Авторская программа по начальной волейбольной подготовке «Юный волейболист» 2021 г
материал по физкультуре
Авторская программа по начальной волейбольной подготовке «Юный волейболист» 2021 г
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ№2» МО «ЛМР» РТ
_______________О.К. Платонова
Авторская программа
по начальной волейбольной подготовке
«Юный волейболист»
Учителя физической культуры высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №2» МО «ЛМР» РТ
Завитневич Лилии Валентиновны
2021 год
Пояснительная записка
Физкультуре и спорту придается большое общественно-воспитательное значение. Занятие физической культурой и спортом способствует совершенствованию всех функций организма, укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным влияниям внешней среды, а так же приобщению здоровому образу жизни.
В учебном процессе игра в волейбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Широкое применение игры в волейбол в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:
- Возможностью использование для всестороннего физического развития и укрепления здоровья;
- Воспитание моральных и волевых качеств;
- Доступностью игры для любого возраста;
- Простотой правил игры.
Данная программа по волейболу направлена на приобретение учащимися теоретических сведений, овладение приемам техники и тактики игры в волейбол, развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка.
Основными задачами программы являются:
- Укрепление здоровья и закаливание организма;
- Приобретение необходимых теоретических знаний;
- Изучение и совершенствование основ техники и тактики игры волейбол.
- Повышение специальной физической, тактической подготовки учащихся.
- Воспитание морально-волевых, этических качеств.
ЗНАТЬ: историю возникновение игры волейбол; влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья профилактику заболеваний и вредных привычек; гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, основы техники и тактики игры, правил игры и методика судейства.
УМЕТЬ: выполнять индивидуально специально подобранные физические упражнения для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма, развитие специальных физических качеств: быстроты, ловкости, прыгучести, гибкости, координации, выносливости, выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите, выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и защите, осуществлять судейство соревнований.
Методы и формы обучения.
Методы и приемы обучения:
- Групповые, индивидуальные, демонстрационные;
- Метод словесного описания упражнений;
- Метод показа упражнений;
- Метод целостного разучивания упражнения;
- Метод расчлененного разучивания упражнений;
- Игровой метод.
Формы обучения:
Фронтальная, групповая, поточная.
Оценка результатов
Оценке подлежит уровень теоретических знаний; физической и технической подготовки. Оценка результатов может проводиться на контрольном или соревновательном занятии. Высшим спортивным результатом обучения учащихся по данной программе является достижение соревновательного уровня подготовки.
Материально-техническое обеспечение занятий. Занятия проводятся в спортивном зале. Для проведения занятий по волейболу имеет следующие оборудования и инвентарь:
- Сетка волейбольная – 2шт.
- Станки волейбольные – 2шт.
- Гимнастическая стенка – 4шт.
- Гимнастические скамейки – 6шт.
- Гимнастические маты –
- Скакалки – 30шт.
- Мячи набивные 1.2кг – 10шт.
- Мячи волейбольные – 40шт.
- Мячи баскетбольные – 20шт.
- Мячи для малого тенниса – 20шт.
- Рулетка – 1шт.
- Секундомер – 1шт.
- Компьютерная техника – 1шт.
Содержание программы
Теория:
- История возникновения игры волейбол;
- Общие основы волейбола;
- Последовательность и этапы обучения волейболистов;
- Правила игры и методика судейства;
- Терминология и жестикуляция.
Техническая подготовка
Освоение техникой передвижения и стоек волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки толчком двумя ногами с места, с разбега). Техника стоек перемещений волейболиста в защите (перемещения приставными шагами, выпады вперед, в сторону, остановка скачком, шагом вперед).
Освоение техникой приема и передачи мяча:
- Сверху двумя руками над собой;
- Подвешенного мяча на шнуре;
- Передача и прием мяча в парах на месте, в движении;
- Передача через сетку в парах;
- Передача на точность в стену, в баскетбольное кольцо;
- Передача в прыжке через сетку с отбиванием мяча кулаком;
- Передача мяча в движении по кругу;
- Прием и передача мяча снизу двумя руками, с собственного подбрасывания на месте, в движении приставными шагами;
- Прием и передача снизу в парах, тройках, в кругу.
