«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И УЧРЕЖДЕНИЯ В ПРИОБЩЕНИИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ»
статья по физкультуре

Крисина Марина Анатольевна

Работа по формированию здорового образа жизни должна проводиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями участников образовательного процесса. 

У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой и соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому. 

Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Именно родители формируют у детей потребность в систематических занятиях физической культурой и в здоровом образе жизни. Помочь родителям в этом - задача педагога. 

Родители включены в жизнь Дворца спорта, они учатся анализировать свои методы, приемы по сохранению здоровья своего ребенка и привитию правил ЗОЖ, что служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. 

Только в условиях совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И УЧРЕЖДЕНИЯ

В ПРИОБЩЕНИИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ»

Сообщение  подготовила:

инструктор – методист

МАУ «Спортивная школа «Дворец Спорта «Юность»

Крисина М.А.

г.Н.Новгород

2022г.

"Если хочешь воспитать своего ребенка

здоровым, сам иди по пути здоровья,

иначе его некуда будет вести!"

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем. «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья» сказал А.Шопенгауер.

Известно, что на состояние здоровья людей влияют различные факторы: здоровье на 18-20% зависит от окружающей среды, на 20% - от наследственности, на 10-12% от медицины и на 50% - от образа и условий жизни человека.

В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" одной из основных задач, стоящих перед учреждениями образования, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка". Целью взаимодействия с родителями встаёт повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования практических навыков здорового образа жизни.

Работа по формированию здорового образа жизни должна проводиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями участников образовательного процесса. Формирование здорового образа жизни занимающихся включает в себя четыре составляющих:

1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.

Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека.

2. «Обучение здоровью».

Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом. Нельзя в этой связи не подчеркнуть главный вопрос: никакая информация, если она не подкреплена личной заинтересованностью, ничего для человека не значит.

3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика наркомании.

От степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни.

4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Здесь важно учитывать не только занятия физкультурой в школе, спортивные секции, необходимо пропагандировать утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы, и другие формы, доступные для массового использования.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих. Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы могут быть разными - туристические походы пешком или на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.

У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой и соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.

Именно родители формируют у детей потребность в систематических занятиях физической культурой и в здоровом образе жизни. Помочь родителям в этом - задача педагога. Очевидно, что семья и учреждения спорта, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Создавая благоприятные условия для формирования здорового образа жизни у занимающихся, необходимо учитывать психолого-педагогические технологии формирования здорового образа жизни. А именно:

1. Снятие эмоционального напряжения.

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач.

2. Создание благоприятного психологического климата на занятии.

С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих и физических возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция тренера на желание ребёнка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность группы заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании такого занятия учащиеся покидают тренировку с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

3. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

4. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий, учитывающих особенности каждого ребёнка и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала.

В МАУ «СШ «ДС «Юность» проблемами взаимодействия с семьей занимаются, в соответствии со своими должностными обязанностями, служба заместителя директора по Спортивной подготовке, тренеры, инструктора по спорту .

Формы работы с семьей по созданию здоровьесберегающего пространства в семье таковы: 

  • Тематические родительские собрания с показом элементов здоровьесбережения или обмен опытом между родителями.

Знакомить с тематикой собраний в начале учебного года, предлагать выступать с сообщениями, участвовать в обсуждениях, приглашать специалистов.

  • Беседы на медико-биологические темы с привлечением специалистов различных структур. 
  • Встречи по вопросам здоровьесбережения с работниками образования, науки, культуры, видными политиками, шоуменами и другими лицами, пользующимися авторитетом среди определенных групп населения.
  • Проектная деятельность.

Родители включены в жизнь Дворца спорта, они учатся анализировать свои методы, приемы по сохранению здоровья своего ребенка и привитию правил ЗОЖ.

Проведение конкурсов рисунков «Мы за ЗОЖ», «Спорт – альтернатива вредным привычкам».

  • Участие родителей в спортивно-массовых и праздничных мероприятиях, проводимых во Дворце Спорта и районе. 

Проведение профилактических акций «За здоровый образ жизни», «Спорт – альтернатива вредных привычек», соревнований по плаванию «Мама, папа, я – спортивная семья», товарищеских встреч по хоккею между детьми и родителями, соревнований «Семейный кубок» по настольному теннису. 

Участие всей семьёй в соревнованиях «Лыжня России», всероссийских массовых соревнованиях «Лёд надежды нашей», лёгкоатлетические марафоны «Кросс наций»,  «Беги герой», традиционный забег по Чкаловской лестнице и др.

Такие мероприятия оказывают конкретную практическую помощь семье в сохранении и укреплении здоровья ребенка, устанавливают теплые неформальные отношения между тренерами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

  • Сопровождение занимающихся в поездках на соревнования.
  • Благотворительная (спонсорская) помощь родителей в организации проведения соревнований различного уровня (стартовый взнос).
  • Индивидуальная работа с родителями: индивидуальное консультирование, беседы, посещение семьи на дому, общение по телефону, письменное общение с родителями и т.д.
  • Другие различные формы работы, доступные для массового использования: утренняя гимнастика, пешие прогулки и походы, занятия на спортивных площадках в парках и дворах, других простейших спортивных сооружениях.
  • Особую роль в этом плане должны играть летние оздоровительные учреждения, которые в настоящее время используются больше как средство обеспечения занятости детей, нежели как средство формирования здорового образа жизни.

Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является младший школьный возраст. В этот период дети значительную часть времени проводят в семье, где закладываются основы отношений к себе и своему здоровью. Отцы рассматривают физическое развитие в качестве цели воспитания чаще, чем матери, и физическому воспитанию мальчиков оба родителя придают большее значение, чем воспитанию девочек. 

ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

Только в условиях совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Успех работы на сохранение и укрепление здоровья детей, во многом зависит от тесного взаимодействия учреждений образования и семьи, от высокой профессиональной компетентности и грамотности педагога и родителей. Эффективность решения задач по формированию у учащихся ЗОЖ можно определить по динамике физического состояния ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности, по отношению к собственному здоровью.

Здоровье ребёнка либо строится, и это требует больших усилий и средств, либо оно разрушается, и это происходит само собой, без затрат и усилий.

Заключение

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, выполняемых оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности. Основное содержание процесса формирования здорового образа жизни учащихся, должны составлять комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико-профилактические мероприятия), направленные на сохранение, укрепление здоровья и повышение работоспособности учащихся, а также мероприятия направленные на профилактику вредных привычек.

Наибольшей эффективности можно ожидать лишь тогда, когда мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Таким образом, основные задачи педагога, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, заключается в том, чтобы подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.

Обеспечение этого баланса возможно только на основе единства усилий всех педагогов образовательных учреждений, особенно - учителей физической культуры и тренеров-преподавателей, медицинской службы, психологической службы, родителей, службы валеологического мониторинга, необходимых для реализации условий по сохранению и развитию здоровья ребенка.

В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж.Руссо хочется сказать:

“Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 5классе "КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"

КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ...

статья Практика работы образовательных учреждений по формированию здорового образа жизни

статья Практика работы образовательных учреждений по формированию здорового образа жизни...

Взаимодействие семьи и школы в воспитании здорового образа жизни учащихся.

                «Семья и школа – это берег и море. На берегу  ребёнок делает свои первы  шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед...