Игровые технологии на уроке физической культуры
методическая разработка по физкультуре

Лавренчук Андрей Александрович

Игровые технологии на уроке физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_na_uroke_fizicheskoy_kultury.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроке физической культуры

Общеизвестно, что основным видом деятельности младшего школьника является игра. Соответственно, для успешного развития физических качеств, формирования навыков и умений в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности младших школьников необходимо как можно шире применять подвижные игры.

Игровая деятельность занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях.

Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций: обучающая, воспитательная, развивающая, психотехническая, коммуникативная, развлекательная, релаксационная.

При проведении игр учитель должен ставить перед собой следующие задачи:

·         Опираться на достижения предыдущего возраста;

·         Стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;

·         Подготовить почву для последующего уровня физической подготовленности учащихся;

·         Ориентироваться на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности;

При планировании полезной для конкретного занятия подвижной игры учитывается общая нагрузка урока и определяется её место среди других упражнений и учебных заданий.

При использовании игровых технологий на уроках физической культуры можно придерживаться следующего алгоритма:

1.      Выбор игры.

Осуществляется исходя, прежде всего, из целей предстоящего урока, возрастных и учебных возможностей учащихся, их физической подготовленности.

2.      Оборудование и оснащение игровой площадки.

При планировании учебного занятия обязательно выбираю место для проведения игры и оборудование, которые должны соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным и удобным для учащихся.

3.      Предложение игры детям.

Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. В предложение игры входит объяснение её правил и техники действий. Игру объясняю точно и кратко, непосредственно перед её началом. В объяснение входит название игры, её содержание и объяснение основных правил игры, в том числе роли играющих, объяснение игровых аксессуаров. Второстепенные правила объясняю по ходу игры.

4.      Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре.

На уроках физической культуры при проведении игр разбивают класс на команды, таким образом, чтобы группы были равными по физической подготовленности детей. Для игр, в которых требуются капитаны или водящие, учитывают, какая роль особенно полезна ученику. Так, например, чтобы роль позволяла неавторитетным укрепить авторитет, неактивным проявить активность, недисциплинированным стать организованным.

5.      Развитие игровой ситуации.

При организации игр следует придерживаться следующих принципов:

·         принцип развития игровой динамики;

·         принцип поддержания игровой атмосферы;

·         принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;

·         принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.

6.      Подведение итогов игры.

В соответствии с указанными заранее правилами вместе с учащимися, подводится итог игры, определяются победители, в качестве жюри привлекаются дети, которые по состоянию здоровья не могут в данной игре принимать участие.

 

Если на уроке решается задача развития силы, то в него включаются вспомогательные игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним — перетягивание, сталкивание, удержание, выталкивание, и т. д., различными двигательными операциями с доступными отягощениями — бег, прыжки, метания на дальность, их перемещения в пространстве, передачи партнерам по команде и т. п.

Для развития быстроты подбираются игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые, тактильные сигналы, упражнения с внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие расстояния в кратчайший срок и другими двигательными действиями, направленными на осознанное и целеустремленное опережение соперника.

Для развития ловкости используются игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой и тактической изворотливостью, умения своевременно и результативно использовать те редкие благоприятные моменты и ситуации, которые непредсказуемо складываются в условиях бескомпромиссного психофизического соперничества.

Для развития выносливости применяются игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.

 

В силу особенностей детей не всякую игру можно использовать, необходимо учитывать уровень трудности игры и сложность ее во взаимодействии игроков. Игра будет интересна, если доступна и понятна им. Поэтому надо следовать по принципу от простого к сложному. Для этого используются различные варианты одной игры, которые предусматривают сохранение ее правил и умений детей с учетом их возраста и индивидуальных особенностей.

В ходе проведения подвижных игр ведётся наблюдение за участниками игры, что помогает более грамотно организовывать рефлексию по ее окончанию и определять степень сформированности коммуникативных УУД, а также проводится анализ эффективности использования именно этих игр. Важно организовано закончить игру: подвести итоги, объявить результаты, отметить положительные и отрицательные стороны. К подведению итогов нужно чаще привлекать самих участников. Это способствует воспитанию у детей умений оценивать свои действия, действия товарищей, выявлять причины побед и поражении.

 


 

Литература

 

1.      Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1999. - 105с.

2.      Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

3.      Игровые технологии

4.      Ярлыкова О.В. Дарманова К. Использование игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе. Гуманитарный научный журнал, 2017, с. 127-131.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников»

«Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников»...

Игровые технологии на уроках физической культуры

Данный материал содержит презентацию и фотографии по теме....

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе.

Практическое применение игровых технологий на уроках  физической культуры в начальной школе....

Проект педагогического эксперимента по теме: "Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников".

Цель проекта : экспериментально доказать необходимость применения игровых технологий, как средства развития уровня физической подготовленности школьников на уроках физической культуры....