«Игровые технологии на уроках физической культуры в начальной школе»
методическая разработка по физкультуре

Котов Илья Игоревич
«Игровые технологии на уроках физической культуры в начальной
школе». Основным видом деятельности младших школьников на уроках физкультуры являются
игры. Подвижные игры выделены в программе в отдельный раздел, что говорит об их
важности. Игровые технологии используются для развития физических качеств,
формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений, активизации и
совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной
активности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.1.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

 «Игровые технологии на уроках физической культуры в начальной школе»

     Основным видом деятельности младших школьников на уроках физкультуры являются игры. Подвижные игры выделены в программе в отдельный раздел, что говорит об их важности. Игровые технологии используются для развития физических качеств, формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности младших школьников.

Игры на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Для успешного решения задач урока дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи:

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

 учебный материал используется в качестве его средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с результатом игры.

 Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным.

Игра необходима детям для развития личности, т. к. в игре ребенок учится познавать себя, познавать окружающий его мир и свое место в нем. Педагогическая игра имеет существенный признак - четко поставленную цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.

 Подвижные игры это доступный и очень эффективный метод воздействия на ребенка. В игре обычное становится необычным, а значит особенно привлекательным. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Главный признак подвижных игр наличие двигательных действий, благодаря чему они являются отличным средством и методом физического развития.

   Воспитательное значение подвижных игр не сводится к развитию только физических качеств, таких как: быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость. Развиваются еще и интеллектуальные качества: память, наблюдательность, сообразительность.

   Игра является жизненно важной потребностью и способствует развитию ориентировки в пространстве, координации, выработке и закреплению движений, делая их автоматизированными. Игра несет радость и эмоциональный подъем, поэтому больше чем другие формы физической культуры способствуют разностороннему, физическому и умственному развитию, воспитанию морально-волевых качеств, укреплению организма ребенка.

Игровая деятельность уникальна в возможности развивать познавательные интересы. Она заставляет ребенка мыслить, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера, выбирать из множества действий одно, которое, по его мнению, наиболее целесообразно.

 Использование игровой технологии на уроках физкультуры помогает повышать эмоциональность урока, а это в свою очередь помогает решать поставленные задачи.

Если на уроке мы решаем задачу развития силы, то включаем игры и упражнения связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями. Очень эффективными для решения этой задачи оказываются наклоны, приседания, бег или прыжки с посильным для них грузом. Это любимая ребятами эстафета «Гонка мяча». В данном случае мяч передается, перекатывается, переносится, перебрасывается различными способами. Сюда же можно отнести и очень полезные для силового развития метания различных предметов на дальность.

С удовольствием дети играют  в игру «Кто больше?». Две команды, располагаясь друг против друга, метают легкие пластмассовые мячи, так, чтобы добросить его до стены соперника. Мячи легкие, летят недалеко и для того, чтобы добиться нужного результата приходиться затратить силу, а чтобы победить соперника, силу нужно затратить многократно в короткий промежуток времени (игра длится всего 1 мин.).

Для развития  быстроты подбираю игры, в которых требуется мгновенная реакция на различные сигналы (хлопок, свисток, поднятая вверх рука). Эти игры состоят из ускорений, внезапных остановок. Все движения направлены на сознательное опережения соперника. Это такие игры, как «Воробьи – вороны», «Займи кружок», «День и ночь».

В силу особенностей первоклассников не всякую игру можно использовать. Необходимо учитывать уровень трудности игры и сложность ее во взаимодействии игроков. Игра будет интересна, если доступна и понятна им. Поэтому  следую принципу от простого к сложному. Для этого использую различные варианты одной игры, которые предусматривают сохранение ее правил и умений детей с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Например, в 1 классе мы играем в игру «Охотники и утка», т. к. дети младшего школьного возраста еще не могут бегать врассыпную так, чтобы это было безопасно. А потом мы усложняем игру, добавляя «уток» и переходим к игре «Охотники и утки». Эта игра способствует развитию ловкости, выносливости, здесь требуется проявление сноровки, развивается координация движений, ориентировка в пространстве. В игре необходимо быстрое согласование действий со своими партнерами по команде. Происходит развитие глазомера, чувства мяча, точности движений. В этой игре проявляются и такие качества, как воля, умение взять игру на себя, смелость, способность преодолевать свои слабости

 Для того чтобы игра приносила пользу, необходимо продумывать ее до мелочей. Строго соблюдать правила игры, технику безопасности как для играющих, так и для наблюдающих за игрой. Стоит проводить игру с дидактической направленностью. В этом случае дети учатся объединять движения и полученные на занятиях и в повседневной жизни знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.

