). Это школьники без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Например: умеренно выраженная избыточная масса тела, некоторые функциональные нарушения органов и систем, дискинезия некоторых органов, кожно-аллергические реакции, уплощение стоп, слабо выраженная нейроциркуляторная дистония, легкие астенические проявления.
Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе ФВ, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. Им рекомендуются занятия видом спорта в спортивных кружках и секциях, группах ДЮСШ с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях, турнирах, спартакиадах, спортивных праздниках и т.п.
К подготовительной медицинской группе относятся дети II группы здоровья, имеющие отставание в физическом развитии; недостаточную физическую подготовленность; незначительные отклонения в состоянии здоровья. Специальная цель ФВ детей с недостаточным физическим и двигательным развитием (подготовительная группа) состоит в том, чтобы повысить их физическую подготовленность до нормального уровня. Ослабленное состояние здоровья можно наблюдать как остаточные явления после перенесенных острых заболеваний, при переходе их в хроническую стадию, при хронических заболеваниях в стадии компенсации. Дети занимаются физическими упражнениями по общей программе, но при этом требуется соблюдение ряда ограничений и специальных методических правил, в частности, им противопоказаны большие объемы физических нагрузок с высокой интенсивностью.
Технологии, используемые в обучении:
Здоровьесберегающие технологии, игровые технологии;
-Личностно – ориентированное и дифференцированное обучение – применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья;
- Информационно – коммуникационные технологии – показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры.
Для более качественного освоения предметного содержания предмета физическая культура образовательный процесс подразделяются на три типа: с образовательно – познавательной, образовательно – предметной и образовательно – тренировочной направленностью:
- образовательно – познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее изученного учебного материала;
- образовательно – предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр, лыжной подготовки;
- образовательно – тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих уроках, формируются представления о физической подготовке и физических качествах, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля ее влияния на развитие систем организма.
Формы и методы работы: Основные формы организации образовательной деятельности по предмету – уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, знания в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). индивидуальные, групповые, работа в парах, в тройках, в четвёрках, обсуждение результатов.
«Основные направления воспитательной деятельности»
1. Гражданское воспитание;
2. Патриотическое воспитание;
3. Духовно-нравственное воспитание;
4. Эстетическое воспитание;
5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
6. Трудовое воспитание;
7. Экологическое воспитание.
8. Ценности научного познания.
Формы промежуточной аттестации:входящий контроль включает в себя тестирование(мониторинг), позволяющее сформировать необходимые сведения об уровне подготовки ребёнка; промежуточный контроль (соревнование) проводится в середине года, позволяет отследить уровень физической подготовки за полгода; итоговый контроль(соревнование, мониторинг физического развития).
Учебник:
- Т.В.Петрова,Ю.А.Копылов,Н.В.Полянская,С.С.Петров.Физическая культура: 1-2, класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2011.-95с.:ил.
- Т.В.Петрова,Ю.А.Копылов,Н.В.Полянская,С.С.Петров.Физическая культура: 3-4, класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2011.-95с.:ил.
Пособие для педагога:
- Программа физического воспитания 1-11классов. Лях В.И. Зданевич А.А. Москва «Просвещение» 2008г.
- Программа обучения детей плаванию Воронова Е.К. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2003
- Здоровьесберегающие технологии. Ковалько В.И. 2004 Москва
- Рабочие программы ФГОС Физическая культура В.И.Лях М.Я.Виленский «Просвещение» 2014
- Программа физического воспитания 1-4классов. МатвеевА.П. Москва «Просвещение» 2008г.
- Казакова,Т.Н. Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении: Методическое пособие. -Москва: Чистые пруды 2007.
- Кошанов,А.И. Начальное обучение плаванию: Библиотечка «Первого сентября».-Москва: Чистые пруды,2006.
- Водяницкая,О. Медицинский контроль за школьниками, занимающимися физкультурой и спортом.-Москва: Здоровье детей, 2014.
- Шклярова, О. Важная составляющая образования.- Москва: Здоровье детей,2014.
- Наглядные пособия « Способы плавания »
Пособие для обучающегося:
- Плавание. Методические рекомендации. Н.Ж.Булгакова Москва «Астрель-АСТ»2005
- Обучение плаванию младших школьников. Т.А. Протченко Ю.А.Семенов Москва «Айрис-Пресс»2003
- Игры у воды, на воде, под водой. Н.Ж.Булгакова Москва »Физкультура и Спорт» 2000
- Первые шаги. Плавание. Н.Ж.Булгакова Москва «Айрис Пресс» 2003
- Обучение плаванию дошкольников и школьников. Т.А.Протченко Ю.А.Семенов «Феникс» Ростов-на-Дону 2001
Электронные образовательные ресурсы:
- .Сайт «ПроШколу» http://www.proshkolu.ru/
- 2.Сайт «Открытый урок.рф» www.festival.1september.ru
- 3.Сайт «Педсовет» http://pedsovet.alledu.ru/)
- 4.Сайт «Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki/
Контрольно-измерительные материалы: В разделе «Приложения» представлены образцы мониторинга, нормативы и функциональные пробы по учебному предмету «Плавание».
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета:
личностным, метапредметным, предметным.
В таблице 1 представлены планируемые результаты – личностные и метапредметные по учебному предмету «Физическая культура».
Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные |
|
|
|
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Планируемые результаты | |||
Предметные | |||
Содержание предмета | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться | |
1класс / 1год обучения | |||
Знания о физической культуре Способы физкультурной деятельности Физическое совершенствование |
|
| |
2класс / 2 год обучения | |||
Содержание предмета | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться | |
Раздел «Знания о физической культуре» «Способы физкультурной деятельности» «Физическое совершенствование» |
•вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности; • целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств; • выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах. • выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы); • выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств; • выполнять организующие строевые команды и приемы; • выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты); • выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно); • выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса); • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности. |
• вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности; • целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств; • выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах. • сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; • выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации; • играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам; • плавать, в том числе спортивными способами; • выполнять передвижения на лыжах | |
3класс / 3 год обучения | |||
Содержание предмета | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться | |
Раздел «Знания о физической культуре» «Способы физкультурной деятельности» «Физическое совершенствование» |
• отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами; • организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками; • измерять показатели физического развития (рост и массу тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
|
•вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности; • целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств; • выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
| |
4класс / 4 год обучения | |||
Содержание предмета | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться | |
Раздел «Знания о физической культуре» «Способы физкультурной деятельности» «Физическое совершенствование» |
|
выполнять передвижения на лыжах |
Содержание программы
Знания о физической культуре
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).
Способы физкультурной деятельности
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики14ч.
Организующие команды и приемы:повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.
Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.
Легкая атлетика21ч.
Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов.
Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.
Метание малого мяча на дальность из-за головы.
Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.
Лыжные гонки14ч.
Передвижения на лыжах: попеременный двухшажный ход.
Спуски в основной стойке.
Подъем «лесенкой».
Торможение «плугом».
Подвижные игры13ч.
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки — желуди — орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка».
На материале раздела «Лыжные гонки»: «Проехать через ворота», «Слалом на санках», «Спуск с поворотом», «Подними предмет» (на санках), «Кто быстрее взойдет на горку», «Кто дальше скатится с горки» (на лыжах).
На материале раздела «Спортивные игры»:
Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.6ч.
Тематическое планирование по физической культуре с 1-4 класс.
Раздел программы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
Знания о физической культуре (История физической культуры. Физическая культура и спорт в современном обществе. Базовые понятия физической культуры. Физическая культура человека.) | В процессе урока | Укрепление здоровья и разностороннее физическое совершенствование. Формирование и совершенствование свойств и качеств, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности. Подготовка к соревнованиям, участие в соревновательной деятельности и достижение максимально высоких спортивных результатов. Приобщение к ценностям физической культуры. Укрепление здоровья и разностороннее физическое совершенствование. | |||
Организация и проведение занятий физической культурой | В процессе урока | ||||
Оценка эффективности занятий физической культурой | |||||
Легкая атлетика | 26 | 28 | 28 | 28 | |
Гимнастика с основами акробатики | 12 | 14 | 14 | 14 | |
Лыжные гонки | 12 | 14 | 14 | 14 | |
Подвижные игры и спортивные игры | 16 | 12 | 12 | 12 | |
Всего часов: | 66 | 68 | 68 | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Физическая культура" 5-11 класс
Модифицированные рабочие программы "Физическая культура" , на основе программы "Физическая культура" В..И. Лях.,А.А.Зданевич....
Рабочие программа Физическая культура 5 - 9 классы Лях
Рабочие программы Физическая культура 5 - 9 классы Лях...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 5 – 9 класс
Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 5 -11 классы. М. Просвещение 2010г., под общей редак...
Рабочая программа физическая культура 1-4 класс школа 2100
пояснительная записка...
Рабочая программа "Физическая культура 5- 9 классы ФГОС"
Рабочая программа "Физическая культура 5- 9 классы ФГОС"...
Рабочая программа "Физическая культура 5-9 класс" 2018-2019
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для учащихся 5-9 классов разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Росси...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Физическая культура» 1-4 классы
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-4 классов (автор В.И. Лях, М.: Просвещение, 2013) и Федерального государственного ...