дифференцированный подход при обучении игре в волейбол
статья по физкультуре (6, 7 класс)
В настоящее время сфера образования переживает период качественных преобразований. Государственная политика в соответствии с законом РФ «Об образовании»» основывается прежде всего на принципе общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.
Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Дифференцированный подход к учащимся несомненно повышает мотивированность к занятиям физическими упражнениям, что в свою очередь ведет не только к повышению уровня физической подготовленности, но к пониманию необходимости тесной связи повседневной жизни с физической культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannyy_podhod.docx | 35.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология дифференцированного подхода на уроках физической культуры при обучении игре в волейбол.
(1 слайд) Добрый день уважаемые коллеги. Я, Учитель физической культуры, Солодова Елена Викторовна, представляю вашему вниманию презентацию (2 слайд) «Технология дифференцированного подхода на уроках физической культуры при обучении игре в волейбол».
(3слайд) В настоящее время сфера образования переживает период качественных преобразований. Государственная политика в соответствии с законом РФ «Об образовании»» основывается прежде всего на принципе общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.
Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Дифференцированный подход к учащимся несомненно повышает мотивированность к занятиям физическими упражнениям, что в свою очередь ведет не только к повышению уровня физической подготовленности, но к пониманию необходимости тесной связи повседневной жизни с физической культурой.
(4слайд) Актуальность. Необходимость повышения заинтересованности детей в занятиях физической культурой и спортом, для чего требуется создание в процессе обучения ситуации успешности для каждого ученика вне зависимости от его физических способностей и развития.
Таким образом, дифференцированный подход будет способствовать не только укреплению физического и психического здоровья ребёнка, но и повысит его самооценку, поможет утвердиться в коллективе и впоследствии принимать самостоятельные решения.
Как любой учитель со стажем, я имею свой взгляд на сущность предмета Физическая культура. Школьная учебная программа настраивает на вооружение учащихся необходимыми знаниями и умениями. Однако все методические рекомендации нацеливают на работу с усреднённым учеником. В то время, как одни учащиеся осваивают материал без затруднений, у других - возникают непреодолимые трудности. Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса дифференцированного обучения. Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств.
Данная технология имеет, по моему мнению, имеет ряд преимуществ:
∙ детям легче учиться.
∙ создаются щадящие условия для учащихся с низким уровнем подготовленности.
∙ у учителя появляется возможность помогать слабым учащимся, что помогает сокращению в классе числа отстающих учащихся.
∙ появляется возможность более эффективно работать с
«слабыми» учащимися, плохо адаптирующихся к общественным нормам поведения.
∙ реализуется желание «сильных» учащихся быстрее продвигаться в процессе обучения.
1.Облегчает процесс усвоения действия. К цели ученик подходит постепенно, накапливая соответствующие умения. Оттачивается каждая деталь действия.
2. Занятие становится более конкретным. Успехи в чем-либо доставляют ученикам радость.
3. От многообразия подводящих упражнений занятия становятся интереснее.
4. Применение этого метода содействует быстрому восстановлению утраченных навыков
5. Метод незаменим при закреплении и совершенствовании сложно координированных упражнений.
(5 слайд) Теоретическое обоснование:
Если обобщать все лучшее, что было сделано в педагогике XVIII – XIX вв. по проблеме дифференцированного подхода, можно утверждать, что многие педагоги и ученые того времени творчески подходили к решению этого вопроса. В их трудах дифференциация трактуется в основном как особая форма организации обучения с учетом типологических индивидуально-психологических особенностей учащихся и особой организации коммуникации «учитель-ученик». Дифференциация связывается с такой организацией учебного процесса, которая характеризуется вариативностью содержания, методов и интенсивности обучения.
Ведущее место в формировании теоретических основ индивидуально-дифференцированного подхода занимают психолого-педагогические исследования. Среди них, прежде всего, следует назвать работы Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Г.И. Щукиной и др, по проблемам мотивации деятельности.
дифференциации обучаемых по характеру мотивации (А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев), по качественным характеристикам внешних и внутренних позиций (Л.И. Божович, Т.Н. Мальковская, К.Д. Радина, Л.С. Славинова),
индивидуально-личностным характеристикам деятельности (К.М. Гуревич, С.Л. Рубинштейн).
По возможностям восприятия обучаемыми учебного материала (Д.Н. Богоявленский, И.В. Дубровина, З.А. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Н.А. Менчинская) и т.д.
(6 слайд) Цель и задачи: Целью педагогической деятельности является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств.
Задачи:
- обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств.
