НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
статья по физкультуре
В статье рассматривается научные обеспечение и современные технологии спортивной тренировки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnye_obespechenie_i_sovremennye_tehnologii_sportivnoy_trenirovki.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
НАУЧНЫЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Аннотация
В статье рассматривается научные обеспечение и современные технологии спортивной тренировки.
Ключевые слова:
спорт, спортивная тренировка, научные обеспечение спортивной тренировки, технологии спортивной тренировки.
Современные методы спортивной тренировки – это целый набор технологий, которые включают в себя не только физические упражнения. Это умные программы их выполнения, серьезнейшая психологическая подготовка, полновесная теоретическая база знаний. Тонкие настройки под индивидуальные особенности спортсменов включают в себя планирование и тщательный мониторинг выполнения программ. Сегодняшние средства и методы спортивных тренировок больше похожи на бизнес-стратегии. Все это входит в современную теорию тренировки.
Под спортивной тренировкой понимается многолетний, непрерывный процесс, в течение которого происходит основное становление спортсмена. Он постоянно совершенствует свою подготовку, проходя путь от новичка до мастера. Но для достижения хороших результатов необходимо чтобы соблюдались общие принципы спортивной тренировки.
Цель у любой спортивной тренировки одна: сделать так, чтобы тренируемый спортсмен достиг максимально возможного уровня подготовленности и самых высоких результатов в соревнованиях. Безусловно, всегда нужно принимать во внимание специфику вида спорта и условия внешних обстоятельств.
Задачи спортивной тренировки – понятие широкое и разнообразное, представляем некоторые из них:
- достижение необходимых волевых и моральных качеств для дальнейших занятий и соревнований;
- освоение главных навыков: тактики и техники конкретного вида спорта;
- развитие двигательных и функциональных возможностей организма спортсмена, которые несут максимальную нагрузку в выбранном виде спорта;
- развитие психической подготовки до заданного необходимого уровня;
- освоение теории и практики по виду спорта;
- общее совершенствование и подготовка спортсмена к соревнованиям.
Подготовка спортсмена такими задачами вовсе не ограничивается. Существуют главные направления, у каждого из них вполне самостоятельные характеристики [4].
В спортивной практике находят свое применение две группы правил проведения тренировки. В первом случае принципы спортивной тренировки представляют собой общие дидактические правила, которые характерны для любого процесса воспитания и обучения. Это научность и активность, сознательность и воспитывающий характер, последовательность и систематичность, доступность и наглядность. Сюда же может быть отнесен и индивидуальный подход, который имеет место при коллективной работе.
Во второй группе находятся специфические принципы спортивной тренировки. Они отражают те закономерные связи, которые существуют между нагрузкой и реакцией на нее организма спортсмена. В этой же группе находятся и связи, имеющие место между теми или иными элементами, из которых строится спортивная тренировка. Специальные принципы спортивной тренировки - это:
- углубленная специализация и направленность к самым высоким достижениям;
- непрерывность процесса тренировки;
- единство постепенного увеличения нагрузок и направленности к их максимальным значениям;
- вариативность и волнообразность нагрузок;
- цикличность процесса тренировки;
- взаимосвязь и единство структуры подготовленности и соревновательной деятельности.
Специальные принципы спортивной тренировки включают в себя определение зависимости между интенсивностью и объемом физических нагрузок. А это становится возможным при их волнообразности. В таком случае тренер способен уловить зависимость, которая существует между периодами напряженных тренировок и относительного восстановления, а также между нагрузками, получаемыми на отдельных тренировочных занятиях, обладающих различной направленностью и величиной [1].
Правильно сконструированный процесс тренировки обладает строгой направленностью, позволяющей эффективно подвести спортсмена к соревновательной борьбе. При этом необходимо понимать, что:
- участие в соревнованиях представляет собой интегральную характеристику подготовленности спортсмена;
- основными элементами соревновательной деятельности являются старт, дистанционная скорость, темп, финиш и т.д.;
- эффективность действий спортсмена является его интегральными качествами, например, к уровню дистанционной скорости (силовые способности, специальная выносливость и т.д.);
- существуют характеристики и функциональные параметры, которые определяют уровень развития интегральных способностей (емкость систем энергообеспечения, показатели мощности, экономичность работы, устойчивость и т.д.).
Серьезные методики тренировок подразумевают планирование и детальную программу упражнений. Методы по своей сути определяют стиль и манеру проведения подготовки и могут быть разделены на две большие группы: общепедагогические и спортивные.
Обширная группа способов развития двигательных качеств включает в себя целую группу самостоятельных методик. Основные методы спортивной тренировки следующие:
- Непрерывный равномерный метод
Это непрерывная работа в определенный отрезок времени в постоянном ритме, который может быть медленным или быстрым. Направлен на развитие выносливости спортсмена. У метода есть недостаток: слишком быстрая адаптация к этому виду нагрузки. Показательные примеры метода – гребля на длинных дистанциях с постоянной скоростью или бег на 10 или 20 тысяч метров при частоте пульса 145–160 ударов в минуту.