Освоение техникой подачи:
- Нижняя прямая подача у стены;
- Через сетку с 3 метров, с 6м, с 9м;
- Через сетку с лицевой линии на точность.
Верхняя прямая подача:
- В парах;
- Через сетку;
- На точность в заданную зону;
- Силовая подача.
Освоение нападающего удара
- Имитация прямого нападающего удара;
- Нападающий удар с собственного подбрасывания у стены, через сетку;
- Разбег, прыжок с замахом, приземление через сетку с малым теннисным мячом;
- Нападающий удар с дальних и коротких передач;
- Нападающий удар с заданной зоны;
- Обманный нападающий удар в различных направлениях.
Освоение техники блокирования
- Имитационные упражнения на месте, в движении.
- Специальные упражнения у сетки;
- Одиночного и группового блока.
Тактика игры в волейбол в защите и нападении.
Освоение индивидуальным и групповым тактическим действиям:
- Прием подачи мяча и передачи в зону передней линии;
- Точная передача мяча в зону нападения для последующих атакующих действий;
- Взаимодействия игроков линий и между линиями;
Тактика вторых передач:
- Чередование длинных и коротких передач;
- Использование для передачи мяча всей ширины сетки;
- Использование различной траектории и высоты полета мяча;
- Использование предварительных перемещений;
- Использование передающим игроком (обманных) действий;
- Выбор места при приеме мяча с подачи и передачи;
- Блокирование (выход в зону нападающего удара);
- Страховка партнера, принимающего мяч с подачи и передачи;
- Выбор способа приема мяча, посланного через сетку;
- Командные действия, расстановка игроков при приеме подачи и передачи, нападающего удара от противника.
Физическая подготовка
Общефизическая подготовка:
- Упражнения без предметов, индивидуальные и парные;
- Упражнения с гимнастическими палками, скакалками, набивными, баскетбольными мячами;
- Упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса, туловища, наклона, повороты;
- Бег, прыжки, приседания, отжимания;
- Эстафеты с элементами волейбола.
Специальная физическая подготовка:
- По сигналу из различных исходных положений (сидя, стоя, лежа на спине, на животе) стойки волейболиста лицом, боком, спиной к стартовой линии; то же но перемещение приставными шагами;
- Упражнения для развития прыгучести (выпрыгивание вверх со взмахом рук вверх из положения стоя, приседания);
- Многократные прыжки на гимнастической скамейке;
- Прыжки через скакалку;
- Прыжки на одной, обеих ногах с преодолением препятствий;
- Прыжки вверх до щита, отталкиваясь одной и обеими ногами с места, с разбега.
Система, формы контроля достижения
учащихся и критерии оценки.
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях, в организации и проведении судейства. Подведение итогов по технической и общефизической подготовки проводится два раза в год ( декабрь и май ). Учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Контрольные нормативы по основам технической подготовки в волейболе.
№ | Контрольные нормативы | Оценка | ||||
Низкий | Средний | Высокий | ||||
1 | Верхняя передача мяча в стену на расстоянии не менее 1-2м. (количество раз) | Юноши | 12 | 14 | 16 | |
Девушки | 9 | 11 | 14 | |||
2 | Нижняя передача мяча в стену на расстоянии не менее 1-2м. (количество раз) | Юноши | 10 | 12 | 14 | |
Девушки | 8 | 10 | 12 | |||
3 | Передача мяча в парах без потерь. Расстояние 6-8м. (количество раз) | Юноши | 17 | 20 | 25 | |
Девушки | 12 | 15 | 20 | |||
4 | Нижняя, верхняя подача, количество попаданий на площадку. | Юноши | 5 | 10 | 15 | |
Девушки | 3 | 6 | 10 | |||
5 | Нижняя, верхняя подача по заданию учителя. (количество раз) | Юноши | 5 | 10 | 15 | |
Девушки | 3 | 6 | 10 | |||
6 | Передача мяча (верхняя, нижняя), через сетку на точность, по заданию учителя. (количество раз) | Юноши | 3 | 4 | 5 | |
Девушки | 3 | 4 | 5 | |||
7 | Нижняя передача над собой. (количество раз) | Юноши | 15 | 20 | 25 | |
Девушки | 10 | 15 | 20 | |||
8 | Верхняя передача над собой. (количество раз) | Юноши | 15 | 20 | 25 | |
Девушки | 10 | 15 | 20 | |||
9 | Правила соревнований по волейболу (тестирование) баллы | Юноши | 20 | 15 | 13 | |
Девушки | 20 | 15 | 13 |
Контрольные нормативы по физической подготовке.
№, п. | Вид испытаний | Юноши | Девушки | |||||
Низ. | Ср. | Выс. | Низ. | Ср. | Выс. | |||
Бег 30м с высокого старта. | 5,7 | 5,5 | 5,3 | 5,9 | 5,7 | 5,5 | ||
Челночный бег 3Х10 | 5.0 | 4.9 | 4.7 | 5.3 | 5.1 | 4.9 | ||
Прыжок в длину с места | 170 | 190 | 200 | 160 | 170 | 180 | ||
Прыжок, вверх отталкиваясь двумя ногами с разбега (до щита) | 15 | 20 | 30 | 16 | 18 | 20 | ||
Прыжки через скакалку ( 25 секунд) | 45 | 55 | 75 | 50 | 60 | 85 | ||
Метание набивного мяча из-за головы двумя руками, сидя(1 кг) | 8м | 7м | 6м | 6м | 5м | 4м | ||
Метание набивного мяча из-за головы в прыжке с места( 1 кг) | 5м | 6м | 7м | 3м | 4м | 5м | ||
Сгибание и разгибание рук в упоре( кол-во раз) | 16 | 22 | 16 | 11 | 15 | 17 |
Литература
- Амалин М.Е.,Тактика волейбола – М. «Физкультура и спорт», 1962г.
- В.Осколкова, М.Снегуров, Техника и тактика игры в волейбол – М. «Физкультура и спорт»,1959г.
- Л.Микулина, Волейбол – М. «Физкультура и спорт», 1972г.
- Фурмонов А.Г., Бондарев Д.М., Волейбол – М. «Физкультура и спорт», 1983г.
- Железняк Ю.Д., 120 уроков по волейболу: учебное пособие – М. «Физкультура и спорт», 1970г.
- Железняк Ю.Д., Волейбол – методика обучения школьников – М. «Физкультура и спорт»,1978г.
- Ясутана Мацудайра, Наохира Икеда, Масыру Сайто, Волейбол: путь к победе – М. «Физкультура и спорт», 1983г.
- Книженников А.М., Книженников М.М., Основы судейства волейбола: учебно-методическое пособие, Нижневартовск, 2001г.
- Жуков В., 650 гимнастических упражнений – М. «Физкультура и спорт»,1970г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Начальная спортивная подготовка юных футболистов в условиях образовательной школы
p { margin-bottom: 0.21cm; }strong { font-weight: bold; } НАЧАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫОдним из универсальных средств, обеспечивающих...
Подготовка юных волейболистов
Данная презентация будет полезна на уроках физкультуры...
Отчет о разработке и внедрении в МБОУ СОШ № 66 авторских программ дополнительного образования "Зарница" и "Юный пожарник"
Обе программы имеют рецензии специалистов Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования (ККИДППО)...
«Начальный этап подготовки юных легкоатлетов ДЮСШ № 8 с.Небуг»
Работа посвящена актуальной проблеме- решению основных задач этапа начальной подготовки юных легкоатлетов. К основным задачам начальной подготовки является укрепление здоровья, формирование разносторо...
Презентация .Подготовка юных волейболистов (игровая форма)
Презентация. Подготовка юных волейболистов (игровая форма)...
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ.
Данное методическое пособие поможет, на наш взгляд, тренерам правильно планировать и осуществлять учебно-тренировочный процесс по физической подготовке, глубоко понять механизм, лежащий в основе возра...
психологическая подготовка юных волейболистов
Требования, предъявленные тем или иным видам спортивной деятельности к человеку, развивают и разные психические функции, волевые качества. Для волейбола характерна высокая эмоциональная и интелл...