- дальнейший рост массовости игры и привлечение всё большего числа детей и подростков, независимо от их физиологических особенностей и физической подготовки;
- освоение учащимися всех технических приёмов волейбола, дальнейшее их совершенствование и создание условий для самовыражения;
- обучение занимающихся тактично вести игру в соревновательных условиях с учётом индивидуальных, групповых и командных действий.
,,,(7 слайд) Ведущая педагогическая деятельность:
Ведущая педагогическая идея состоит в системном изложении теоретических и практических аспектов дифференцированного подхода на уроке физической культуры как средство освоения технических элементов волейбола, а также обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств.
Для повышения эффективности обучения двигательным действиям предлагается методика, которая была разработана и опробована в ходе естественного педагогического эксперимента. Эта методика включает следующие основные этапы учебной работы с детьми.
1. Формирование учебно-познавательных мотивов:
а) беседа с учениками с целью дать им необходимые теоретические знания;
б) выделение детьми с помощью учителя общих двигательных способностей: скоростных, скоростно-силовых, силовых и выносливости. Это создает основу для обучения двигательным действиям и предпосылки обучения отдельным видам движений;
в) изучение детьми происхождения каждого вида движений;
г) повторение этих движений в форме игры с целью их совершенствования (таким образом, у учащихся формируется интерес к изучаемым двигательным действиям).
2. Постановка и решение учебной задачи по овладению двигательными действиями посредством учебных действий и операций:
а) в самом начале решения учебной задачи учащиеся открывают для себя принцип решения целого класса конкретно-практических двигательных задач (этот принцип состоит во взаимосвязи усилий и движения);
б) формирование знаний об общих биомеханических основах движений;
в) совершенствование техники конкретного вида движений с помощью их моделирования в графической форме (использование графиков-схем движений рук и ног);
г) контроль учителя, самоконтроль учащихся при освоении движений (учащиеся контролируют правильность выполнения движений, сравнивают их);
В результате правильной организации дифференцированного подхода в обучении повышаются: положительная мотивация к урокам физической культуры; результативность учебного процесса; творческая активность учащихся на уроках, интерес детей к изучению техники движений как к способу достижения результата.
Деятельностный аспект
(8слайд) Реализация дифференцированного подхода в обучении техники игры в волейбол возможна при использовании различных форм и методов, принципов и технологий.
Разнообразие упражнений, форм и методов обучения делает уроки более интересными, а процесс обучения - более эффективным. Ученики занимаются охотно, с интересом воспринимают посильные и разнообразные задания, выполняют их осознанно, испытывают удовольствие от самого процесса выполнения.
Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом их физического развития и двигательной подготовленности, а также достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями - всё это важнейшие требования современного урока физической культуры.
(9 слайд) ДИАПАЗОН ЛИЧНОГО ВКЛАДА
Работа на уроках физической культуры с учетом дифференцированного обучения складывается в первую очередь из способов организации и дозирования нагрузок. Фронтальный и поточный способ используются главным образом в подготовительной и заключительной частях урока, когда нагрузка не велика, а упражнения просты для выполнения.
А организация учеников в основной части может быть различной в зависимости от этапа обучения.
Первый этап – ознакомление с новым учебным материалом.
Занятие проводится одновременно со всем классом, все отделения получают одинаковое задание, например, выполнить новые упражнения, показанные учителем.
Второй этап – усвоение и закрепление учебного материала.
Рационально давать разные учебные задания каждой группе в зависимости от уровня подготовленности. Одной группе – подготовительные упражнения, выполняемые в облегчённых условиях; другой – усложнённые подводящие упражнения; третьей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д. Например, при обучении передаче мяча: слабо подготовленныё ученики выполняют её в парах на месте, а хорошо подготовленные – в движении, приставными шагами или через сетку. При обучении подаче мяча: слабо подготовленныё ученики выполняют её с близкого расстояния, а сильные с максимально дальнего. Так создаются оптимальные условия обучения для успешного освоения программы всеми школьниками. Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе выполняют посильные и рекомендованные врачами специальные задания и упражнения.
10 слайд Третий этап – совершенствование двигательного действия.
Может получиться так, что для школьников, подготовленных наиболее слабо, третьего этапа вообще не будет – они не достаточно хорошо освоили учебный материал. Эти дети продолжают работу второго этапа, хотя и несколько усложнённую. Более подготовленные дети выполняют упражнения в соревновательных условиях или изменяющихся усложнённых условиях (усложнённая подача мяча, применение отягощений, повышенная опора, различные сопротивления), а так же для них увеличивается число повторений и число прохождения круга. Менее подготовленные обучающиеся работают в стандартных условиях.