- Непрерывный переменный метод
Такие тренировки разнообразнее и «повеселее»: нагрузка может меняться по ходу исполнения упражнений. Неплохой способ «удивлять» организм при каждой тренировке, так что адаптация к нему произойдет не сразу. Отличным примером такой тренировки может стать бег на коньках на дистанции 8000 м, состоящей из двадцати кругов. Один круг пробегается за 45 секунд, следующий – с комфортной скоростью. И так чередовать все двадцать кругов. В этом случае развивается выносливость и повышаются аэробные и анаэробные функции организма [3].
- Интервальный метод
Здесь интервалы между работой и отдыхом чередуются. Отдых по времени строго регламентирован. Отличный пример использования метода в фитнесе – интервальная кардиологическая тренировка, которая рекомендуется только атлетам с хорошей физической подготовкой. Длительность отдыха может быть определена в пределах от нескольких секунд до трех минут, все завязано на продолжительности главной части упражнения – интенсивной нагрузки.
В большом спорте чрезвычайно популярны серии для развития специальной выносливости: для бегунов 400 м х 10 или для гребцов 1000 м х 10.
Для спринтеров применяются свои схемы: 60 м х 3 пробегаются с максимальной скоростью с последующим отдыхом в течение пяти минут; 30 м с максимальной скоростью, затем 200 м медленного бега.
Прогрессирующий вариант – постепенное увеличение нагрузки или объема движений. Например, бег по отрезкам возрастающей длины, либо бег по одинаковым отрезкам, но с возрастающей скоростью.
Нисходящий вариант включает в себя уменьшающуюся нагрузку, ее очень любят применять пловцы. В данном случае уменьшается длина отрезков с одновременным увеличением скорости плавания.
- Повторный метод
Любимый способ бодибилдеров, при котором после заданного числе повторений идет отдых до полного восстановления энергетических ресурсов. В большом спорте такой метод используется для подготовки спортсмена к соревнованиям – это хорошая модель соревновательных нагрузок.
- Метод круговой тренировки
Отличный способ развить выносливость с помощью непрерывных упражнений. Все делается слитно и без перерывов с несколькими повторениями комплекса по кругу. Преимущество метода является и его главной особенностью: происходит постепенное увеличение нагрузки с одновременным повышением мощности рабочих движений [2].
Таким образом, методы спортивной тренировки нового поколения отличаются своей технологичностью, разнообразием и точной фокусной направленностью. Большой спорт многому научился у бизнеса: продвинутые тренеры знают и умеют все - от разработки корпоративной этики до формирования стратегического плана. Задачи, средства и методы спортивной тренировки часто сравнивают с бизнес-процессами, и это правильно. Но ограничиваться односторонним движением «от бизнеса спорту» было бы неправильным.
Литература
- Вашляев Б.Ф., Вашляева И.Р., Сазонов И.Ю., Молибог А.Л., Дятлов Д.А. Классификация тренирующих воздействий, систематизирующая спортивную тренировку // В сборнике: Олимпийский спорт и спорт для всех XX Международный научный конгресс. Международная ассоциация университетов физической культуры и спорта, Министерство спорта Российской Федерации, Олимпийский комитет России, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. 2016. С. 445-448.
- Григан А.М., Григан С.А. Управление спортивной тренировкой как фактор обеспечения спортивной эффективности// Научные труды SWorld. 2016. Т. 5. № 45. С. 41-48.
- Корягина Ю.В. Спортивная тренировка как пейсмекер биологических часов человека // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2014. № 2 (2). С. 18-24.
- Постоялко Д.В. Актуальные вопросы физического воспитания и спортивной тренировки детей, подростков и студенческой молодежи // В сборнике: Материалы V Международной студенческой Интернет-конференции. Под общей редакцией Е.Н. Артемовой, Н.В. Глебовой. 2017. С. 333-334.
© А.Б. Марусич, С.В. Касьянов, Р.И. Беседин,2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация в сборнике материалов региональной научно- практической конференции "Современные педагогические технологии и достижения метапредметных результатов в сфере современного образования"
Моя статья- публикация - выступление на региональном научно-практическом семинаре по работе с проектами...
1 Материалы научно-практической конференции « Современные технологии обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» название статьи «Интегративная разминка на уроках учителя-дефектолога».
Статья «Интегративная разминка на уроках учителя-дефектолога»....
Материалы международной научно-практической конференции "Современные технологии и методики в системе инновационной педагогики"
Скан статьи...
Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме
Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...
Резолюция Форума "Физическая культура - образование будущего" и Всероссийской научно-практической конференции "Научно-методическое обеспечение внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в образовательных организациях".
Резолюция Форума "Физическая культура - образование будущего" и Всероссийской научно-практической конференции "Научно-методическое обеспечение внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного к...
НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
В статье рассматривается научные обеспечение и современные технологии спортивной тренировки....