Требования к отбору игр следующие:

- игра должна давать новые понятия;

- в игре должны развиваться способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро реагировать на часто меняющуюся обстановку;

- дидактическое и двигательное содержание игры должно соответствовать особенностям программного материала;

- степень сложности игры должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам.

При организации и проведении игры необходимо придерживаться следующих правил:

- простота и доступность;

- каждый ребенок должен быть активным участником игры;

- исключить малейшую возможность риска, угрозы здоровью детей, заблаговременно сообщать о правилах безопасности игры;

- безопасность используемого инвентаря;

- при проведении нескольких игр следует учитывать принцип: от легкого к сложному.

Обязательным условием при проведении подвижных игр является соблюдение правил, регулирующих возникновение конфликтов. При организации игр необходимо выбрать безопасное место для их проведения.

Общим структурным элементом игры, независимо от её типа, является вступительное слово учителя. Вступительное слово учителя нацеливает учащихся на активную и творческую познавательную деятельность. Во вступительном слове учитель формулирует цель игры, ещё раз знакомит с правилами, создаёт необходимую эмоциональную и рабочую обстановку. Активность участников игры во многом зависит от контакта учителя со школьниками. Каждый творчески работающий учитель задумывается над тем, насколько эффективно проведена игра. Для достижения высокой результативности игры следует соблюдать ряд условий:

1. формирование мотива деятельности (для чего);

2. формирование системы знаний на основе игры (что развивает);

3. включение каждого школьника в процесс игры.

При использовании игр на уроках физической культуры  придерживаюсь следующего алгоритма деятельности.

Выбор игры. Осуществляется исходя, прежде всего, из целей предстоящего урока, возрастных и учебных возможностей учащихся, их физической подготовленности.

Оборудование и оснащение игровой площадки. При планировании учебного занятия обязательно выбираю в соответствии с содержанием место для игры и оборудование, которые должны соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным и удобным для учащихся.

Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. В предложение игры входит объяснение её правил и техники действий. Игру объясняю точно и кратко, непосредственно перед её началом. В объяснение входит название игры, рассказ и её содержание и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе роли играющих, объяснение игровых аксессуаров.

Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. На уроках физической культуры при проведении игр разбиваю класс на команды, таким образом, чтобы группы были равными по физической подготовленности детей. Для игр, в которых требуются капитаны, водящие, учитываю какая роль особенно полезна ученику, так, чтобы роль позволяла неавторитетным укрепить авторитет, неактивным - проявить активность, недисциплинированным - стать организованным.

Развитие игровой ситуации. При организации игр придерживаюсь следующих принципов:

-  отсутствие принуждения любой формы при  вовлечении детей в игру;

-  принцип развития игровой динамики;

-  принцип поддержания игровой атмосферы

-  принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;

-  принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.

Подведение итогов игры. В соответствии с указанными заранее правилами вмести с учащимися,  подводим итог игры, определяем победителей, в качестве жюри привлекают детей, которые по состоянию здоровья не могут в данной игре принимать участие.

При проведении игр обязательно ставлю перед собой следующие задачи:

Опираться на достижения предыдущего возраста;

Стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;

Подготовить почву для последующего уровня физической подготовленности учащихся;

Ориентироваться на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности;

Главное- уважение к личности ребёнка, не убить интерес к работе, стремиться развивать его.

Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю и добиваться более высоких результатов. Применение игровых форм на уроке физической культуры – это эффективное средство для повышения мотивации учащихся к учебной деятельности, таким образом, можно сделать вывод, что применение игровых форм на уроках физической культуры повышает интерес к предмету.

Подвижные игры укрепляют здоровье, развивают находчивость, чувство товарищества, дают возможность реализовать накопившуюся энергию. Кроме того, они развивают воображение, прививают участникам умение достигать цели, приходить на помощь другу при разных обстоятельствах.

Занимательность этих игр является средством привлечения интереса к предмету или процессу обучения. В соревновании школьники сравнивают свои знания, умения, личностные свойства. Во время соревнований ученики учатся делать выбор и выводы, давать самооценку и пересматривать собственные позиции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В.М. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007. - 94 с.

Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.

Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/   М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.

Конради С. В. Игровые технологии. АСТ – Сталкер, 2006. - 124 с.

Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования/ Под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н\Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе.

Практическое применение игровых технологий на уроках  физической культуры в начальной школе....

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе.

Применеие игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе...

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе.

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе...

«Игровые технологии на уроках физической культуры в начальной школе в условиях введения ФГОС»

Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно м...

Игровые технологии на уроках физической культуры в начальной школе

Игровые технологии на уроках физической культуры в начальной школе...

«Игровые технологии на уроках физической культуры в начальной школе»

laquo;Игровые технологии на уроках физической культуры в начальной школе»...