На занятиях волейболом можно разрешить детям добавлять в комбинации свои элементы. Каждый вид может содержать как базовый компонент, так и вариативную часть, в которой предусмотрено углубленное изучение техники волейбола.
(11 слайд) При оценивании физической подготовленности учитывается как максимальный результат, так и прирост результата. При этом индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываются и теоретические знания, и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Широко применять методы поощрения, словесные одобрения. Одних убеждаю в собственных возможностях, успокаиваю, подбадриваю; других – сдерживаю от излишнего рвения; третьих – заинтересовываю. Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий. Все отметки обязательно аргументирую.
Временно освобожденные дети и обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе присутствуют на уроках: помогают в подготовке инвентаря, судействе, выполняют теоретические задания. В играх им интересны посильные роли, они знакомятся на уроках с теоретическими сведениями, с техникой выполнения некоторых двигательных действий, не требующих больших энергетических затрат, могут выполнять упражнения рекомендованные врачом. Такая работа обучающихся также оценивается.
Постоянно ориентирую сильных детей на то, что они стремились помогать слабым, предлагаю им оказать помощь более слабому товарищу для успешного выполнения упражнения и ставлю за это высокую оценку.
При оценивании деятельности обучающихся, ориентируюсь не только на усвоение ребенком знаний, умений и навыков, но и становление его мотивации поведения в реализации усвоенных знаний и представлений.
(12 слайд)
Считаю, что обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств, способствует повышению показателей. Этому свидетельствуют положительные результаты контрольных тестов и стабильно высокие результаты участия в соревнованиях по волейболу, занимая первые и призовые места. В результате применения данной технологии повысился и интерес учащихся к занятиям волейболом: увеличилось количество детей, посещающих волейбольные секции и в школе, и в ФОКе и спортивной школе по волейболу.
(13 слайд)
Результативность профессиональной деятельности
(13 слайд- 16 слайд) Считаю, что обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся на уроках по волейболу способствует повышению качества обучения. Этому свидетельствуют показатели: высокая доля обучающихся, имеющих 4 и 5 от общего количества обучающихся по преподаваемому предмету.
Использование дифференцированного подхода на уроках облегчает процесс обучения, к намеченной цели ученик подходит с постепенным накоплением запаса двигательных и технических умений, из которых и формируется нужное действие. Разнообразие упражнений, форм и методов обучения делает уроки более интересными, а процесс обучения - более эффективным. Ученики занимаются охотно, с интересом воспринимают посильные и разнообразные задания, выполняют их осознанно, испытывают удовольствие от самого процесса выполнения.
Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом их физического развития и двигательной подготовленности, а также достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями - всё это важнейшие требования современного урока физической культуры.
На примере 5т класса можно просмотреть( проследить) повышение качества обученности. На графиках видно, что используя при обучении передач мяча двумя руками сверху в парах и передач двумя руками сверху дифференцированного подхода имеется положительная динамика, которая доказывает положительное действие применения дифференцированного подхода.
(17 слайд) Транслируемость практических результатов своей профессиональной деятельности – это
- создание банка проектных работ в помощь учащимся;
- открытые уроки
- обмен опытом с коллегами по данному вопросу;
- выступления на педсовете , РМО; ШМО
- публикации в интернет-ресурсах
И в заключении хочу сказать : Не нужно стремиться научить всех одному и тому же, привести всех к одному уровню. Учитывая индивидуальные особенности, применяя дифференцированный подход, опираясь на природные задатки и наклонности ребёнка учитель моделирует и реализует персонально в каждом ученике процесс индивидуального развития. При этом перед учителем встаёт действительно трудная задача – работать на уроке со всеми вместе и с каждым в отдельности и добиться хороших показателей всеми детьми.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход в обучении математике. Выступление.
Выступление на методическом обЪединение....
Индивидуально - дифференцированный подход к обучению на основе СНИТ как средство повышения эффективности усвоения знаний учащихся по химии.
В статье рассматривается вопрос применения СНИТ в обучении учащихся на уроках химии. Автор подробно описывает свой опыт использования компьютера на разных этапах урока с учётом индивидуально - д...
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.
Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.
Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.
Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....
Дифференцированный подход в обучении - новый подход к системе образования.
Огромный поток информации сыпется на головы наших детей. Это и новые открытия новых законов, новые знания, старые забытые учения, факты из жизни знаменитых людей. Все это необходимо ...
«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)
Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....