"Баскетбол - движение вверх" Методические рекомендации
статья по физкультуре (5 класс)

Камнева Людмила Владимировна

В данном материале рассматриваются методические рекомендации  по проведению внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности по баскетболу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.59 КБ

Предварительный просмотр:

Баскетбол – движение вверх

(методические рекомендации)

Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная активность. Двигательные действия являются мощными факторами, повышающими адаптационные возможности организма, расширяющими функциональные резервы.

В настоящее время учащиеся в школе позиционируют себя как отдельную личность, которая, к сожалению, не всегда может работать в команде, слышать и принимать отличное от его мнения позицию. В моей методической разработке «Баскетбол – движение вверх», я объединяю индивидуальность каждой личности в одну команду, где индивидуальность станет единой. В процессе занятий учащиеся учатся слышать, поддерживать и взаимодействовать друг с другом.

В статье даны методические рекомендации разработаные на основе учебной программы по физической культуре Г.И. Погадаева

Цель: обеспечить системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья школьников.

Задачи:

- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;

- формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом;

- воспитание моральных и волевых качеств.

Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных организаций объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Баскетбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных организаций, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе.

Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия по баскетболу улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. У учащихся развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.

Краткая характеристика баскетбола

Игра в баскетбол появилась в 1891 году в США, ее создателем считается преподаватель колледжа Джеймс Нейсмит.

Баскетбол (от англ.,basket – корзина, ball – мяч) – игра с мячом двух команд по 5 человек на специальной площадке, с двух сторон которой находятся стойки с прикрепленными к ним кольцами. Кольцо (корзина) находится на высоте 3,05м от пола.

Цель каждой команды – забросить руками мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в свою корзину. За каждый результативный бросок мяча в корзину соперников команда получат:

- за штрафной бросок – 1 очко;

- за бросок, сделанный в пределах трехочковой линии, - 2 очка;

- за бросок, сделанный из-за трехочковой линии, - 3 очка.

Победителем становится команда, набравшая большее количество очков по истечении игрового времени. Ничьих в баскетболе не бывает, при равном счете по истечении основного времени матча назначается овертайм (5 минут дополнительного времени), до тех пор, пока не будет выявлен победитель матча.

Место для игры. Площадка представляет собой прямоугольник размером 28м в длину и 15м в ширину.

Баскетбольный мяч. Имеет сферическую форму оранжевого цвета.

Размер

Длина окружности, мм

Масса, г

Размер 7

750-780

567-650

Размер 6

720-740

500-540

Размер 5

690-710

470-500

Содержание и организация занятий по баскетболу

Обучение игре начинается с изучения отдельных приемов (вначале технике нападения, а затем защиты). По мере овладения приемами техники изучается тактика игры. Правила игры изучают параллельно с соответствующими приемами тактики и техники.

Обучение каждому приему осуществляется в соответствии общей схемой:

  1. Ознакомление с приемами.
  2. Изучение приема в упрощенных или специально созданных условиях.
  3. Совершенствование приема в усложненно, приближенной к условиям игры обстановке.
  4. Применение приема в игре.
  5. В основе успешного выполнения всех технических приемов в баскетболе лежит умение хорошо владеть мячом. Поэтому в подготовительную часть занятия целесообразно включать различные упражнения с баскетбольным мячом, не содержащие непосредственно игровых приемов.

Упражнения с баскетбольным мячом:

и.п. – ноги врозь, мяч внизу; присесть и поднять мяч над головой;

и.п. мяч над головой; выполнить выпады вправо (влево), подавая мяч вперед;

и.п. – ноги шире плеч, мяч впереди; наклониться вперед, подбросить мяч между ног вверх, выпрямиться с поворотом вправо (влево) и поймать мяч двумя руками;

и.п. – мяч внизу; подбросить мяч вверх, сесть на пол, встать и поймать мяч двумя руками;

и.п. - мяч внизу; подбросить мяч вверх, выпрыгнуть и поймать его в прыжке;

и.п. – мяч перед собой; перекладывая мяч из одной руки в другую выполнить круговые движения мячом вокруг шеи, туловища, вправо (влево);

и.п. – ноги шире плеч; перевести мяч с руки на руку «восьмеркой» вокруг и между ног;

и.п. – стойка баскетболиста; выполнить ведение мяча между ног по «восьмерке», поочередно обводя правую и левую ногу снаружи или посылая мяч спереди назад под правую и левую ногу.

Обучение техническим приемам игры с мячом

Основными приемами игры в баскетбол являются ловля, передача, ведение и броски мяча. Эти приемы выполняются на месте и в передвижении.

Держание мяча

Техника выполнения. Кисти обеих рук с широко расставленными пальцами располагают сбоку, несколько сзади от центра мяча. Большие пальцы направленны вверх, остальные – вперед. Мяч удерживается всеми фалангами пальцев, но вплотную с ладонью не соприкасается. Руки полусогнуты в локтевых суставах. Мяч находится на уровне груди.

Обучение

  1. Имитация держания мяча в руках: образовать воронкообразное положение кистей с широко расставленными пальцами.
  2. Из стойки баскетболиста наклониться к лежащему на полу мячу, положить на него кисти рук и поднять мяч: а) на уровне груди, б) над головой.
  3. Поднять мяч с пола и выполнить им движения в разных направлениях, правильно удерживая его
  4. Подбросить мяч вверх и поймать его.
  5. Подбросить мяч вверх и поймать его с отскоком от пола
  6. Эстафета «Передача мяча сбоку в колоннах» (с поворотом туловища влево и вправо).

Стойка игрока

Стойка баскетболиста – это наиболее рациональное исходное положение тела, обеспечивающее возможность быстрого и эффективного выполнения двигательных действий в защите и в нападении.

Техника выполнения. Слегка согнутые ноги расставлены на ширину плеч; масса тела распределена равномерно на обе ноги; одна стопа несколько выставлена вперед; руки слегка согнуты в локтевых суставах, находятся перед туловищем.

Обучение

  1. Выполнить основную стойку баскетболиста на месте (без мяча).
  2. Принять стойку игрока по сигналу.
  3. Присесть, выпрыгнуть вверх, приземлиться на полусогнутые ноги. Ноги на ширине плеч, одна нога несколько выставлена вперед.
  4. Присесть, выпрыгнуть, приземлиться в стойку и сразу же после приземления на полусогнутых ногах выполнить передвижение на противоположную боковую линию площадки (руки держать перед грудью)
  5. Присесть, выпрыгнуть вверх, приземлиться в стойку. Сразу же после приземления стартовать: вперед, назад, в стороны. Руки держать перед грудью.
  6. Занимающиеся перемещаются с мячом в руках и по сигналу принимают положение стойки с мячом

Методическое указание. Упражнение выполняется по сигналу учителя.

  1. Соревнование на правильность выполнения стойки баскетболиста с мячом и без мяча.

Методические указания. Занимающиеся выстраиваются в две колонны. Учитель располагается в центре площадки. По сигналу учителя направляющие колонны подбегают к нему, фиксируют стойку баскетболиста, учитель оценивает качество выполнения приема обоими учениками, после чего они возвращаются в конец колонны.

Ловля мяча

Ловля – прием. С помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия (передачу, ведение, бросок).

Ловля мяча двумя руками на месте

Техника выполнения. Выполнить шаг в направлении летящего мяча, руки вытянуть вперед. Кисти рук образуют как бы воронку, в которую должен лечь мяч, пальцы не напряжены. Согнуть руки в локтевых суставах, подтягивая к груди.

К обучению ловле мяча следует переходить после овладения техникой держания мяча.

Обучение

  1. Имитация ловли мяча. Движения выполняют с мячом в руках из и.п. – стока баскетболиста, руки вперед-вверх.
  2. Ловля мяча, брошенного в стену на уровне груди, после его отскока.

Методическое указание. Упражнение выполнять с различных расстояний.

  1. Ловля мяча после броска партнера.

Методическое указание. Ловлю мяча осваивают одновременно с его передачей.

Передача мяча

Передача мяча – один из основных технических приемов в баскетболе. С помощью передачи мяча игроки взаимодействуют между собой во время игры с целью создания благоприятной ситуации для завершения атаки броском.

Передачи мяча выполняют: двумя руками от груди, двумя руками снизу, двумя руками над головой, одной рукой снизу, одной рукой от плеча, одной рукой за спиной, одной двумя руками с отскоком от пола.

Передача мяча от груди двумя руками

Техника выполнения. Принять стойку баскетболиста, мяч в руках. Сгибая ноги в коленях и слегка опуская руки, приблизить мяч к груди, быстро выпрямляя ноги и руки, вытолкнуть мяч кистями от груди.

Обучение:

  1. Имитация передачи мяча (мяч из рук не выпускать).
  2. Передача мяча, стоя лицом к стене на расстоянии 1,5м.

Методическое указание. Постепенно увеличивать расстояние до стены и скорость выполнения передачи.

  1. Передача мяча в стену, поворот кругом с последующей ловлей мяча.
  2. Передача мяча в парах на месте на расстоянии 5-6 м друг от друга
  3. Передачи мяча в парах с выполнением дополнительного задания: ф) подкинуть мяч над собой, поймать его и передать партнеру; б) ударить мяч об пол, поймать и передать партнеру.
  4. Передача мяча двумя руками от груди «змейкой» от одной шеренги к другой
  5. Передача мяча в парах на месте с выполнением шага вперед.
  6. Передача мяча со сближением и удалением партнеров. Один из партнеров отступает назад, пока не отойдет от товарища на 6-8м, затем сближается до расстояния 2м.
  7. Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передача мяча на месте по два раза подряд с уходом в конец: а) своей колонны; б) встречной колонны.
  8.  Передачи мяча в тройках: а) построение в шеренгу; б) построение треугольником.
  9. Передачи в парах двумя баскетбольными мячами (на месте).

Для совершенствования передачи мяча выполнить подвижную игру «Передал-садись».

Ведение мяча

Ведение мяча – продвижение игрока с мячом, ударяя его о пол игровой площадки одной или поочередно двумя руками. Ведение мяча также называется дриблингом.

Ведение мяча правой и левой рукой

Техника выполнения. Ведение осуществляется последовательными мягкими толчками мяча рукой вперед-вниз несколько в сторону от ступней. Основные движения выполняют локтевой и лучезапястный суставы. Туловище слегка наклонено вперед, ноги согнуты в коленных суставах.

Приведении мяча необходимо периодически переключать зрительный контроль с мяча на площадку и обратно. Нельзя бить по мячу ладонью.

Методические указания. Ведение мяча вначале изучается на месте, затем в движении, шагом и бегом. Необходимо осваивать ведение мяча правой и левой рукой.

Броски мяча в кольцо

Бросок-действие игрока, направленное на попадание мячом в кольцо соперника.

Броски различают по типу их исполнения: одной или двумя руками; по способу исполнения: с места, в прыжке, в движении; по расстоянию от кольца: ближние (0-3м), средние (3-5м), дальние (из-за линии радиусом 6,75м).

Изучают броски в такой последовательности: с близкой дистанции, штрафные, со средних и дальних дистанций.

Обучение и развитие ребенка в школе может быть успешным, если создать для этого необходимые условия. Одно из основных условий – личностно ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт. Баскетбол является составной частью школьной программы. Каждый учащийся индивидуален,  но в процессе занятий баскетболом развивается чувство ответственности, коллективизма.  Выполняя технические приемы игры, учащиеся взаимодействуют между собой, что способствует сплочению коллектива, умению участниками формулировать единую цель и достигать ее совместными усилиями.

Литература:

  1. Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол: пособие для учителей и методистов / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: Просвещение, 2013.
  2. А.Н. Каинов. Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации. Изд. 2-е Волгоград, 2014.
  3. А.П. Матвеев. Физическая культура. 6-7 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Физическая культура М.2011г. «Просвещение».  
  4. А.П. Матвеев. Физическая культура.8-9-й классы : учебник для общеобразовательных учреждений .Учебник написан в соответствии с Примерной программой "Физическая культура" с соблюдением требований, заложенных в стандартах второго поколения, и программой А. П. Матвеева "Физическая культура. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни". 2011год Москва « Просвещение».
  5. Рабочая программа «Физическая культура 5 – 9 классы»   Автор:Матвеев А.П.М. “Просвещение”,2012.
  6. Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2017).
  7. А.Н.Каинов , В.Е Калинин  Методика подбора средств баскетбола для уроков физической культуры в общеобразовательной школе. – Волгоград: ВГАФК, 2008.
  8.   Назаренко Л.Д .Оздоровительные основы физических упражнений – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  9. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: учебное пособие. – Изд. 2-е – Ростов н/Д, Феникс, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - Разминка в баскетболе-Групповые упражнения в движении

В этом блоке мы остановимся на групповых упражнения разминки в движении. которые используют мои команды перед играми и тренировками....

Презентация по баскетболу. Бросок в движении одной рукой сверху после ведения.

В данной презентации дается методика обучения , упражнения для обучения броску мяча в движении после ведения в упрощенных и усложненных условиях.  Предлагаются подвижные игры и эстафеты для закре...

Физическая культура, 7 класс Тема: «Разучивание передачи мяча двумя руками от груди в движении против защитника (баскетбол)»

Физическая культура, 7 классТема: «Разучивание передачи мяча двумя руками от груди в движении против защитника (баскетбол)»Тип урока: ОНЗОсновные цели:1) сформировать представление о способе передачи ...

Разработка урока "Баскетбол. Ведение мяча в движении с изменением направления движения и высоты отскока мяча"

ПрезентацияЦель урока: Освоение основ техники ведения  в баскетболе.Задача: Закрепить технику ведения мяча без зрительного контроля в движении.Продолжить разучивание основ техники движения  ...